Век: общая характеристика эпохи Просвещения




Хомук Николай Владимирович

Французский классицизм

Определяется нормативностью.

Этапы развития классицизма:

1. Нормативная политика.

2. Произведения французских классиков (практика, воплощение *Корнель). Автор защищал свое произведение от нападков. И обличал общество, нарушал нормативность.

3. Обобщение худ деятельности классицистов (трактат Никола Буало "Поэтическое искусство").

Живучесть классицизма обусловлена тем что жанры ориентированы на включение в себя других жанров (это тенденция к универсализации она встречается во всех жанрах). Классицизм не просто образец нормы.

Басни Крылова взяты у Лафантена.

 

Основные положения поэтики классицизма:

1. Обобщенность мышления. Опора классицизма рационализм, по

тому человек классицизма прежде всего носитель мысли, главное - это показ сознания. Показывается норма и ее нарушение. Норма всегда связана с общим требованием необходимым для всех, а нарушение с частным началом. Разумное - рационально понимаемое благо, индивид - представитель общества. Столкновение долга (следование общей норме) и чувства (индивидуальная страсть, которая толкает к нарушению нормы). Отрицается не само чувство а его индивидуальность.

2. Ориентируется на античные образцы. Первоначальная установка была на воспроизведение античной драмы как ее понимали французкие академики. Отсутствовало историческое поинмание античности, нет исторического взгляда на прекрасное. Первоначально авт

оритет античности был непререкаем, но при создании произведений писатели обращались к современным конфликтам, которые несли нарушение нормы. В конце 17 века возникает спор "старых" и "новых": сравнивается античная литература как воплощение универсальности и современная литература. Искусство не может игнорировать историю.

3. Писатели отказываются от всего случайного и эмпирическое, концентрируются на сфере сознания. Декорации сводятся к минимуму, бытовые ситуации тоже, нет пантомимы. Пьеса представлена как декламация. Статичный театр, риторика. Сама декламация никак не вытекала иЗ характера персонажа, они были универсальны.

4. Ориентация на рациональное восприятие. Если барроко стремится удивить, то классицисты ориентируются на тациональное построение, исключаются эмоции. Оценивается правдоподобие. Виды правдоподобия:

- Как что-то среднее часто встречающееся. Близко к этому понятие "типическое", то что распространено.

- Как обобщение - выделение общего закона.

- Как то, что случилось в истории, пусть даже единажды.

Главное для правдоподобия - соблюдение "трех единств": время в границах суток, пространство и действия. Плюс единство стиля (например, все что угодно герой говорит александирйским стихом), есть универсальная речевая форма, речь не зависит от характера героя. Стиль исключительно риторичен, никаких междометий, просторечия, случайных слов, грубости. Единство формы: исключается соседство комического, есть соразмерность частей и логика конструкции.

5. Иерархичность жанров. Связано с иерархичностью мышления в целом, иерархичностью социальной жизни. Это хорошо представлено в

посе. Эпос изображает историческое деяние нации.

Иерархия жанра:

1) Эпос. Материал эпоса историчен (событие), за которым скрывается общечеловеческая коллизия. В 17 веке эпические произведения создавались слабые и мало.

2) Драматургия. Индивид здесь - представитель общества, герой.

Низкие жанры:

3) Лирика. Считалась низким жанром так как является выражением чувств. но есть лирика риторическая как выражение общества.

4) Комические жанры. Комедия. Смех считался нарушением общественного порядка, недопустимо свободолюбие комедии. Мольер утвердил жанр комедии наряду с трагедией. Постле его смерти Буало утверждает его комедии как высокий жанр, потому что в них осмеянию подвержены нарушения жизни общества.

Кроме иерархичности действует тенденция уравнивания жанров как образцов. Каждый жанр претендует на образцовость.

 

Пьер Корнель (1606 - 1684)

Творил в период установление монархии абсолютизма. Это был период пронды. Поэтомуц заданиа политическая актуальность. Родился в Нормандии. На его формирование как драматурга не влияли строгие нормы столицы. Вел закрепощенный образ жизни, был скромен и тщеславен. Брат Пьера Корнеля Тома Корнель переделывал одну из комедий Мольера "Дон Жуан".

1929-1935 годы: Корнель создает комедии, серьезные. До высокой комедии Мольера "осерьезнивание" мы видим в ранних комедиях Корнеля: например "Субретка".

1937 год - поставлена комедия "Сид". Главные герои: Родриго, сын благородного дона Диего, Химена, дочь богатого графа Гормаса. Опирался Корнель на народную эпическую поэму (испанскую) "Песнь о моем Сиде" и драму "Юность Сида". В сюжет ввел изменения, сократил действующих лиц до минимума, упростил сценическое действие. 2 конфликта:

1. Ссора отцов. Гормас обижен тем, что не его выбрали в наставники короля, ссорится с Диего и дает ему пощечину. Гормаса убивает на дуэли Родриго. Родриго мучительно выбирает между любовью к Химене и требованием чести наказать Гормаса. Соотносятся любовь и родовая честь, сами люди в этом случае не важны. В этой системе ценностей приоритетна честь. Но связь с людьми все же прослеживается. Классицизм устанавливает то, что идея важнее человека, но при этом актуализируется проблема гуманизма. Что бы ни выбрал Родриго, нарушается цельность личности, он теряет свою часть. Далее происходит столкновение Родриго и Химены. Оба героя оказываются в одинаковом положении. Но так как Химена женщина, она решает его по-другому.

2. Воин и наказание над ним. Один конфликт переходит в другой и его нейтрализует. Сталкиваются 2 критерия: общечеловеческий и государственно-иерархический. Нейтрализация происходит благодаря любви Химены. Она требует наказания героя, на дуэль с ним выходит Санчо.

трагедия начинается мелкой личной страстью, завистью придворного. С Любовью не сталкивается гос необходимость. Любовь как ценность выше зависти. Поэтому конфликт у Корнеля не неразрешимый и его за это подвергали критике.

Итак, проблема чувства и долга, есть симметрия героев. Перед нами герой - рыцарь. Сам его подвиг - его частная инициатива. У него есть свой "кодекс рыцаря", что дает истоическую ретроспективу, отсылку к этпоху рыцарства. Это тоже ставили в ввину Корнелю. Также этот монолог написан другим размером, нежели вся трагедия, что усиливает личное начало. Герои сохраняют твердость, обусловленную своей гордостью и достоинством, особенно Родриго. Химена проигрывает ему как частное лицо. Гражданский долг оказывается итоговым решиющим. 2 стратигии накладываются в трагедии: гражданский подвиг и преступление; конфликт личности, ее духовной ценности. С одной стороны герой делает выбор, с другой он сохранияет свою цельность через страдание.

В комедии много недостатков в формальных нормах, но они обеспечивают художественную логику. Недостатки:

1. В основе средневековый сюжет, а не античный.

2. Растянутость действия.

3. Перегруженность событиями и неожиданными поворотами. В классицизме не принято повторять события и вводить случайные действия.

4. Нарушение единства места действия.

5. Сталкивается родвая фамильная честь и чувство, а не гражданский долг и чувство.

6. Дуэль. Они были запрещены.

7. Король предстает как сторонний наблюдатель.

8. Безнравственность Химены.

9. Линия Инфанты. Дублирует конфликт социального и духовного. Советовали вообще убрать этот персонаж.

10. Стиль. Применение другой строфы с монологе Родриго, смелые эпитеты и метафоры, непрозрачный стиль.

На трагедию оказало большое влияние барроко.

11. Благополучная развязка.

Корнель не знал образца, сама норма тргадии определилась в ходе споров о трагедии. Двойственность финала. Химена остается в раздумье.

 

Трагедия "Гораций", Корнель

Фабула: борьба 2 городов - Рим и АльБалонго. АльБалонго на 3 века древнее Рима, они борются за господство. В центре трагедии 2 породнившиеся семьи: семья Горациев из Рима и семья Куриации из Альбалонго. Камила - сестра Горация невеста Куриации. Ботьба городов бьет по семейным узам, особенно болезненно воспринимают предстоящий поединок женщины, они главные носительницы чувства. Действие так же как в "Сиде" - действия происходят вне сцены, а их переживания на сцене. В начале трагическое настроение в словах Сабины. Чтобы избежать битвы, все мужчины городов решают провести поединок 3 против 3х. Когда приходят вести об избранниках - новое потрясение. В отличие от трагедии "Сид" поедино - это гражданский долг, проистекающий не от воли человека и избежать его невозможно. Постоянно возобновляется коллизия чувства идолга в разных нюансах. Психологическую тональность задают женщины. Особую стереоскопичность пересечения разных позиций создают 2 принципа соотношения позиций:

2. Иерархичный: женщины принадлежат дому, семье, их страдиния не так значимы, как у мужчин, которые принадлежат обществу. Поэтому переживания мужчин сведены к минимуму (Гораций их лишен вовсе)

2. Равенство: женщины озвучивают те гуманистические принципы, которые не уступают гражданскому долгу.

Основные позиции связаны с 4 героями - 2 женщины, 2 мужчины. С

Семейная пара Сабина и Гораций смиряются, уступают необходимости. У Сабины трагическое переживание уходит в глубину души: она с одной стороны занимает самостоятельное положение, с другой - предстает в единстве с мужем. В отеношениях Камиллы и Куриациа связь ослаблена, Камила лишь невеста. Камила наиболее резко противопоставляет любовь гражданской необходимости, она выразительница антитезы двух начал - любви и долга. Неслучайно трагический исход - Гораций убивает Камилу, обличающую Рим, за который он сражался. Куриаций, согласившись участвовать в битве не перешагивает через чувства, как Гораций. Поэтому закономерно: он гибнет и с 1 сороны это случайность, с другой Куриаций, как носительно слабости, имеет внутреннюю причину на гибель. Т. о. представлены варианты соотношения любви и долга.

В трагедии расслаивание: сам поединок во имя города, который включает семейный частный топос, с другой стороны, то из чего состоит город - семья - вступает в противоречие с ним. Защита целого приходит в противоречие с защитой частного. Трагедийность связана не только с перживаниями героев, а с тем что ценности общества ставятся выше ценностей семейных и их разрушают.

Важен разговор Горция и Кураация перед поединком. Куриаций переживает, а Гораций видит здесь только высшее испытание мужества. Подчеркивается, что Гораций переступает через себя, для него очень важна семья, но он все равно жертвует. Происходит обесчеловечивание героя. Здесь Корнель затронул конфликт вечный. В отличие от "Сида", где историчеость заключается в историчности сюжета, здесь же все упирается в саму проблему истоии - человек как творец истории, сама дискуссия касается вопроса "личность в истории".

Событие поединка пересказыается поэтапно, появляются вестники. Повествование о событии свойственное классицизму, заряжено драматичностью. Вначале приходит весть, что мужественный вид бойцов-родственников растрогал общество и смутил царя, решено было спросить у Богов. Т. о. создается иллюзия возможности избежать трагического события. Камилла не верит в удачу, в этом различие двух женщин. В классицизме у каждого героя есть своя позиция. Приходит весть о начале поединка, затем весть о гибели всех римлян, кроме Горация, который бежал это вызывает гнев отца Горация, который предан гражданскому долгу. Женщины в ответ ему пытаются защитить слабого. Затем приходит весть о маневре Горация. Важна деталь: 1 из Куриациев принимает серть, почти не дав отпора. Куриаций все же не проливает рожную кровь и не роняет честь. Постоянное наложение двух эффектов: прославление подвига и вопрос о цене изнутри семьи. Важен сам маневр Горация: он отступает, преследуя его Куриации растягиваются и он убивает их по одному. Этот обман свидетельствует о том что он отдает себя цели. Двойственность победы: с помощЬю низкого начала он достигает цели. Камила скорбит больше всех.

2 кульминации: одна, неглавная, - поединок, вторая - герой возвращается в семью и там разгорается "второй поединок". Этот конфликт утвердил Горация и Камилу в их олицетворении долга и чувства. Встречаются не просто брат с сестрой, но долга и чувства. Камила с вызовом проклинает Рим, придает своему гневу сакральное чувство. Гораций закалывает Камилу. Так Корнель утверждает зрителя против Горация.

Возникает тема суда. Сабина обвиняет мужа. В Сабине представлено сознание колеблющееся, более слабое.

В дело вступает высшая инстанция - царь. Обвинение выносит Валерий - влюбленный в Камилу, он озвучивает тени Камилы и Куриация. Гораций - потенциальный тиран. Сабина просит вместо мужа казнить ее. Итоговое выступление царя: он декларирует гражданскую истину, он Поступает в соотвествии с гуманистической идеологией. Скрытая ирония: решение царя ничего не разрешает, оно чисто фигурально. Т. о. конфликт не разрешен фактически, в душах людей, особенно Сабины, указан путь разрешения - разум, который должен урегулировать все эмоции.

Гораций является олицетворением того, с чем связано все трагическое, поэтому трагедия названа его именем. Гораций равен всем другим персонажам в фабуле, а в эстетическом плане он центр: все главное происходит с ним, остальные только резонируют.

 

Расин

Рано потерял родителей, его вырастила бедная бабушка. Его воспитали инсинисты. Ему покровительствовал при дворе Кольбер. Инсинисты - религиозное течение в католической церкви. Положения инсинистов: утверждали изначальную греховность человека, слабость натуры, которая может быть преодолена лишь при поддержке свыше. Условием спасения является внутреннее осознание этой своей слабости и греховности, постоянное стремление к чистоте и добродетели. Поэтому в инсинизме противоречиво сочетается смирение перед господнем промыслом и пафос внутренней нравственной борьбы с грехом и пороками, коорая направляется силой разума. С инсинистами Расин вскоре разошелся, потому что они были против театра, во-вторых, Расин вскоре входит в светское общество, а инсинисты выступали против его развращающих нравов.

Расин был настоящий светский человек с превосходными манерами, считал неприемлемым нанести кому-либо обиду. Был очень ранимым. Старался жить со всеми в мире. Из-за своей мягкости попадал в неприятные ситуации: свою трагедию отдал Мольеру, когда Мольер уже ставил ее, узнал, что Расин передал ее в конкурирцющий театр. Любовница Расина Тереза дю Пак ушла из труппы Мольера, а вскоре умерла.

Славу Расину принесла пьеса "Андромаха" (1667 г). Сразу стало ясно отличие этого драматурга от Корнеля. Острота политических проблем утратила свою актуальность, поднимаются проблемы философские и этические. Поэтому, если у Корнеля важным является внешний конфликт, даже ценности героев Корнеля предстают как что-то четкое, внешнее, а человек Расина погружен в смуту своих страстей, некоторую ясность проливает разумное начало, но позитивная роль разума не ведет к решающему выбору, а лишь показывает человеку его слабость, греховность. Если для Корнеля (30-е) важна идея свободы разума, то для 60-х гг характерно сложное понимание человеческой души, нет простого строгого деления чувства и рассудка. Расин - кульминация в драмотургическом раскрытии психологии человека, классический пример художественного психологизма. Имя Расина стало знаковым для классицистической трагедии.

"Андромаха". В античности к теме обращались Еврипид, Сенека, Вергилий. Столкновение разумного и нравственного начала в человеке со стихийной страстью, ведущей к преступлению и гибели. Расин своеобразно расставляет персонажей - выстраивает цепочку зависимостей, которая ведет к Андромахе: решение однго не свободно, а зависит от другого, так все ведет к Андромахе, пленницы Пира, которая выбор сделать не может. Она в плену с сыном Астеонаксом. Пир влюбился в Андромаху, эта страсть считается им недостойной. При дворе его ожидает невеста Гермиона, в которую влюблен Арест - посол от союза греческих государств. У всех них страсть недостойная, они воспринимаеют ее как противоречие нравственному закону. Андромаха стоит над страстями, но как пленница, вовличена в их круговорот. Ультиматум Пира: либо Андромаха выдает своего сына греческим государствам, либо становится женой Пира. Андромаха делает мнимый выбор: она согласится на брак с Пиром, перед алтарем потребует клятвы сохранить жизнь Астеонаксу и покончит с собой. Но действие разворачивается так, что все персонажи кроме Андромахи проигрывают. Сводода разумной воли не дана героям. Развязка трагедии - цепь мнимых решений. Арест хотел награды от Гермионы, которая послала его убить Пира, но сделав это, сходит с ума. Гермиона хотела удовлетворить свою месть, получает отчаяние и гибель. Герои Расина сражаются с собой и друг с другом во имя мнимостей, которая обнажает свой истиный смысл слишком поздно. Тема мнимости, которая поднимается и у французских моралистов, очень важна и связана с тем, что человеку лишь кажется, что он видит себя. Расин погружает человека в лабиринт, где ему никто не может помочь. Почти везде выходом из лабиринта явл смерть. Трагедия определяется не тем что человек гибнет и это несет какие-то потери миру, а тем, что есть неразрешимый конфликт.

 

  Расин Корнель
     
     
     
     
     
Любовь Любовь - наваждение  
Психиологизм Слышим аккорды различных чувств, которые борются в душе героя Все чувства разделены
Конфликт Неразрешим. Катастрофа видна со второго акта. Конфликт всегда идет изнутри, чувство мешает самому себе, в нем заложено внутреннее противоречие. Разрешим
Разрешение конфликта Когда чувство достигает своего аппогея Драматизм исчерпывается тогда, когда
Язык Простой, точный, аналитичный, ясный Пестрит тропами, пышными метафорами
     
     

 

"Федра" (1677). К сюжету обращались Еврипид в трагедии "Ипполит" и Сенека в трагедии "Федра". Расин, как и Еврипид реабилитирует Федру: она не порочна, а слаба. Он показывает, что делают страсти с хорошим человеком. Реабилитация проходит иначе, чем у Еврипида: не происки богов, боги - только необходимый антураж, у Расина - собственные нравственные компромиссы, которые предстают как мнимости. Для параллели к линии Федры Расин ввел любовь Ипполита к Орикии - дочери врага. Главный акцент на власти страстей, захлестнувших разум героев. Антитеза в постановке героев соединяется с их параллельностью, когда Федра узнает что Ипполит имеет страсть к Орикии. Проводится сквозная мысль о слабости разума перед страстями. Возникает еще 1 парадокс в том, что Федра-преступница предстает как паталогическое создание, отрешенная от общества, у которой единственной такая запретная страсть. Остальные благополучно переживают свое существование. Отрыв героини от человеческого мира выражает абсолют того, что есть в каждом. Помимо параллели Ипполита, возникает сюжет Тесея, который предстает как герой, в то же время в рассказе о его прошлом, об изменах - безрассудные, плутовские. Носители недолжной страсти определяются не столько внешне, но и от событий независимо, философский подтекст: греховность Федры измеряется самосознанием, по уровню внутреннего самообличения, когда героиня осознает недолжную страсть, без компромиссов отделяет свет и тьму, тогда она предстает в образе святой без благодати - сама направляет на себя суд и несет страдание на протяжении всей пьесы.

С самого начала Федра дана во внутренней борьбе, связанной с любовью к Ипполиту. Но она дает себе компромисс. Федра признается служанке, с этого начинается развертывание дальнейших компромиссов: смерть Тесея позволяет признаться Федре в любви Ипполиту. Узнав, что Тесей жив, Федра пугается, что Ипполит ему все расскажет. Расин постоянно подчеркивает нравственную чистоту Федры, ее совесть. Внешние события подталкивают внешнюю смуту. Федра на протяжении всей пьесы одна и та же - между миром подземным и светом. Душевный разлад толкает Федру на предложение оклеветать Ипполита. После изгнания Ипполита Федра опомнилась и хочет загладить вину. Это тоже можно понимать как мнимость. Ситуация маятника - от хорошего к плохому и обратно. Век Расина не знал таких глубоких тем и переживаний. Тут она узнает о любви Ипполита к Орикее и хочет смерти соперницы - возникает ситуация воронки (противоположности, существуя отдельно друг от друга, соединяются). Финальным монолог передает духовную противоположность Федры. Приходит весь о том, что Ипполит погиб от проклятия Тесея. Мысли Тесея наделениы силой, он риторичен. Федра приходит в себя, видит хаос в своей душе и она принимает яд, перед сертью все рассказав мужу.

В предисловии Расин подчеркнул поучителность своей трагедии. Здеь один лишь преступный помысел ужасает столь же, как и само преступление. Страсти изображаются с цеью показать, какое они порождают етение. Порок рисуется красками, которые позволяют тот час распознать и возненавидеть его уродство. Расин показывает заложенный в человеке механизм нравственного и безнравственного. Трагический финал. У Корнеля человек внешний, и арбитр внешний, у Расина - человек предоставлен самому себе.

Расину накануне постановки "Федры" устроили искуственный провал он ушел из драматургии.

 

Мольер

Создатель высокой комедии, в которой ставились острейшие проблемы современности. Получил хорошее образование в колледже. Начал адвокатскую карьеру, вскоре бросил и создал с единомышленниками Блистательный театр, который существовал менее 2 лет из-за финансовых причин и недостатка репертуара. Мольер даже оказался в долговой тюрьме. После этого Мольер 13 лет странствовал с театром по провинциям. Вскоре Мольер становится во главе театра, а театр завоевывает признание. Прекрасное образование позволило Мольеру связать в драматургии традиции народного театра с традицией итальянской комедии Масок многие амплуа комических героев Мольера взяты именно из комедии Масок, в частности Скопен, Сгонорель. У Мольера присутствует система характеров античности.

Одна из первых литературных комедий после одноактных фарсовых постановок "Шалый или все невпопад". Ранние пьесы не сохранились, зрелые комедии сразу издавались, а из рукописей Мольера сохранились только 2 долговые расписки. В "Шалом" все держится на характере Лелия, влюбленного. По своей душевной простоте он ненароком срывает все интриги своего слуги Москареля, который старается втихоря помочь ему разбогатеть. В итоге Лелий благородным способом достигает свойх целей. Здесь необычная для комедий глубина личности героя. Мольер был вызван с труппой в Париж, его смотрел король, после чего им выделили театр - в 1658 году.

После Мольер написал еще 69 пьес. Он был директором театра, участвовал в различных праздничных постановках с королем. Задачи развлекать двор отвлекали его от серьезных пьес. Острота серьезных пьес Мольера ставила под угрозу Мольера, на него совершали нападки аристократы. Мольера защищал Людовик 14.

Чахотка унесла жизнь Мольера на сцене, во время спектакля "Мнимый больной". Характер героя спектакля Мольер списал себя.

На вопрос Людовика к Никола Буало, кто прославит его царствование, Буало ответил -Мольер.

1659 год - комедия "Смешные жеманницы". Против аристократической прециозности, монерности, неестественного стиля одежды. Героини - буржуазные девицы Като и Бадло. Они отказывают небогатым женихам. Те в отместку подсылают своих слуг Мадлона и Москареля, которые изображают в каррикатурном виде прециозников. В финале хозяева их разоблачают и бьют дубинкой. В лице слуг наказываются прециозники. Все понимали, что в комедии осмеянию подверглись аристократы. После этой постановки стиль поведения аристократов выглядел смешным, как и прециозная культура, литература, например экспромты Москареля из комедии. В этой комедии-фарсе Мольер выступил против аристократической прециозности. Мольер убедился, что комедия может влияиь на общественное мнение, ставить большие вопросы.

Мольер создает ряд пьес, каждая из которых улавливает ту или иную главную черту будущего типа высокой комедии. 1660 год - комедия "Сгонорель или мнимый рогоносец". Мольер вернулся к комической несообразности своих первых комедий, но внес в образ буржуа Сгонореля психологические особенности. Герой нахожится в положении страдающего лица, он переживает свою драму, но ситуация с самого начала явно мнимодраматичная, так как страдания от ревности - плод его сознания, он вообразил неверность жены. Улавливается принципиальная для комедий Мольера ситуация, когда ложные представления героя разбиваются действительностью. Сгонорель - мнимый рогоносец. Задача Мольера - показать разницу между действительностью, коорую питает здравый смысл и ограниченной системой представлений его героя. Это одна из важных черт высокой комедии.

Решающий шаг к высокой комедии Мольер делает в комедиях "Школа мужей" (1661) и "Школа жен" (1662) написанная после. Общая тема комедий - ценность и свобода человека. Никакое притеснение не может быть на благо. В первой комедии иадерлогический план образа заявлен в экспозиции, а основное действие развивается в фарсовом анекдотичном ключе, как цепочка авантюр, наказывающих героя с ложным мировозрением. 2 брата-опекуна Сгонорель и Арист имеют под опекой 2 девушек - Изабелла и Элеонора. Они обмениваются моделями воспитания. Сгонорель: даржать Изабеллу взаперти без свободы, в ежовыз руковицах, потому что современная жизнь развращает. Он собирается так воспитать себе будущую жену. Арист полагается на добронравие и раСсудок Элеоноры. Изабелла обманом вырывается из-под власти Сгонореля. Позиция каждого героя имеет определенную правоту, но их опыт ограничен. Идеология характера не определяет действие комедии.

В "Школе жен" действие вытекает из характера. Это главная особенность высокой комедии. Сюжет напоминает "Школу мужей". Та же ситуация - опекун Арнольф выоспитывает крестьянку Агнессу себе в жены, поддрживает ее наивность. Агнесса встречает настоящую любовь - Араса. Арнольф становится нечаянно посвящен в тайну Араса. Мольер снимает интригу персонажей, поскольку события выстроены так, что сама жизнь за влюбленных, сметает все внешние запреты, которые устраивает Арнольф. Арнольф беснуется, но противостоять не может. Агнесса на глазах умнеет, приобретает человеческое достоинство. Побеждает здравый смысл комедия имела огромный успех, но началась травля Мольера, якобы он сеет безнравственность, низкие мотивы.

Мольер ответил ожноактной комедией "Критика школы жен", где парировал обвинения и выразил свои взгляды. В салоне у Рамия появляются приехавшие с комедии типы и обсуждают низкопробность комедии. Мольер утверждает, что нужно прислушаться к реакции партера. Делая публику арбитром, Мольер снимает соц различия, скрыто утверждается народность творчества, комедия для всех. Говорится о первенстве художественной интуиции над правилами. В этой пьесе Мольер против классицизма. Он говорит, что нарисовать героя просто, а нарисовать персонажа для комедии сложнее, надо чтобы он был похож. Мольер выступает за сатирическую типизацию - узнавать комплекс черт типичных, а не отдельных лиц.

Одноактная комедия "Версальский экспромт" (1663). Сюжет - репетиция мольеровской труппы. Все под своими именами и Мольер-режиссер наставляет, что нужно следовать жизненной правде, вживаться в характер персонажей. В этих комедиях-манифестах важно резонерское начало. В высокой комедии всегда присутствует прямое выражение авторских идей. Мастерство Мольер в том, что серьезное сожердание он соединяет с комическим началом. Для Мольера комедия нисколько не ниже трагедии, даже выше ее, ведь смех способствует искоренению пороков. Критерии художественности - правда действительности, материал из самой жизни, но драматург рисует не портреты, а нравы, не касаясь личностей. Мольер применяет принцип анализа страстей, уже существовавщий в трагедии, к низкому персонажу.

Признаки высокой комедии:

1. Прогрессивное мировозрение автора

2. Важна роль идеи. Не просто мнение героя о чем либо, а внутренний стимул его жизненной практики. Герой прививает свою идею в жизнь.

3. Для героя важны психологизм, убежденность в своей правоте. Отсюда драматизм в изображении комического характера.

Не все комедии Мольера высокие. Во многих комедиях Мольера есть Черты высокой, но образца высокой комедии "Тартюф", "Дон Жуан", "Мезнтроп".

"Тартюф". Премьера была на крупном празднике. Королева Мать покинула театр оскорбленная в религиозных чувствах. Оживление срези иезуитов, ктороые стали активно влиять на короля. Существовало Общество святых даров при королеве, его цель - искоренение инакомыслия путем шпионства и доносов. В глазах общества Мольер был врагом. Деятели общества надавили на короля, которому комедия понравилась, требовали для него костра. Против Мольера выступили инсинисты, иезуиты, архиепископ Парижский. Мольер 5 лет боролся за снятие запрета с пьесы, пытался завуалировать антицерковное звучание: Тартюфа их духовного илцы сделал светским. Только смягчение религиозной политики государства позволило Мольеру просить у короля разрешение на постановку. Это был успех. Критика иезуитов и разоблачение лицемерия - главные темы комедии. Сверхличная идея, которую утверждает герой - идея глубокой религиозности становится своеобразным щитом, позволяющим делать все что угодно. Фальш и притворство сами по себе в "Тартюфе" Мольера не слишком занимают. Нужно понимать, что против притворства ополчаются домочадцы Аргона, у которого поселилс Тартюф. Суть не в том, что Тартюф обманывает, а в том, как он обманывает. Противопоставление морали земной, проверяемой человеческим разумом, и морали небесной, ради которой можно переступить все в жизни небесной. Во всех 3 комедиях важен главны герой, выражающий идею, связанную не только с современностью, а получающую общеисторический масштаб, что делает образы комедий вечными образами. Механизм высокой комедии: уоллектив персонажй всегда несет реализм жизни, с ними сталкивается 1 герой-носитель идеи. Важна парность: рядом с героем тот, кто следует его идеям или вступает в своеобразные отношения с ним. Для Тартюфа идея религиозности - только фасад, а Аргон следует идее искренне. Зеркальное тождество героев. Дело не только в разоблачении Тартюфа, но и передела Аргона. Тартюф - сначала внешняя фигура для Аргона, и семья, для которой Аргон в финале становится чужим. Сама фигура Аргона становится главным драматичным носителем конфликта, внутренний конфликт Аргона. В "Дон Жуане" такая пара - Дон Жуан и слуга Сгонорель. В "Мезантропе" конфликта Альцеста с обществом, рядом с ним друг Филин. Второй персонаж - промежуточная инстанция между героем (чистый идеолог) и миром (здравый смысл).

Фабула. Следуя идее Тартюфа, Аргон подчиняет свою жизнь идее. Помимо войны с Тартюфом персонажам нужно было бы повлиять на мышление Аргона. Аргон жертвует Тартюфу свое состояние и семью. В финале Тартюф занял место Аргона. Интрига создается тем, что главный герой появляется только в 3 акте, до этого присутствует заочно. Словесная характеристика его до появления полная и он в нее сразу попадает. Эта илчность сильна своим фоном - религиозной идеей, за которой он стоит. Тартюф внешне не обманывает. Аргон слеп, когда все вокруг видят Тартюфа насквозь. Сластолюбие во внешнем облике Тартюфа не прячется, а Аргон слеп из-за идеи. Сущность комедии - обман идеи. Тартюфу противостоят служанка Дарина (сцена когда Аргон расхваливает Марианне Тартюфа, а Дарина опровергает), а резонер в чистом виде - Клеан. В комедии 2 разоблачения Тартюфа: 1) Дамис становится свидетелем ухаживаний Тартюфа и словесно открывает отцу на них глаза 2) Разоблачение Эльвиры. Она идет на обман и в этом плане она жертва Тартюфа. Эльвира становится безнравственной, чтобы разоблачить Тартюфа, это внутренняя жертва.

Когда Тартюфа разоблачили, Аргон в руках негодяя. Тартюф пытается арестовать Аргона и завладеть его состоянием. Промежуток, когда Тартюфа изгнали, но обнаружилось что у него на руках все документы - они сожалеют что они так поступили, перед ними открывается общественная сила Тартюфа. Начинается конфликт семьи и общества. Король разбирается, разоблачение Тартюфа - своеобразная утопия, как образец для монарха.

"Тартюф" - комедия классицизма, здесь соблюдены 3 единства, Тартюф последовательно изображается в 1 и том же ракурсе - как лицемер. Для Пушкина Мольер казался узок. Но Мольер мог быть и более многосторенен, чем Шекспир, но он иначе раскрывет философию страсти. Внутреннее пространство страсти он раскрывает через столкновение героя и общества. Осн приемы комедии: симметрия (перекличка финальной и начальной сцены, особая роль матери Агона Пирнель, как носительницы общественного мнения, выяснение отношений героев), строгость формы, рациональное посроение формы выражает веру в устойчивость мироустойства (сам мир рационально выстроен и это отражает форма комедии).

 

"Дон Жуан", комедия в 5 актах. Постанвка вызвала скандал: безбожная пьеса, в центре безбожник, против которого автор не выступает, наказание его в финале неубедительно. 15 постановок и запрет на 176 лет. С 1677 года "Дон Жуан" шел в стихотворной обработке "Тома Мольера".

В пьесе нарушены все классицистические каноны. Действие переносится ио в замок Дон Жуана, то на море, в поле. Единство действия тоже нарушено: нет единого тона, сцены фарса соседствуют с потетикой. В речи героев звучит много грубого просторечия. В самом характере Дон Жуана нет однозначности: в начале он обольститель, сластолюбец, сразу отделыаается от соблазненной им Эльвирой ради другой, попутно пытается обльстить 2 хорошеньких крестьянок такой характер связан с социальной детерминированностью: Дон Жуан представитель аристократии, он чувствует свою привелегированноть и безнаказанность. Это осуждается Мольером. То он избивает крестьянина Пьеро, который только что спас Дон Жуана из моря, когда их преследуют 12 всадников, Дон Жуан переодевается в одежду слуги Сгонореля. Дон Жуан осуждается устами разных персонажей: Сгонорель - фигура промежуточного плана, Пьеро.

Мольер через образ Дон Жуана задает архетип образа денди, коорый перейдет в 18 век и станет распространенным, и в 19 век, где станет эпохальным. Его личность сложная, социально развращенная, умная. Открытость и неоднозначность образа предполагает выстраивание его на пересечение разных оценок персонажей, при отсутсвии завершающей оценки автора.

Образ героя-протогониста (отрицательного) предполагает нарушенную пространственно-временную форму комедии: внешняя реальность и организация отражает образ героя, становится метафорой или знаком героя. В этом комедия сближается с лермонтовским "Героем нашего времени". У Мольера мир предстает как мозаика, последовательность сюжета отсутсвует, потому что главное - раскрыть разные уровни личности Дон Жуана, не поддающиеся цельности. 1-й уровень связан с социально-исторической характеристикой: за Дон Жуаном определенный исторический период, когда меняется тип аристократа. Свободолюбие аристократов выливается в бытовой нигилизм, храбрость - в бритерство, учтивость - в презрительную любезность. Точку зрения на истинного кодекса чести выражает отец Дон Жуана



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: