Россия на пути к демократии.




Введение

Актуальность: Это тема актуально, так как некоторые страны ставят под сомнение демократию в РФ.

Задачи: Узнать, что из себя вообще представляет демократия. Считает ли население нашей страны, что у нас демократия в России. Как в конституции закреплено, что у нас демократия.

Цель: Сделать вывод о том, есть ли у нас демократия в стране или что сделать для ее становления.

 

 

Демократия-общественный строй, в основе которого лежит выборность, т.е. люди (граждане) принимает какие-нибудь решения совместно и принимают участие в политической жизни своей страны. Она подразумевает, что каждый «владелец власти» будет всеми поддерживаемый, и они будут согласны с его политическим курсом (поддерживать внешнюю политику и внутреннюю), а если им этот курс не понравиться, то его смогут переизбрать. Демократия была изобретена еще в начале времен, люди решали, что им делать сообща, голосовали, обсуждали между собой. Некоторые ученые считают, что настоящая демократия была в первобытных обществах и это было связано с их развитием. В Афинах (древняя Греция) впервые сформировалась демократия, как говорят некоторые ученые, что эта демократия более правдоподобна, чем нынешняя, нашу называют олигархической. В то время каждый человек мог голосовать, участвовать в работе Народного собрания (даже обязан). Но эта демократия имела и свои минусы, например, в участие в политической жизни государства могли принимать только свободные граждане (даже не те, которых освобождали от рабства, а чистокровные граждане). Разделение на государственные должности в Греции было по жребию и многочисленно, эти факторы исключали коррупцию в этом государстве, но были и свои ограничения в возрасте на какую-нибудь определенную должность. У демократии есть и некоторое разделение. Это прямая (непосредственная) демократия, плебисцитарная и представительная демократия. Прямая демократия — это форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа. Непосредственная демократия может существовать как отдельная целостная форм (она сейчас в Швейцарии), так и в виде самостоятельно-встроенного элемента в другие демократические системы. В своём развитии прямая демократия проходит путь от общинно-вечевой самоорганизации до электронной демократии. Характеристика непосредственной демократии: непосредственная демократия— это совокупность способов и форм, при помощи которых личность или коллектив могут самостоятельно включаться в процесс принятия общеобязательных решений, либо участвовать в формировании и функционировании представительной системы, либо оказывать влияние на выработку государственной политики.

Характерной чертой прямой демократии является использование граждан населения (людей проще говоря), которое несёт прямую ответственность за принятие и исполнение принимаемых решений.

Варианты и направления для инициирования вопросов могут исходить как от отдельных граждан, так и целых групп (партии, профсоюзы, гражданские объединения и т.п.).

Преимуществом прямой демократии является быстрая постановка и принятие конкретных решений на уровне отдельных небольших групп общества (вопросы местного и частного характера).

Недостатком прямой демократии является сложность её применения на больших территориях (сложность формирования вопросов и увеличение сроков на согласование вопросов и проведения голосования и самого принятия этих вопросов) без использования современных коммуникационных средств. Плебисцитарная — модель демократии, в которой при непосредственном волеизъявлении народа, его политическое влияние на власть ограничивается схемой «одобрить или отвергнуть». Представительная демократия—политический режим, при котором хотя основным источником власти и признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения. «Подлинная ценность демократии состоит в том, что она должна защищать нас от злоупотреблений властью. Демократическая система позволяет нам избавиться от одного правительства и выбрать себе другое, которое, как мы надеемся, будет лучше» – подчеркивает Фридрих А́вгуст фон Хайек.

Представительное правление необходимо и даже неизбежно, особенно когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в принятии решений, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания лиц, не имеющих опыта принятии таких решений или специальных знаний.

Россия на пути к демократии.

Первые признаки демократии проявляются на Руси после распада Древнерусского государства (если не учитывать славянские племена). Они зародились в Новгородской земле и там формой государственного правления стало «народное» вече. Вече - Форма прямого народовластия и самоуправления во всех народах славянского происхождения до христианизации и образования феодальной государственной власти раннефеодального общества. Вначале своего пути Новгородское вече выполняло все свои функции демократичности, т.е. все голосовали для поддержки княжества, а не для своей выгоды. Но как всегда бывает любой демократический орган становиться коррумпированным или лишается своей первоначальной функции, что стало и с ним. В конце 15 века богатые стали подкупать бедных участников вече и отстаивали свои интересы и так продолжалось уже до самого его расформирования. В 1478 году Новгород был присоединен к Московскому княжеству и потерял свой демократический (вечевой) строй. На этом «глубокое» развитие демократии в России закончилось до середины 16 века. В середине 16 века появился Земский Собор, который стал играть важную роль в политике российского государства. Эти собрания созывались для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики Российского государства, также по делам, не терпящим отлагательства, например, разбирались вопросы войны и когда заключать мир/перемирие, налогов и сборов, преимущественно для военных нужд.. Первое собрание произошло в 1549 году и были приняты многие демократические решения: Иван «Грозный» объявил представителям общин, что по всему государству, по всем городам, пригородам, волостям и погостам и даже в частных владениях бояр и других землевладельцев должны быть избраны самими жителями старосты и целовальники, сотские и дворские; для всех областей будут написаны уставные грамоты, при помощи которых области могли бы управляться сами собой без государевых наместников и волостелей. В 1684 году состоялся последний земский собор в российской истории. Он решал вопрос о вечном мире с Речью Посполитой. После этого земские соборы больше не собирались, что стало неизбежным результатом проводимых Петром I реформ всего общественного устройства России и укрепления абсолютизма. В 1810 году в Российской Империи был образован государственный совет, который был на уровне министров. Государственный совет - это высший законосовещательный орган Российской империи. В этот совет можно было назначить любого человека независимо от его социального положения, пола, возраста и т.п. В рассмотрение либерального органа (госсовета) входило: новых законов или законодательных предположений, равно как и изменений в уже принятых законах, опросов внутреннего управления, требующих отмены, ограничения, дополнения или разъяснения прежних законов; вопросов внутренней и внешней политики в чрезвычайных обстоятельствах; ежегодной сметы общих государственных приходов и расходов, государственной росписи доходов и расходов; Отчетов госконтроля по исполнению росписи доходов и расходов; чрезвычайных финансовых мер и пр.

 

 

«Революционный» период и становление СССР

После революции 1918 года, в РСФСР была принята конституция, которая гласила: «Россия объявляется Республикой Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам». Что явно говорит о демократическом настрое первых годов «социалистической» революции, но так ли это было на самом деле? Да, так было, власть принадлежала советам, которые всячески пытались испортить централизованный государственный контроль. Раздел 2 главы пятой статья 10: Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах. Слова «принадлежит всему рабочему населению» говорит нам о том, что люди могли участвовать в политических процессах. В 1918 году был создан Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, который согласно разделу третьему статье 24: «Всероссийский Съезд Советов является высшей властью Российской Социалистической Федеративной Советской Республики».

Формирование:

По Конституциям РСФСР 1918 года и 1925 года: «Всероссийский Съезд Советов составляется из представителей городских Советов, по расчету 1 депутат на 25.000 избирателей, и представителей губернских Съездов Советов, по расчету 1 депутат на 125.000 жителей». Выборы на съезды Советов были многоступенчатыми и проводились на основе единого избирательного права. В выборах делегатов съездов Советов избиратели участвовали опосредованно через делегатов, последовательно, волостных, уездных и губернских съездов Советов, а избиратели крупных городов - через делегатов городских Советов. Голосование на выборах было открытым. В силу концепции о руководящей роли рабочего класса за ним были закреплены избирательные преимущества перед крестьянством. Советские представительные органы не предусматривали постоянного функционирования. Депутаты не освобождались от деятельности по основному месту работы, поэтому съезды Советов могли собираться лишь периодически. По Конституции 1918 года съезд должен был созываться не реже двух раз в год. Девятый Всероссийский съезд Советов установил созыв съездов один раз в год. Кроме очередных, в случае необходимости, могли созываться и чрезвычайные съезды Советов. Инициатива их созыва принадлежала ВЦИКу. Также юридически чрезвычайный съезд мог быть созван по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее одной трети населения. Что входило в ведение Всероссийского Съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов согласно 48 статье конституции РСФСР: а) Утверждение, изменение и дополнение Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. б) Общее руководство всей внешней и внутренней политикой Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. в) Установление и изменение границ, а равно отчуждение частей территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, или принадлежащих ей прав. г) Установление границ и компетенции областных Советских союзов, входящих в состав Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, а также разрешение споров между ними. д) Принятие в состав Российской Социалистической Федеративной Советской Республики новых сочленов Советской Республики и признание выхода из Российской Федерации отдельных частей ее. е) Общее административное разделение территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и утверждение областных объединений. ж) Установление и изменение системы мер, весов и денег на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. з) Сношение с иностранными государствами, объявление войны и заключение мира. и) Заключение займов, таможенных и торговых договоров, а равно финансовых соглашений. к) Установление основ и общего плана всего народного хозяйства и отдельных его отраслей на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. л) Утверждение бюджета Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. м) Установление общегосударственных налогов и повинностей. н) Установление основ организации вооруженных сил Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. о) Общегосударственное законодательство, судоустройство и судопроизводство, гражданское, уголовное законодательство и пр. п) Назначение и смещение, как отдельных членов Совета Народных Комиссаров, так и всего Совета Народных Комиссаров в целом, а также утверждение Председателя Совета Народных Комиссаров. р) Издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики. с) Право амнистии, общей и частичной. Этот совет сыграл важную роль в истории РСФСР. Его представители принимали участие в подписание договора об образовании СССР, Принятие новой конституции РСФСР 1925 года и опять же принятие новой конституции, но уже 1937 году. На всем пути СССР формально есть демократия, но по факту устанавливается авторитарный режим и тоталитарный контроль над гражданами Союза. «Сталинизм» - очевидный пример анти демократии. Расстрелы, эксплуатация людей, отсутствие выборов-это все выражено в этот период советской истории. После прихода к власти М. С. Горбачева в стране начался резкий переход к либеральной политики и становление СССР демократическим государством (в конце 80). Это выражалось свободой слова и вообще свободой человека, выборы «президента» СССР, отмена однопартийной системы и запрет КПСС. После распада Союза Советских Социалистических Республик появилось новое государство, это РФ. Что такое Российская федерация? Российская федерация-это государство, которое располагается в Европе и Азии и общественный строй в этой стране является демократическим. В чем выражается демократия в РФ? Демократия в нашей «новой» стране выражается многими правами дарованными гражданам и конституцией Российской Федерации. Первая статья Конституции РФ (подпункт 1) звучит так: Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В нашей стране, согласно статье 12 конституции РФ, признается и гарантируется местное самоуправление, что выражает правление людей то, что они сами принимают и осуществляют управление над чем-либо. Этому самоуправлению дарован целый третий блок конституции РФ. Он говорит об экономических, политических принципах самоуправления. Вот статьи, которые говорят о самоуправлении в конституции РФ: 130 п. 1: 1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Подпункт второй говорит нам, гражданам РФ, об избирании в местное самоуправление. 2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Статья 131 Конституции РФ предоставляет информацию о границах местного самоуправления, их изменений: п. 1: Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. П. 2: Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. И что же делает это самоуправление? Об этом нам говорит 132 статья конституции, это подпункт первый и второй: Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения и (п. 2) Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. А как же защита самоуправленческого органа? Что делать, если на самоуправление подали в суд или оно пострадало из-за изменений во внутренней политики и подобных причин? Для этого есть статья 133 конституции: Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. У каждого гражданина в этом обществе есть права и обязанности. А что такое права гражданина? Права гражданина - это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В демократическом государстве должны соблюдаться права человека, такие как социальные, политические, личные, культурные. Этому блоку посвящена целая вторая глава конституции.

Соц.опросы про «демократию»:

«Существует ли в сегодняшней России демократия?»

Вывод:

Сейчас в России есть очаги «демократии»,но самой «демократии»-нет. Это проблему можно попробовать решить такими способами: Снизить сроки нахождения у власти избираемых высших государственных деятелей, чтобы минимизировать коррупцию и превышение должностных полномочий. Повлиять на мобильность населения, чтобы оно участвовало в общественных делах, организовывали объединения, создавали самоуправленческие органы и т.п. И в конце концов, обеспечить «конституционную» жизнь населения, тогда в нашей стране и наступит полная демократия...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: