Перечень вопросов к контрольной работе.
1. Цели и задачи предмета «Физическая культура».
2. Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности:
- нравственное,
- умственное,
- трудовое,
- эстетическое воспитание.
3. Основы законодательства РФ по физической культуре и спорту.
4. Формы занятий физической культурой.
5. Социально-биологические основы физической культуры и спорта:
- биологические и гуманитарные дисциплины, изучающие человека;
- организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система;
- развитие человека как личности и его организма в процессе занятий физической культурой и спортом;
- возрастные особенности развития;
- физиологические и биохимические изменения, происходящие в организме под воздействием активной двигательной деятельности;
- физиологическая характеристика некоторых состояний, возникающих в процессе двигательной деятельности (предстартовое состояние, разминка, врабатывание, «мертвая точка», второе дыхание, утомление и т.д.).
6. Личная и общественная гигиена:
- гигиена тела, кожи, одежды, обуви, спортивного оборудования, мест занятий и т.д.
7. Здоровый образ жизни:
- УГГ и ПГ.
- занятия в спортивных кружках и секциях.
- самостоятельные занятия.
8. Закаливание – правила и приемы закаливания.
9. Вредные привычки и методы борьбы с ними.
10. Понятие о спортивной тренировке и состоянии тренированности.
11. Понятие о физической подготовке. Характеристика общей и специальной физической подготовки (ОФП и СФП).
12. Средства и методы развития физических качеств (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость).
13. Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом.
14. Значение систематических занятий физической культурой и спортом для улучшения здоровья и физической подготовленности, а так же профилактики заболеваний.
15. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) и ее значимость.
16. Характеристика прикладной значимости одного из видов спорта в профессиональной деятельности (плавание, гимнастика, бег, лыжи, велосипед и т.д.).
17. Производственная гимнастика и ее значение.
18. Составление комплекса упражнений для самостоятельных занятий и для людей, занимающихся умственным и физическим трудом.
19. Техника безопасности при занятиях физической культурой и спортом.
20. Первая помощь при травмах (ушибы, растяжения, вывихи, переломы, раны и кровотечения, удары, сотрясения мозга).
21. Спасение утопающих – способы и методика первой помощи.
22. Простейшие приемы самомассажа, значение и его применение.
23. Организация группы «здоровья» (принципы отбора, цели и задачи, комплексы упражнений).
24. Организация и проведение походов «выходного дня» (виды, цели и задачи).
25. Профилактика и коррекция основных отклонений в состоянии здоровья у подростков; осанка, плоскостопие, ожирение, близорукость.
26. Виды спорта – характеристика техники отдельных видов:
- спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, хоккей, настольный теннис);
- плавание (способы);
- бега (спринтерские, стайерские, марафон);
- прыжки (длинна, высота – способы);
- метания (гранаты, копья, диска, толкание ядра);
- борьба (виды);
- бокс и другие.
27. Олимпийские игры – краткая характеристика истории возникновения современных олимпийских игр (летние и зимние).
28. Выступления Советских олимпийцев.
29. Выступления Российских олимпийцев.
30. Успехи выступлений Ачинских спортсменов в соревнованиях края, республики, международных и олимпийских играх.
Список литературы.
1. Решетников Н.В. Кислицин Ю.А. «Физкультура. Учебное пособие для студентов …… учебных заведений. – М-М Образования, 2002г»
2. Холодов Ж.К. Кузнецов В.Г. «Теория и методика физического воспитания и спорта» - учебное пособие для студентов ВУЗ – 2 издание. М – издательский центр «Академия» - 2001г.
3. Соковня-Семенова И. И. «Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь» М – 1997г.
4. А.Б. Кофман «Настольная книга учителя физической культуры» М – «Фис» - 1998г.
5. Физическая культура. Теоретический материал. Учебное пособие. Под редакцией Волкова В.Ю. Загоруйко В.И. – СПб: «Нестер» - 1999г.
6. Физическая культура – учебник для учащихся 10-11 классов. Под редакцией В.И. Ляха, Л.Е. Любомирского, Г.Б. Мейксона – М, Просвещение, 1997г.
7. Сирис П.З. Кабачков В.А. «Профессионально прикладная направленность физического воспитания школьников: книга для учителя» М – 1988г.
8. Лаптев А.П. Полиевский С.А. Тигияна «Учебник для институтов и техникумов физической культуры». М – «Фис» 1990г.
9. Кун Л. «Всемирная история физической культуры и спорта» Под общей редакцией В.В. Столбова. М – Радуга, 1982г.
10. Виленская М.Я. Горшков А.Г. «Основы здорового образа жизни студента». (ж. Средне-профессиональное образование, 1995г - № 4,5,6; 1996г № 1,2,3).
11. Программа по физической культуре для ссуз.
12. Журналы: «Физкультура в школе», М – 2001г; «Среднее профессиональное образование».
Варианты контрольных работ.
1 вариант.
1. Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте.
2. Бег на короткие дистанции: характеристика и классификация.
2 вариант.
- Цели и задачи предмета «Физическая культура».
- Бег на средние и длинные дистанции: характеристика и классификация.
3 вариант.
- Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности: нравственное, умственное, трудовое и эстетическое воспитание.
- Утренняя гигиеническая гимнастика (комплекс из 8-10 упражнений).
4 вариант.
- Понятие о спортивной тренировке.
- Баскетбол – правила игры и судейства.
5 вариант.
- Понятие о ППФП – охарактеризовать один из видов спорта (плавание, лыжи и т.д.).
- Первая помощь при травмах (вывих и перелом).
6 вариант.
- Роль и значение производственной гимнастики (упражнения для людей умственного труда).
- Волейбол – правила игры и судейства.
7 вариант.
- История возникновения Олимпийских игр.
- Легкая атлетика – прыжки в высоту (классификация и характеристика одного из способов прыжка в высоту).
8 вариант.
- Профилактика и коррекция основных отклонений в состоянии здоровья у подростков: осанка, плоскостопие, ожирение, близорукость.
- Прыжки в длину с разбега: классификация и характеристика.
9 вариант.
- Здоровый образ жизни. О вреде вредных привычек.
- Плавание – классификация и характеристика одного из способов плавания.
10 вариант.
- Средства и методы развития физических качеств (сила, выносливость, гибкость, быстрота, ловкость).
- Гигиена физических упражнений.
Темы классных контрольных работ.
Тема 1: Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ).
Тема 2: Основные формы занятий физкультурой и спортом.
Тема 3: Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности.
Тема 4: Олимпийское движение.
Варианты классных контрольных работ.
1 вариант.
- Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности: нравственное, умственное, трудовое и эстетическое воспитание.
- Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) – ее роль и значение в жизни человека (комплекс из 8-10 упражнений).
2 вариант.
- Формирование здорового образа жизни (общие представления о ЗОЖ, личная гигиена и ее роль в формировании ЗОЖ).
- Производственная гимнастика, ее цели и задачи. Комплекс упражнений для людей умственного труда.
3 вариант.
- Участие в олимпийских играх советских спортсменов (периода 1952-1992гг).
- Закаливание организма как важнейший компонент ЗОЖ.
4 вариант.
- Роль и значение физической культуры и спорта в профилактике и укреплении здоровья подрастающего поколения.
- Дать общую характеристику олимпийским играм (история возникновения игр, участники, виды спорта, организация и проведение).