Зрелое просвещение 2 этап




Герой зрелого просвещения помещен в мир домашний, с которым герой связан бытом, семейно. Видим близкую и родную простому человеку обстановку повседневной жизни - эпос частной жизни.

Главная фигура - Самуэль Ричардсон (1689-1761). Первым поэтично показал частную жизнь человека, нового героя из демократических слоев общества, открыв в нем новые душевные достоинства. Ричардсон сын столяра, работал в Лондоне.

ПоИздал письмовник, где были типичные ситуации, которые предполагали момент письма служанки, к которой домогается господин. Письмовник зародил идею сюжета романа "Памела или вознагражденная добродетель" 1740 год. Роман представляет письма служанки Памелы Эндрюс, которая получила воспитание и образование в господском доме. После смерти хозяйки, сын хозяйки - Свайер Б - увозит ее в поместье и держит в плену. Памеле остается блюсти свою добродетель - героиня оставлена на произвол и должна полагаться только на себя. Сама Памела влюблена в Скваера Б. Но она проявляет моральную стойкость, он покарен и женится. Типичный сюжет золушки. Памела воплощение морального превосходства над аристократом. Ричардсон вводит в этом романе ставшим обычным для литературы того времени конфликт мужчины и женщины в любовном поединке, который включает и социальное неравенство. Социальное нервенство перевешивается внутренним достоинством человека из низов. Ричардсон открыл психологические возможности в эпистолярном районе: до него этот жанр имел формальное значение, как в "Персидских письмах" Монтескье - у него это высказывание идей через письма. У Ричардсона эпистолярная форма придает подлинность событиям. Это изъявление души, ориентированное на объективное повествование.

Для романов Ричардсона характерен минимум приключений. Фабула романа проста, чувство любви составляет сюжет, открывается интенсивный путь сюжетостроения вглубь. Ричардсон ориентируется на художественный психологизм: углубление во внутренний мир простого человека. Сфера чувств самоценна, а не события. Поднимается тема совести, ответственности перед совестью, а не перед обществом.

Минус художественного психологизма романа в том, что героиня слишком добродетельна: никаких сомнений, никаких слабостей и ошибок, что придает излишнюю риторичность. Многих отталкивала слащавость тона, покорность героини. Вальтер Скотт отмечает, что во фрагменте, когда к Скваеру приходит отец девушки, можно было сделать конфликт более острым. Этот конфликт использует Пушкин в "Станционном смотрителе". Филдинг начал работу над подобным романом, как пародии на Ричардсона "Апология мисс Шамеллы Андерсон" - здесь героиня хитра, жестока. Но, стоит отметить, что Ричардсон новатор, так как поднял эту тему вообще.

1748 год "Кларисса Гарлоу или история молодой леди" - первый роман, где судьба демократического человека из буржуазной среды показана как трагедия. Кларисса девушка 16 лет, возраст не соответсвует уму и серьезному моральному складу героини. Она из богатой семьи. Складывается конфликт с семьей: домочадцы против Клариссы, так как ей одной дед оставил наследство. Дело осложняется тем, что ухажер сестры Клариссы Лавлас переключается на нее. Его пытаются выгнать, но он не дает повода этого сделать хитростью и обходительностью. Семейство показано в явно отрицательных тонах: они садят Клариссу под арест. Это нужно автору, чтобы обосновать побег Клариссы. Лавлас подстраивает этот побег и увозит ее. А Кларисса оказывается неспособна противостоять. Лавлас обманывает ее: привозит якобы к родственникам, а на самом деле в притон. Кларисса вскоре обо всем догадывается, но Лавлас опоил ее и овладел ею. Потом он раскаялся и хотел женить, но Кларисса отвергла его и от потрясения умерла. За Клариссу мстит ее кузен, а Лавлас сам уже мучился и умирает со словами раскаяния.

В отличие от первого, этот роман - переписка множества лиц со стилевым различием писем из-за разных характеров. Лавлас стремится в своих письмах к самооправданию: похитил Клариссу, чтобы отомстить ее семье. Герои приводят в письмах разные мотивы, возникает различие внешнего и внутреннего, о Лавласе показаны разные мнения. Это становится предпосылками для создания нового типа романа. Многообразие писем создает стереоскопичность.

Дидро отмечал ценность Ричардсона в сочетании иллюзии и достовености и созидательности. Отрицательный герой Лавлас сложен и неоднозначен: английский дамы рыдали после смерти Лавласа. Ричардсона очень огорчило такое нравственное отношение к отрицательному персонажу. А Кларисса Принадлежит к типу "голубых дам": явно положительна.

В противовес Ричардсон создает "Историю сэра Чарльза Грандисона" - герой альтруист, рыцарь, образец для подражания. Здесь Ричардсон столкнулся с проблемой, характерной в целом для литературы: образцовый герой должен быть достоверным и интересным, а она для читателя оказываются неинтересны. В романе попатка создать идеальный образ мужчины. Он оказывется лишен страстей и недостатков, поэтому роман оказался самым слабым среди трех.

Открытия Ричардсона своей вершины достигают в эпистолярных жанрах Руссо ("Юлия или новая Элоиза") и Гете. Т.о. ричардсон - основатель психологизма.

Пару с Ричардсоном составляет знаковый драматург Генри Филдинг (1707-1754). Во многом у них полемика с Ричардсоном, общее у них любовь к человеку, сочувствие к жертвам соц несправедливости, вера в разрешение всех проблем худ словом. Филдинг видит у Ричардсона навязчивый дидактизм, а Ричардсон у него развызность, не джентельменсткую низость стиля.

Своими образцами Филдинг называл Аристофана, Лукиана, Рабле, Свифта, Сервантеса. Комическое у филдинга не столько внешняя готовая оценка, прилагаемая к действительности, а комическое прорастает из действительности и служит реалистическому методу.

Филдинг осознает себя первооткрывателем нового литературного рода: комическая эпопея в прозе. Комизм у Филдинга всегда разных оттенков, чаще всего мягкий, у него шутливый тон даже в эстетических рассуждениях. Это от просветительского гуманизма. У Филдинга нравственные ситуации очень сложны, разнообразны, нет единой схемы их оценки. Даже прекрасные идеи в качестве догмы для Филдинга неприемлемы. В истории "Тома Джонса найденыша" фигурируют 2 воспитателя: оба слепы к истине, исходят из разных догм, не доверяют человеку. Комизм у Филдинга отображает разностороннее понимание жизни. Отсюда новое понимание комизма: это не каррикатура искажающая реальность, а свободное непредвзятое разностороннее мировидение. Во многом Филдинг опирается н а традиции комизма в мировой литературе, что прежде всего связано в фигурой Рабле - у Филдинга много образов материального плана, тема еды, время от времени происходят попойки и бурные драки, которые описаны в иронических тонах. Филдинг усиливает телесные, чувственные тяготения и привычки людей. Прежде так изображались персонажи низкого плана. Теперь разных соц слоев и даже дамы. Например, Софья то падает с лошади, то глупа, она отличается от "голубых героинь". Через комическое выражаются их слабости, при этом слабости не трицаются и привязывают человека к реальному миру. Нет ни очень добродетельных, ни очень моральных - нечто среднее. Комическое становится обтекающим все формы.

Эпопея. Само содержание жанра у Филдинга вытекает из такого понимания комизма - это форма максимально емкая, свободная. В духе Гомеровских эпопей описываются потасовки. Например, в книге 4, гл. 8: крестьянке ухажер дарит барское платье, окружающие крестьяне начинают с ней потасовку, в драке участвуют кости на кладбище, все это вызывает высокопарные пародийные пассажи. Используются штампы мировой эпической литературы: перед появлением Софьи Вестер, например.

Также перекличка событий в сюжетных линиях разных героев, разные варианты решения моральных проблем показывает Филдинг, отсюда разнообразие человеческих качеств и разнообразие жизни: нет только плохих и только хороших. Люди не в замкнутом мирке семьи, а в большом мире. Человеческое естество, характер не дан изначально как готовый, он дан в контактах с разными людьми. Нельзя характеризовать героя без связи с другими персонажами: в разных ситуациях герой проявляет себя по-разному. => многообразие мира.

Повествование от третьего лица, не связано с видимостью документа (нет дневника, записок). Автор - творец романного мира, который живет по законам большого мира. Неслучайно он использует слово "история" - жизнь как бы растворена в общем многолюдном потоке реальности. Нет замкнутых границ, определяющих характер героя. Форма истории предполагает общечеловеческие ценности. Повествователь беседует с читателем, впервые сфера читателя втягивается в диалог с автором: автор аппелирует к мышлению читателя, читатель становится главным арбитром, как представитель реаьного мира.

"Истрия Джозефа Эндрюса". Фигурируют 2 героя: Джозеф Эндрюс и пастер Аддамс. Джозеф романтический герой, пастер готов за правду постоять кулаком, он действенное добро. Функции романные разделены между героями: Джозеф участвует в любовной интриге, пастер выражает идеи автора.

"История Тома Дженса найденыша" 1749 год, мировая слава. Том Джонс единый герой, он живой человек и идеал. Широта и населенность сюжета, целые панорамы современной Англии в единстве целенаправленном. Движущая пружина жизни - корыстный интерес в его плохом и житейском понимании. Отсюда основные беды героя: мать отреклась от сына (кто мать - интрига до финала), выдала за найденыша по прагматическим мотивам, иначе богатый родственник лишил бы ее милости. Вокруг разные проходимцы, в том числе капитан. Традиционный сюжет соперничества 2 братьев-антогонистов.

 

Лоренс Стерн (1713-1768)

Осуществил радикальную перестройку романа просвещения, автор антиромана. Сын священника, вел незаметную жизнь и писал роман, который прогремел в Европе. Роман "Жизнь и мнение Тристрама Шенди" имел сенсационный успех и вызвал недовольство писателей.

У Стерна много общего с Рабле: в сатирическом изображении священников, оба писателя подчеркивают ценность человека, его естественного бытия. У Стерна изменяется взгляд на человеческую природу, в результате чего звучит полемика со всем просветительским романом. Основа полемики у Стерна - преодоление рационализма, разум человека - результат его пристрастий, эмоций, акцент делается на субъективности, которая практически перекрывает реальный мир.

Оригинальность романа уже заявлена в названии. Событий в романе мало - Стерн противопоставил фабулу и сюжет. Фабула обычно задает сюжет, но у Стерна фабула редуцирована, событий мало. Но повествование раздувается отступлениями. Само пространство текста заслоняет действительность. Жизнь героя - только повод говорить обо всем. Сразу задается пародия на обстоятельность английского романа. Описывается история зачатия ребенка, которая влияет на будущего младенца. Описано и рождение. Сам повествователь ведет игру с читателем: Стерн первый создает художественную игру и мистификацию. Схема повествования приводится в самом романе: в виде линии с множеством изгибов и извилин. Изменения в синтаксисе.

Время относительно: 5 глав герой спускается по лестнице, может несколько глав идти к соседям. Персонажи не способны понять друг друга, их чудачество - основополагающая тема, преподносится на философских основаниях. Стерн называет эту философию шендизм. Ее представляют 2 брата: 1 увлечен наукой, пишет педагогический труд, где говорит о том, что все должно быть предусмотрено в воспитании ребенка. Это учение - пародия на науку. Противоположно такому чудаческому рационализму дядя Тоби, который еще нелепее. Он играет со слугой в войну на лужайке, главное - наивная детская доброта, которая делает героя замкнутым. Критерий ума-глупости здесь размывается культом чувства. "Шендизм" значит "человек с придурью". Но эти причуды позволяют найти героям свой маленький рай. С этим связано понятие хобби - бесполезные увлечения, в которых человек находит себя.

Роман воспринимался как литературная шалость. Главное для Стерна - понятие конька. Конек имеет отношение к господствующей страсти, влечению сердца. Это то частное увлечение, которому человек отдается целиком, которое его характеризует. В мире чудаков все равны. При этом Стерн замыкается в субъективности и не показывает реальный мир.

Возникает двойственность в отношениях повествователя и героев: 1. Повествователь равен персонажам, он сосредоточен на своих чудачествах. 2. В то же время от него зависит действие, в его мире располагаются персонажи. Отсюда момент подыгрывания: повествователь ведет игру, мистифицирует читателей, становится косвенной инстанцией, главное для которой само порождение текста. Текст воздается из ничего: например, эссе о пуговичных петля. Все становится поводом для разговора с читателем. Текст теряет объект отображения, саморепрезентация текста.

С 1768 Стерн работал над романом "Сентиментальное путешествие по Франции и Италии". Герой - пастер Йорик. Комическое начало включается в контекст философских раздумий о бытии человека. У Стерна при этом чахотка, это придает серьезность раздумьям о человеческой природе, хотя даны они в легкой форме.

Форма романа оригинальна: он начинается с обрывка разговора. Роман не завершен: формально он без начала и без конца. Так как перед нами роман-путешествие, значима форма записок. Предисловие за несколько глав от начала, в нем подчеркнуто произвольная классификация путешествий. Стерн отталкивается от традиций путешествия как ознакомления с незнакомыми местами. В традиционном путешествии путешествие складывается как богатство внешних впечатлений. Ознакомление с достопримечательностями соединяется с литературным и культурным багажом. Но у Стерна отсутствует ознакомление с достопримечательностями, деление на главы не строго связано с перемещением в пространстве. У Стерна пространственная динамика отраженная в названиях глав не четкая: названия глав повторяется, а деление определяется внутренним сюжетом и внутренними переживаниями. Т.о. объект не путешествие как таковое, а человек.

Название романа стало программным для всего направления сентиментализма. Название "сентиментальный" Стерн не придумал, оно существовало, но имело другие значения: у англичан - моралистический, у французов - любовные фривольные сюжеты. Стерн создает пересечение содержательных пластов, обыгрывает все как моральные резюме (так как герой - пастер), в то же время постоянные встречи героя с дамами показывают фривольность: так сочетаются 2 понимания. В связи с сочетанием высокого плана в назидательности и фривольного подтекста, Стерн в своем повествовании разделяет фабульное зерно трех планов (события, внутренние переживания, риторическая точка зрения).

Прихотливость композиции. Композиция определяется от субъективной значимости событий. Например, несколько глав Йорик сидит в экипаже с некой дамой: внешне ничего не происходит, действие тормозится, но здесь развиваются внутренние переживания. Герой постоянно находится под пристальным самонаблюдение. Оно не публичное, но в то же время открыто ориентировано на читателя.

В самом Йорике противоречивое сочетание черт. Нельзя расположить его качества по пунктам "положительное-отрицательное". Достойное переплетается с более низким, это переплетение качеств окружено чувствительностью. Чувствительности поются диферамбы. Сама чувствительность предстает как некое качество объективного характера с внешней точки зрения, в то же время как те импульсы, реакции динамичные, в которых соединяются плюс с минусом. Это создает разноплановость соотношения точки зрения героя-повествователя и самого автора: слезы сложно переплетаются с ироничным изображением чужой чувствительности. Ирония постоянно в разном дозировании включена в изображение всех переживаний. Она позволяет воспринимать чувствительность одновременно и как достоинство, и как проявление человеческих слаботей.

У Стерна чувствительность еще не предстает как восклицания и излишние эмоции, как в зрелом сентиментализме, он показывет чувства реалистично.

Стерн отказывается от логичности в понимании человека и мира, но сохраняет просветительнский оптимизм. В целом, идет поиск похитивных начал в жизни.

Встречи: печальная дама, крестьянин с ослом, бедная Мария и др. В бедной Марии душа сочувствует другому, соседствет эпизод в семье фермера: соединение людей и природы в танце. Роман Стерна таким образом одолжение английского просветительского романа.

В целом, Стерн оказан не просто большое влияние, а перевернул соотношение текста и действиельности в фабуле. У Стерна игра с текстом становится самоцелью, а не фабула становится целью текста. До Стерна в этом направлении двигался Рабле.

 

Вопросы на самостоятельное рассмотрение: Роберд Бернс, выписки по поэзии (названия стихотворений, их содержание); предромантизм поэмы Осеана

 

Французское просвещение

Многие просветители придерживались деизма. Бог понимался как высший разум, создавший мир и запустивший его в действие по разумным законам а сам отстранившийся от дел. Дидро был атеистом, у Руссо была своя естественная религия.

Основные идеи просветителей:

- Критическая направленность против современного социального устройства и господствующего мировозрения

- Идея внесословной естественной ценности человека, равенство всех как детей ироды: от природы люди равны, все неравенство от общества. Идеальное общество то, где естественное равенство уважается.

- Разум остается ведущим, но это не абстрактная сила рассудка, а естественная способность.

- В области общественной жизни - идеализм, идеи правят миром, все зло от недостатка идей. Главная задача просвещения - распространение правильных идей для достижения всеобщего порядка.

Французских просветителей называли энциклопедистами. Дидро наполнил форму энциклопедии современным содержанием. Они издали энциклопедию в 35 томах. Пропагандой дело не исчерпывалось, были и бытовые статьи. Так они передавали свое представление обо всей реальности и продвигали разнообразные знания: имея представление обо всем, человек становился свободен. Иногда включались статьи идейных врагов с соответсвующими комментариями. Дидро был исключительный организатор: он собирал выпуски, искал спонсоров и тд.

Искусство 18 века опирается в основном на положительный идеал. Художественность переплетается с публицистичностью. Появляются книги очерков, в литературу входят письма, мемуары, биографии. При этом могла быть только имитация подлинности. Происходит освобождение от классицистической иерархии жанров как косвенного отражения социальной иерархии упор на более гибкие жанры, сочетающие высокое и низкое, комическое и серьезно. Особенно этому соответствует роман и вообще проза. Если в 17 веке психологическое изображение человека было в основном в трагедии, а быт отражался в плутовском и мещанском романе, то теперь это соединяется: полное изображение среды, психологизм и философская глубина. У романа свои разновидности: роман-памфлет (Свифт), философский роман (повести Вольтера, некоторые романы Дидро), роман-воспитание, где человек меняется в соответствии со средой (дилогия "О Вильгельме Майстере" Гете).

Особое место в 18 веке имеет театр. Особенность 18 века - развитие теоретической мысли о театре, а практика шла вслед за теорией и порой опаздывала. Это прежде всего театральная эстетика Дидро и Лессинга. В отличие от теории 17 века (теории классицизма), театральная эстетика ориентируется не на опыт прошлого, а на обновление театра и те современные задачи, которые должны решать театральные жанры. Сначала пытаются приспособить старую классицистическую теорию Вольтер (модель трагедии для отражения новых идей), постепенно идет выработка жанра, отражающего обычную жизнь обычного человека. Это показание того, что эстетики идут не от действительности, а от формы. Реалистические задачи драмы решались разными путями: осерьезнивание комедии через введение высокого героя, усиление драматического начала комедии или снижение трагедии. Оба пути имели свои минусы. Формирование драмы растянулось на всю 2 половину 18 века в плоть до начала 19. В драме отображалось третье сословие. В эпоху Великой французской революции был всплеск классицизма, героизма, потом было прославление империи Наполеона. Это привело в сложному наслоению.

Дидро утвердил жанр пантомимы - игры без слов. Прежде актерская игра была сплошной декламацией при статичности позы. Реалистические тяготения характерны для 18 века. На протяжении 18 века сосуществовали разные методы: просветительский классицизм, сентиментализм, просветительский реализм. Особое место занимало искусство рококо: нечто вроде одомашненного бороккоо. Из Франции этот стиль распространился по всей Европе. Этот стиль противостоит важным проблемам, своей несерьезностью он победил время. Для него характерно камерность, интимность, прицеозность, грация, волшебная сказка. Маргинальное место при своей безыдейности занимает рококо, что позволяет ему проникать в другие стили. Поэтому, например, эпическая поэма Вольтера "Орлеанская девственница" считается рокальной поэмой, где много похождений, театрализация действия. В русской литературе - поэма "Руслан и Людмила".

 

Ален Рене Лессаж - самостоятельно

1. Творчество (драматургия: "Креспен или слуга соперник своего господина", "Тюркаре", роман "История Жильбласа", в романе соединение плутовского романа с современным материалом, превращаясь в роман карьеры)

2. Роман "Хромой бес", такой же роман был написан в 17 веке, Лессаж взялся его переводить и это переросло в самостоятельный роман. Помимо соц критики в двух вставных новеллах утверждаются и положительные начала.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: