Лекция 2 Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия в образовательных учреждениях различного типа и вида (2 часа)




Лекция №1 Специфика построения психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса (2 часа)

План.

1. Взаимодействия участников учебно-педагогического процесса.

2. Цели и задачи психолого-педагогического взаимодействия.

3. Критерии эффективности взаимодействия.

4. Условия и механизмы, обеспечивающие эффективное взаимодействие.

 

В качестве основных участников образовательного процесса принято рассматривать учеников и учителей. Однако мы понимаем, что круг прямых и косвенных участников этого процесса значительно шире. В него входят родители. И мы знаем, что множество проблем в образовательном процессе возникает из-за несогласованности мнений учителя и родителя относительно образования ученика. Также, правда, нередко отмечается несогласованность или даже противоречия в отношении различных учителей к образованию одного ученика или целого класса. В круг участников образовательного процесса также входят представители администрации внутри образовательного учреждения и вне его), психологи и различные специалисты (социальный педагог, логопед, дефектолог, медицинский работник и т.д.). Каждый из них занимает свою профессиональную позицию по отношению к образованию, к процессам, происходящим в образовании, к участникам образовательного процесса.

И согласованность этих отношений, продуктивность взаимодействия между различными участниками образовательного процесса — основной ресурс позитивного развития образования.

Ключевое понятие— взаимодействие. Мы его рассматриваем как воздействие различных субъектов друг на друга, как их взаимную обусловленность в жизнедеятельности. Взаимодействие может быть непосредственным, опосредованным, внешне предъявленным или выраженным во внутренних отношениях.

Психолого-педагогические основы взаимодействия нами рассматриваются как взаимодействие различных субъектов образовательного процесса, определяемое решением педагогических задач и имеющее особую психологическую и социально-психологическую регуляцию.

В социальных науках система взаимодействия характеризуется такими категориями, как «связи», «отношения», «общность», «структура».

Можно говорить о трех типах взаимодействия в социальных системах, которые характерны для образования (рис. В.4):

симбиотическая сращенность (а): созависимая связь с малым потенциалом к изменениям в самой связи и каждого индивидуально;

формальная организованность (б): характеризуется устойчивостью связей, что не требует развития как самих связей, так и инициативы и развития отдельных субъектов отношений;

событийная общность (в): и связи, и отношения существуют в неслиянности и нераздельности; бытийное существование каждого вместе с другим, где за счет определенного характера связей и отношений происходит развитие каждого из субъектов взаимодействия.

Если рассматривать образование на институциональном уровне, то следует исходить из модели понимания образовательного учреждения как со-бытийной общности, в которой реализуется сложная система полисубъектного взаимодействия.

Содержание различных вопросов психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса может быть выстроено как минимум на двух логических основаниях:

по ступеням образования (дошкольное образование, начальная

школа, средняя школа, старшая школа, среднее и высшее профессиональное образование): каждая из ступеней имеет особенности психолого-педагогического взаимодействия, определяемые как возрастными особенностями учащихся, так и социальными особенностями образовательного пространства данной ступени;

по субъектам взаимодействия, выстроенным по принципу диадного взаимодействия («ученик — учитель», «ученик — ученик», «ученик —класс», «ученик — родитель», «ученик — администрация», «учитель — класс», «учитель — учитель», «учитель — родитель», «учитель — администрация», «родитель — администрация» и т.д.).

При этом мы понимаем, что во многих жизненных ситуациях процесс взаимодействия имеет более сложную систему взаимодействий (например, в виде триады: «учитель — ученик — родители», или «учитель — ученик — учитель», или «учитель — ученик — класс»), в которой могут быть активно задействованы более трех сторон (как в персонифицированном виде, так и в групповом). На практике этот процесс, даже в диадном или триадном аспекте взаимодействия, проистекает в сложной многоуровневой полисубъектной и разновозрастной социальной общности.

Если эти аспекты всей сложной системы взаимодействия рассматривать в контексте задач психологического сопровождения образования, то необходимо в каждой диаде/триаде определять место и роль фигуры психолога (или психологической службы).

Педагогическое взаимодействие выступает и как одно из ключевых понятий и как научный принцип проектирования современной системы образования. В основе эффективного педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни учащихся и субъектности участников образовательного процесса.

Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь. Под прямым воздействием понимается непосредственное обращение к учащемуся. Суть косвенного воздействия заключается в том, что педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение, компоненты образовательной среды. Различают вербальные и невербальные способы педагогического взаимодействия.Таким образом, взаимодействие можно рассматривать как систему взаимосвязей субъектов, которая обуславливает их взаимное влияние.

Педагог, учащиеся и другие участники образовательного процесса воспринимают в ходе взаимодействия, с одной стороны, функции и роли друг друга, а с другой - индивидуальные, личностные качества. Оптимальным вариантом является установка педагога на функционально-ролевое и личностное взаимодействие, когда его личностные особенности проступают через ролевое поведение. Именно такое сочетание обеспечивает передачу не только общесоциального, но и личного, индивидуального опыта педагога. В этом случае педагог, взаимодействуя с учащимся, передает свою индивидуальность, реализуя потребность и способность быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствующую потребность и способность у школьника.

Функционально-ролевая сторона педагогического взаимодействия направлена главным образом на преобразование когнитивной сферы учащихся. Критерием успешной деятельности педагога в этом случае служит соответствие достижений учащихся заданным эталонам. Личностная сторона в большей степени затрагивает мотивационно-смысловую сферу школьников. Научное знание, содержание образования в данной ситуации выступают средством преобразования этой сферы.

Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере. Такая установка свидетельствует о высоком уровне развития мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности. Особая значимость педагогического взаимодействия состоит в том, что, совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, оно способствует не только становлению личности ребенка, но и творческому росту педагога.

Основной формой взаимодействия субъектов образовательного процесса является педагогическое общение как важнейшее условие и средство развития личности. Общение между педагогом и учащимся, в ходе которого решаются образовательные и личностно-развивающие задачи - педагогическое общение. Общение в образовательном процессе выступает как: средство решения когнитивных задач; социально-психологическое обеспечение образовательного процесса; способ организации взаимоотношений участников образовательного процесса, обеспечивающих успешность их обучения, воспитания и развития.

Эффективность педагогического общения определяется его стилем, под которым понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия его участников. В нем находят выражение коммуникативные возможности педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога со всеми участниками образовательного процесса, их творческая индивидуальность и особенности. Достижение социальных эффектов как образовательных результатов новой школы предполагает ориентацию на стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля - взаимоприятие и взаимоориентация участников взаимодействия. Внутренняя эффективность образовательной среды школы, участники которой находятся в субъект-субъектном взаимодействии зависит от овладения и реализации педагогами личностно-развивающих стратегий взаимодействия в образовательном процессе. Для личностно-развивающего педагогического взаимодействия характерны специфические способы общения, основанные на понимании, признании и принятии учащегося как личности, умении стать на его позицию, идентифицироваться с ним, учесть его эмоциональное состояние и самочувствие, соблюсти его интересы и перспективы развития. При таком общении основными тактиками педагога становятся сотрудничество и партнерство, дающие возможность учащемуся проявить активность, творчество, самостоятельность, изобретательность. Существенным эффектом педагогического взаимодействия является взаимопонимание, которое определяется как система чувств и взаимоотношений, позволяющая согласованно достигнуть целей совместной деятельности или общения, максимально способствуя соблюдению доверия и интересов, предоставляя возможность для самораскрытия способностей каждого.

 

Лекция 2 Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия в образовательных учреждениях различного типа и вида (2 часа)

План.

1. Правовые аспекты взаимодействия участников образовательного процесса.

2. Правовое сознание как фактор формирования толерантности участников образовательного процесса.

1.Общество, доверив педагогам важнейшее дело обуче­ния и воспитания детей, наделило их широким спектром прав и обязанностей, что влечет за собой ответственность за их соблюдение. Требования к профессии предполагают наличие у педагога ответственности как одного из важ­нейших профессионально значимых качеств.

Ответственность как свойство личности характеризует­ся высокоразвитым умением принимать обоснованные ре­шения, наличием чувства долга, умением предвидеть по­следствия своих действий и готовностью отвечать за них. Осознание личной ответственности за процесс и результат собственной профессиональной деятельности необходимо будущему педагогу уже на первых этапах профессиональ­ного становления. Оно создает предпосылки для професси­онального саморазвития, для добросовестного и активного овладения профессиональными знаниями, умениями и на­выками.

Одним из важнейших признаков зрелости педагога в организации взаимоотношений участников образователь­ного процесса выступает умение обеспечивать функцио­нирование правового пространства детства.

У детей есть права и свободы, закрепленные в Конвенции ООН «О правах ребенка». Но этот документ составлен для взрослых, которые должны сформировать у себя современ­ные представления о гражданских правах и свободах детей.

С учетом того, что система образования в полном смыс­ле этого слова выступает как социогенный институт, че­рез который проходит все общество, правовая грамот­ность педагога становится необходимым фактором дви­жения нашей страны к правовому государству. Будучи не только носителем, но и транслятором позитивного со­циального опыта, педагог обязан выступать гарантом обеспечения прав воспитанников, находящихся в право­вом поле образовательной системы. В этой связи знание педагогом законодательной базы современного россий­ского образования является одним из наиболее приори­тетных требований к уровню его профессиональной ком­петентности.

Как известно, законодательство России в области об­разования включает в себя Конституцию Российской Фе­дерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации в области обра­зования. Закон РФ «Об образовании», принятый в 1992 г. (его редакция обновляется практически ежегодно), зани­мает центральное место в законодательстве об образова­нии. Он устанавливает общие принципы и правила, кото­рые регулируют все виды правоотношений в области об­разования, возникающих между работниками сферы уп­равления образованием, педагогическими работниками, обучающимися и их родителями. Важнейшей задачей за­кона является определение объема прав гражданина Рос­сии на образование и порядка реализации этих прав.

Рассмотрим основные положения правового регулиро­вания в области образования. Образование провозглашено в России приоритетной областью, основы его организации закреплены в Основном законе страны — Конституции (ст. 43) и в федеральном Законе «Об образовании»

Правам и социальной защите обучающихся, воспитан­ников посвящена ст. 50 Закона РФ «Об образовании», це­лью которой является законодательное закрепление ос­новных прав и мер социальной защиты данной категории граждан. В числе общих прав в сфере образования данная статья, прежде всего, подтверждает такие конституцион­ные права и свободы граждан как:

♦ право на уважение человеческого достоинства,

♦ право на свободу совести, информации,

♦ право на свободное выражение собственных мнений и убеждений,

♦ право на свободное посещение мероприятий, не пре­дусмотренных учебным планом.

Для успешного осуществления взаимоотношений меж­ду педагогами и учениками работникам образовательного учреждения как непосредственным участникам образова­тельного процесса необходимо также знать и уметь пользо­ваться своими правами и прилагать все усилия к обеспе­чению четкого выполнения своих обязанностей.

Образовательный процесс – это система отношений, направленных на реализацию обучающимися своего конституционного права на образование

Участниками образовательного процесса являются физические лица, наделенные взаимными правами и обязанностями по реализации целей и задач образования.

Участниками образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (их законные представители), педагогические работники. В общеобразовательном учреждении в этом качестве выступают обучающиеся, педагогические работники, родители (или законные представители) обучающихся. Однако указанные основные три вида субъектов образовательного процесса не всегда могут быть в нем задействованы. Так, в образовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учебно-воспитательный процесс осуществляется только с участием воспитанников и педагогов.

При этом обязательными участниками образовательного процесса являются обучающийся (воспитанник) и педагогический работник. Важно учесть, что в типовых положениях об образовательных учреждениях неслучайно обучающихся называется в первую очередь. Действительно, именно обучающийся является главным участником образовательного процесса, центральной фигурой в системе образования. Именно его интересы и потребности в первую очередь должны быть реализованы в процессе обучения и воспитания. Как отмечалось выше, обучающийся должен рассматриваться, как субъект, а не как объект образовательного процесса. За ним следует признавать важнейшие права и свободы в сфере образования. С другой стороны на него возлагаются и обязанности по участию в образовательном процессе.

Взаимоотношения между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание и обучение ребенка в образовательном учреждении. Отношения обучающегося и персонала образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности обучающегося и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: