Рекомендуемые образовательные технологии




ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Рекомендуется для направления подготовки 031300 «Журналистика»

 

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

 

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Зарубежная литература» являются: изучение истории мировой литературы в ее важнейшей части – литературы Западной Европы и США от возникновения до современности; понимание неразрывной связи между философией и литературой; формирование представлений о смене литературных школ и направлений и связанных с ними художественных стилей на протяжении полуторатысячелетней истории человечества; овладение навыками анализа литературного произведения, видения его в контексте истории и в связи со сходными явлениями в культуре, умением читать и понимать тексты, принадлежащие разным народам и эпохам, владение словом, развитие образного мышления, активизация творческих способностей будущих журналистов.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к базовой части ООП, общепрофессиональному разделу, филологическому блоку является основой гуманитарного образования журналиста. Она соотносится с курсами: теории литературы зарубежной журналистики, истории и философии.

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций по ОС МГУ:

знание истории зарубежной литературы как основы общекультурного багажа журналиста; способность использовать опыт крупнейших зарубежных писателей для развития своего творческого потенциала (ПК-4);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать: историю зарубежной литературы Западной Европы и США с V в. н.э. по начало XXI; особенности основных художественных направлений в литературе и искусстве; историко-культурный контекст изучаемых текстов, творчество крупнейших представителей мировой литературы и героев их произведений;

Уметь: анализировать и понимать литературное произведение, как особый продукт творческой деятельности, воспринимать тексты различных национальных литератур; понимать процесс эволюции литературных жанров; создавать различного рода, в том числе журналистские, тексты; использовать эффективные формы воздействия на аудиторию;

Владеть: богатейшим арсеналом образов мировой литературы.

4. Структура и содержание дисциплины «Зарубежная литература»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц 288 часов.

 

Структура дисциплины

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лекции     СРС
  Зарубежная литература Средневековья и Ренессанса II 1-18         зачет
  Зарубежная литература XVII – XVIII веков III 1,3,5,7, 9,11,13, 15, 17,         экзамен
  Зарубежная литература XIX века IV-V IV:2,4,6,8, 10,12,14, 16,18; V:1,3,5,7, 9,11,13, 15, 17,         Зачет, экзамен
  Зарубежная литература XX века VI-VIII VI: 2,4,6,8, 10,12,14, 16,18; VII: 1,3,5,7, 9,11,13, 15, 17 VIII: 2,4,6,8, 10,12,14, 16,18;         Зачет, экзамен, экзамен

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины (модуля) Содержание раздела
1. Зарубежная литература Средневековья и Ренессанса
    Введение к курсу «Зарубежная литература Средних веков и Возрождения». Общая характеристика 1200-летнего этапа европейской культуры и цивилизации. Периодизация, категории средневековой культуры, основные закономерности и тенденции развития словесности, топосы.
  Раннее Средневековье   Значение духовной литературы для формирования культуры средневековой Европы. Патристика. Жития святых. Parodia sacra. Аврелий Августин и философия истории, «Исповедь». Народно-эпическая поэзия раннего Средневековья (средневековые архаические эпосы). Общая характеристика. Ирландские саги: поэтика, специфика героического, кельтский культурный материал, элементы христианизации. Скандинавско-исландский эпос: пути сказания. «Старшая Эдда»: структура, мифология, поэтика, элементы христианизации («Волуспа», «Перебранка Локи», «Речи Высокого» и др.). Версия «Нибелунгов»: сюжет затянутой мести в песнях о Нифлунгах.
  Зрелое Средневековье   Народно-эпическая поэзия зрелого Средневековья (средневековые героические эпосы). Общая характеристика. Французский героический эпос. «Песнь о Роланде». Композиция, образная система, поэтика, идеология, проблема героя. Испанский героический эпос «Песнь о моем Сиде». Поэтика, образная система, злободневность, происхождение, проблема автора. Литература средневекового замка (куртуазная). Общая характеристика. Поэзия Прованса: идеология, поэтика, темы, жанры лирики трубадуров. Понимание любви и служения. Рыцарский роман: становление жанра, идеология, композиция, образная система, поэтика. Роман о Тристане и Изольде как образец раннего докуртуазного рыцарского романа
  Сумма Средневековья   Немецкий героический эпос. «Песнь о Нибелунгах» как жанровое пограничье: сочетание черт героического эпоса и рыцарской эпопеи, композиция, образная система, поэтика, идеология, проблема героя, проблема автора.
  Литература европейского Ренессанса     «Божественная комедия» Данте Алигьери: сумма средневекового миропонимания и черты предренессанса. Подробный разбор кантики. Основное содержание и тенденции европейского Ренессанса. Периодизация. Специфика раннего итальянского Ренессанса. Гуманизм Треченто: Франческо Петрарка («Канцоньере», диалоги) и Джованни Боккаччо («Декамерон»).
  Закат Ренессанса: на пороге Нового времени Особенности культуры Ренессанса во Франции XVI в. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле как сумма голосов эпохи. Карнавальная стихия в романе и традиция parodia sacra. Сцецифика Северного Возрождения. Христианский гуманизм Томаса Мора и Эразма Роттердамского (в сравнении с концепцией «реальной политики» Н. Макиавелли). Значение театра в культуре английского Ренессанса XVI в. Трагический гуманизм Уильяма Шекспира. «Гамлет»: преобразование канона трагедии мести. «Король Лир»: драма обретения милосердия. Пародия и трагедия в «Дон Кихоте» Мигеля де Сервантеса. Мотив «мудрого безумия» и «мира-театра».
  Зарубежная литература XVII – XVIII веков Характеристика XVII века как особой эпохи в развитии западноевропейской литературы. Барокко и классицизм. Творчество Корнеля. Специфика трагедий первой и второй манеры. Творчество Расина. Концепция трагического в пьесах 60-х гг. и в «Федре». Р. Барт о Расине. Творчество Мольера. Специфика жанра высокой комедии и ее философско-этическая проблематика. Общая характеристика литературы XVIII века. Философские теории эпохи Просвещения и их отражение в литературе. Многообразие стилей и их взаимопроникновение. Литература XVIII века как единая система. Просвещение в Англии. Английский просветительский роман и его эволюция. Комические эпопеи Филдинга. Сентиментально-юмористические романы Стерна. Просвещение во Франции. Специфика жанра философской повести Вольтера. Жанровое своеобразие произведений Дидро. Особенности сентиментализма Руссо. «Новая Элоиза» в контексте развития сентименталистского эпистолярного романа. Просвещение в Германии. «Фауст» как вершина творчество Гете и как итог развития эпохи Просвещения.
  Зарубежная литература XIX века: а) романтизм;   б) реализм Введение. Влияние Великой французской буржуазной революции на формирование романтических идей. Кант – Фихте – Шеллинг. Гете и романтизм. Романтизм в Германии. Иенский кружок. Шлегели. Новалис. Тик. Гейдельбегская романтическая школа. Берлинский романтизм. А. фон Шамиссо.«Удивительная история Петера Шлемиля». Э.Т,А. Гофман. Английский романтизм и индустриальная революция. Готический роман. Ранний английский романтизм. У.Вордсворт. С.Т.Колридж. Р.Саути. В.Скотт. Дж.Г. Байрон. П.Б. Шелли и Дж.Китс. Романтизм во Франции. Романтики в изгнании: Ж. де Сталь и Шатобриан. Б.Констан. Французский романтизм после реставрации. Эстетика В.Гюго. «Собор Парижской Богоматери» Ламартин. Американский романтизм.   Введение. Исторический контекст. Просвещение и реализм. Романтизм и реализм. Тапы развития реалистической эстетики и ее характерные черты. Творчество Стендаля. Роман «Красное и черное». Черты готического романа в творчестве раннего Бальзака: «Гобсек», «Евгения Гранде», «Шагреневая кожа». Проблема типического и «Отец Горио» О. де Бальзака. Особенности реализма Диккенса. Связь с романтической и готической традицией. Социальная панорама Англии середины XIX века. Второй этап реализма – реализм психологический. Характерные изменения в поэтике. Новая школа английских реалистов. Творчество Г.Флобера. Роман «Госпожа Бовари». Проблема «воспитательного романа» в литературе XIX века. «Воспитание чувств» Флобера. Шарль Бодлер и французская поэзия середины XIX века.
4. Зарубежная литература XX века
  Часть 1. Вводная лекция по курсу «Зарубежная литература конца Х1Х – начала ХХ века. Основные тенденции развития. Западноевропейская «новая драма. Европейский театр рубежа веков. Символизм в поэзии рубежа веков. Французские поэты: П.Верлен, С.Малларме, А. Рембо. Английский роман рубежа веков. Особенности реализма в романах «среды и характеров» Г. Гарди: взаимодействие реализма с натурализмом и символизмом Т. Гарди, О.Уайлд, Дж. Голсуорси Г. Уэллс Французский роман рубежа веков. Э. Золя, Ги де Мопассан, А. Франс, Р. Роллан Американский роман рубежа веков. Марк Твен, Дж. Лондон
  Часть 2. Введение. Основные тенденции развития зарубежной литературы первой половины ХХ века. Творчество Ф. Кафки в контексте истории и литературы ХХ века. Между эпохами: интеллектуальный роман Т. Манна и Г. Гессе. Б. Брехт: теория и практика эпического театра в эпоху разрушения традиционного эпоса. М. Пруст: поиски времени и обретение истины через индивидуальное сознание. Ж.-П. Сартр и литературный экзистенциализм. А. де Сент-Экзюпери. Философия действия и концепция человеческой общности. А. Камю и проблема «бунта» человека перед лицом абсурда.
  Часть 3. Введение. «Улисс» Джеймса Джойса – «тотальный роман» и «Евангелие от модернизма». Английские поэты-модернисты. Томас С. Элиот. Бернард Шоу и рождение интеллектуальной драмы ХХ века. Т. Драйзер и эпический реализм ХХ века. «Трилогия желания», «Американская трагедия». Основные проблемы литературы «потерянного поколения». Р. Олдингтон. Э.Хемингуэй. Трагедия американского Юга в Йокнапатофском цикле романов Уильяма Фолкнера («Шум и ярость», трилогия о Сноупсах). История Америки в конструктивистском эпосе Джона Дос Пассоса «США». Проблематика и художественное своеобразие романа США периода «красных» 30-х гг. Дж. Стейнбек.

Рекомендуемые образовательные технологии

Дисциплина преподается преимущественно в лекционной форме. Предусматривается просмотр экранизаций зарубежных литературных произведений и спектаклей по их мотивам. При возможности разделении потока на группы продуктивны интерактивные формы: диспуты, обсуждения.

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

В качестве промежуточного контроля освоения материалов учебников и литературных источников практикуются коллоквиумы, тестирование, написание контрольных работ, рефератов, встречи преподавателей со студентами в специально отведенное для этого время («контактные часы»), как в аудитории, так и в режиме он-лайн.

 

По курсу литература Средневековья и Ренессанса:

Коллоквиумы:

1. «Песнь о Нибелунгах» (март)

2. Роман Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» в контексте народно-карнавальной культуры (апрель)

3. Трактат Н. Макиавелли «Государь» (апрель)

4. Великие трагедии У. Шекспира («Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет») (май)

 

Темы рефератов по народно-эпической поэзии и куртуазной литературе средневековья

1. Мифологические и магические мотивы в ирландских сагах уладского цикла

2. Специфика героического характера в ирландских сагах уладского цикла (сравните с античной героикой)

3. Этические принципы, утверждаемые в ирландских сагах уладского цикла

4. Особенности композиции саги «Похищение быка из Куальнге»

5. Магическая функция слова (пения, музыки) в ирландских сагах

6. Функция и соотношение стихов и прозы в ирландских сагах

7. Античные образы и мотивы в саге «Плавание Майль-Дуйна»

8. Интерпретация любви в ирландских сагах

9. Тема морского путешествия и образ страны блаженства в ирландских сагах

10. Образы мифологических животных в кельтском эпосе

11. Сравните характер эпического повествования в саге «Изгнание сыновей Уснеха» (уладский цикл) и в саге «Преследование Диармайда и Грайне» (цикл Финна)

12. Соотношение языческих и христианских представлений в саге «Смерть Муйрхертаха, сына Эрк»

13. Время и пространство в саге.

14. Кельтские мотивы и образы в русской поэзии XIX – ХХ вв.

15. Образы богов в скандинавском эпосе (Тор, Один, Локи)

16. Эсхатологические мотивы в скандинавском эпосе (сравните с аналогичными мотивами в Библии)

17. Тема судьбы в мифологических и героических песнях «Старшей Эдды».

18. Мотив утраты и возрождения золотого века в «Волуспе»

19. Тема «проклятого золота» в скандинавском эпосе

20. Время и пространство в Эддических сказаниях

21. Особенности смеха в «Песни о Трюме» и в «Перебранке Локи»

22. Особенности эпического повествования в «Старшей Эдде»

23. Образ волшебного кузнеца Велюнда в «Песни о Велюнде»

24. Особенности героического характера в «Песнях о Нифлунгах» («Старшая Эдда»)

25. Жанр героической элегии в скандинавском эпосе.

26. Интерпретация мотива клада в «Песнях о Нифлунгах» («Старшая Эдда») и в «Песни о Нибелунгах»

27. Сравните образ Брюнхильд в «Песнях о Нифлунгах» («Старшая Эдда») с образом Брюнхильды в «Песни о Нибелунгах»

28. Сравните образ Атли в «Песнях о Нифлунгах» (Старшая Эдда») и образ Этцеля в «Песни о Нибелунгах»

29. Соотношение реального мира с миром мифологическим (сказочным) в «Песнях о Нифлунгах» («Старшая Эдда») и в «Песни о Нибелунгах»

30. Тема пира – сражения в «Песни о Нибелунгах»

31. Конспект статьи А.Я. Гуревича «Пространственно-временной континуум в «Песни о Нибелунгах» (сб. Традиция в истории культуры. 1978). Ваше отношение к этой статье

32. Конспект статьи А.Я. Гуревича «Средневековая литература и ее современное восприятие. О переводе «Песни о Нибелунгах» (сб. Из истории культуры Средних веков и Возрождения. 1976). Ваше отношение к этой статье

33. Сказочные персонажи «Песни о Нибелунгах» и их роль в реальном мире поэмы

34. Значение образа Зигфрида в контексте образной системы «Песни о Нибелунгах»

35. Сравните образ Хагена в I и во II части «Песни о Нибелунгах»

36. Персонажи и их исторические прототипы в «Песнях о Нифлунгах» («Старшая Эдда») и в «Песни о Нибелунгах»

37. Специфика конфликта в «Песни о Нибелунгах»

38. Общность эпических мотивов и различие в их интерпретации в «Песнях о Нифлунгах» («Старшая Эдда») и в «Песни о Нибелунгах»

39. Соотношение языческих и христианских представлений в «Песни о Нибелунгах»

40. «Песнь о Нибелунгах» и Геббель

41. Сюжет Нибелунгов и Вагнер

42. Соотношение истории и вымысла в «Песни о Роланде» и в «Песни о моем Сиде»

43. Особенности сюжетно-композиционного строения «Песни о Роланде».

44. Соотношение темы борьбы с внешним врагом и темы сеньориально-вассальных отношений в «Песни о Роланде» и в «Песни о моем Сиде»

45. Национально-религиозная тема и христианские мотивы в «Песни о Роланде»

46. Параллелизм и антагонизм христианского и мусульманского мира в «Песни о Роланде»

47. Функция эпических повторов в «Песни о Роланде»

48. Оппозиция Роланд – Ганелон

49. Проблема трагической вины героя в «Песни о Роланде»

50. Особенности описания сражений в «Песни о Роланде» (эпизод Ронсевальской битвы, эпизод сражения с Балиганом).

51. Образ «предателя» в «Песни о Роланде», в «Песни о моем Сиде», в «Песни о Нибелунгах»

52. Особенности героического характера в «Песни о Роланде», в «Песни о моем Сиде» и в «Песни о Нибелунгах»

53. Специфика конфликта в «Песни о Роланде»

54. Специфика конфликта в «Песни о моем Сиде»

55. Особенности эпического повествования в «Песни о Роланде» и в «Песни о моем Сиде»

56. Соотношение народно-эпического начала и начала феодально-рыцарского в «Песни о Роланде» и в «Песни о моем Сиде».

57. «Песнь о Роланде» в изобразительном искусстве.

58. Отражение событий Реконкисты и специфика отношения к маврам в «Песни о моем Сиде».

59. Отражение бюргерского сознания в «Песни о моем Сиде».

60. Отражение куртуазных представлений в эпосе зрелого Средневековья.

61. Основные жанры поэзии трубадуров.

62. Основные персонажи куртуазного универсума в поэзии трубадуров.

63. Интерпретация любви в поэзии трубадуров.

64. Оппозиция cortezia-vilenia и система куртуазных ценностей в поэзии трубадуров.

65. Функция «клеветника» в поэзии трубадуров.

66. Образ прекрасной дамы и его значение в поэзии трубадуров.

67. Соотношение традиции и индивидуального начала в поэзии трубадуров.

68. Тема «дальней любви» в кансонах Джауфре Рюделя и его образ в последующей европейской литературе (Ростан «Принцесса Греза»).

69. Жанровая специфика куртуазного романа (сравните с эпосом).

70. Хронотоп в куртуазном романе (конспект соответствующего раздела статьи М.М. Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе», анализ с этой точки зрения прочитанных произведений).

71. Рыцарская утопия в куртуазном романе.

72. Особенности композиции куртуазного романа.

73. Соотношение куртуазных представлений и архаической кельтской первоосновы в романе о Тристане и Изольде.

74. Герои романа о Тристане и Изольде, и их кельтские прототипы.

75. Особенности интерпретации любви в романе о Тристане и Изольде и в романе Кретьена де Труа «Ивейн или рыцарь со львом».

76. Особенности конфликта в романе о Тристане и Изольде.

77. Символика моря и леса в романе о Тристане и Изольде.

78. Значение образа отшельника Огрина в романе о Тристане и Изольде.

79. Эволюция сюжета и образов в поздних версиях романа о Тристане и Изольде.

80. Особенности конфликта в романе Кретьена де Труа «Ивейн или рыцарь со львом».

81. Образ мира в романе о Тристане и Изольде и в романе Кретьена де Труа «Ивейн или рыцарь со львом».

82. Соотношение куртуазного идеала и идеала христианского в «Парцифале» Вольфрама фон Эшенбаха.

Темы рефератов по литературе Возрождения

1. Значение рамочной структуры «Декамерона» Боккаччо.

2. Символика чумы в «Декамероне» Боккаччо и «Пир во время чумы» Пушкина.

3. Значение образа чумы в «Декамероне» Боккаччо и в романе Камю «Чума».

4. Образы рассказчиков и их функция в «Декамероне Боккаччо» и в «Кентерберийских рассказах» Чосера.

5. Ренессансная утопия в «Декамероне» Боккаччо.

6. Взаимодействие различных повествовательных жанров и стилевых традиций в «Декамероне» Боккаччо.

7. Использование приемов средневековой и античной риторики в «Декамероне» Боккаччо.

8. Пародия в новеллах «Декамерона».

9. Поэтизация предприимчивости и остроумия в новеллах «Декамерона».

10. Особенности композиции «Декамерона» Боккаччо.

11. Традиция рыцарской литературы в «Декамероне» Боккаччо.

12. Традиция фабльо и exempla в «Декамероне» Боккаччо.

13. Тема превратностей судьбы и активной человеческой деятельности в новеллах «Декамерона».

14. Культ прекрасного слова в «Декамероне» Боккаччо.

15. Новеллы об озорных проделках и их значение в «Декамероне» Боккаччо.

16. Тема плутовства и шутовства в новеллах «Декамерона».

17. Интерпретация любви в новеллах IV и V дня «Декамерона».

18. Тема великодушия в новеллах «Декамерона».

19. Особенности авторской позиции в «Декамероне» Боккаччо и в «Назидательных новеллах» Сервантеса.

20. «Монашеская» тема в «Декамероне» Боккаччо и в «Похвальном слове Глупости» Эразма Роттердамского.

21. Образ государя в трактате Макиавелли «Государь».

22. Античная традиция в «Похвальном слове Глупости» Эразма Роттердамского.

23. Образ Глупости в произведении Эразма Роттердамского.

24. Соотношение Мудрости и Глупости в произведении Эразма Роттердамского «Похвальное слово Глупости».

25. Особенности смеха Эразма Роттердамского в первой и второй части «Похвального слова Глупости».

26. Проблема свободной воли у Эразма Роттердамского («Рассуждение о свободе воли») и у Мартина Лютера («О рабстве воли»).

27. Особенности христианского гуманизма в трактате Эразма Роттердамского «Оружие христианского воина».

28. Особенности раблезианского смеха.

29. Пародийные стилизации в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

30. Особенности гротеска в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

31. Эпизод «Телемская обитель» в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и «Утопия» Томаса Мора.

32. Соотношение образов Пантагрюэль – Панург в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

33. Эволюция образа Панурга в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

34. Интерпретация мотива женитьбы Панурга в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

35. Панург и Фальстаф.

36. Значение мотива путешествия в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

37. Бахтин о раблезианском хронотопе.

38. Бахтин о народно-праздничных и пиршественных образах в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

39. Бахтин о гротескной концепции тела в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

40. Бахтин о карнавальном характере «военных» эпизодов и сцен избиений в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

41. Бахтин о карнавальном характере эпизода посещения Эпистемоном преисподней.

42. Образ веселой смерти в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

43. Античные образы и мотивы в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

44. Образ рассказчика в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

45. Специфика отношения к слову в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

46. Оппозиция смеха и серьезности в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

47. Специфика образа пикаро в повести «Ласарильо с Тормеса».

48. Отношение между героем и миром в плутовском романе (на примере «Ласарильо с Тормеса».

49. Жанровая специфика плутовского романа (на примере «Ласарильо с Тормеса»).

50. Жанровые особенности новелл Сервантеса (на примере «Назидательных новелл» и вставных новелл в «Дон Кихоте»).

51. Тема испытания в «Назидательных новеллах» и во вставных новеллах «Дон Кихота» Сервантеса.

52. Традиция позднегреческого авантюрного романа в новеллистике Сервантеса.

53. Авантюрно-сентиментальные и плутовские мотивы в «Назидательных новеллах» Сервантеса.

54. Специфика использования традиции пикарески в новелле «Ринконете и Кортадильо» и в «Новелле о беседе собак» («Назидательные новеллы» Сервантеса).

55. Образ лиценциата Видриеры и тема «мудрого безумия» в одноименной новелле («Назидательные новеллы» Сервантеса).

56. Соотношение мира воображаемого и реального в «Дон Кихоте» Сервантеса.

57. Рыцарский миф в «Дон Кихоте» Сервантеса.

58. Роль пасторального мифа в «Дон Кихоте» Сервантеса.

59. Специфика «дон-кихотовской ситуации» (Пинский) и ее усложнение во 2-м томе романа Сервантеса.

60. Игра и розыгрыш в «Дон Кихоте» Сервантеса.

61. Образы и мотивы народно-смеховой культуры в «Дон Кихоте» Сервантеса.

62. Значение вставных новелл в композиции «Дон Кихота» Сервантеса.

63. Образ автора в «Дон Кихоте» Сервантеса.

64. Образ Дон Кихота и тема «мудрого безумия».

65. Дон Кихот и Гамлет.

66. Интерпретация образа Дон Кихота в русской литературе.

67. Фольклорная традиция в образе Санчо Пансы.

68. Тема благородного разбойника Роке Гинарта в «Дон Кихоте» Сервантеса.

69. Тема Дульсинеи Тобосской в «Дон Кихоте» Сервантеса.

70. Тема «подложного «Дон Кихота» Авельянеды во 2-м томе «Дон Кихота» Сервантеса.

71. Пародия в «Дон Кихоте» Сервантеса.

72. Конспект статьи С. Бочарова «О композиции «Дон Кихота» (сб. «Сервантес и всемирная литература», 1969). Ваше отношение в этой статье.

73. Переосмысление «хронотопа дороги» (Бахтин) в «Дон Кихоте» Сервантеса.

74. Литературная полемика в «Дон Кихоте» Сервантеса.

75. Испанские романсы в «Дон Кихоте» Сервантеса.

76. Взаимодействие различных жанровых и стилевых традиций в «Дон Кихоте» Сервантеса.

77. Противопоставление странствующего рыцарства рыцарству придворному во 2-м томе «Дон Кихота» Сервантеса.

78. Образ мира-театра в «Дон Кихоте» Сервантеса.

79. Образ мира-театра и «театра-зеркала» («Гамлет») в драматургии Шекспира.
80. Тема «мудрого безумия» в «Короле Лире» Шекспира.
81. «Монаршая тема» в великих трагедиях Шекспира.
82. Значение параллельных линий в трагедии Шекспира «Гамлет».
83. Значение параллельных сюжетов в трагедии Шекспира «Король Лир».
84. Особенности антагониста в трагедиях Шекспира (Клавдий, Яго, Эдмунд).
85. Функция призраков в «Гамлете» и «Макбете» и ведьм в «Макбете».
86. Значение оппозиции Эдгар – Эдмунд в «Короле Лире» Шекспира.
87. Шекспировские героини (Офелия, Дездемона, Корделия) и их роль в трагедийном сюжете.
88. Тема совести и больной души в «Гамлете» и «Макбете» Шекспира.
89. Жанровые особенности шекспировского «Ричарда III».
90. Образы Просперо и Гонзало и специфика общественно-политической утопии в «Буре».

По курсу литература XVII – XVIII века:

Коллоквиумы:

1. Драматургия Кальдерона.

2. «Путешествия Гулливера» Свифта как мениппея.

3. Комические эпопеи Филдинга.

4. Драматургия Шиллера.

 

Темы письменных работ:

По курсу романтизм:

Коллоквиумы:

1. Романтическая ирония в сказках Гофмана.

2. Французский исповедальный роман в эпоху романтизма.

3. Принципы поэтики Эдгара По.

Темы письменных работ:

1. Проблема боговдохновенности в теории романтической поэзии братьев Шлегелей.

2. Теория романа как жанра в романтической эстетике Ф. Шлегеля.

3. Гете и романтизм.

4. Романтики о Шекспире.

5. Романтики о Сервантесе.

6. Тема свободы в романтическом романе Ф.Шлегеля “Люцинда”.

7. Жанр сказки в раннем немецком романтизме.

8. Философское осмысление роли поэта и поэзии в творчестве Новалиса.

9. Тема смерти в творчестве Новалиса (“Гимны к ночи” и “Генрих фон Офтердинген”)

10. Символика “голубого цветка” и образ бестелесного мира в романе Новалиса “Генрих фон Офтердинген”.

11. Попытка создания новой мифологии в романе Новалиса “Генрих фон Офтердинген”.

12. Лирическая струя в романе Новалиса “Генрих фон Офтердинген”.

13. Символика сказки Клингсора в романе Новалиса”Генрих фон Офтердинген”.

14. Риторический принцип и проблема создания характера в романе Новалиса “Генрих фон Офтердинген”.

15. Влияние философского романа Новалиса на творчество Г.Гессе, Р.Музиля, Т.Манна.

16. Символика зла в повести Л.Тика “Белокурый Экберт”.

17. Полемика с классицизмом в эстетике А.-В. и Ф.Шлегелей.

18. Фольклорные основы романтической поэзии.

19. Элементы обрядовой поэзии в сказках братьев Гримм (по кн. Проппа “Исторические корни волшебной сказки”).

20. Средневековый фольклор в книге Арнима и Брентано “Волшебный рог мальчика”.

21. Национальный колорит в романтической поэзии.

22. А.-В.Шлегель - переводчик.

23. Ситуация суда в комедии Г. фон Клейста “Разбитый кувшин.

24. Профанный герой в комедии Г. фон Клейста “Разбитый кувшин”.

25. Трагедия Евы (Клейст,”Разбитый кувшин”) в свете комедии.

26. Античные мотивы в драме Клейста “Пентесилея”.

27. “Амфитрион” Плавта и “Амфитрион” Клейста.

28. Проблема выбора и образ Алкмены в комедии Клейста “Амфитрион”.

29. Образы античных богов в комедии Клейста “Амфитрион”.

30. Тема смерти в трагедии Клейста “Пентесилея”.

31. Шекспировский сюжет в переосмыслении Клейста (“Семейство Шроффенштейн”).

32. Тема бунта в новелле Клейста “Михаэль Кольхас”.

33. Образ крестьянской войны в новелле Клейста “Михаэль Кольхас”.

34. Тема продажи души в романтической повести и поэме.

35. Символ “тени” в романе-притче А. фон Шамиссо “Удивительная история Петера Шлемиля.”

36. Теория и практика фрагмента в эстетике немецкого романтизма.

37. Мистификация читателя в новелле Гофмана “Кавалер Глюк”.

38. Таинственное и неизъяснимое в творчестве Гофмана.

39. Кумулятивный сюжет в романтизме (по творчеству Э.-Т.-А. Гофмана).

40. Тема двойничества в творчестве Гофмана.(“Элексиры сатаны” и “Двойник”).

41. Гофман и барокко. Особенности композиции.

42. Волшебный театр рококо и сказочный мир Гофмана.

43. Восточные мотивы в сказках Гофмана.

44. Гротескные образы в повести-сказке Гофмана “Крошка Цахес”.

45. Тема Просвещения и просвещенной монархии в творчестве Гофмана.

46. Протагонист в свете романтической иронии - новый герой Гофмана.

47. Оппозиция романтической мечты и действительности в повести Гофмана “Золотой горшок”.

48. Сказочные персонажи Гофмана.

49. Концепция романтического героя в творчестве Гофмана.

50. Тема любви в творчестве Гофмана.

51. Образы животного эпоса в сатирической концепции романа Гофмана “Житейские воззрения кота Мурра”.

52. Отблески готического романа в “Житейских воззрениях кота Мурра” Гофмана.

53. Образы филистеров в романах Гофмана и поэзии Гейне.

54. “История любви” в “Книге песен” Гейне.

55. Жанр баллады в творчестве Гейне.

56. Образ моря в поэзии Гейне и Байрона.

57. Легенда о Лорелей у Брентано и Гейне.

58. Тема бунта в поэзии У.Блейка.

59. Образы христианской мифологии в “Песнях Невинности и Опыта” Блейка.

60. Конспект книги: Frye N. Fearful symmetry: A study of William Blake.- Princeton, 1947.

61. Символический смысл “Бракосочетания Рая и Ада”Блейка.

62. Художественный мир У. Блейка.

63. Риторика в гражданственной поэзии романтизма.

64. Жанр баллады в английском романтизме.

65. Фольклорные сюжеты в лирике Вордсворта.

66. Картины природы “озерного края” в лирике Вордсворта.

67. А.С. Пушкин - переводчик и комментатор Вордсворта.

68. У. Вордсворт - теоретик раннего английского романтизма.

69. Поэтика фрагмента в творчестве Кольриджа.

70. Мистическая картина мироздания в поэме Кольриджа "Сказание о Старом Мореходе”.

71. Эстетические воззрения Колрижда на литературу.

72. Лирический герой гражданственной поэзии Байрона.

73. Тема разочарования в юношеской поэзии Байрона и в “Паломничестве Чайлд Гарольда”.

74. “Странствия души” в английской романтической поэзии.

75. Переосмысление образности ортодоксального христианства в поэме Кольриджа “Сказание о Старом Мореходе”.

76. Тема Востока в творчестве Байрона.

77. Концепция байронического героя (раннее творчество поэта).

78. Переосмысление байронического героя в массовой культуре ХХ века.

79. Характеристики английских поэтов в юношеской поэме Байрона “Английские барды и шотландские обозреватели”.

80. Принципы сюжетосложения в поэмах Байрона.

81. Концепция мироздания в мистерии Байрона “Каин”.

82. Образ Люцифера в “Потерянном рае” Мильтона и в ”Каине” Байрона.

83. Жанр баллады в творчестве Р. Саути.

84. Романтическая ирония в исторических балладах Саути.

85. Тема утраченный возлюбленной в поэмах Дж.Г.Байрона.

86. “Преступление и наказание” в драматической поэме Байрона “Манфред”.

87. Литературные источники и новаторство Байрона драматической поэме “Манфред”.

88. Концепция новой литературы в поэме Байрона “Дон Жуан”.

89. Лирический герой поэмы Байрона “Дон Жуан”.

90. “Дон Жуан” Байрона в ряду драматических концепций образа “севильского озорника”.

91. “Дон Жуан” у Байрона и у Пушкина.

92. Тема облака в романтической поэзии.

93. Тема одиночества в лирике Шелли.

94. Образ “западного ветра” как романтический символ лирики Шелли.

95. Переосмысление античного мифа в романтической концепции поэмы Шелли “Прометей освобожденный”.

96. Тема бунта в “восточных поэмах” Шелли.

97. Шелли - автор манифеста лондонских романтиков.

98. Миф об античной гармонии в “Оде греческой вазе” Китса.

99. Образы итальянского Возрождения в творчестве Китса.

100. Исторические баллады Вальтера Скотта.

101. Исторические деятели в романах Вальтер Скотта.

102. Философия истории в романах Вальтера Скотта.

103. Воссоздание исторического колорита в романах Вальтера Скотта.

104. Принципы сюжетосложения в романах Вальтера Скотта.

105. Драматургия конфликта в романах Вальтера Скотта.

106. Связь Вальтера Скотта с традициями готического романа.

107. Образ готического замка в английской литературе конца XVIII начала XIX вв.

108. Тема маленького человека в поэзии английского романтизма.

109. Образ моря в английской романтической поэзии.

110. Жан Жак Руссо и романтическая поэзия Франции.

111. Жермена де Сталь как теоретик французского романтизма.

112. Исповедальность как родовая черта французской романтической поэзии.

113. Влияние немецкого романтизма на формирование новой поэтической школы во Франции.

114. Традиции сентиментального романа в повести Шатобриана “Рене”.

115. Сен-Пре, Вертер и Рене.

116. Мотив “мировой скорби” в раннем французском романтизме.

117. Образ “героя времени” в романе Констана “Адольф”.

118. Трагедия любви в исповедальном романе французского романтизма.

119. Прием мистификации во французской литературе эпохи романтизма.

120. Спор между романтиками и классиками. История представлений драмы Гюго “Эрнани”.

121. Теория гротеска Гюго и ее воплощение в творчестве.

122. Атмосфера средневекового города и образ собора в романе Гюго “Собор Парижской Богоматери”.

123. Тема народа в романе Гюго “Собор Парижской Богоматери”.

124. Исторические лица в романе Гюго “Собор Парижской богоматери”.

125. Группировка образов в романе Гюго “Собор Парижской Богоматери”.

126. Поэма “Возмездие” в творчестве В. Гюго и А. Блока.

127. Переосмысление темы маленького человека в романе В. Гюго “Отверженные”.

128. Эпическая картина Франции в романе В. Гюго “Отверженные”.

129. Исторические события в романе В. Гюго “Отверженные”.

130. Тема любви в романе В. Гюго “Отверженные”

131. Тема одиночества в лирике Ламартина.

132. Сфера поиска идеала в ранней лирике Ламартина.

133. Мотивы скорби и утраты в лирике Ламартина.

134. Концепция природы в романтической лирике Ламартина.

135. Ветхозаветные сюжеты в лирике А. де Виньи (“Моисей”, ”Гнев Самсона”).

136. Тема “Гефсиманского сада” в стихотворениях А. де Виньи и Б. Пастернака.

137. Публицистический пафос романа А. де Мюссе “Исповедь сына века”.

138. Романтическая ирония в творчестве А. де Мюссе.

139. Психологическая трагедия любви в романе Мюссе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: