Рабочая программа дисциплины
Прокурорский надзор
Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция
Направленность (профиль) гражданско-правовая, уголовно-правовая
Присваиваемая квалификация Бакалавр
Форма обучения очная
Для группы КЮП 201
Костанай, 2016 г.
Рабочая программа дисциплины составлена: Дьячук Н.М., ст.преподавателем кафедры права
_________________
в соответствии с требованиями ФГОС ВПО направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 мая 2010г. №464.
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры права
Протокол № 2 от «13 » сентября 2016 г.
Заведующий кафедрой __________________ Волошин П.В.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена Учебно-методическим советом Костанайского филиала ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»
Протокол №1 от «22 » сентября 2016 г.
Председатель УМС __________________ Н.А. Нализко
Структура рабочей программы соответствует приказу ректора ФГБОУ ВО «ЧелГУ» от 1 сентября 2016 г. № 476-1 «Об утверждении шаблонов документов»
Общие сведения
1.1 Характеристика дисциплины: Прокурорский надзор в Российской Федерации является одним из важнейших видов государственной деятельности. Прокуратура – одна из опор государственной власти. Осуществляя надзор от имени государства за исполнением и соблюдением законов, пресекая любые нарушения законности, прокуратура тем самым способствует улучшению деятельности государственных органов, является эффективным рычагом в борьбе с преступностью.
1.1.1 Назначение дисциплины: обеспечение студентов-юристов базовыми знаниями об органах и учреждениях прокуратуры, их месте и роли в системе государственных органов. Следует также отметить, что прокурорский надзор служит обеспечению правильного единообразного понимания и применения российских законов, препятствует разрастанию тенденции распада Российской Федерации как единого государства, утверждает принципы верховенства Закона, защиту прав личности. Этим, в своей основе, определяется важность изучаемого курса. В его рамках предусмотрено изучение деятельности прокуратуры РФ, ее функций, задачей и принципов; отраслей прокурорского надзора, полномочий прокуроров всех уровней; организации работы в органах прокуратуры, кадровое обеспечение и т.д.
1.1.2 Цели дисциплины: Дисциплина дает возможность глубже изучить правовые основы, круг субъектов, полномочия, формы и методы осуществления прокурорского надзора не только по выявлению нарушений законности, но и по принятию действенных мер для устранения допущенных нарушений законности. В правовых основах, осуществления прокурорского надзора, прежде всего в Законе РФ «О прокуратуре», закреплены положения, освоение которых в результате изучения настоящей учебной дисциплины войдут в основу профессиональной компетенции.
1.1.3 Задачи дисциплины:
1) формирование понятийно-терминологического аппарата, системы научных знаний основных институтов прокурорского надзора;
2) овладение знаниями в области организации и осуществления прокурорского надзора в различных отраслях;
3)изучение форм и осуществления прокурорского надзора по принятию действенных мер для устранения допущенных нарушений законности.
1.2 Место учебной дисциплины: Дисциплина «Прокурорский надзор» входит в профессиональный цикл в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 40.03.01 Юриспруденция.
1.2.1 Пререквизиты: Изучению дисциплины «Прокурорский надзор» предшествует изучение дисциплин «Конституционное право», «Правоохранительные органы», «Уголовно-процессуальное право», «Гражданско-процессуальное право», «Уголовное право», «Гражданское право», «Трудовое право», «Административное право».
1.2.2 Постреквизиты: Изучению дисциплины «Прокурорский надзор» предшествует изучение дисциплин «Конституционное право», «Правоохранительные органы», «Уголовно-процессуальное право», «Гражданско-процессуальное право», «Уголовное право», «Гражданское право», «Трудовое право», «Административное право».
1.3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Коды компетенции (по ФГОС) | Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-1 | осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания | Знать: понятие и значение дисциплины для современной юриспруденции Уметь: формулировать теоретические выводы, анализировать и систематизировать изученный материал Владеть: понятийным аппаратом дисциплины |
ОК-2 | руководствуется принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентации иноязычного социума | Знать: принципы культурного релятивизма и этические нормы Уметь: формулировать собственное мнение Владеть: понятийным аппаратом |
ОК-3 | Обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов | Знать: приемы социокультурной и межкультурной коммуникации Уметь: применять навыки социокультурной и межкультурной коммуникации Владеть: навыками социокультурной и межкультурной коммуникации |
ОК-4 | готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнёрских отношений | Знать: моральные и правовые нормы Уметь: работать в коллективе Владеть: понятийным аппаратом |
ОК-5 | осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию | Знать: гуманистические ценности для сохранения и развития современной цивилизации Уметь: объяснять гуманистические ценности для сохранения и развития современной цивилизации Владеть: понятийным аппаратом |
ОК-7 | владеет культурой мышления, способен к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи | Знать: методику логического анализа и синтеза информации Уметь: обобщать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения Владеть: культурой мышления, культурой устной и письменной речи |
ОК-8 | умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования | Знать: методику и средства познания, обучения и самоконтроля Уметь: применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля Владеть: методами и средствами познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития |
ОК-9 | способностью занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях | Знать: основные ценности человека и гражданина Уметь: занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях Владеть: понятийным аппаратом |
ОК-14 | владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом | Знать: основы ведения здорового образа жизни Уметь: пропагандировать здоровый образ жизни Владеть: навыками ведения здорового образа жизни |
ПК - 1 | способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности | Знать: основы правосознания, правового мышления и правовой культуры Уметь: осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры Владеть: понятийным аппаратом профессиональной деятельности |
ПК-2 | способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | Знать: основы правосознания, правового мышления и правовой культуры Уметь: осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры Владеть: понятийным аппаратом профессиональной деятельности |
ПК-3 | способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами | Знать: содержание нормативно-правовых актов Уметь: обеспечивать соблюдение законодательства субъектами Владеть: методикой проведения контроля соблюдения законодательства субъектами |
ПК-4 | способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом | Знать: основные положения закона Уметь: принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом Владеть: навыками принятия решения и совершения юридических действий в точном соответствии с законом |
ПК-5 | способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | Знать: нормативные правовые акты, нормы материального и процессуального права Уметь: применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности Владеть: методикой применения нормативных правовых актов, норм материального и процессуального права |
ПК-6 | способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства | Знать: методику квалификации фактов и обстоятельств Уметь: юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства Владеть: навыками квалификации фактов и обстоятельств |
ПК-7 | владеет навыками подготовки и составлению процессуальных документов | Знать: методику подготовки и составлению процессуальных документов Уметь: составлять процессуальные документы Владеть: навыками подготовки и составлению процессуальных документов |
ПК-8 | готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства | Знать: основные положения должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства Уметь: выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства Владеть: навыками обеспечения законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства |
ПК-9 | способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина | Знать: основные права и свободы человека и гражданина Уметь: защищать права и свободы человека и гражданина Владеть: навыками защиты прав и свобод человека и гражданина |
ПК-15 | способен толковать различные правовые акты | Знать: методику толкования различных правовых актов Уметь: толковать различные правовые акты Владеть: навыками толкования различных правовых актов |
ПК-16 | способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности | Знать: методику подготовки квалифицированных юридических заключений и консультаций в конкретных видах юридической деятельности Уметь: давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности Владеть: навыками подготовки квалифицированных юридических заключений и консультаций в конкретных видах юридической деятельности |
ПК-17 | способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне | Знать: основы методики преподавания дисциплин Уметь: преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне Владеть: приемами и методами преподавания |
ПК-18 | способен управлять самостоятельной работой обучающихся | Знать: методику управления самостоятельной работой обучающихся Уметь: управлять самостоятельной работой обучающихся Владеть: навыками управления самостоятельной работой обучающихся |
ПК-19 | способен эффективно осуществлять правовое воспитание | Знать: методику проведения воспитательной работы Уметь: эффективно осуществлять правовое воспитание Владеть: навыками ораторского искусства |
Образовательные технологии
При проведении лекционных занятий используются следующие образовательные технологии:
Лекция-информация: ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию.
Проблемная лекция: на этой лекции новое знание вводиться через проблемность вопроса, задачи или ситуации, при этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.
При проведении семинарских занятий используются следующие образовательные технологии:
Доклады студентов с последующим обсуждением: студенты заранее готовят небольшие доклады, в рамках предложенного преподавателем плана семинарского занятия. После каждого выступления студенты дополняют или уточняют предложенную информацию и формулируют основные выводы. Совокупность представленных текстов и их обсуждение позволит всесторонне осветить проблему. В конце занятия преподаватель подводит итоги выступлений студентов.
Работа в малых группах: студенты подразделяются на группы из 5-6 человек, каждая группа выполняет задание (проект, презентацию и т.п.) по теме семинарского занятия. По истечение отведенного преподавателем на подготовку времени, каждая группа демонстрирует результат своей работы. Преподаватель задает уточняющие вопросы, дополняет, при необходимости исправляет допущенные ошибки и подводит итоги.
Сократовская беседа: создание перед студентами преподавателем проблемной ситуации, указание на возможные методы ее решения и возможный результат.
Создание правовой ситуации: преподаватель предлагает студентам условие правовой ситуации, а студенты разрешают ее с использованием нормативно-правовых документов.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Объём дисциплины | Всего часов |
Общая трудоемкость дисциплины | |
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего) | |
в том числе, аудиторная работа (всего): | |
Лекции | |
Семинары, практические занятия | |
Практикумы | |
Лабораторные работы | |
Внеаудиторная работа (всего): | |
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | |
в том числе (необходимо указать конкретный вид учебных занятий) | |
Подготовка к практическим занятиям | |
Подготовка к рубежному контролю | |
Выполнение заданий для СРС | |
контроль | |
Вид промежуточной аттестации | комплексная письменная работа |
Вид рубежной аттестации | бланочное тестирование |
Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием часов и видов учебных занятий
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | ||||
ЛЗ | ПЗ | ЛР | СРС | |||
Сущность, основные направления, правовые основы прокурорского надзора РФ | 1,5 | |||||
Прокуратура- история создания и развития. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры. | 1,5 | |||||
Система и структура органов прокуратуры | 1,5 | |||||
Служба в органах и учреждениях прокуратуры | 1,5 | |||||
Организация работы в органах прокуратуры | 1,5 | |||||
Прокурорский надзор за исполнением законов | 1,5 | |||||
Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина | 1,5 | |||||
Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно – розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие | 1,5 | |||||
Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу | 1,5 | |||||
Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами | 1,5 | |||||
Участие прокурора в рассмотрении дел судами | 1,5 | |||||
Другие направления деятельности прокуратуры | 1,5 | |||||
Всего: | ||||||
Программа дисциплины
Темы лекционных занятий
№ п/п | Тема ЛЗ | Содержание ЛЗ | Кол-во часов | Кол-во баллов | Методы |
Тема № 1. Сущность и правовые основы прокурорского надзора в РФ. | 1 Прокуратура в государственно – правовой системе РФ. 2 Предмет, система курса «Прокурорский надзор в РФ» 3 Правовые основы деятельности прокуратуры РФ | Лекция-информация | |||
Тема № 3. Система и структура органов прокуратуры | 1 Понятие прокурорской системы и становление ее организационной структуры. 2.Территориальные и специализированные органы прокуратуры. 3.Генеральная прокуратура Российской Федерации | Проблемная лекция | |||
Тема № 4. Служба в органах и учреждениях прокуратуры | 1 Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей 2 Присвоение классных чинов, воинских званий работникам органов и учреждений прокуратуры. 3 Поощрение. Дисциплинарная и иная ответственность прокурорских работников. 4 Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры. 5 Обеспечение социальных, материальных условий службы и правовой защиты | Проблемная лекция | |||
Тема № 6. Прокурорский надзор за исполнением законов | 1. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов. 2. Полномочия прокуроров по надзору за исполнением законов. 3. Направления (подотрасли) Организация работы по надзору за исполнением законов. 4. Понятие и содержание прокурорских проверок исполнения законов. 5. Методика проведения прокурором проверок законности издаваемых правовых актов. 6 Понятие и виды правовых средств прокурорского реагирования на нарушения | Проблемная лекция | |||
Тема № 11. Участие прокурора в рассмотрении дел судами | 1 Участие прокурора в гражданском судопроизводстве. 2 Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Общая характеристика процессуального положения прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства | Проблемная лекция | |||
Итого |