Стадии развития мифологии




• Фетишизм – представление одушевленными самых обыкновенных предметов.

Фетишизм – это время, когда общество переживает присвояющую стадию развития. Человек отождествляет себя с природой, которая всеодушевлена, вся состоит из физических предметов и сил, и за пределами их человек ничего не знает и не видит. Каждая вещь одушевлена и поэтому магическая сила разлита по миру, и существо- демон не отделяется от предмета, в котором он живет.

Мифологическая архаика – древнейший период мифологии, который относится еще ко временам матриархатьного рода – начальная ступень. Процесс жизни воспринимается в беспорядочно нагроможденном виде, поэтому все окружающее – одушевленное, но движется какими-то непонятными силами. Принцип беспорядочности, несоразмерности, доходящий до хаоса и ужаса. Мир и природа – некое живое и одушевленное тело. А т.к. чел видит только Землю и Небо, которое, как он считает, породила земля, то она есть основа мифологии эпохи матриархата. Это хтоническая мифология. Земля – источниек и лоно всего живого, богов, демонов, людей.

Фетишизм – природа, с одной стороны, вся одушевлена, с другой, вся состоит только из физических предметов и сил, за которыми человек ничего не видит. Такой предс\мет – фетиш, а мифология – фетишизм. Др чел воспринимает фетиш как средоточие магической силы. Демоническое существо никак не отделяется от предмета, в котором оно обитает.

Примеры: боги и герои в виде необработанных, грубых деревянных и каменных предметов. Богиня Латона на Делосе – полено, Геракл в гиетте – камень, Диоскуры в Спарте – 2 бревна с поперечными брусьями. Виноградная лоза и плющ – фетиш Диониса, копье Ахиллеса, исцелившее героя Телефа. Афина – змея. Зевс – бык.

Органы человека как сама душа в виде материального предмета. Диафрагма у Гомера. Вместе с кровью душа покидает тело.

Когда же сознание чела развивается и он не убегает в ужасе от непонятных ему сил, а начинает всматриваться в них, познавать, по возможности пользоваться – это уже стадия фетишизма как такового, потому что фетиш фиксируется как таковой, а не просто смутно воспринимается.

 

• Анимизм – вера в существование души и духов, вера в одушевленность всей природы. Впервые этот термин ввел ученый Шталь.

Анимизм формируется, когда человек не только присваивает, но и производит. В это время формируется идея вещи, которую отделяют от самой вещи. Анимизм отражает процесс обретения демонами своей самостоятельности. Демон может существовать и после уничтожения самой вещи.

Пример: нимфа (дерева).

Демон анимизма – это обобщенное мифическое существо, источник или родитель вещей, которые также попадают под соответственно родовое понятие, например, океан – это и река, и родитель всех рек на Земле. На этой стадии происходит разделение материи и эфира. Демоны и Боги состоят из разного вещества, они обладают телом, но оно у них разное. Если демон состоит из стихий (от земли до огня), то боги состоят из эфира.

Анимизм, как и предыдущая стадия, формировалась на стадии матриархата. В это время почитается порождении Земли (Эринии, т.е. существа, которые сочетают в себе животное и человека.).

• Ранняя классика формировалась при переходе от матриархата к патриархату и выражалась стадией олимпийской или классической мифологии. В это время происходит переход от хтонизма к пантеону. Герои начинают повторять и побеждать всех чудовищ предыдущего периода.

• Поздний героизм. В это время растет самостоятельность человека по отношению к богам, которая выражается не только состязанием с богами, но в критике этих богов.

• Самоотрицание мифофологии. В это время формируются мифы, разрушившие собственные основы. Пример: Промитей.

• Поздняя классика- конец мифологии.

 

№ 3 Героический и дидактический эпос Древней Греции (Гомер и Гесиод)

 

Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование») — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей.

Существовало несколько разновидностей эпоса: героический, дидактический, пародийный. На разных исторических этапах он принимал разные формы. У истоков героического эпоса стоят поэмы Гомера.

Эпический стиль есть такой художественный стиль, который рисует нам жизнь того или иного человеческого коллектива, подчиняющей себе своими закономерностями решительно всякую личную жизнь. Примат общего над индивидуальным. Подлинное место эпоса - восходящий патриархат, когда человек настолько овладевает силами природы, что может с ними героически бороться и героически их себе подчинять. В эту эпоху родовая община становилась оседлой, она начинает осознавать себя как единое целое, начинает помнить свою историю и великих героев, которые ее создавали.

Если общее становится на место личного, то ясно, что личное выступает в неразвитом и примитивном виде.

1. Объективность эпоса (эпический художник как бы не пользуется своей фантазией. не только реальные вещи, но и все сказочное, мифическое, мыслится им как нечто объективное и невыдуманное)

2. Обстоятельная деловитость эпоса("Каталог кораблей" занимает 300 строк, щит Ахилла - 132 строки)

3. Живописность и пластика изображений (любовное рассматривание вещей, хронологическая несовместимость или закон плоскостного изображения, отсутсвует способность трехмерного восприятия мира,перед нами не рельефное, но плоскостное восприятие мира, геометрический стиль, пластика - даны не только ранения, но и их последствия, как Патрокл тащил троянца, поддетого копьем)

4. Антипсихологизм и чисто вещественное изображение всякого внутреннего переживания(отсутствие анализа внутренних переживаний человека,отсутствие внутренней мотивировки его событий.Пример: Парис любит Елену,но как именно, об этом ничего не известно; Одиссей и Пенелопа)

Но личность, в которой еще не проснулось ее "я" подчинена своему родоплеменному коллективу.Отсюда вытекает преданность всему тому, что получено от предков,т.е. всему великому и значительному.К числу основных принципов эпоса обязательно относятся

5. Традиционность(то, что изображается в эпосе для всех важно. Все уверены, что так оно и было всегда и будет.Все рассказывается медленно и степенно,как будто бы речь идет о вечной истине.Повторения или постоянные эпитеты)

6. Монументальность(эпическое произведение всегда будит высокие, благородные чувства,воспитывает героическую волю,не терпит ничего низменного)

7. Отсутствие в нем мелочей (они присутствуют, но всякая мелочь изображена в свете общего,дана в окружении героической жизни, несет печать великих событий)

8. Уравновешенно - созерцательное спокойствие свободно - героического духа.

Все эти принципы художественного стиля эпоса концентрируются в одном, который одинаково относится к стилю, к образу жизни эпического человека. Это принцип эпического героизма. Реальным носителем всех этих особенностей эпического стиля является герой, понимаемый как продукт общинно - родовой формации периода патриархата, то есть как индивидуальное воплощение самой же патриархальной общины.

Свободный эпический стиль у Гомера - это такое оформление художественного творчества, которое рассматривает всю общинно-родовую формацию, часто смешивая в одном образе самые разнообразные ее эпохи и давая изображение этих эпох в добродушном иронически - юмористическом и снисходительном, но в то же время и в наивно - серьезном и часто даже трагическом плане. Изображаемые здесь герои, натуры, умеющие сильно любить и сильно ненавидеть, чувствуют себя свободно и независимо, страстно любя жизнь во всех ее проявлениях и никогда не унывая, несмотря на постоянные страдания и катастрофы. Противоречивость в гомеровском стиле как раз и говорит о переходности эпохи или о движении и становлении эпохи, об ее бурном развитии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: