Экологический аудит предприятий




Проведение экологического аудита может носить обязательный и инициативный характер.

Обязательный экологический аудит проводится в соответствии с решением уполномоченного органа в области охраны окружающей среды. Обязательный экологический аудит проводится в срок не более шести месяцев после принятия решения, отчет о проведении обязательного экологического аудита направляется в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.

Инициативный экологический аудит проводится по решению природа пользователя в оговоренные договором сроки, отчет по результатам инициативного экологического аудита носит конфиденциальный характер и предоставляется исключительно Заказчику аудита.

В соответствии с требованиями Экологического кодекса РК в состав работ при проведении экологического аудита входит:

1. Разработка плана проведения аудита.

2. Сбор и систематизация необходимой информации в том числе, нормативно-техническая документация, разрешительные документы, разрешительные документы, отчетность предприятия и т. д

3. При необходимости проведение дополнительных специальных исследований.

4. Оценка экологических рисков

5. Разработка рекомендаций.

6. Формирование отчета о проведении экологического аудита.

Срок и стоимость проведения экологического аудита определяется в зависимости от объемов проведения необходимых исследований, масштабов объекта аудита и определяется в каждом конкретном случае отдельно.

Экологический аудит – это проведение независимой проверки экологической деятельности (экологичности) субъектов. Экологический аудит начали применять в экономически развитых странах в 70-е гг. XX в. Его широкое распространение было связано с повышением требований природоохранного законодательства, невыполнение которых могло стать причиной значительных финансовых санкций для производственных структур и связанных с ними кредитных и страховых организаций. Поэтому возникновение экологического аудита объяснялось необходимостью защиты интересов предприятий. В середине 80-х гг. Международная торговая палата применила экологический аудит в качестве метода внутреннего административного управления для усиления контроля за производственной практикой и оценкой соответствия стратегии деятельности компаний нормам экологического законодательства. К началу 90-х гг. большинство коммерческих банков экономически развитых стран стали использовать экологический аудит с целью предупреждения невыплат по займам в связи с деятельностью лиц, которые их получают, в области окружающей среды. Активное включение экологического аудита в организационно-управленческую систему происходит вместе с внедрением системы экологического менеджмента на предприятиях. Эта деятельность имеет четко выраженную направленность на субъекты хозяйствования, что накладывает свой отпечаток на управленческие механизмы, которые применяются как государством, так и предприятиями. Важнейшей для министерства сегодня является работа по реформированию природоохранного законодательства, направленного на обеспечение экологической безопасности в соответствии с международными стандартами, с целью вхождения нашей страны в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Исходя из поручений, данных в Послании Президента страны народу Казахстана от 1 марта 2006 года, пять лет назад, 9 января 2007 года был принят Экологический кодекс Республики Казахстан, направленный на гармонизацию экологического законодательства с передовыми международными актами, переход на новые стандарты, совершенствование системы государственного контроля. Принятым Экологическим кодексом предусматривается и уже осуществляется реформирование законодательства. В отличие от ранее действующего Закона «Об охране окружающей среды» и от всех аналогичных законов стран СНГ Экологическим кодексом: законодательно утверждены основы устойчивого развития, что исключает различное толкование данного понятия в нашем обществе; экологические требования вынесены на законодательный уровень, тем самым выполняется положение нашей Конституции, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами; введена компетенция органов местного самоуправления; полностью расписан порядок проведения государственного контроля, что соответствует современным законодательным требованиям, при этом значительно повышена роль производственного контроля и описан порядок проведения общественного контроля; по примеру лучшей европейской практики введены комплексные экологические разрешения, выдаваемые на основе наилучших доступных технологий, а сроки действия экологических разрешений увеличены до 3-5 лет, и значительно упрощен порядок их выдачи; предприятия разделены на 4 группы по сложности производства и степени возможного воздействия их на окружающую среду, для каждой последующей группы порядок выдачи экологических разрешений процедурно упрощается; экологическое нормирование будет использовать целевые показатели качества окружающей среды; для учета природа пользователей и выданных разрешений введено понятие государственного реестра природа пользователей; введены нормы по праву собственности на отходы, его переходу от одного лица к другому и к государству, а система классификации и нормирования отходов приведена в соответствие с Базельской конвенцией и директивами Евросоюза; количество выдаваемых видов лицензий сократилось с трех до одного; система платежей основывается на единых для всех ставках, с учетом льготных коэффициентов; в систему расчета ущерба введено понятие прямых методов расчета; введен механизм торговли квотами на эмиссии в окружающую среду; для более целенаправленного расходования бюджетных средств введен совершенно новый механизм конкурса природоохранных проектов. В настоящее время Министерством для реализации Экологического кодекса обеспечено принятие 46 необходимых подзаконных актов. В экологический кодексе были заложены абсолютно все нормы, необходимые для дальнейшего совершенствования системы окружающей среды, приведение ее в соответствие с лучшими мировыми стандартами. Самые большие новации намечены в Экологическом кодексе по реформированию разрешительной системы, экологической экспертизы и нормирования эмиссий в окружающую среду. Принцип превентивной (предупреждения) охраны окружающей среды пользуется общей поддержкой во многих странах мира. Практически везде выдача разрешений на эмиссии в окружающую среду осуществляется на основании обязательной оценки воздействия на окружающую среду. В Казахстане традиционно, как и в других странах СНГ, наряду с обязательной оценкой воздействия на окружающую среду и расчетом нормативов эмиссий проводится государственная экологическая экспертиза. Отличие от развитых государств в том, что в странах СНГ все эти процедуры осуществляются отдельно. Отсюда сразу понятно, к чему мы должны стремиться – соединить оценку воздействия и расчет нормативов эмиссий с проектным циклом, а выдачу разрешений и экологическую экспертизу объединить в один процесс. Частично эта работа уже сделана. В Экологическом кодексе предприятия разделены на 4 группы по сложности производства и степени возможного воздействия их на окружающую среду, для каждой последующей группы порядок выдачи экологических разрешений процедурно упрощается. Для 4-й группы процедура ОВОС ограничивается только разделом проекта по охране окружающей среды, а экологические разрешения они получают на основе деклараций. Кроме того, сейчас в рамках работы Экспертной группы по пересмотру и оптимизации разрешительных документов работа по упрощению разрешительных процедур продолжается. Так, предложено: - отменить лицензирование выполнения работ и оказания услуг в области охраны окружающей среды, за исключением объектов 1 категории согласно критериям, предусмотренным статьей 71 настоящего Кодекса; - сократить стадии оценки воздействия на окружающую среду (до 3 стадий); - сократить сроки проведения государственной экологической экспертизы в зависимости от категории объекта (в 2 и менее раза); - сократить пакет документов для получения разрешения на эмиссии в окружающую среду природа пользователей, имеющих объекты I и II категорий; - сократить срок рассмотрения заявок на получение разрешения на эмиссии в окружающую среду (в 2 раза). Однако в окончательном виде вся разрешительная процедура должна свестись к следующему. Предприятие подает заявку на получение экологического разрешения (используя ресурсы «электронного правительства»). Уполномоченный орган рассматривает данную заявку, направляя материалы при необходимости экологическим экспертам или на согласование в другие государственные органы. Срок такого рассмотрения может составлять 4-5 месяцев, но это будет меньший срок и меньше процедур, чем совмещенный срок экологической экспертизы и выдачи разрешения. То есть экологическая экспертиза должна стать внутренней процедурой уполномоченного органа, как это делается в большинстве развитых государств. По степени влияния на природоохранную сферу едва ли можно назвать что-то более важное, чем санитарно-экологические нормативы, регулирующие загрязнение всех природных сред – водоемов и питьевой воды, почв и воздуха населенных пунктов. В целом, нами пока сохраняется действующая методология нормирования загрязнений, основанная на санитарных нормативах предельно-допустимых концентраций (ПДК), нормативах предельно-допустимых выбросов и сбросов (ПДС и ПДВ). Однако значительно сокращен список нормируемых веществ, в который ранее входило около 1500 различных ПДК, а сейчас около 150, перечень которых в реализацию Экологического кодекса установлен Правительством. Согласно Экологического кодекса экологическое нормирование будет использовать также целевые показатели качества окружающей среды, правила установления которых утверждены Правительством. Дальнейшее направление реформирования расчетов нормативов эмиссий должно идти по пути сокращения санитарно-защитных зон до размеров территории предприятия. При этом, все больше должно устанавливаться удельных нормативов эмиссий, контроль за которыми осуществляется непосредственно на источнике эмиссий, преимущественно в автоматическом режиме. Экологическим кодексом впервые введены нормы по праву собственности на отходы, его переходу от одного лица к другому и к государству, а система классификации и нормирования отходов приведена в соответствие с Базельской конвенцией и директивами Евросоюза, что является обязательным требованием при вступлении нашей страны во Всемирную торговую организацию. Также сделан переход от нормирования образования отходов к нормированию размещения отходов, что должно стимулировать природа пользователей к поиску безотходных технологий и переработке отходов. Необходимо сделать еще один шаг – перейти к нормированию всего объема накопленных отходов в местах их размещения, что стимулировало бы уже владельцев полигонов заниматься переработкой отходов. В Министерстве действует межведомственная рабочая группа по вопросам обращения с отходами в различных отраслях, которая целенаправленно занимается проблемными вопросами отходов. Основой обращения с отходами и хозяйственного управления потоками отходов по отраслям является учет и классификация отходов. Только достоверная, детализированная и отражающая реальное состояние обращения с отходами в различных отраслях, классификация позволит развивать эффективное управление отходами. Классификатор отходов, разработанный в соответствии со статьей 17 Экологического Кодекса РК и утвержденный Приказом Министра охраны окружающей среды РК от 31 мая 2007 года № 169-п, был направлен на решение данной задачи. Классификатор отходов учитывает положения, предусмотренные Базельской конвенцией, к которой Республика Казахстан присоединилась (Закон Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года N 89-II «О присоединении Республики Казахстан к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением»). Экологическим кодексом (статья 287) четко установлено, что для целей транспортировки, утилизации, хранения и захоронения устанавливаются 3 уровня опасности отходов в соответствии с Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Классификация присвоена полигонам, но нет закрепления разделения отходов по ранее существующим классам опасности. Однако предприятия до сих пор используют классы опасности отхода. Следует заметить, что данная двойная классификация – это временное явление, целью которой является поставить все точки над i при спорах по определению того или иного отхода. Надо понимать, что мы должны отходы оценивать по всем опасным свойствам, а не только токсичности. Налоговый кодекс устанавливает платность отходов по уровням опасности. Ставки платы за эмиссии в окружающую среду установлены прямо в Налоговом кодексе. При этом за местными представительными органами закреплено право повышать ставки, установленные Налоговым кодексом, не более чем в два раза, за исключением ставок по сжиганию газа (в двадцать раз). К сожалению, во многих регионах Казахстана еще сохраняется фискальный характер платежей за загрязнение окружающей среды, когда Акимы областей видят в них только дополнительные источники пополнения местного бюджета. А для экологов самое главное значение платежей – стимулирующее. Гораздо важнее для нас, чтобы предприятие вкладывало больше средств в природоохранные мероприятия. Поэтому конечной целью реформирования должна стать нулевая ставка за нормативные эмиссии в окружающую среду (напомню, что эмиссии должны быть ограничены территорией предприятия, а не санитарно- защитной зоной). Нормативные платежи необходимо заменять экологическими налогами – это наиболее прогрессивная практика, на которую сейчас переходят развитые государства. Примеры: налог на потребляемую энергию, налог на потребляемое топливо, налог на потребление воды. Причем данные налоги взимаются с производителей и включаются в тарифы, но носят стимулирующий характер по экономии данных видов ресурсов, что в конечном итоге ведет к их экономии и сокращению эмиссий в окружающую среду. Во исполнение поручений Главы государства, данных на 18-м заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте совместно с иностранными инвесторами Министерством прорабатывались предложения по введению в Казахстане экологических налогов с учетом международного опыта. А именно: 1. Переход от платы за эмиссии к налогу за выбросы 5-6 веществ и сбросы 15-19 веществ, с определенными в законе ставками, привязанными к минимальному расчетному показателю. При этом отмена понятия «сверхнормативной» платы (как легализующей незаконные эмиссии). Вопрос о штрафных санкциях решается через процедуру компенсации ущерба (Экологический кодекс) и административные штрафы (КОАП). Все сборы должны направляться в местные бюджеты с целью покрытия бюджетных затрат на природоохранные программы. 2. Налог с полигонов твердых бытовых и промышленных отходов, с дифференцированной ставкой по уровню экологической опасности (Направлен на реализацию принципа «загрязнитель платит», сбор средств на реализацию экологических программ, стимулирование к достижению минимально-возможного уровня эмиссий). 3. Налог на производство электроэнергии, с освобождением от налога объектов солнечной, ветровой и малой гидроэнергетики. (Направлен на стимулирование энерго эффективности, экономии энергии, развитие возобновляемых ресурсов и энергии). Ставка налога первоначально может быть установлена на невысоком уровне, с дальнейшим повышением (по примеру Германии). Параллельно предлагается пропорциональное снижение ставок социального налога. 4. Акциз на потребление автомоторного топлива, в зависимости от содержания серы и СО2 (направлен на стимулирование экономии топлива, снижение выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов). 5. Транспортный налог в зависимости не только от мощности, но и от соблюдения экологических требований (включая год выпуска транспортного средства). 6. Налог на забор воды из природных водных источников (направлен на стимулирование вода сбережения, развитие оборотного водоснабжения). 7. Налог на не утилизируемую упаковку. (Направлено на развитие утилизации тары, пластиковых бутылок). Целью введения таких налогов является стимулирование природа пользователей к снижению эмиссий в окружающую среду и экономному использованию (потреблению) природных ресурсов. Данные предложения были направлены в специальную группу по разработке Налогового кодекса при Министерстве экономики и бюджетного планирования для включения в Налоговый кодекс, однако далеко не все получили одобрения. Несмотря на новые налоговые нормы, система экологических платежей все равно не обеспечивает экономическое стимулирование снижения загрязнение окружающей среды. Поэтому необходим строгий контроль за целевым планированием и расходованием экологических средств на природоохранные нужды на всех уровнях управления. Для развития экономических инструментов охраны окружающей среды требуется совершенствование законодательства, в том числе бюджетного и налогового. Механизм финансирования природоохранных мероприятий станет действенным только в том случае, если платежи за нарушения экологических требований, а также платежи за эмиссии будут целенаправленно использоваться для природоохранной деятельности. В этих целях считаем необходимым установить механизм поэтапного направления средств, аккумулируемых на местном уровне, для финансирования природоохранных мероприятий. На первом этапе 50% экологических платежей будут аккумулироваться в одном источнике, к примеру, в Национальном фонде Республики Казахстан, из которого трансфертом направляться на реализацию экологических инвестиционных проектов. Такими проектами будут выступать строительство заводов по переработке твердо-бытовых отходов, строительство ВЭС и других объектов производства возобновляемой энергии, проекты по повышению энерго эффективности производства. В систему расчета ущерба с принятием Экологического кодекса введено понятие прямых методов расчета, которые все более будут применяться на практике. Если произойдет отказ от платежей за нормативное загрязнение окружающей среды, то методику расчета платежей можно будет использовать для расчета ущерба. Вместе с этим необходимо серьезно ужесточить систему штрафов за нарушение законодательства и в этом вопросе внимательно следить за мировым опытом. Суммы штрафов вполне могут устанавливаться традиционно в Административном кодексе. Важно чтобы размеры штрафов и исков были весьма чувствительны для нерадивых природа пользователей. В Чехии, например суммы штрафом составляют от нескольких десятков долларов до нескольких миллионов долларов. Причем право определять сумму штрафа предоставлено только инспектору, чтобы предприятие не могло просчитать, что ему выгоднее – нарушить закон или уплатить штраф. Значительно больше необходимо применять мер по приостановке предприятий, вплоть до их закрытия. Вообще постепенно необходимо перейти к практике, когда работа без экологического разрешения невозможна. Казахстаном ратифицирован Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН по защите озонового слоя. Принято постановление Правительства Республики Казахстан от 6 августа 2009 года № 1205 по определению МООС уполномоченным органом, координирующим реализацию Киотского протокола. В настоящее время ведется работа по анализу действующего законодательства Республики Казахстан на предмет необходимости внесения поправок в связи с принятием Киотского протокола. Изучается опыт европейских стран в области эффективного законодательства по реализации механизмов Киотского протокола. Запланирована разработка законов по реализации положений Киотского протокола. В соответствии с Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года на 2010 год, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года №858, ведется работа по разработке предложений по совершенствованию экологического законодательства, направленного на стимулирование рационального природопользования и соблюдение экологических нормативов, развитие экологически чистых производств и экологически безопасного поведения граждан. Таким образом, дальнейшая работа по совершенствованию и реформированию экологического законодательства в Республике ведется активными темпами. Это начало огромной работы, и думается, что совместными усилиями государственных органов, общественности, бизнеса, научных кругов она будет успешно реализовываться.

Анализ проекта закона Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам экологического аудита»

8 декабря 2004 года постановлением Правительства Республики Казахстан на рассмотрение Мажилиса Парламента внесен проект закона Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам экологического аудита» (далее - проект).

Данный проект является важным документом, поскольку регулирует те общественные отношения в области охраны окружающей среды, которые не урегулированы на законодательном уровне и образуют пробел. Вместе с тем проект является реализацией Концепции правовой политики Республики Казахстан, а также различных стратегий развития Республики Казахстан в области внедрения системы обязательного экологического аудита.

Так, согласно УказуПрезидента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года за № 1096 «О Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы» для комплексного решения проблемы экологической безопасности планируется внедрять в практику международные стандарты ИСО серии 14000 и ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества» с введением процедуры обязательного экологического аудита для предприятий, сверхнормативно загрязняющих окружающую среду. Об этом также говорится в Концепции правовой политики Республики Казахстан от 20.09.2002 г.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 августа 2004 года за № 917 «О Среднесрочном плане социально-экономического развития Республики Казахстан на 2005-2007 годы» с 2005 года будет внедрена система обязательного экологического аудита и страхования предприятий, осуществляющих экологически опасные виды деятельности, и разработаны дополнительные экологические требования к предприятиям, осуществляющим деятельность в Каспийской заповедной зоне, и создан Каспийский региональный центр экологического мониторинга. В свете изложенного можно говорить о большой вероятности принятия проекта.

Экологический аудит в настоящее время определяется и регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

Закон Республики Казахстан от 15 июля 1997 года за № 160-1 «Об охране окружающей среды»;

Закон Республики Казахстан от 18 марта 1997 г. За № 85-1 «Об экологической экспертизе».

Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2004 года за № 889 «О некоторых вопросах лицензирования и ведения экологической аудиторской деятельности».

Согласно статье 81 Закона Республики Казахстан «Об охране окружающей среды» э кологический аудит - это независимая проверка хозяйственной и иной деятельности организаций и граждан с целью соблюдения ими норм и правил охраны окружающей среды, экологических требований, включая правильность составления отчетности по использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Целями экологического аудита являются:

- определение соответствия деятельности аудируемого лица законодательству Республики Казахстан в области охраны окружающей среды и экологическим требованиям;

- правильность составления отчетности по использованию и воспроизводству природных ресурсов;

- другие цели, связанные с воздействием аудируемого лица на окружающую среду.

Изменения, предлагаемые проектом, касаются Закона Республики Казахстан от 15 июля 1997 года за № 160-1 «Об охране окружающей среды» (Закон об охране окружающей среды), Закона Республики Казахстан от 21 января 1997 г. «О банкротстве» и Закона Республики Казахстан от 11 марта 2002 г. «Об охране атмосферного воздуха».

Экологический аудит проводится независимыми лицами (экологическими аудиторами) и аудиторскими организациями на основании договора с заказчиком. Проектом предлагается дополнить Закон «Об охране окружающей среды» нормой о том, что экологическим аудитором является физическое лицо, прошедшее аттестацию и получившее лицензию на осуществление экологической аудиторской деятельности. Данная норма дублирует положение, имеющееся в статье 82 Закона «Об охране окружающей среды», существующее в настоящее время. В проекте говорится, что аттестация экологических аудиторов - это процедура добровольная, которая, несмотря на диспозитивность нормы, проводится периодически. Данной аттестацией подтверждается наличие у физического лица опыта работы, специальной подготовки, знаний, умений и личностных качеств, необходимых ему для проведения экологического аудита. Однако, на наш взгляд, определение личностных качеств является оценкой субъективной, и её трудно считать критерием при прохождении аттестации.

Поскольку в настоящее время не определена процедура аттестации экологических аудиторов, то проектом предусматривается, что центральный исполнительный орган Республики Казахстан в области охраны окружающей среды утверждает порядок аттестации экологических аудиторов и создания специальной квалификационной комиссии. Также к компетенции уполномоченного органа относится утверждение формы заключения о необходимости проведения экологического аудита.

Кроме того, предполагается определить, что экологический аудитор вправе осуществлять экологическую аудиторскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя либо в качестве работника экологической аудиторской организации. Численность экологических аудиторов в составе экологической аудиторской организации должна составлять не менее 2 человек.

Предложена новая трактовка понятия «экологический аудит» - независимая проверка хозяйственной и иной деятельности аудируемых субъектов (физических и юридических лиц), оказывающей влияние на окружающую среду, направленная на выявление и оценку экологических рисков, установление соблюдения ими норм и правил в области охраны окружающей среды, экологических требований, включая правильность составления отчетности по использованию и воспроизводству природных ресурсов, соответствия системы управления окружающей средой установленным стандартам и разработку рекомендаций по повышению уровня экологической безопасности их деятельности.

Новое определение экологического аудита значительно расширено, в частности, уточнено, что проверке подлежит именно деятельность, оказывающая влияние на окружающую среду. Проверка направлена на выявление и оценку экологических рисков.

Согласно статье 1 Закона Республики Казахстан от 18 марта 1997 г. «Об экологической экспертизе» экологический риск - вероятность неблагоприятных для окружающей среды и здоровья населения последствий любых (преднамеренных или случайных, постепенных и катастрофических) антропогенных изменений природных объектов и факторов.

Далее в определении говорится о том, что экологический аудит направлен на проверку соответствия системы управления окружающей средой установленным стандартам. В связи с чем проектом предложено введение такого понятия, как «система экологического менеджмента» (система управления окружающей средой) - часть системы управления производством, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.

Следовательно, предполагается, что на производстве должна создаваться система управления окружающей средой, которая должна предусматривать планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для поддержания экологической политики. Соответственно, добавлена обязанность природопользователей по внедрению на производстве системы экологического менеджмента (систему управления окружающей средой).

Проектом предусмотрено, что аудит проводится не только в отношении юридических и физических лиц в целом, но также в отношении системы экологического менеджмента. Такой аудит является инициативным и может проводиться предприятиями в целях получения сертификата соответствия принятой системы управления окружающей средой стандартам экологического аудита.

Далее изменение внесено в статью 16 Закона об охране окружающей среды, касающуюся получения разрешения на природопользование.

В действующем законодательстве говорится, что разрешение на природопользование выдается ежегодно природопользователю центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды. Данное разрешение удостоверяет право природопользователя на использование (изъятие) природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, право размещения отходов производства и потребления с указанием конкретных сроков и объемов, норм, условий природопользования и применяемой технологии.

В проекте же предлагается исключить срок, на который выдается разрешение, а именно слово «ежегодно». Данным положением, на наш взгляд, буден внесена возможность двоякого толкования нормы. Либо разрешение выдается бессрочно, о чем следует оговорить специально в проекте, либо срок действия будет устанавливаться центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области охраны окружающей среды. Во избежание возможности различного толкования нормы и возможности её неправильного применения необходимо указать срок, на который выдается разрешение, либо обозначить орган, который будет определять срок действия разрешения.

В статье 82 Закона «Об охране окружающей среды» говорится, что в установленных законодательством случаях экологический аудит является обязательным. Однако в настоящее время такие случаи в законодательстве не установлены.

В проекте предполагается введение инициативного и обязательного экологического аудита. Соответственно, определяется такой важный субъект, как заказчик экологического аудита - заинтересованные юридические и физические лица, страховые организации, инвесторы, уполномоченный орган в области охраны окружающей среды, государственные органы. Полагаем, что данное понятие не совсем доработано, поскольку уполномоченный орган в области охраны окружающей среды является государственным органом.

Инициативный экологический аудит проводится по инициативе аудируемого субъекта с учетом задач, предусмотренных договором на проведение экологического аудита. Результаты инициативного экологического аудита являются конфиденциальными. Экологическое аудиторское заключение по решению аудируемого субъекта может быть обнародовано, представлено в местные исполнительные органы области (города республиканского значения, столицы), в страховые организации, инвесторам, а также уполномоченному органу в области охраны окружающей среды для ознакомления.

Наиболее важным моментом в проекте является то, что определены основания для обязательного экологического аудита физических и юридических лиц:

Создание стратегических, трансграничных и экологически опасных объектов;

Ущерб окружающей среде, нанесенный деятельностью физических и юридических лиц, подтвержденный документально;

Обнаружение систематических несоответствий отчетной документации физических и юридических лиц, относящихся к природоохранным вопросам, реальному уровню воздействия на окружающую среду;

Реорганизация юридического лица - природопользователя;

Банкротство юридических лиц, являющихся стратегическими, трансграничными и экологически опасными объектами.

Несмотря на важность определения оснований для обязательного экологического аудита, в проекте не раскрываются понятия, при наличии которых физическое или юридическое лицо обязано будет провести экологический аудит. В частности, не говорится, что понимается под стратегическим и трансграничным объектами. В законодательстве имеется только перечень экологически опасных видов деятельности, согласно которому можно определить экологически опасные объекты. Данный перечень утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 января 2004 года за № 19.

Относительно второго основания следует обратить внимание на то, что только при документальном подтверждении ущерба, нанесенного окружающей среде деятельностью лица, необходимо проводить обязательный экологический аудит. В проекте необходимо уточнить, что понимается под документальным подтверждением ущерба и кто может этот ущерб подтверждать. Могут ли граждане, обладающие специальными знаниями в области охраны окружающей среды, сами составить документ, подтверждающий нанесение ущерба окружающей среде? Может ли считаться таким подтверждением заключение государственной или общественной экологической экспертизы, заключение судебной экспертизы? Здесь интересен вопрос о том, что имеет преимущество: заключение экологической экспертизы, заключение судебной экспертизы или заключение экологического аудита?

В ходе судебного производства приоритет имеет судебная экспертиза. Согласно пункту 2 статьи 91Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (ГПК) наличие в деле актов ревизий, проверок, заключений ведомственных инспекций, а также письменных консультаций специалистов не заменяет заключения эксперта и не исключает возможности назначения судебной экспертизы по тем же вопросам. Однако в соответствии с пунктом 7 статьи 96 ГПК заключение эксперта не является обязательным для суда, однако его несогласие с заключением должно быть мотивировано.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона «О судебной экспертизе» производство судебной экспертизы может быть поручено:

1) сотрудникам органов судебной экспертизы;

2) лицам, осуществляющим судебно-экспертную деятельность на основании лицензии;

3) в разовом порядке иным лицам может быть поручено производство судебной экспертизы в соответствии с требованиями настоящего закона.

Лица, указанные в подпунктах 1, 2, не могут проводить экологический аудит, поскольку они должны иметь специальные научные знания в области соответствующего вида судебной экспертизы при получении лицензии. Однако в настоящее время в перечне видов экспертиз, производимых в Центре судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан, и экспертных специальностей, квалификация по которым присваивается Министерством юстиции Республики Казахстан, отсутствует деятельность по экологическому аудиту, таким образом, судебная экспертиза по экологическому аудиту возможна только в разовом порядке.

Производство экспертизы в разовом порядке может быть поручено в случаях:

1) назначения экспертизы, не предусмотренной определенным законодательством перечнем видов экспертиз;

2) привлечения в качестве эксперта специалиста иностранного государства в области судебной экспертизы;

3) удовлетворения отводов всем экспертам соответствующей специальности, являющимся сотрудниками органов судебной экспертизы, а также осуществляющим судебно-экспертную деятельность на основании лицензии, либо мотивированного отстранения от производства экспертизы этих лиц и соответствующего органа судебной экспертизы в целом.

Что касается экологической экспертизы, то она отличается от экологического аудита и судебной экспертизы по субъектам, объектам, основаниям для проведения.

Экологически



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: