Методические указание к изучению отдельных




тем и разделов курса “Нормирование труда”

Цель учебно-методических материалов – оказать методическую помощь студентам при изучении теоретических и практических вопросов нормирование труда рабочих и служащих, выработке навыков анализа практического материала и самостоятельного проведения технико-экономических расчетов.

Для полного усвоения курса необходимо:

Ознакомиться с программой и методическими указаниями по курсу;

Подобрать основную и дополнительную литературу;

Составить календарный график изучения дисциплины и выполнить контрольную работу;

Изучить рекомендуемые обязательные и дополнительные литературные источники по проблемам нормирования труда;

Ознакомиться с состоянием нормирования труда, а также с деятельностью профсоюзных комитетов в этой области непосредственно на предприятии;

Приобрести навыки изучения затрат рабочего времени, расчета норм труда, анализа состояния нормирования труда на конкретных материалах предприятия, на условных примерах, изложенных в плане практических занятий, а также с помощью решения соответствующих заданий контрольной работы.

Объём требуемых знаний по данной дисциплине определен программой, в которой дан список рекомендуемой литературы.

В курс включены, помимо вводной темы “Предмет и задачи курса” Нормирования труда“, пять разделов: основные положения теории нормирования труда; изучение трудовых процессов и затрат рабочего времени; методика расчета норм труда; особенности нормирования отдельных видов работ; организация по нормирования труда.

Изучение дисциплины предполагает усвоение по данным разделам. По завершении изучения каждого работника рекомендуется проверить свои знания, отвечая на выполнение в плане практических занятий по соответствующему данного раздела, выполнить задания расчетно-аналитического характера и задания контрольной работы по данному разделу.

 

Тема I. Предмет и задачи курса “Нормирования труда”

При изучении темы уясните объективную необходимость нормирования труда в рыночных отношениях, увязав этот вопрос с непосредственно общественным характером труда и принципом распределения материальных бла.

Особое внимание следует уделить изучению первоисточников и директивных документов государства и правительства, профсоюзов, в которых изложены вопросы нормирования труда. Требует глубокого усвоения о государственном предприятии (объединении).

Исходным моментом процесса изучения является определение сущности категории “общественно необходимое рабочее время”, которое является всеобщей мерой труда.

Необходимо четко представлять сущность меры труда и ее конкретных проявлений – норм труда, а также установить их связь и различие. Если мера труда является количественным выражением общественно необходимых затрат труда на единицу продукции в ее законченном виде, то нормы труда выражают необходимые затраты конкретного труда на единицу работы при данных (на участке или рабочем месте) организационно-технических условиях. Именно поэтому мера выступать в виде норм времени, выработки, обслуживания, управляемости и численности работников.

После изучения этих понятий нужно четко определить предмет и содержание курса и ясно представлять себе место и роль нормирования труда в общественном производстве.

Важно усвоить содержание процесса нормирования труда, его задачи и принципы на современном этапе рыночных отношений.

Рассматривая систему научного обоснования норм труда, следует обратить внимание на необходимость и содержание процесса организационно-технического, экономического, психофизиологического и социального обоснования норм труда.

Изучая функции нормирования труда, следует обратить внимание на изменение их значимости по мере развития общественного производства и совершенствования производственных отношений в условиях самоокупаемости и рыночных отношений.

В итоге студенты должны не только усвоить теоретическое и методологические положения курса, но и овладеть навыками экономических расчетов, четко представлять организацию работы по нормированию труда и направления ее совершенствования. Исходя из содержания и задач курса студенты должны ясно представлять связь нормирования труда с другими смежными дисциплинами, изучающими технико-организационные и социальные условия производства.

Раздел I. Основные положения теории нормирования труда

В этом разделе необходимо, прежде всего, уяснить понятия “производственный процесс”, его структуру, классификацию производственных процессов. Требуется обратить внимание на то, что производственный процесс состоит из технологического процесса, предусматривающего порядок и способы выполнения работы и трудового процесса (совокупности действий исполнителя по осуществлению технологического процесса).

Особое внимание следует уделить коллективным трудовым процессам, получающим все больше распространение, необходимости учета их особенностей при нормирования труда.

Уяснив, что основным объектом нормирования труда является технологическая производственная операция (комплект производственных операций), надо уметь расчленить ее в технологическом и трудовых отношениях и понять необходимость такого расчленения для установления технически обоснованных норм.

Помимо знаний производственного процесса и его структуры для установления норм труда необходимо тщательно изучить затраты времени и их классификацию.

Студенты должны знать, какие затраты рабочего времени является нормируемыми и какие ненормируемые, т.е. являются потерями рабочего времени. Важно усвоить общепринятую индексацию затрат рабочего времени, разработанную НИИ труда.

В неразрывной связи с классификацией затрат рабочего времени нужно изучить классификацию времени работы оборудования и занятость работника.

Необходимо выяснить понятие и содержание применяемых на предприятиях норм труда и нормативных материалов по труду.

Важно уяснить сущность, значение классификации норм труда, область применения дифференцированных (микроэлементных), укрупненных, комплексных норм труда, особенности и условия применения на предприятии типовых и единых норм. Требуется знать назначение и разновидности нормативных материалов по труду, требования, предъявляемых к нормам и нормативным материалам по труду.

Нужно обратить внимания на организацию разработки нормативных материалов, хорошо представлять, какие организации разрабатывают нормативы, как координируется их деятельность и кто осуществляет методическое руководство этой работой.

Важно уяснить структуру, содержание нормативных справочников (они имеются на всех предприятиях), научиться ими пользоваться при установлении норм труда.

Рассмотрев виды норм труда и разновидность нормативных материалов, применяемых для нормирования труда, необходим уяснить сущность научного обоснования норм труда, имея в виду положения о том, что на величину затрат рабочего времени влияет ряд организационно-технических, экономических, психофизиологических и социальных факторов, которые должны учитывается не изолированно, а во взаимосвязи.

Учитывая, что вариантов организации труда по выполнению производственного процесса может быть несколько и, следовательно, могут различаться и величины норм затрат труда, нужно уметь выбрать оптимальный вариант.

При оптимизации режимов работы оборудования определяются наиболее производительные режимы с ограничениями технического порядка (мощность станков, стойкость инструмента, свойства обрабатываемого предмета труда и т.д.); при оптимизации трудовых приемов и движений выбирается такой способ их выполнения, при котором время и величина нагрузки на организм исполнителя минимальны. Ограничением здесь являются психофизиологические требования. Стремление к минимизации затрат рабочего времени не является единственным критерием при расчете норм, так как существенное повышение нагрузки может привести не только к снижению работоспособности исполнителя, но и к частичной потере им трудоспособности.

Одновременно при расчете норм необходимо учитывать и социальные требования путем обеспечения содержательности труда.

На основе изучения материала учебного пособия и ознакомления на предприятии (в цехе) с практикой установления норм надо уяснить сущность аналитического и суммарного методов нормирования труда. Суммарный метод не следует отождествлять только с установлениям опытно-статистических норм. Нормирование на основе типовых норм с применением методов интерполяции, экстраполяции и методов экспертных оценок также относится к суммарному методу.

Особого внимания требует аналитической метод нормирования, являющийся методом установления технически обоснованных норм. Важно знать содержание процесса нормирования труда при аналитически-исследовательски и аналитически-расчетным методах, их связь и область применения.

В целях лучшего усвоения аналитического метода нормирования труда рекомендуется решить задания I-5 планах практических занятий.

 

Раздел II. Изучение трудовых процессов и затрат рабочего времени

Установить научно обоснованные нормативы и нормы труда невозможно без предварительного изучения затрат рабочего времени, которое является важнейшей составной частью всей работы по нормированию труда на предприятии.

Изучение затрат рабочего времени производится методами непосредственных замеров и моментных наблюдений. Студенты должны разобраться в сущности, достоинствах и недостатках каждого метода.

Изучение данного раздела предполагает не только работу над материалом учебного пособия, но и проведение наблюдений на предприятии (в организациях) по месту работы студента (для заочников) или решение заданий 6-8 плана практических занятий (для студентов, не работающих на производстве). Для этого надо знать основные виды наблюдении: хронометраж, фотографию рабочего времени, фотохронометраж. При рассмотрении каждого вида необходимо уточнить его назначение, разновидность, методы проведения, обработки и использования данных этих наблюдений.

При изучении хронометража следует особое внимание уделять расчленению операции на элементы (в зависимости от типа производственного процесса) и установлению фиксажных точек, выбору достаточного количества наблюдений (в зависимости от содержания операции). Нужно уметь правильно производить запись текущего времени, определять продолжительность элементов операции, анализировать устойчивости хронорядов, а при необходимости и улучшать их. Конечная стадия обработки хронометражного наблюдения – расчет нормы оперативного времени, нормы штучного времени на операцию, нормы выработки, обоснование выводов по результатам наблюдений в соответствии с поставленной целью.

Закреплению полученных знаний в области хронометража будет способность выполнения задания 1 контрольной работы.

При изучении фотографии рабочего времени следует уточнить, что она приводится применительно к исполнителям, оборудованию и производственному процессу.

Необходимо различать индивидуальную, групповую, бригадную фотографию рабочего времени, знать особенности проведения и область применения фотографии рабочего времени методом моментных наблюдений, а также самофотографии.

Особое внимание следует обратить на обработку и использования данных, полученных в процессе фотографии рабочего времени, по ее результатам нужно уметь вычислить коэффициент использования рабочего времени, определить возможный рост производительности труда за счет сокращения или ликвидации потерь и нерациональных затрат рабочего времени, составить план мероприятий по улучшению использования рабочего времени и рассчитать их экономическую эффективность.

Необходимо изучить методы проведения фотографии времени пользования оборудования и производительности процесса.

Усвоив порядок проведения и обработки данных хронометража и фотографии рабочего времени, целесообразно перейти к изучению особенностей и порядку проведения фотохронометража как комбинированного наблюдения, в котором сочетаются фотография и хронометраж.

Студенты должны знать, какие технические средства применяются при изучении затрат рабочего времени (секундомеры, кинокамеры, телекамеры, видеомагнитофонная запись) и как они выбираются в зависимости от целей наблюдения. Следует также научиться пользоваться наиболее распространёнными техническими средствами – секундомерами, часами, хронометрами.

Раздел III. Методика расчета норм труда

Изучение этого раздела необходимо начинать со структуры нормы времени как основы расчета других норм труда. Надо знать факторы, влияющие на величину ее составных частей: оперативное время и время обслуживания, время на отдых и личные надобности, регламентированные перерывы и подготовительно—заключительное время.

Студенты должны знать основные формулы для расчета норм

времени, норм выработки, норм обслуживания и норм. численности.

Особое внимание следует обратить на установление нормированных заданий для рабочих-повременщиков. Помимо материала учебного пособия по этому вопросу рекомендуется ознакомиться с “Методическими рекомендациями по установлению нормированных заданий рабочих-повременщикам и учету их выполнения” (М.: НИИ труда, 1981) Закреплению материала по нормированию труда рабочих-повременщиков будит способствовать выполнение задания 2 контрольной работы.

Важно знать особенности определения составных частей нормы времени на операцию аналитическим методом нормирования труда, уметь определять оперативное время на операцию. Необходимо уяснить, что величина оперативного времени зависит от характера труда и участия рабочих в осуществлении производственного процесса. Так на ручных работах, при которых трудно разделить основные и вспомогательные действия, оперативное время устанавливается в целом на операцию (единицу продукции или на выполняемый объема работ) без подразделения на основное и вспомогательное. В машинных, автоматизированных и аппаратурных процессах оперативное время на операцию (единицу продукции или выполняемого объема работ) подразделяется на основное и вспомогательное. Причем основной частью оперативного времени является машинное (аппаратурное) время. Его величина зависит от режимов работы оборудования. Поэтому студенты должны уметь рас четным путем выбрать оптимальные параметры режима работы оборудования (например, применительно к металлорежущим станкам - глубину резания, подачу, скорость резания, число оборотов и др.). Выбрав режим работы оборудования, надо уметь рассчитать машинное (аппаратурное) время.

Расчет нормы времени на выполнение определенного трудового приема предполагает наличие его оптимального варианта, поскольку на практике возможны различные способы выполнения одних и тех же элементов и операции в целом. Поэтому студенты должны знать сущность и содержание проектирования трудовых приемов и помнить, что при проектировании надо учитывать ограничения по экономическому, психофизиологические и социальному критериям.

После выбора варианта трудового приема производится расчет времени на его выполнение, Студенты должны уяснить факторы, влияющие на величину затрат рабочего времени. При выполнении разных операций или их элементов такими факторами являются величина физических нагрузок, темп и ритм выполнения работы, санитарно-гигиенические условия на рабочем месте, а также рациональная последовательность выполнения элементов операции. Во всех случаях за основу принимается лучшие приемы выполнении трудовых операции передовыми рабочими,

Оперативное время устанавливается аналитически-расчетным (по нормативам) или аналитически—исследовательским (по данным хронометражных наблюдений) методом.

Время на обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности, регламентированные перерывы по технологическим причинам, а также подготовительно—заключительное время является нормируемым и входит в состав нормы времени.

Так, время на обслуживание рабочего места обусловливается техническими особенностями оборудования и принятой системой обслуживания. Нормативы устанавливаются или в процентах к оперативному времени (в машиностроении), или в минутах на смену (например, строительные и транспортные работы).

Величина времени на отдых и личные надобности, норматив которого обычно устанавливается в процентах к оперативному времени, зависит от тяжести и напряженности труда, но не может быть менее 10 мин. на смену. Изучая этот вопрос, надо знать основные факторы, определяющие величину времени на отдых, и иметь понятие о теории утомления.

Время на подготовительно—заключительные работы устанавливается в минутах на смену (массовое производство) или на партию деталей (в машиностроении при мелкосерийном производстве).

Дополнительное время перерывов по организационно—техническим причинам включается в норму времени только в тех случаях, когда оно не может быть перекрыто другими элементами затрат (например, перерыв в работе монтажников конструкции при подъёме блока краном).

В дополнение к учебному пособию, в мотором эти вопросы изложены достаточно кратко, рекомендуется изучить разделы II (с. 40—54) и III (с. 102—I00) Методических основ нормирования труда рабочих в народном хозяйстве” (М.: Экономика, 1987), а также решить задания 9—15 плана практических занятий.

Затем предстоит выяснить особенности нормирования при коллективной организации труда: определение состава норм (численности бригад, конечного результата, нормы длительности трудоемкости и т.д.).

Установлению бригадных норм должно предшествовать проектирование коллективного процесса труда, который эффективнее чем сумма индивидуальных процессов благодаря совмещению части функций, взаимопомощи, а также сокращению затрат времени на обслуживания и подготовительно—заключительные действия. Поэтому при нормировании надо учесть эффект коллективного труда (взаимопомощь, совмещение функций и т.д.) и влияние разделения и кооперации труда на величину нормы.

В целях лучшего освоения особенностей нормирования при коллективной организации труда рекомендуется решить задания 16-19 плана практических занятий, а также выполнить задание З контрольной работы.

При изучении методики расчета норм труда необходимо обратить внимание на особенности нормирования в условиях освоения нового производства, уяснить что при освоении новой техники, технологии или новых видов продукции действует так называемый “фактор освоения” вызывающий относительное увеличение трудоемкости обусловленное следующими причинами: технологическим (возможные неполадки, обкатка оборудования), организационными (обслуживание рабочих мест, уточнение технологической документации) и психофизиологическими (выработка у исполнителей новых навыков работы). В силу этого в первые месяцы производительность труда бывает ниже расчетной, но она прогрессивно повышается по мере освоения новой техники или продукции. В соответствии с этим, организуется и нормирование на период освоения: установленная норма, снижается (корректируется) на временные поправочные коэффициенты. Например, в первый месяц устанавливается временный коэффициент 0.7, во второй 0.85, а третий О.6, а с четвёртого месяца начинает действовать 100%-я проектная норма. Величина поправочного коэффициента определяется путем произведения хронометражных наблюдений.

Помимо материала учебного пособия по этому вопросу рекомендуется изучить раздел III(с. 125-1З0) Методических основ нормирования труда рабочих в народном хозяйстве и решить задание 20 плана практических занятий.

Для полного усвоения всех вопросов донного раздела нужно знать особенности установление норм труда в различных отраслях народного хозяйства, При этом следует иметь в виду, что содержание, задачи, принципы нормирования труда, методы установления норм единицы. Однако в связи с определенными особенностями технологической оснащённости, организации производства и труда в каждой отраслей народного хозяйства (в строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве) имеются специфика применяемых методов установленных норм.

Изучение особенностей нормирования труда в отраслях народного хозяйства следует проводить на примере наиболее характерных для данной отрасли профессии и специальностей. При изучении этого вопроса, помимо материала учебного пособия рекомендуется ознакомиться с литературой, указанной в программе курса, и выполнить задание 21-24 плана практических занять.

 

Раздел IV. Особенности нормирования отдельных видов работ

Изучение этого раздела необходимо начать с особенностей нормирования труда при многостаночной работе, на автоматических и поточных линиях, в аппаратурных производствах.

Следует уяснить, что в условиях научно-технического прогресса возрастает свободное машинно-автоматическое (аппаратурное) время и время пассивного наблюдения, рациональное использование которого возможно в результате перехода на многостаночное обслуживание, расширения зон и норм обслуживания (в аппаратурных производствах), за счет совмещения профессии и функций.

Уяснив эти исходные моменты организации многостаночной работы, переходите к изучению методики определения норм обслуживания и численности рабочих-многостаночников.

Для закрепления методики нормирования труда при многостаночной работе, решите задание 25 плана практических занятий.

Вопросы нормирования труда при многостаночной работе достаточно подробно изложены в учебном пособии.

Нормирования труда в условиях автоматизированного производства освещено в учебном пособии, а также в разделе IУ Методических основ нормирования труда рабочих в народном хозяйстве” (с. 185-193).

При изучении нормирования труда на автоматических линиях нужно помнить, что в основе нормы для всех обслуживающих ее рабочих лежит норма производительности данной линии, устанавливаемая по лимитирующему оборудованию, входящему в состав линии.

Необходимо знать особенности нормирования труда в условиях гибких производственных систем (ГПС) и уметь определить норму обслуживания для рабочих, занимающихся обслуживанием модулей в период их автоматической работы, а также численность рабочих, обслуживающих ГПС.

Для закрепления изучаемого материала по нормированию труда в условиях автоматизированного производства решите задания 26, 27 плана практических занятий.

Вопросы нормирования труда в аппаратных производствах положены в учебном пособии.

Изучение особенностей нормирования труда в аппаратурных процессах надо начинать с классификация этих производств. Главные признаки, по которым классифицируются производства — прерывность и непрерывность действия. В прерывных процессах определяется время на один период (цикл) действия аппарата с учетом выхода продукции по техническим нормативам.

При определении норм обслуживания аппаратов с небольшой длительностью операции можно пользоваться методикой нормирования многостаночных работ.

При нормировании труда в аппаратных производствах с большой длительностью в основу следует положить плановый объем производства. Для его обеспечении требуется определить оптимальную численность обслуживающих работников. Для этого строятся графики работы аппаратов и обслуживающих их рабочих.

В непрерывных процессах норма выработки для каждого аппарата рассчитывается как время работы аппарата в смену (сутки, месяц) на его нормативную часовую производительность. Время планово—предупредительного ремонта, если оно планируется, из времени работы аппарата исключается.

Для закрепления особенностей нормирования труда в аппаратурных производствах необходимо решить решите задания 28, 29 плана практических занятий.

При изучении особенностей нормирования затрат труда на обслуживание оборудовании и рабочих мест надо обратить внимание на то что обслуживающие рабочие (наладчики, дежурные слесаря, электрики, транспортные, рабочие и контролеры) непосредственно не создают продукции, но способствуют высокопроизводительной работе производственных рабочих. Их труд может нормироваться непосредственно (например, в тоннах перевозимого груза — для транспортного рабочего, погруженных материалов — для грузчика) или косвенно (в объемах работ или продукции, выполненных основными рабочими или обслуживаемым оборудованием).

В ряде случаев косвенной нормой труда для вспомогательных рабочих по обслуживанию служит плановое задание участку (так называемая “план—норма”). Нормирование труда с использованием плана-нормы предполагает точный расчет норм численности. Для закрепления особенностей нормирования затрат труда на обслуживание оборудования и рабочих мест рекомендуется решить задания 30—32 Плана практических занятий,

На выбор метода нормирования труда служащих существенное влияние оказывает специфика их работы.

При нормировании труда категории служащих можно разделить на три группы: технические исполнители, труд которых может нормироваться и учитываться непосредственно (машинистки, копировщики, делопроизводители и т.д.); специалисты, осуществляющее однородные функции (расчеты по заработной плате, обработка документов по снабжению и сбыту и др.); специалисты, выполняющие разнообразные и меняющиеся функции, носящее творческий характер.

Для первой группы устанавливаются обычные нормы времени и выработки, как для рабочих; для второй - нормы нагрузки (подобные нормы управляемости), которые могут быть выряжены в числе обслуживающих рабочих (бухгалтера – расчетчик, таксировщик нарядов) или в количестве документов (бухгалтер отдела материально—технического снабжения и т.д.). Для третей наиболее многочисленной группы служащих разрабатываются нормативы численности, которые зависят от категории предприятии и величины функциональной нагрузки.

При нормировании труда работников научно - исследовательских институтов и опытно - конструкторских организаций применяется указанное нормирование по нормативам трудоемкости на отдельные виды работ. Необходимо четко представлять структуру нормативов трудовых затрат подготовки производства, изучить нормативы трудоёмкости на конструкторские работы, проектирование технологического процесса, проектирование и изготовление оснастки и инструмента.

Следует уяснить сущность экспертного, опытно-статистического и расчетно- аналитического методов нормирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Вопросы нормирования труда служащих подробно изложены в учебно-методическом пособии: Организация, нормирование и оплата труда служащих/ Уч. понятие под ред. Погорелова Н.И.: НМК ВО Украины, 1993 “Нормирования труда в промышленности” (Харьков: Основа, 1991). В дополнение к учебно-методическому пособии рекомендуется изучить общеотраслевые методические рекомендации “Определение численности служащих производственных объединениях (комбинатов) и предприятий” (М.: НИИ труда, 1980) и решить задание 33-35 плана практических занятий.

Раздел V. Организация работы по нормированию труда

Рассматривая организацию работы по нормированию труда, следует исходить из того, что она является одним из главных звеньев общегосударственной системы управления трудом, входящей как важнейшая органическая часть в общегосударственной систем и управления народным хозяйством.

При изучении организации работы по нормированию труда на предприятии на различных уровнях надо особенно тщательно разобраться в структуре и соподчинении органов, занимающихся нормированием труда,— Госорганов, чью компетенцию входит нормирование труда ка предприятии (в объединении).

Необходимо знать полномочия трудовых коллективов в области нормирования труда и формы участия профсоюзных органов от ФПУ Украины до профсоюзного комитета по роботе по совершенствованию нормирования труда.

Целесообразно непосредственно в объединении, на предприятии изучить организацию работы по нормированию труда, выяснить, какие подразделения (отделы, бюро, группы) занимаются вопросами нормирования, что входит в содержание их работы, установить взаимосвязь с другими подразделениями и службами, а также ознакомиться с деятельностью совета трудового коллектива, комиссии по заработной плате и нормированию труда, общественного бюро нормирования труда в этой области.

Важно также знать, что основной путь совершенствования нормирования труда, повышения качества разрабатываемых норм, степени их обоснованности и прогрессивности — это применение электронно—вычислительной техники. При этом необходимо знать области применены ПЭВМ в нормировании труда, цели, задачи и принципы построения системы автоматизированного нормирования станочных работ.

При изучении вопроса о внедрении новых и пересмотре действующих норм необходимо учитывать, что переход от опытно-статистических к научно обоснованным нормам не должен приводить (хотя бы временно) к снижению сложившегося уровня средней заработной платы рабочих. Поэтому в период подготовки к внедрению новых норм важно провести соответствующие мероприятия, позволяющие лучше использовать рабочее время, повысить до общественно нормальной интенсивность труда и увеличить таким образом его производительность

Пользуясь учебным пособием надо понять, какие основные условия обеспечивают внедрение в производство технически обоснованных норм, чем объясняется динамичность норм и почему их пересмотр объективно необходим. Нужно отличать пересмотр норм от замены одних норм другими.

Рекомендуется ознакомиться с организацией работы по внедрению новых и пересмотру действующих норм непосредственно на предприятии с участием трудового коллектива. При этом нужно выяснить, привлекаются ли к пересмотру норм рабочие, в чем выражается их участие как поощряются инициаторы пересмотра норм.

На предприятии важно также ознакомиться с системой оперативного учета выполнения норм и отчетности, а.также е отчетом о выполнении норм.

Следует внимательно разобраться, какие факторы вызывают искажение показателей уровня выполнения норм, знать, как рассчитывать процент выполнения норм не только по календарному (сменному) времени, но и по фактически отработанному на сдельных работах, уметь определить на основе этого расчета резервы роста производительности труда, для чего надо решить задании З1—41 плана фактических занятий, а затем выполнить задание контрольной работы.

При изучении направлений и методов анализа состояния нормирования труда следует уяснить актуальность совершенствования нормирования труда за счет расширения сферы нормирования, повышения уровня научного обоснования норм труда, более широкого внедрения в производство нормативных материалов по труду, активного участия трудящихся в установлении и пересмотре норм, повышения эффективности действующей системы материального и морального стимулирования работы по прогрессивным нормам, а также необходимость систематического оперативного и целевого анализа. Последний проводится по объектам, по которым оперативным анализом установлено ухудшение показателей составления нормирования труде.

Закреплению полученных знаний в области анализа состояния нормирования труда будет способствовать выполнение заданий 42. и 43 плана практических занятий и задания 5 контрольной работы.

Изучение основных этапов развития нормирования труда в Украине предполагает хорошее знание политической экономии, в частности понятий меры и нормы труда, сущности нормирования труда в рыночных условиях.

Должен быть рассмотрен современный этап развития нормирования труда в развитых странах, вопросы макроэлементного нормирования, учета темпа работы при проведении хронометража й т.д.

 

ПЛАНЫПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Цель практических занятий - помочь студенту ближе изучить предмет и его основные положения, которые трудно усваиваются при самостоятельной работе, научить аналитически подходить к материалу, привить навыки самостоятельного анализа и практических расчетов.

Раздел I

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА

Тема. Производительный процесс и его структура (2 часа)

Вопросы

1. Понятие и структура производственного процесса. Классификация производственных процессов ее значение для нормировании труда.

2. Понятие трудового процесса и его взаимосвязь с производственным процессом.

3. Операция (комплекс операций) — основной объект нормирования труда. Расчленение операции по трудовому и технологическому признакам.

 

Тема. Затраты рабочего времени и их классификация (2 часа)

Вопросы

1. Понятие рабочего времени и его экономическое содержание.

2. Классификация затрат рабочего времени и ее назначение.

3. Классификация рабочего времени по отношению к исполнителю.

4. Классификация времени работы оборудования.

 

Тема. Нормы труда и нормативные материалы по труду (4 часа)

Вопросы

1. Общая характеристика норм труда и их классификация.

2. Сущность назначение и разновидности нормативных материалов для нормирования труда.

З. Организация разработки нормативных материалов для нормирования труда.

Тема. Научное обоснования норм труда, методы нормирования труда (4 часа)

Вопросы

1. Понятие научно обоснованной нормы труда и необходимость комплексного обоснования норм.

2.Аналитичоений метод нормирования, его разновидности и условия применения.

З. Суммарный (опытно—статистический) метод нормирования, его разновидности и условия применения.

 

Задание 1.

Определить технически обоснованию норм штучного времени на операцию опиловки деталей в единичном производстве, если оперативное время на опиловку в тисках данной детали установлено в размере 15 мин, время на обслуживание рабочего места, отдых и личных надобности — 8% от оперативного времени.

Задание 2.

Определить штучное время на выполнение станочной операции в серийном производстве, если основное время — 9 мин., вспомогательное — 1,5 мин., время на обслуживание рабочего места – 3 мин. время на отдых и личные надобности— 4.3%.

Задание 3.

Определить штучное время на операцию в крупносерийном производстве, если основное время — 5,5 мин., вспомогательное — О,6 мин., время на организационное обслуживание рабочего места 2.1%, время на техническое обслуживание рабочего места время на отдых и личные надобности — 4.3%.

Задание 4.

Определить необходимую численность рабочих для выполнения ремонта оборудования в течении года при годовом фонде рабочего времени 1820 час., руководствуясь данными табл. I.

 

 

Таблица 1

Ремонт оборудования

    Ремонт и профи- Текущий Капитальный
    лактический    
    осмотр    
    число норма число норма кол-во норма
Наиме- Коли- осмот- времени ремонт- времени ремон- времени
нова- чество ров в на ос- ных ра на рем. тов в на ре-
ние единиц году мотр ед. бот в ед. обо- году на монт
    на ед. обору- году рудова-


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: