Программа может быть включена в перспективный план работы педагога-психолога. Контроль за организацией и реализацией программы может осуществлять администрация школы.
Критерии оценки достижения планируемых результатов.
С целью оценки качественных показателей программы по окончанию работы в группе проводится итоговый мониторинг, что позволит выработать рекомендации по улучшению работы и непосредственно вносить коррективы в реализуемую программу.
Итоговый мониторинг:
Стартовая и итоговая психодиагностика (анкеты, модификация
А.И.Копытина)
Шкала реактивной и личностной тревожности Спилберга-Ханина
Шкала сниженного настроения – субдепрессии (ШСНС), основанная на опроснике В.Зунга и адаптированная Т.Н.Балашовой
Опросник В.К.Гербачевского
Анкеты обратной связи
Арт-терапевтическое упражнение «Заветное желание»
Результаты данной работы могут отслеживаться в течение последующего времени педагогами, классными руководителями, а также педагогом-психологом.
В исследовании приняли участие 10 учащихся 10-х классов. Целесообразно наполнение тренинговой группы 8-10 человек. Вполне возможно ведение нескольких групп по данной программе параллельно.
Данные изменения в мотивационной сфере можно считать частными, и методы математической обработки не покажут достоверных изменений. Однако, определенные интересные тенденции, на наш взгляд, наблюдаются. Возможно, если увеличить продолжительность проведения арт-терапевтической программы и увеличить число учащихся, проходящих данную программу, было бы возможно получить математически достоверные изменения в мотивационной сфере у учащихся по отдельным ее компонентам. Однако речь идет о возможно несколько другой программе, с несколько другими целями и задачами.
На наш взгляд, в будущем было бы целесообразно использовать контрольную группу учащихся для сравнения результатов диагностики с исследуемой группой.
Методические разработки занятий.
I Этап подготовительных организационных процедур и исходной диагностики.
Выступление на педагогическом совете и на классных часах в 10 классах с информированием о целях и задачах тренинга.
Родительское собрание в 10х классах
План:
1. Мини-лекция «ЕГЭ – новая реальность».
Цель: дать информацию о форме проведения экзаменов – ЕГЭ.
2. Игра «Хорошо – плохо»
Цель: снизить напряжение родителей, помочь родителям проговорить свои страхи, найти ресурсы, наладить контакт с родителями.
3. Психологическая подготовка к ЕГЭ методами арт-терапии. Знакомство родителей с программой психологической подготовки к ЕГЭ.
4. Техника коллаж на тему: «ЕГЭ – это…»
Цель: познакомить родителей с одной из техник арт-терапии, помочь родителям осознать свои страхи по поводу экзаменов, снижение уровня тревожности.
5. Обсуждение. Подведение итогов собрания.
3.Набор участников для тренинговой группы. Индивидуальные собеседования с участниками, диагностика уровня тревожности и самочувствия. (Шкала реактивной и личностной тревожности Спилберга-Ханина, стартовая и итоговая психодиагностика (анкеты Копытина), шкала сниженного настроения – субдепрессии (ШСНС), основанная на опроснике В.Зунга и адаптированная Т.Н.Балашовой, опросник В.К.Гербачевского, анкеты обратной связи. Заключение индивидуальных соглашений.
Занятие 1
Круг знакомства. Входная диагностика.
Цель:
· знакомство участников; выявление ожиданий от тренинга,
· получить информацию от участников программы в ходе заполнения анкет,
· активизация воображения
Время: 35 мин.
Материалы: входные анкеты на каждого участника
Участники представляются, рассказывают по желанию информацию о себе, говорят, почему пришли (интерес к данной теме), о своих ожиданиях, чего бы хотелось узнать, понять и научиться на данном тренинге.
Участники заполняют входную анкету.
Входная анкета
Инструкция 1. Пожалуйста, ответьте на предложенные вопросы-утверждения. Для этого прочтите внимательно анкету и оцените каждое из ее утверждений по 4-балльной шкале. Оценка касается степени, в которой данное утверждение совпадает или не совпадает с вашими ощущениями. Обведите кружком одну из четырех цифр, стоящих рядом с каждым утверждением.
Оценочная шкала:
0 — нет, никогда
1 — редко
2 — в большинстве случаев, да
3 — да, всегда
№ | Утверждения | Шкала |
Я четко знаю, какие ситуации вызывают у меня эмоциональное напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции | 0 1 2 3 | |
Мое состояние связано с психологическими трудностями | 0 1 2 3 | |
Я владею навыками работы с различными изобразительными средствами и формами творческого самовыражения | 0 1 2 3 | |
Я всегда хорошо знаю, как я поведу себя в группе и как эмоционально реагирую на те или иные групповые ситуации и как на подобные ситуации я реагирую в жизни | 0 1 2 3 | |
Я знаю, как мое поведение воспринимают и оценивают другие люди, как они эмоционально реагируют на меня и какие последствия для меня имеет мое поведение | 0 1 2 3 | |
Я умею выражать свои чувства и мысли посредством изобразительных средств и разных форм творческого самовыражения | 0 1 2 3 | |
Мои представления о себе отличаются от того, как меня воспринимают другие | 0 1 2 3 | |
Я бы хотел понять, чего же я в действительности хочу, к чему стремлюсь и насколько это достижимо | 0 1 2 3 | |
Я бы хотел иметь возможность вступить в творческое сотрудничество и взаимодействие с другими людьми | 0 1 2 3 | |
Я бы хотел увидеть и понять, как я строю отношения с окружающими и насколько при этом мое поведение помогает мне достигать поставленных целей | 0 1 2 3 | |
Я бы хотел разобраться в моей психологической проблеме | 0 1 2 3 | |
Я бы хотел развить творческие увлечения, основанные на занятиях изобразительным искусством, музыкой, театром, движением и танцем, литературой и др. | 0 1 2 3 | |
Я бы хотел понять собственную роль в создании и поддержании сложных жизненных ситуаций и трудностей | 0 1 2 3 | |
Я бы хотел получить эмоциональную поддержку со стороны ведущего группы | 0 1 2 3 | |
Я умею самостоятельно снимать эмоциональное напряжение и преобразовывать отрицательные эмоции в положительные | 0 1 2 3 | |
Я бы хотел получить эмоциональную поддержку со стороны других членов группы | 0 1 2 3 | |
Я бы хотел раскрыть и осознать свои творческие способности | 0 1 2 3 | |
Я умею искренне, открыто выражать свои негативные эмоции | 0 1 2 3 | |
Я умею искренне, открыто выражать свои положительные (позитивные) эмоции | 0 1 2 3 | |
У меня получается выражать в группе те эмоции, которые мне сложно выражать в реальной жизни | 0 1 2 3 | |
Я всегда хорошо понимаю свои чувства | 0 1 2 3 | |
Я всегда принимаю себя таким, какой я есть (такой, какая я есть), хорошо к себе отношусь | 0 1 2 3 | |
Я всегда хорошо отношусь к другим, воспринимаю других такими, какие они есть | 0 1 2 3 | |
Я владею навыком открытого, искреннего и свободного общения | 0 1 2 3 | |
Я не избегаю сложных ситуаций, а пытаться их решать | 0 1 2 3 | |
Я хотел бы приобрести навыки более успешного поведения, которые помогали бы мне достигать поставленных целей | 0 1 2 3 | |
Я хотел бы приобрести в группе навыки самостоятельного разрешения проблем, которые можно будет использовать в будущем | 0 1 2 3 | |
Я хотел бы научиться решать психологические проблемы посредством творческой активности | 0 1 2 3 |
Инструкция 2. Теперь еще раз внимательно прочтите все утверждения, а затем выберите три, которые считаете наиболее подходящими по отношению к себе. Впишите их номера в обозначенные точками места.
а ……………………
б ……………………
в ……………………
Беседа
Цель: знакомство с тренинговой программой
Время: 5 мин.
Ведущий информирует участников о целях и задачах тренинговой программы.