Социальная работа в системе наук




Учебные предметы Философия Социология Психология Педагогика Социальная работа
Характеристика
Определение Название “философия” происходит от греческих слов “phileo” — люблю и “sophia” — мудрость, что означает любовь к мудрости, любомудрие. ФИЛОСОФИЯ– форма общественного сознания, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах бытия и месте человека в мире.[1] Социология – научное исследование общества и человеческого поведения – является одной из наук, разработанных современной цивилизацией.[2] Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» («психэ» – душа, «логос» - понятие, учение).Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики.[3] Педагогика — совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности. Педагогика — наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.[4] Социальная работа-это целенаправленная деятельность в обществе по оказанию помощи и поддержки различных категорий населения, попавших в сложную жизненную ситуацию[5]
Цель Помощь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее. Получение достоверной, истинной информации, позволяющей составить объективную картину как современного мира, так и того конкретного общества, в котором живут люди, потребляющие эту информацию. Раскрытие закономерностей психики и поведения человека. Предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся с педагогической целью все остальные компоненты педагогического процесса. Удовлетворение социального гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создания условий, содействовавших к восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию
Задача Основная задача философиине в том, чтобы, правильно используя опыт, добиваться единичных целей, а в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, систематически совершенствовать его во всех сферах человеческой жизни.[6]   1)решает научные проблемы, которые связаны с формированием знания о социальной действительности, разработкой методов социологических исследований; 2)эмпирическое исследование действительности (изучение общественного мнения, различных форм девиантного поведения и т.д.), предохраняющее от субъективизма и волюнтаризма в оценках и практических действиях. 3)обеспечение надежной «обратной связи» управления обществом; 4)формирование у людей социального мышления, активизация деятельности человека, социальной энергии масс и направление ее в нужное обществу русло.[7] изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов как отражения непосредственных воздействий объективной действительности и взаимодействия людей. При этом психология ставит перед собой и ряд других задач: 1)изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение; 2) анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей; 3) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития; 4) содействовать планомерному внедрению научных знаний и представлений психологической науки в практику жизни и деятельности людей, их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализация процесса труда в различных видах деятельности людей).[8] Основные задачи педагогики: – выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами; – изучение и распространение педагогического опыта; – прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем; – разработка новых методов, средств и форм обучения и воспитания; – внедрение результатов педагогических исследований в практику образования; – участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы; – разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности.  
Клиент (объект) Природный и общественный мир и человек в их сложных соотношениях. Объектом социологического познания является общество. Психика человека, то есть, внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира. Объект педагогики– это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование. Главным объектом социальной работы являются социальные отношения, взаимосвязи и взаимодействия меду группами людей, коллективами, отдельными личностями, занимающими разное положение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его развитии, а значит, и различающимися по уровню и качеству жизни, источникам и величине доходов, по структуре личного потребления и т.д.
Методы Метод Сократа — майевтика,которая включает в себя иронию и индукцию. Метод Декарта — всеобщее сомнение и поиск безусловной, не подлежащей сомнению истины. Метод Спинозы — «геометрический метод», состоящий в формулировании исходных философских аксиом и выведении из них различных следствий. Метод Канта — «критический метод», требующий анализа предпосылок, на которых строится человеческое познание. Метод Гегеля — диалектика понятий, которая вскрывает внутреннюю логику их связи и развития. Метод Маркса — материалистическая диалектика, основанная на нахождении всеобщих законов развития познания и бытия. Метод Бергсона — интуиция. Метод Витгенштейна — логический анализ языка. Метод Гуссерля — «феноменологическая редукция», предполагающая описание мира «чистого сознания», содержание которого рассматривается вне его отношения к внешнему миру. Метод Ясперса — трансцендирование, которое заключается в познание смысла человеческого бытия («экзистенции») путем выхода за его пределы к «высшему бытию», т. е. Богу. Метод Гадамера — герменевтика как особого рода искусство истолкования и понимания культурных текстов. БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОДнаправлен на исследование "истории" индивидуальной жизни человека, с акцентом на субъективных представлениях индивида о своей жизни и социальной реальности, выраженных в форме индивидуально-субъективного повествования. МЕТОД ОБОБЩЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК - группа методик, приемов и способов получения информации на изучаемое лицо, основанных на том, что в процессе своей жизнедеятельности человек в той или иной степени проявляет свои личные качества. МЕТОД ПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ- один из методов дисперсионного анализа, предназначенный для попарного сравнения средних значений зависимой переменной в отдельных группах. Метод идеальных типов позволяет преодолевать противоположность реалистической и номиналистической установок в исследовательской деятельности. АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД - способ построения теории, при котором некоторые истинные утверждения избираются в качестве исходных положений (аксиом), из которых затем логическим путем выводятся и доказываются остальные истинные утверждения (теоремы) этой теории. МЕТОДЫМНОЖЕСТВЕННЫХ СРАВНЕНИЙ - статистические методы, являющиеся составной частью анализа дисперсионного и предназначенные для проверки гипотез о различиях между средними арифметическими значениями зависимой переменной в группах в эксперименте факторном.   В психологии различают основные и вспомогательные методы. К основным методам относят метод наблюдения и метод эксперимента, к вспомогательным – все остальные (метод экспертных оценок, метод анкет, метод самонаблюдения, метод тестов и другие). Эксперимент -исследователь может по своему желанию вызвать какой-то психический процесс или свойство, проследить зависимость психического явления от внешних условий. Наблюдение - наблюдение проводят в естественной ситуации; оно не изменяет обычного поведения наблюдаемых лиц. Недостатком метода наблюдения можно назвать значительную трудоемкость. Метод интервью относится к методам опроса. Вопросники, составленные с учетом знания структуры изучаемых психических свойств, могут дать ценные результаты для дальнейшего уточнения структуры и уровня изучаемых свойств. Метод беседы используется на разных стадиях исследования как для проведения первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, особенно методами наблюдения. Метод экспертных оценок - компетентные лица, хорошо знающие испытуемых: воспитатели детских садов и школ-интернатов, классные руководители, мастера на производстве и прочие, могут выступать в качестве экспертов. Экспертные оценки наиболее целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств, а в виде количественной оценки степени того или иного свойства или элемента поведения. Метод тестов позволяет получить точную качественную или количественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Метод самонаблюдения -полезным свойством является возможность изучения с помощью данного метода различных психологических состояний: настроения бодрости, раздражительности, работоспособности, профессиональной продуктивности. Наблюдение. Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование. Изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Изучение школьной документации. Эксперимент, выделяют следующие этапы эксперимента: теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез); методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов); собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых); аналитический — количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций. Методы теоритического познания: теоретический анализ, индуктивные и дедуктивные методы, составление библиографии, реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование. Математические и статистические методы. По степени общности можно выделить следующие группы методов: 1. Всеобщие (философские) методы определяют всеобщий путь, способ познания и преобразования общества, мышления (гносеологический, диалектический способы познания). 2. Общенаучные методы определяют некоторые аспекты процесса познания и преобразования мира (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование): - метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, сторон и выделении вычленении) глубинной сущности процесса; - метод анализа и синтеза Посредством анализа исследуемое явление, процесс расчленяют на составные части и исследуют каждую отдельно. Результаты анализа рассматривают целостно и путем синтеза воссоздают единую научную картину о социальном процессе; - единство общего и особенного в теории и практике социальной работы представляет собой единство метода и многообразие методик; - метод восхождения от простого к сложному. Развитие от простых социальных процессов к сложным получает отражение в движении мышления от абстрактного к конкретному; - единство качественного и количественного анализа как метод познания социальных отношений; - генетический метод направлен на исследование преемственности процесса развития понятий, категорий, теории, методики и технологии социальной работы; - конкретно-социологический метод выясняет и показывает социальные связи, их эффективность, общественное мнение, обратную связь; включает в себя такие эмпирические методы, как анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент, тестирование и др.; - системно-структурный или структурно-функциональный метод направлен на выяснение целостности явлений, нового качества, выделение компонентов системы социального развития и работы, выяснение способа их взаимосвязи и функций (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование.) и др. Частные, специальные методы - специальные способы познания и преобразования отдельных областей реального мира. В современных условиях к данной группе методов относят метод “социальной биографии”, семейной биографии, комплексное психосоциальное моделирование. и.т.д[9]  
Специфика Основная специфика философского знаниязаключается в его двойственности, так как оно: • имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат; • однако не является научным знанием в чистом виде. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философияявляется теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. 1)В отличие от наук о природе субъект и объект исследования в социологии очень трудно (практически невозможно) отделить друг от друга; 2)Предмет исследования в социологии, как правило, совпадает с актуальной социальной проблемой, а его результаты ориентированы прежде всего на использование в практической деятельности органов управления; 3)В социологии для обоснования содержательных выводов в ранг принципа возводится привлечение конкретного эмпирического материала. 1) это наука о самом сложном, что пока известно человечеству – о психике; 2)психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания; 3)особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. Специфика педагогической задачи состоит и в том, что при ее анализе нельзя полностью абстрагироваться от характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку сам ее предмет совпадает с субъектом-учеником. Нельзя не учитывать и проблему средств решения педагогических задач, так как они могут быть внутренними, свойственными субъектам, решающим их, и внешними, не характерными для субъектов, но используемыми ими.  
Общее По характеру решения проблем социальная работа занимает особое место среди таких наук об обществе, как философия; она тяготеет к психологии, социологии. Так, общетеоретические положения социальной философии играют роль методологического основания для решения более частных вопросов социальной работы на научном уровне.

 

 


[1] Философия: Энциклопедия Кругосвет/электронно-научная энциклопедия(эл.ресурс)- https://krugosvet.ru

[2] Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е. – 2003. – С.5.

[3] Психология. Учебник/Нуркова В.В., Березанская Н.Б. – 2004. – С.6.

[4] Педагогика/ Бордовская Н., Реан А. – 2000. – С.5.

[5] Социальная работа: Учебное пособие/Холостова Е.И.-Изд.3-е-2006.-С.219-220.

[6] Философия: Конспект лекций/Якушев А.-эл.ресурс(https://www.gumer.info)

[7] Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е. – 2003. – С.5-7.

https://sociologiya-lect.ru-(электронный ресурс)-Лекции по курсу Социология

[8] Психология: Психология./Крысько В.Г –эл.ресурс (https://www.piter-press.ru)

[9] Нойфелъд И. Методы социальной работы. // Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации, 2004. - №2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: