Человеком становятся. Выпуск 4. Большие достижения




Михаил Грабиленков

Введение.

С чем ребёнок вступает во второй год жизни.
В третьем выпуске были рассмотрены этапы таинственного превращения появившегося на свет беспомощного, не управляющего собой, почти не видящего и не слышащего существа в активного развивающегося малыша. В первые месяцы жизни ребёнка происходит великое чудо. Любовь матери пробуждает в младенце потребность эмоционального общения с взрослым человеком. Эта потребность младенца постепенно начинает перерастать в потребность познания окружающего мира и самого себя. И к началу второго года жизни дитя уже начинает активно проявлять себя в мире, произносит первые слова и делает первые шаги.
При нормальном воспитании таинственные процессы пробуждающегося в ребёнке сознания сопровождаются бурным развитием его мозга. В мозге начинают выстраиваться сложные нейронные структуры, управляющие действиями растущего маленького человека.
Эти таинственные процессы только начинают открываться человеческому познанию. Но даже немногие открывающиеся закономерности, во многом ещё не вполне понятные, дают возможность лучше уяснить, как помочь малышу раскрыть принесённые им в мир огромные потенциальные возможности.
Достижения раннего детства.
В этом выпуске рассматривается развитие ребёнка на исключительно важном этапе его жизни - в раннем детстве. Ранним детством, или ранним возрастом, в отечественной педагогической и психологической литературе называют возраст от одного года до трёх лет.
Период раннего детства несёт в себе много загадок. Внешне жизнь ребёнка и его деятельность очень просты. В часы бодрствования малыш постоянно возится со своими нехитрыми игрушками, хватает руками любой новый предмет, попавшийся ему на глаза и до которого он может дотянуться, стремится вовлечь в свои игры взрослого человека. Начиная с неловких, даже неуклюжих движений, дитя осваивает ходьбу и координацию движений, учится говорить, смешно коверкая слова и забавляя этим взрослых. Но в эти два года ребёнок совершает колоссальный рывок в своём психическом развитии, опирающийся на стремительное развитие структур головного мозга. Некоторые психологи считают, что к трём годам ребёнок в своём психическом развитии проходит половину пути от рождения до зрелости.
Иначе говоря, на протяжении двух лет раннего детства происходят не менее чудесные и таинственные превращения, чем в первый год жизни.
Но в это время ребёнок встречается и с большими опасностями, которые могут затормозить и ограничить его развитие.
К сожалению, главные из этих опасностей умеют коварно маскировать свою зловредную сущность. Они обычно являются в «яркой нарядной одежде» и рекламируются как чрезвычайно полезные для развития ребёнка. Иногда эти опасности скрываются за такими «важными» делами взрослых, которые не оставляют времени для разговоров с «несмышлёнышами» и общения с ними по поводу их «простеньких» игрушек. Так что многие родители часто этих опасностей для развития детей не распознают. В результате дети теряют многие из способностей, которые могли бы быть развиты.
Об огромных возможностях ребёнка, опасностях для его развития, которых необходимо избежать, об условиях эффективного раскрытия потенциала ребёнка в раннем возрасте и пойдёт речь в этом, четвёртом, выпуске книги.
За два года раннего детства ребёнок проходит огромный путь в своём развитии. К достижениям этого периода жизни относятся овладение ходьбой, важные шаги в развитии речи, совершенствование восприятия, развитие мышления, начало становления личности, совершенствование действий с простейшими орудиями, выработанными в ходе развития человеческой культуры.
Каждое из этих достижений ребёнка требует от него больших усилий, которые он, при нормальном воспитании, делает с удовольствием и радостью. А это вызывает большие подвижки в формировании созревающего мозга и развитии психики.
Можно сказать, что в годы раннего детства ребёнок должен сделать решающий шаг в своём человеческом развитии. А в следующем периоде развития, дошкольном, он только окончательно закрепляет достигнутый успех.
Внимательное изучение хода развития ребёнка в раннем детстве даёт важный материал для уяснения ряда сложных проблем образования. Например, изучение того, как ребёнок овладевает родным языком в раннем детстве, позволяет лучше понять трудные проблемы, связанные с изучением иностранного языка в более позднем возрасте. Анализ хода развития мышления ребёнка в раннем детстве может помочь определить направление поисков подхода к великой тайне сознания.

Некоторые особенности четвёртого выпуска.
Чтобы не перегружать этот выпуск большим количеством фактов и понятий, в нём рассматриваются только самые важные направления развития ребёнка в этот период жизни. При этом подробно не повторяется то, что уже рассмотрено в предыдущих выпусках, а только напоминаются наиболее существенные идеи и закономерности.
Большое внимание в этом выпуске уделяется появившимся в образовании в последние несколько десятилетий серьёзным проблемам, связанным с широким распространением телевидения и мультимедийных экранных материалов для так называемого раннего развития детей. К появлению этих проблем человечество оказалось не готово.
Раннему детству, как и первому году жизни, часто не уделяют того внимания, которого оно заслуживает. А ведь в это время закладываются основы всего дальнейшего развития человека. Поэтому в раннем детстве часто теряются многие из возможностей, которые приносит в мир каждый родившийся здоровым ребёнок.
Чтобы лучше уяснить, как избежать таких потерь, в этом выпуске подчёркиваются важнейшие условия, необходимые для эффективного развития ребёнка в раннем детстве.

Глава 1. Развитие мозга ребёнка в раннем детстве
Закладка основы для всего последующего развития
Формирование и созревание мозга.
Раннее детство – один из важнейших периодов интенсивного формирования и развития мозга ребёнка. В это время, если созданы благоприятные условия, в мозге бурно идут процессы роста и ветвления дендритов и аксонов, покрываются оболочками нервные волокна, формируется огромное количество связей между нейронами. В эти годы продолжается созревание коры больших полушарий, формируются и развиваются нейронные структуры, обеспечивающие всё более сложную переработку информации.
В этот период жизни ребёнка продолжается формирование базовых структур мозга, над которыми начинают надстраиваться более сложные структуры, управляющие усложняющейся деятельностью малыша.
Овладение ходьбой.
В период раннего детства ребёнок, в основном, овладевает ходьбой. В начале раннего детства ходьба для малыша является очень сложной задачей. Движение в вертикальном положении - трудное дело для ребёнка, требующее от него большого напряжения. Нейронные структуры в мозге, обеспечивающие сохранение равновесия и координацию движений ещё только строятся.
Чтобы ребёнок мог поддерживать состояние равновесия при ходьбе, должны, конечно, окрепнуть скелет и мышцы. Должны созреть области двигательной коры, управляющие движениями при ходьбе. В эти годы ещё только созревает мозжечок, та часть мозга, которая играет важную роль в поддержании равновесия тела и координации движений. Ещё только покрываются оболочками нервные волокна, что даёт возможность увеличить скорость распространения сигналов в мозге. Все эти процессы созревания мозга требуют времени.
Взрослому человеку ходьба кажется простым и привычным делом, но на самом деле это сложнейший процесс. Ведь одно дело идти по ровному асфальту, и совсем другое дело – ходьба по лесу или по пересечённой местности, подъём и спуск по ступенькам лестницы. Задачи, которые должен при этом решать мозг, резко отличаются. Поэтому при ходьбе двигательные импульсы, посылаемые к мышцам, должны постоянно корректироваться мозгом с учётом непрерывно поступающих данных от внешних и внутренних рецепторов.
То есть в ходе выработки навыка ходьбы в мозге создаются сложнейшие нейронные структуры, способные управлять движением в меняющихся условиях. Чтобы создать столь сложные нервные «механизмы» для управления движением, мозг должен в детстве переработать громадное количество информации в процессах овладения различными видами движения. Для этого требуется множество естественных упражнений, в которых ребёнок должен на деле испытать огромное количество ощущений. Только так можно выработать сложнейшие нейронные сети, способные корректировать движения с учётом обратных связей. Поэтому очень важно обеспечить ребёнку как можно больше свободного движения.

Только к концу третьего года жизни ходьба становится достаточно уверенной, что создаёт большие возможности для познания внешнего мира.
По мере овладения ходьбой происходит её автоматизация, и ходьба становится навыком. Во втором выпуске книги уже говорилось о сложности процессов формирования навыка ходьбы. Поэтому здесь мы не будем рассматривать детали этих процессов.
Координация движений.
В годы раннего детства ребёнок учится координировать движения рук и всего тела в многообразных движениях, начинает развивать тонкую моторику пальцев. Кстати, замечено, что чем лучше ребёнок владеет тонкими и точными движениями пальцев в период до трёхлетнего возраста, тем лучше у него развивается речь.
Овладевая координацией движений, ребёнку приходится преодолевать большие трудности, которых взрослые часто не понимают.
В качестве простого примера укажем на обращение маленького ребенка с мячом. Трёхлетний ребенок с удовольствием отталкивает мяч руками или ногами. Но ловить мяч ребенок в этом возрасте еще практически не способен из-за слабой координации движений рук. Даже такие несложные, с точки зрения взрослых, действия требуют большой подготовительной работы в разных детских играх. Поэтому нельзя требовать от ребёнка, чтобы он выполнял действия, для которых его организм ещё не созрел.
Дозревание и совершенствование этих движений будет продолжаться ещё несколько лет, до подросткового возраста. Но если мозговые основы управления этими движениями не будут заложены в раннем детстве, то многие способности ребёнка не будут в полной мере развиты.
Ранний возраст – время закладки основ для развития способностей.
Сложная и разнообразная активность ребёнка является важнейшим средством формирования базовых нейронных структур и сетей в мозге. Ведь над этими базовыми структурами позднее надстраиваются более сложные нейронные сети, определяющие способности человека. Недоразвитие базовых структур в мозге ведёт к искажению всего последующего развития и потере многих способностей растущего маленького человека.
Годы раннего детства имеют также решающее значение для развития остроты зрения и восприятия пространственных отношений. Хотя нейронные структуры в мозге, управляющие тонкими движениями глаз и обработкой зрительной информации, будут дозревать и оформляться ещё много лет, вплоть до восемнадцатилетнего возраста, но то, что упущено в раннем детстве, очень трудно наверстать позднее.
Аналогичная ситуация имеет место и в отношении других сенсорных систем.
Раннее детство – время, когда закладываются основы для развития высших человеческих способностей,
Мозг формируется в разнообразной деятельности
Активность ребёнка и формирование нейронных сетей.
В раннем детстве нормально развивающийся ребёнок очень активен. Бурная активная деятельность малыша скрывает таинственную работу, которая невидимо совершается в его мозге. Прилагая в своих играх усилия для преодоления возникающих трудностей, которые взрослым кажутся такими простыми, дитя создаёт условия для формирования и развития в своём мозге нейронных структур, необходимых для построения более сложных нейронных сетей и решения более трудных задач.
Поэтому для полноценного психического развития детей в раннем детстве необходима организация их разнообразной деятельности.
В раннем детстве в ходе активной деятельности ребёнка в его мозге продолжается начатое в младенчестве выстраивание мозговых механизмов, ответственных за координацию движений, речь и мышление. Эти механизмы формируются в процессах общения малыша с взрослыми и действий с предметами окружающего мира. Он познаёт мир, только активно исследуя свойства различных предметов, действуя с ними разнообразными доступными ему способами. В многообразной деятельности формируются первые представления ребёнка об окружающем мире.
Разнообразная кипучая активность малыша оказывает мощное влияние на формирование нейронных сетей в мозге ребёнка. К трём годам в мозге ребёнка образуется огромное количество контактов. В это время их даже больше, чем в мозге взрослого человека. Такая высокая плотность контактов может рассматриваться как основа усвоения опыта ребёнком.
Но сохраняются в мозге только работающие контакты, и, в том числе, те, которые непосредственно включены в обработку сигналов от органов чувств. Неработающие контакты между нейронами слабеют и отмирают.
Чем активнее деятельность ребёнка в раннем детстве, тем больше контактов сохраняется в его мозге. Это усложнение нейронных сетей в раннем детстве в значительной мере определяет богатство и широту потенциальных возможностей ребёнка, создаёт больше простора для развития его способностей.
Для формирования нейронных сетей нужно задействовать все органы чувств
Процесс формирования связей между нейронами и нейронными структурами зависит от количества и качества внешних влияний и активной деятельности ребёнка, вовлекающей в свои действия все органы чувств. Можно сказать, что богатство формирующихся нейронных структур зависит от разнообразия и интенсивности внешних воздействий на органы чувств. И такие влияния реального мира ничем не могут быть заменены.
В раннем детстве ребёнок впитывает впечатления всем своим существом, знакомится с миром сразу всеми органами чувств. Он полностью погружён в мир и познаёт его через активную деятельность. И только таким путём он может развивать свой мозг и, следовательно, психику. Включение в работу всех органов чувств необходимо для формирования связей между соответствующими областями мозга, для объединения отдельных мозговых структур в единую систему.
В эти годы закладываются способности, которые определяют характер всей последующей жизни человека. То, что ребёнок не ощутил, не исследовал всеми органами чувств в эти годы, ему будет трудно позднее осмыслить головой.
Чтобы мозг ребёнка в эти годы нормально развивался, чтобы сформировались нейронные структуры и сети, обрабатывающие информацию от всех органов чувств, он должен соприкоснуться со всеми видами ощущений и действий в материальном мире.
Особенности развития в раннем детстве.
Темпы развития индивидуальны
Темпы формирования и развития нейронных структур у детей индивидуальны. Они зависят как от генетических особенностей ребёнка, так и, в ещё большей степени, от социальных факторов среды, прежде всего, от контактов с окружающими малыша взрослыми. Исключительное значение в эти годы имеет правильное, доброжелательное общение взрослых с ребёнком.
Пластичность и хрупкость.
В раннем детстве мозг ребёнка исключительно пластичен и готов создавать новые мозговые механизмы, необходимые для решения возникающих задач. Высокая пластичность и чувствительность мозга ребёнка к внешним воздействиям, безусловно, должна быть использована для психического развития ребёнка.
Но нельзя забывать, что в это время организм ребёнка очень нежен и хрупок. Чтобы не повредить здоровью ребёнка, нельзя допускать перенапряжения. Надо внимательно следить за реакциями малыша. Развивающие влияния на малыша должны быть откликом на его потребности в них, что выражается в удовольствии и радости ребёнка. Но развивающие воздействия должны немедленно прекращаться при появлении признаков утомления, и тем более, если ребёнок начинает отвлекаться, скучать или капризничать.
В раннем детстве ребёнок в высокой степени восприимчив к педагогическому воздействию. Но в то же время ребёнок этого возраста нежен и уязвим. Поэтому вряд ли оправданы раздающиеся иногда призывы использовать сенситивные периоды и бурную активность этого возраста для как можно более высокого интеллектуального развития. До трёхлетнего возраста мозг ребёнка не готов к интенсивному обучению чтению, математике, иностранным языкам, игре на музыкальных инструментах, передаче энциклопедических знаний в разных областях культуры. Развивать необходимо то, к чему мозг ребёнка подготовлен предшествующим развитием. А критерием такой готовности является удовольствие и радость, с которыми ребёнок занимается соответствующими видами деятельности.
Усилия и развитие.
Формирование и развитие мозга ребёнка происходит в процессе освоения окружающего мира, задающего мозгу маленького человека трудные задачи, которые он изо всех сил старается разрешить. Для развития психики и мозга ребёнка необходимы самостоятельные усилия, направленные на преодоление трудностей. Такие усилия – необходимое условие развития мозга, и они имеют исключительное значение для развития малыша.
Развитие психики ребёнка в раннем детстве зависит от того, получает ли он достаточное количество впечатлений, создаются ли взрослыми условия, необходимые для активной работы мозга малыша. Те участки мозга, которые не получают необходимых упражнений, замедляют созревание и могут даже потерять способность к функционированию, атрофироваться.
Необходимые условия, обеспечивающие оптимальное развитие мозга и психики малыша, подробнее обсуждаются ниже.


Глава 2. Действия в предметном мире
Основная потребность ребёнка в раннем детстве.
Раннее детство – время активного ознакомления ребёнка с окружающим предметным миром. Ум ребёнка ещё не развит, малыш ещё очень мало знает о мире и почти ничего не умеет. Тем более поразительна растущая в нём неукротимая жажда познания таинственного и нового для него мира материальных вещей. Каждый новый предмет притягивает его внимание. Ребёнок стремится каждый новый предмет потрогать, осмотреть со всех сторон, даже лизнуть. Он действует с новым предметом всеми доступными ему способами, задействуя все органы чувств.
В раннем детстве совершенствование действий с предметами становится основной потребностью ребёнка, его способом познания окружающего мира. Мало того, действия с игрушками и разнообразными предметами становятся средствами развития его мозга. Малыш прилагает усилия, чтобы овладеть трудными для него действиями с предметами материального мира. И при этом он каким-то таинственным образом создаёт многочисленные новые связи в своём мозге, усложняет и совершенствует сложнейшие нейронные сети.
В годы раннего детства ребёнок, действуя в мире материальных вещей, закладывает в мозге ту основу, на которой в дальнейшем будут надстраиваться всё более сложные нейронные структуры и сети. Поэтому действия с предметами имеют очень большое значение в жизни ребёнка.
В этом возрасте, сталкиваясь с новым предметом, малыш, прежде всего, интересуется тем, что с ним можно делать. Ребёнок стремится вовлечь в свою деятельность большое количество предметов. Да и с каждым предметом, с каждой игрушкой он стремится к разнообразию действий.
Самое поучительное при этом заключается в том, что ребёнок стремится всё познать сам, всё потрогать, подержать в руках, разобрать и собрать. В первые годы жизни ребёнок впитывает в себя впечатления внешнего мира всеми органами чувств, активно действуя с окружающими вещами и предметами.

Например, ребёнок учится закрывать баночки крышками, вкладывать один предмет в другой. В такой деятельности он познаёт новые для него свойства предметов окружающего мира. Он действует как исследователь. И малыш увлечённо и подолгу занимается такими действиями.
Описан случай, когда ребёнок двух с половиной лет в течение 40 минут открывал и закрывал коробочку крышкой. Для взрослого человека такая игра непонятна, а для ребёнка это важное и сложное дело. Малыш, стремится постичь новые для него свойства вещей и, сам не ведая как, формирует в своём мозге сложные нейронные структуры, необходимые для развития ума.
В раннем детстве ребёнок, при нормальных условиях, впитывает знания без усталости, как по волшебству. Если бы удалось сохранить эту способность ребёнка в более поздние годы, это была бы настоящая революция в образовании.
Овладение орудиями.
На втором году жизни ребёнок переходит к освоению присущих только человеку орудийных действий, выработанных в ходе развития человеческой культуры. Разумеется, эта деятельность осуществляется с помощью взрослых. Ребёнок учится пить из чашки, пользоваться ложкой, причёсываться расчёской, копать лопаткой и так далее.
Овладение способами действий с этими предметами, предполагающими строго определённые способы их использования, представляет для ребёнка немалые трудности. В этих действиях, чтобы достичь цели, рука должна подчиняться логике орудия.
Для ребёнка пользование привычными взрослому орудиями – очень непростые действия, потому что логика действий с орудием резко отличается от логики действий руки. Ребёнок должен приспособить движения руки к специфическим свойствам орудия.
Например – ложка. Для ребёнка это очень сложное орудие, требующее длительного обучения. Для овладения ложкой требуется полная перестройка движений руки ребенка.
Но чтобы перестроить движения руки, ребенок должен научиться учитывать связь между ложкой и пищей. Для ребёнка это очень непростая задача. Весь предшествующий опыт учил ребенка достигать результата действий при помощи собственной руки, а не при помощи другого предмета.
Руку с зажатым в ней кусочком печенья ребёнок подносит ко рту по кратчайшему пути. А ложку надо аккуратно опустить в тарелку, не расплескав суп или кашу. Потом, поворачивая ложку, зачерпнуть пищу и, удерживая ложку в горизонтальном положении, поднять её вертикально вверх. И только потом поднести ко рту, продолжая удерживать ложку горизонтально.
Овладение орудийными действиями носит ярко выраженный социальный характер. Орудийные действия формируются только в совместной деятельности ребёнка с взрослым. Образцы действий показывает взрослый в совместной деятельности с малышом. Сам ребёнок открыть эти способы действий не может. Он не может догадаться о способах действий с предметами, выработанными в ходе долгого исторического развития человечества.
Ребёнок сначала усваивает назначение орудия, цель его применения. Затем идёт более или менее длительный период освоения технической стороны действий с орудием. При этом в процессе многочисленных проб ребёнок добивается соответствия своих действий показанному взрослым образцу. И здесь очень важна эмоциональная поддержка ребёнка со стороны взрослого человека.
Конечно, в раннем детстве ребенок знакомится с употреблением только нескольких простейших орудий - чашки, ложки, лопатки, совочка, карандаша и некоторых других. Но и это имеет очень большое значение для формирования его мозга и психического развития в целом.

Трёхлетний ребенок при нормальном воспитании умеет употреблять многие предметы домашнего обихода. В это время он уже может одеваться и раздеваться с минимальной помощью, застёгивая и расстёгивая пуговицы. Он может мыть и расставлять посуду, вытирать салфеткой стол и т.д.
Овладение действиями с помощью орудий происходит далеко не сразу. Это требует довольно долгого обучения при систематическом руководстве взрослого. Взрослый показывает образцы действий, помогает направлять руку ребенка, оказывает эмоциональную поддержку.
В раннем детстве взрослый приобретает роль наставника, сотрудника и помощника. Отношение взрослого к ребёнку должно формировать положительную самооценку малыша. Эта положительная самооценка должна проявляться в утверждении ребёнка «Я хороший».

Овладение простейшими орудиями вызывает у малыша стремление использовать предметы в соответствии с их назначением. Он получает при этом определённые представления о правилах поведения. Овладевая действиями с предметами обихода, ребенок, вместе с тем, усваивает и правила поведения в обществе, связанные с этими предметами.

Формирование представлений о формах предметов и пространственных отношениях.
В раннем детстве продолжают закладываться мозговые структуры, ответственные за восприятие пространства и пространственных отношений, которые начали формироваться ещё на первом году жизни.
В мозге ребёнка начинают складываться своеобразные «эталонные» представления о формах предметов, с которыми сравниваются другие формы. Но чтобы такие «эталоны» сформировались в его уме, они должны быть восприняты не только глазами, но и руками, должны стать предметами его активных действий. В формировании этих представлений должно участвовать не только зрение, но и осязание.
В течение второго и третьего года жизни для опознания и исследования предмета ребёнку требуется контакт с самим предметом. Он использует информацию от разных органов чувств, при этом осязание имеет особую важность.
Только действуя с предметами, ребёнок получает представления об их форме, величине и взаимном расположении. Круг и квадрат, треугольник и многоугольник, шарик, кубик и другие тела ребёнок должен не только увидеть, но и исследовать руками. К трём годам ребенок, при правильном воспитании, обычно усваивает представления об этих простейших формах.
Для формирующихся нейронных структур имеет исключительное значение свободная детская игра, направляемая развивающимися на этом этапе познавательными потребностями ребёнка. А развитие детской игры усиливает потребность ребёнка в общении с взрослым человеком по поводу предметов окружающего мира. Это позволяет направлять активность малыша на овладение богатствами человеческой культуры.
В раннем возрасте ребёнок постоянно обращается к взрослому, стремится вовлечь его в свои нехитрые игры с разными предметами. В этот период большое значение имеет доброжелательное внимание взрослого к малышу. Растущему маленькому человеку требуется эмоциональная поддержка и поощрение, подкрепляющие успехи и достижения ребёнка. В этот период малыш очень чувствителен к оценке взрослого, тонко различает похвалу или порицание. В зависимости от отношения взрослого, ребёнок перестраивает своё поведение. Поэтому период раннего детства создаёт благоприятные условия для воспитательных влияний.
Эффективное усвоение общественного опыта и умственное развитие ребёнка происходит в активной деятельности. При овладении ребёнком каждым видом деятельности наблюдается переход от усвоения внешних действий с материальными предметами к выполнению внутренних умственных действий.
Подбор предметов по форме, размерам и цвету
Задачи, которые решает ребёнок в ходе своей деятельности, кажутся взрослому человеку примитивно простыми. Мы забываем, что каждый из нас так же преодолевал трудности овладения действиями с предметами материального мира. Мы не помним, как в ходе многократных повторений мозг автоматизировал «простые» действия. Многие из нас часто и не догадываются, что именно в процессе такой немудрёной деятельности формировались «механизмы» мозга, управляющие нашими действиями.
Для формирования и развития сложных нейронных структур в мозге ребёнка выполнение практических действий с предметами имеет огромное значение. Поэтому стоит уважительно присмотреться к тому, какая деятельность ребёнка вызывает его интерес в раннем детстве.
В раннем детстве ребёнок увлечённо учится подбирать и соединять предметы или их части в соответствии с формой, величиной, цветом, придавать им определенное взаимное положение в пространстве. Взрослый человек сразу, практически мгновенно, воспринимает и различает формы предметов, их размеры и цвета. Но для ребёнка это трудная работа, вызывающая у него большой интерес.
Для деятельности ребёнка важнее всего форма и размеры. Цвет в этом возрасте редко имеет существенное значение для действий малыша. Копать он может лопаткой любого цвета. Да и красным, например, может быть не только карандаш, но и лопатка, и машина, и тележка. Поэтому цвет выделяется как свойство предметов позднее, чем форма и размер. Более или менее чёткие представления об основных цветах в раннем возрасте ещё только начинают формироваться.
Обычно дети сначала начинают правильно выполнять выбор предметов по форме, потом - по величине, и только потом - по цвету. Овладение такими действиями требует времени и зависит от подбора игрушек и правильности действий взрослых при оказании помощи ребёнку.
Игры и действия, в которых ребёнок подбирает и соединяет предметы по форме, величине, цвету и расположению в пространстве, важны для развития пространственного воображения и мышления. К таким играм можно отнести и так называемую конструкторскую деятельность, начинающуюся в раннем детстве.
Конструкторская деятельность
Для детей этого возраста полезны игрушки, программирующие действия малыша и создающие богатые возможности для разнообразной деятельности. К ним относятся пирамидки, кубики разных размеров и цвета, коробки с вырезами определенной формы, куда опускаются соответствующие фигурки, баночки с крышками, матрёшки.

Пирамидки, например, учат ребёнка примеривать части друг к другу, поскольку без правильного их подбора нужный результат получить нельзя. Отсутствие желаемого результата указывает на ошибку и побуждает ребёнка снова выполнить действие. Поэтому такие игрушки иногда называют самообучающими. На первых порах, даже в играх с самообучающими игрушками, важна помощь взрослого. Но, помогая ребёнку, взрослый не должен выполнять действия за него. Надо помочь малышу самому осуществить сложное для него действие.

В раннем детстве все виды деятельности ребёнка первоначально организуются взрослыми и осуществляются взрослыми совместно с детьми. Взрослый в совместной игре дает ребенку образцы действий, поощряет малыша, учит добиваться правильного результата. Формирование предметных действий неотделимо от общения ребенка с взрослым человеком.
Вначале такие действия малыша имеют подражательный характер. Постепенно ребёнок методом проб и ошибок начинает вырабатывать собственные приёмы конструирования.
Сравнение предметов по величине.
Взрослый человек в ходе жизни привык зрительно сравнивать размеры различных предметов. Но ребёнок должен этому довольно долго учиться. Вначале малыш может сравнивать различные предметы по величине только при помощи проб, так как развитие зрительной коры ещё не позволяют сравнивать их размеры на глаз.
Для примера рассмотрим, как ребёнок учится сравнивать размеры колец пирамидки. Чтобы правильно сложить пирамидку, ребёнок сначала должен выбрать самое большое кольцо, а потом последовательно переходить к меньшим кольцам.
Перебирая кольца пирамидки и прикладывая одно к другому, ребенок выбирает самое большое кольцо, которое видно из-под любого другого, и нанизывает его на стерженёк. Затем он таким же образом выбирает самое большое из оставшихся колец и так далее.
Матрёшки и усложнение деятельности малыша.
Аналогичная, но более сложная игра происходит с матрёшкой. Обычная матрёшка больше даёт для развития мозга малыша, чем десяток переусложнённых американских монстров. С монстрами, не говоря уже об их вредном влиянии на эстетическую сферу, ребёнок может сделать очень немного для своего развития. А с матрёшкой малыш может осуществлять много трудных для него действий, развивающих мозг и психику.
При сборке матрешки ребёнок должен подбирать половинки одинаковой величины. Прикладывая нижнюю половину матрешки к верхней, ребенок обнаруживает, что они не подходят друг к другу. Он берет другую верхнюю половину и снова прикладывает к нижней. Так он действует до тех пор, пока не найдет нужную половину игрушки. При этом он должен собирать сначала самую маленькую матрёшку, затем вкладывать ее в матрёшку следующего большего размера и т.д.
Для ребёнка раннего возраста это сложные задачи. Поэтому надо начинать с простых случаев, с небольшим количеством вкладываемых друг в друга фигурок. Мозг ребёнка в этом возрасте ещё недостаточно развит, чтобы сравнивать размеры и осуществлять выбор из большого числа предметов. Также ему трудно сравнивать предметы, имеющие сложную форму, состоящие из многих частей, или окрашенные в несколько разных чередующихся цветов. Первые пирамидки или матрёшки не должны включать много элементов. Усложнение таких обучающих игрушек должно осуществляться постепенно, по мере развития ребёнка.

Переход к зрительной оценке размеров и формы.
Постепенно ребёнок переходит к зрительной оценке размеров и формы предметов, и ему больше не нужно примеривать их. Это говорит о том, что в мозге ребёнка сформировались нейронные структуры, необходимые для зрительного сравнения размеров и формы предметов. Ближе к трём годам ребёнок уже может подбирать нужные предметы или их части на глаз и сразу правильно выполнять действие, не нуждаясь больше в предварительном подборе.
Надо помнить, что ребёнку приходится учиться всему, начиная буквально с нуля. Например, для взрослых людей определение относительных размеров тел на глаз – привычное пустяковое дело. Умение сравнивать размеры предметов на глаз развито тысячами действий, но этот процесс автоматизировался, а трудности забылись. Взрослому человеку кажется, что и ребёнок легко может сравнить, что больше, а что меньше. Но это грубая ошибка. Для ребёнка даже освоение понятий «больше и меньше» требует большой работы.
Так, сказка о трёх медведях кажется нам слишком простенькой. А ведь это замечательный пример методики обучения малышей трудным для них понятиям «большой» – «поменьше» - «маленький». Для взрослого человека эти понятия привычны, но для ребёнка осознание их требует больших усилий.

Представления и образы.
Деятельность ребёнка совершенствуется только очень постепенно. Он всё чаще начинает вначале обследовать ситуацию зрительно, принимает на этой основе решение, а затем уже действует. Ребёнок постепенно учится не только выполнять действие, но и представлять его себе. В процессе таких игр у ребёнка формируются образы и представления, необходимые для развития воображения и мышления.
Мы говорим о представлении, например, когда, закрыв глаза, можем более или менее живо воспроизвести во внутреннем образе предметы, действовавшие на нас. Но какие таинственные процессы происходят в мозге, когда человек представляет какие-то объекты или сложную картину, наука пока сказать не может.
Внимание и память.
Усложнение деятельности требует развития способности сосредоточения внимания. Внимание и память в раннем возрасте сохраняют, в основном, непроизвольный характер. Это означает, что они протекают без особых внутренних усилий и без специальных средств. Но постепенно начинают формироваться механизмы направленного произвольного внимания, в котором уже проявляются первые усилия просыпающегося сознания и воли.
Действия с предметами создают предпосылки для дальнейшего психического развития ребёнка, включающего, в том числе, умственное развитие.
Руки помогают формировать мозг.
В раннем детстве ребёнок всегда играет с какими-то игрушками и предметами. В ходе активной деятельности ребёнок изучает различные свойства предметов – формы, размеры, движения, простые причинно-следственные связи.
Знакомясь с предметами и их использованием, ребёнок формирует сложные нейронные структуры в мозге. Задействование разных органов чувств – необходимое условие для объединения отдельных нейронных структур в сложные сети. Действия с разными предметами необходимы для совершенствования восприятия, формирования двигательных навыков, развития речи, мышления, воображения.
Для развития мышления большое значение имеет установление связей между областями мозга, обрабатывающими зрительную и осязательную информацию. Руки помогают ребёнку ввести в свой мозг сведения о свойствах предмет



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: