Драматическая арена.
Цели данной техники:
· развитие инициативы и ответственности,
· символическое выражение субъективно значимой проблемы, связанной с внутренним или внешним конфликтом
· осознание участниками группы своих психологических особенностей,
· исследование сходств и различий индивидуальных проявлений участников,
· интеграция эмоциональных, поведенческих, познавательных компонентов личности,
· снижение уровня тревожности у учащихся в состоянии подготовки к предстоящим экзаменам
· развитие навыков конструктивного взаимодействия в группе,
· актуализация внутренних ресурсов
Техника с использованием ритуалов, оберегов
Изготовление талисмана.
Было предложено использовать учащимся различные художественные материалы и средства, а так же ткань, пуговицы, ленты, нитки, гербарий и др. В талисмане учащиеся могли использовать символическое послание к себе, другим, формулу самовнушения, цитату.
Упражнения-приемы волевой мобилизации
Были использованы упражнения «Волевое дыхание», «Возбуждающее дыхание», «Приятно вспомнить», «Колпак». Данные упражнения помогают учащимся научиться совладать с тревогой, помогают преодолевать стрессовые ситуации; помогают учащимся понять, как можно вести себя в стрессовой ситуации и дают возможность тренировки полученных навыков.
Обучение приемам релаксации и снижения эмоционального напряжения
Были использованы упражнения и техники: «Контраст», «Мышечная релаксация», «Мысленная картина», «Ресурсные образы». Данные техники и упражнения учат методам мышечной релаксации, приемам расслабления, формируют у учащихся умение справляться со своим психофизическим состоянием.
Упражнения, завершающие работу группы, помогающие выйти из пространства тренинга.
Были использованы упражнения: «Общий ритм», «Прощание в круге», «Символическое послание». «Общий ритм» - на первом занятии данное упражнение было призвано несколько снизить тревожность и напряженность участников, формировать групповую сплоченность. Чаще всего было использовано упражнение «Прощание в круге». Оно помогало подвести итог-резюме занятию, давало возможность участникам дать обратную связь ведущему и друг другу. Последнее упражнение имеет следующие цели: пожелания друг другу, завершение работы в группе, подведение итогов всей работы группы, положительная обратная связь всем участникам группы.
Список литературы.
1. Барышев А. Программа психологической подготовки к сдаче единого государственного экзамена/Журнал Справочник заместителя директора, №4, 2009 г.
2. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»/Под редакцией А.И. Копытина. – СПб.: Речь, 2005. – 80 с.
3. Игонин А.С., Голубев А.Н., Сураев С.П. Проект Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ/ Конкурс на лучший творческий проект по проблемам развития российской государственности/ Конкурс 2009 года. https://www.pfo.ru/?id=20157
4. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста. Клинические и психологические аспекты. «Речь» 2007г.
5. Копытин А.И.., Чернышов А. Использование циркулярных шаблонов в художественно-творческом развитии и арт-терапии/ статья, журнал Исцеляющее искусство №2 2011г.
6. Копытин А.И.., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. «Когито-Центр» 2007г.
7. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. «Речь».2010г.
8. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. – СПб.: Речь. 2003. – 320 с.
9. Копытин А.И. Системная арт-терапия. – СПб.: Питер, 2001. – 224 с.
10. Костылева А. Как успешно сдать ЕГЭ. Технология психологического сопровождения старшеклассников/ статья, журнал Школьный психолог №8 2010 г.
11. Лебедева Л. Экстренная арт-терапевтическая помощь
в ситуациях острого стресса, статья, журнал Школьный психолог № 4, 2009 г.
12. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004 г.
13. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам: отечественный и зарубежный опыт/Под редакцией А.И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2012. – 286 с.
14. Николаева Е.И. Психология детского творчества. «Речь» 2007 г. С 222.
15. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.
16. Психология подростка. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 480 с.
17. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1.
18. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М.: Прогресс, 1993.
19. Рыбакова С.Г. Арт-терапия. «Речь» 2007 г.
20. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. — М.: Вако, 2005.
21. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979.
22. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2004.- 350 с., ил.
23. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. — М.: Генезис, 2009.
24. Федосенко Е.А. Психологическое сопровождение подростков и юношей. «Речь» 2007г.
25. Филакова Е.М., Шабатина Ю.А. Модель психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ/ Фестиваль педагогических идей Открытый урок. 2010/2011 учебный год. https://festival.1september.ru/articles/569551/
26. Щербакова И.В. Я не умею рисовать/ Фестиваль педагогических идей Открытый урок. 2008/2009 учебный год https://festival.1september.ru/articles/534133/
27. Энциклопедия психологических тестов – 3 – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2000 г. – 360 с.