Вставка 5.2. «Интернет-экономика»: совершенная конкуренция – реальность?




Глава V Рыночные структуры: совершенная конкуренция и монополия

В предыдущей главе мы установили правило, в соответствии с которым определяется предложение фирмы. Однако следование принципу равенства предельных издержек предельной выручке ничего не говорит, например, о том, какова величина прибыли фирмы и будет ли прибыль вообще, будет ли цена выше предельных издержек или равна им. Ответ на эти и многие другие рассматриваемые в данной главе вопросы дает анализ конкуренции, с которой сталкивается фирма. В зависимости от степени конкуренции в отрасли выделяют различные рыночные структуры, которые подразделяются на четыре вида.

Виды рыночных структур

Что характеризует рыночную структуру? При определении той или иной рыночной структуры необходимо ответить на ряд вопросов.

Во-первых, какова свобода входа фирм в отрасль? Вход может быть беспрепятственным или затрудненным. Если вход затруднен, то какие барьеры существуют на пути входа фирм в отрасль, какова их «высота»?

Во-вторых, какой продукт производится в отрасли? Все ли фирмы производят абсолютно одинаковые, стандартизированные продукты или же выпускают различные разновидности и модели одного и того же продукта?

В-третьих, какова степень контроля фирмы за ценой? Является ли фирма ценополучателем или же она имеет известную свободу в выборе цены? Здесь речь идет о форме кривой спроса, с которой сталкивается фирма. Насколько эластичен спрос на продукцию фирмы?

Ответ на эти вопросы необходимо дополнить ответом на четвертый вопрос – сколько фирм в отрасли? Если мы ответим на все перечисленные вопросы, то характеристика рыночной структуры будет достаточно полной. Попытаемся теперь составить классификацию рыночных структур.

Классификация рыночных структур. Первой из рыночных структур обычно называют уже знакомую нам совершенную конкуренцию. Ее свойства в соответствии с поставленными выше вопросами перечислены в таблице 5.1. и она рассматривается далее более подробно. Противоположностью ей является монополия.

Монополия – рыночная структура, при которой в отрасли действует только одна фирма.

Между крайностями – совершенной конкуренцией и монополией – находятся промежуточные рыночные структуры – монополистическая конкуренция и олигополия.

Монополистическая конкуренция – рыночная структура, при которой в отрасли действует много фирм производящих дифференцированный продукт.

Олигополия – рыночная структура, при которой в отрасли действует несколько фирм.

В таблице 5.1 также перечислены свойства монополии, монополистической конкуренции и олигополии, отличающие их как от совершенной конкуренции, так и друг от друга.

Вставка 5.1. Монополистическая конкуренция и олигополия в России. На практике монополистическая конкуренция обычно сочетается неярко выраженной олигополией: наряду с несколькими крупными производителями имеется множество мелких фирм. Примером могут служить рыночные структуры в производстве майонеза, туалетного мыла и маргарина по итогам 1999 г..  
Ведущие производители майонеза в РФ(%) Ведущие производители туалетного мыла в РФ(%) Ведущие производители маргарина в РФ(%)
Московский ЖК*   «Невская косметика»   Нижегородский МЖК  
Екатеринбургский ЖК   «Свобода», Москва   Евдаковский МЖК  
Нижегородский МЖК**   Нижегородский МЖК   Самарский ЖК  
Иркутский ЖК   «Весна», Самара   Иркутский МЖК  
Самарский ЖК   «Калина», Екатеринбург   С.-Петербургский МЖК  
Новосибирский ЖК   «Нефис», Казань   Новосибирский ЖК  
С-Петербургский МЖК   Екатеринбургский ЖК   Пермский МЖК  
Прочие   Новосибирский ЖК   Екатеринбургский ЖК  
  Прочие   Краснодарский МЖК  
  Московский ЖК  
Саратовский ЖК  
ЖК «Нептун»  
Unilever  
Прочие  

*ЖК- жировой комбинат.

**МЖК – масложировой комбинат.

Источник: Эксперт, 2000, № 27. – С.18.

Олигополистическая структура явно доминирует на некоторых региональных рынках. Например, на рынке сотовых компаний Москвы. На конец 1997 г. «Вымпелком» обслуживал 49% абонентов, «Мобильные телесистемы» – 27%, «Московская сотовая связь» – 24%. На конец 1999 г. доли этих же компаний стали, соответственно, 46. 40 и 12 %. 2% рынка в 1999 г. захватила фирма «Сонет» (Эксперт, 2000, № 25. – С.28). Примерно такая же картина наблюдается на том же рынке и в С.-Петербурге: на конец 1997 г. «Северо-Западный GSM» обслуживал 53% абонентов, «Дельта Телеком» – 36 и «Санкт-Петербург Телеком (Fora) – 10%. В конце 1999 г. доли этих компаний составили, соответственно, 63 26 и 11% (Эксперт, 2000, № 12. – С.45).

В России легко обнаружить типичные для монополистической конкуренции и олигополии рыночные структуры (см. вставку 5.1).

 

 

Промежуточные рыночные структуры (монополистическая конкуренция и олигополия) часто объединяют общим понятием – несовершенная конкуренция.

Несовершенная конкуренция – конкуренция в отрасли, где доминирует монополистическая конкуренция или олигополия.

Рыночная структура определяет поведение фирмы. В свою очередь, от поведения фирмы зависят цены, выпуск и прибыли. Изучение поведения фирм в различных рыночных структурах мы начнем с крайностей – совершенной конкуренции и монополии, несмотря на то, что в реальном мире абсолютно доминирует несовершенная конкуренция. Такая логика обусловлена тем, что понимание промежуточных рыночных структур строится на понимании их экстремальных форм.

 

Таблица 5.1

Свойства рыночных структур

  Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Количество фирм Очень много Много Несколько Одна
Свобода входа в отрасль Неограничена Почти неограничена Ограничена Очень ограничена или исключена
Свойства продукции Однородная (полностью стандартизированная) Дифференцированная Дифференцированная или однородная Часто уникальная
Кривая спроса и его эластичность Горизонтальная, абсолютная эластичность Отрицательный наклон, но спрос весьма эластичен Отрицательный наклон, спрос менее эластичен, но эластичность определяется реакцией соперников. Вертикальная, спрос абсолютно неэластичен.
Контроль фирмы над ценой Отсутствует Некоторый Как правило, больший, чем при монополистической конкуренции. Значительный. Полностью контролирует.
Примеры Рынки однородных благ в Интернете (с оговорками) Производство одежды, обуви Производство легковых автомобилей Транспортировка газа по трубопроводам

 

5.2 Совершенная конкуренция

 

Особенности совершенной конкуренции. О модели совершенной конкуренции мы уже имеем определенное представление. Остановимся на ее особенностях более подробно.

Во-первых, все фирмы являются ценополучателями. Количество фирм в отрасли настолько велико и каждая из них производит настолько малую часть отраслевой продукции, что она никак не может повлиять на ее цену. В результате она сталкивается с горизонтальной линией спроса, высота которой измеряется заданной рынком ценой.

Во-вторых, полностью свободный (ничем не ограниченный) вход новых фирм в отрасль. При этом подчеркнем, что это относится к длительному периоду, так как учреждение новых фирм требует времени. Одновременно такой вход предполагает полную подвижность всех ресурсов. Если в какой-либо отрасли, например, более высокая прибыль, то туда беспрепятственно перемещается капитал. Если же в ней более высокая оплата за тот же труд, то дополнительные количества труда перетекают в нее, не встречая никаких препятствий на своем пути.

В-третьих, все фирмы производят полностью идентичные (однородные, стандартизированные) продукты. Это означает, что здесь нет места разновидностям одного и того же продукта, следовательно, нет сортов, марок, товарных знаков, рекламы.

В-четвертых, и продавцы, и покупатели обладают полной информацией о рынке. Так, покупатели знают все о продукте (его свойствах, качестве), рыночных ценах. Продавцы же также располагают полными знаниями о издержках, ценах, спросе и прибылях.

Все перечисленные особенности совершенной конкуренции позволяют еще раз указать на то, что в жизни можно встретить только некоторое приближение к этой модели. В то же время с появлением новой экономики – так называемой «Интернет-экономики» – модель совершенной конкуренции стала значительно ближе к реальности, чем еще каких-либо 7-8 лет назад (см. вставку 5.1).

Предназначение модели совершенной конкуренции – служить образом идеального рынка и, таким образом, базой для сравнения с ней реальных рынков – рынков несовершенной конкуренции и монополизированных рынков. Как вы легко убедитесь в дальнейшем, анализ реальных рынков каждый раз завершается подобным сравнением. С некоторыми оговорками можно сказать, что модель совершенной конкуренции рассматривается как некий общепризнанный «идеал» и политика регулирования рынков стремится максимально приблизить реальные рынки к этой модели.

В то же время «новая экономика» (информационная экономика на базе Интернет-технологий) приближает к реальность к совершенной конкуренции (см. вставку 5.2). Хотя, как мы увидим далее, информационные

 
 
 

Вставка 5.2. «Интернет-экономика»: совершенная конкуренция – реальность?

 

В традиционной экономике свободное рыночное взаимодействие продавцов и покупателей существенно затруднено так называемыми «трансакционными издержками», наличие которых существенно отдаляет рынки от совершенной конкуренции. Они относятся к неосязаемым затратам (в отличии от затрат труда, сырья, энергии), включающим затраты на поиск информации, постоянный обмен ею с партнерами, регулярный мониторинг действий конкурентов и так далее. Согласно исследованиям консалтинговой компании McKinsey, доля расходов на взаимодействие в общих издержках компаний традиционной экономики достигает в развитых странах, например, в США пятидесяти и более процентов.

Интернет связывает бизнесс-процессы трех ключевых фигур рынка – поставщика, производителя и конечного потребителя. Создается единая электронная цепочка поставок, в которой покупатель может управлять складом своего поставщика, формировать заказ на производство. Единая для поставщика, производителя и потребителя цепочка управления производственными процессами резко снижает затраты на взаимодействие, а это, в свою очередь, приводит к сокращению общих расходов на производство. О масштабе этого сокращения можно судить по данным обследования, проведенного McKinsey: с 1995 года до настоящего времени стоимость затрат на взаимодействие упала в США 2-3 раза, что привело к снижению стоимости производства на 20-30%.

В настоящее время в Интернете наиболее популярны связи между деловыми единицами (так называемые рынки «В2В» – «бизнес - бизнесу»). В нижеприведенной таблице можно видеть современное развитие Интернет-рынков в США и прогнозы на 2003 год.

 

Доля рынка, приходящегося на Интернет (в процентах)

 

    2003*
Промышленность Розничная торговля Строительство Здравоохранение Пищевая промышленность Энергетика 3,2 0,6 0,2 0,4 1,5 1,4

*Прогноз.

Источник: Эксперт, 2000, № 20/Приложение «Интернет-Эксперт», 2000, № 1. – С.1-3.

В России в 2000 г. объем Интернет-рынка В2С («бизнес - потребителю») составит примерно 40 млн долларов против 60-70 млрд. долларов в США. (Эксперт, 2000, № 24/Приложение «Интернет-Эксперт», 2000, № 2. – С.2).

В перепечатанном журналом «Эксперт» развернутом анализе «новой экономики» из лондонского журнала «Экономист» специально подчеркивается роль информационных технологий (ИТ) в создании условий для совершенной конкуренции. «Потребителям Интернет позволяет выискивать самую низкую цену на товар, а фирмам – получать сведения о ценах от большего числа поставщиков; он снижает операционные издержки и барьеры на пути новых участников рынка. Другими словами, ИТ приближает экономику к взятой из учебников модели совершенной конкуренции, в основе которой лежат допущения об изобилии информации, множестве покупателей и продавцов, нулевых операционных издержках и отсутствии барьеров для новых участников – ИТ делают такие допущения менее искусственными» (Эксперт, 2000, № 40. – С.74).

 

 


технологии несут в себе одновременно и угрозу нового монополизма (см. вставку 5.3)

Дальнейшее рассмотрение совершенной конкуренции исходит из необходимости различать поведение фирмы в коротком и длительном периодах. Последний из них, как мы уже упоминали, предполагает возможность входа новых фирм в отрасль. В отличии от него, короткий период связан только с наличием неизменного числа фирм в отрасли. В длительном периоде

наличие экономической прибыли привлекает в отрасль новые фирмы, наличие же убытков приводит к оттоку фирм из отрасли. Поскольку внедрение новых фирм в отрасль занимает различное время в различных отраслях, то и продолжительность длительного периода различна в зависимости от особенностей отрасли. В коротком периоде фирмы могут иметь как устойчивые в течение этого времени прибыли, так и убытки.

Оптимум и предложение фирмы в коротком периоде. Он показан на рис. 5.1 при допущении, что фирма получает прибыль. На графике А показана рыночная ситуация в отрасли (рыночный спрос, рыночное предложение и равновесная рыночная цена). Для отдельной фирмы (график Б) рыночная цена предстает как линия спроса на ее продукцию. Одновременно эта линия есть линия средней выручки (AR) и предельной выручки (MR). Фирма, естественно, определяет оптимальный выпуск (Q *) на основе известного нам правила максимизации прибыли (MR = МС). Поскольку относительно точки оптимального выпуска АTС < AR, то изображенная здесь фирма получает экономическую прибыль, совокупная величина которой представлена затененным прямоугольником (рис. 5.1, график Б).

Представим теперь себе несколько измененную картину. Допустим, что рыночный спрос (см. график А) сократился, линия D сместилась в положение D 1. Теперь новой равновесной цене отвечает новая линия спроса на продукцию отдельной фирмы (D 1 = AR 1= MR 1). Она проходит между линией средних общих издержек (АТС) и линией средних переменных издержек (АVС). В этом случае фирмы будет иметь убыток (заполненный точками прямоугольник), но не уйдет с рынка, поскольку > АVС.

Представим далее, что спрос продолжает сокращаться. Пусть D 1 смещается в положение D 2, причем так, что равно минимуму АVС. В этом случае точка касания АVС и линии D 2 = AR 2= MR 2 есть точка закрытия фирмы. Как нам уже известно, если цена упадет еще ниже, то фирма уйдет с рынка даже в коротком периоде. Однако нас сейчас интересует не столько этот факт, сколько то обстоятельство, что выше этой точки любая точка на кривой МС представляет собой объем предложения фирмы при соответствующем уровне цены. Так, очевидно, что рыночной цене отвечает предложение продукции фирмой равное Q *2, – предложение в объеме Q *1, Р е – предложение в объеме Q *. Отсюда можно заключить, что кривая предложения фирмы в коротком периоде есть отрезок кривой МС от точки закрытия фирмы и выше (показанный жирной линией).

Рис. 5.1. Предложение фирмы в коротком периоде.

 

Для получения кривой предложения отрасли в целом нужно просто суммировать по горизонтали все кривые предложения всех фирм от точки закрытия фирмы и выше.

 

Излишек производителя. Теперь определим излишек производителя.

Излишек производителя есть превышение того, что он реально получил за товар, над его готовностью продать этот товар (то есть превышение общей выручки от продажи товара над альтернативной стоимостью товара).

Проиллюстрируем излишек производителя на рис. 5.2. Здесь представлена кривая МС производителя (фирмы), которая, с одной стороны, является кривой предложения товара (допустим, что она представлена участком лежащим выше точки пересечения с AVC), а с другой, - предельными издержками производителя, которые, как мы знаем, и есть альтернативная стоимость блага.

Также на рис. 5.2 представлены спрос на продукцию фирмы при совершенной конкуренции (линия MR с = AR с = P с = D с) и при несовершенной конкуренции (линия AR im = P im = D im). Допускается, что предельные издержки фирмы не меняются. В первом случае излишек производителя представлен заштрихованным волнистыми вертикальными линиями сегментом. Это общий излишек производителя при совершенной конкуренции. Он складывается из множества предельных излишков (разностей между P C и МС с каждой единицы проданного блага). Во втором случае к общему излишку производителя при совершенной конкуренции добавляется заполненный точками прямоугольник; в сумме с заштрихованном вертикальными волнистыми линиями сегментом получаем общий излишек производителя при несовершенной конкуренции. Что же касается предельного излишка, то он теперь равен разности между P im и МС с каждой единицы проданного блага.

В обоих случаях рыночные цены можно трактовать как предельные выгоды от продажи единицы блага, а предельные издержки как минимальную цену, за которую производитель готов продать единицу блага. Дело в том, что если продавать благо по цене ниже предельных издержек, то не будут покрываться переменные издержки. В этом случае надо уходить с рынка.

Рис.5.2. Излишек производителя при совершенной и несовершенной конкуренции.

 

Оптимум и предложение фирмы в длительном периоде. Если в коротком периоде экономическая прибыль не могла привлекать новые фирмы в отрасль, то в длительном периоде все обстоит по-другому. Экономическая прибыль служит индикатором привлекательности отрасли, а время позволяет либо создать в ней новые фирмы, либо проникнуть в нее уже существующим фирмам из других отраслей. Одновременно с этим фирмы ранее действовавшие внутри в данной отрасли могут расширять использование всех ресурсов. В любом из перечисленных вариантов предложение в отрасли возрастет.

Предположим, что первоначальная кривая предложения продукции в какой-либо отрасли есть S (рис. 5.3, график А). В точке ее пересечения с кривой спроса на продукцию отрасли (D) определяется рыночная равновесная цена (Р е). На графике Б (рис. 5.3) ей отвечает линия спроса D=AR = MR, которая позволяет фирме получить экономическую прибыль, так как проходит выше LAC. Однако расширение отраслевого предложения сдвигает S в положение S 1, равновесная цена снижается до . Новая линия спроса на продукцию отдельной фирмы (D 1 = AR 1 = MR 1) касается нижней точки LAC. Таким образом, предложение расширяется до тех пор, пока у фирм в отрасли не исчезает экономическая прибыль (остается только нормальная прибыль, которая, как нам известно из предыдущей главы, входит в состав экономических издержек).

Рис. 5.3. Оптимум фирмы в длительном периоде.

 

Если представить, что при исходном положении кривой отраслевого предложения фирмы в отрасли несли убытки, то сокращение предложения (либо в силу сокращения объемов производства существующими в ней фирмами, либо в силу ухода части фирм из отрасли) снова приведет к описанному выше состоянию (оптимуму каждой отдельной фирмы при нулевой экономической прибыли).

Поскольку кривая LAC составлена из множества точек кривых средних общих издержек короткого периода (АТС), которые смещаются вправо при расширении масштабов производства, то в своей нижней точке LAC касается нижней точки самой нижней из кривых АТС. Также нам известно, что кривая предельных издержек короткого периода (МС) пересекают кривую АТС в точке минимума последней (см. главу 4). Отсюда можно заключить, что при оптимуме фирмы в длительном периоде наблюдается равенство:

 

LAC = ATC = MC = MR = AR = P

 

Причем равенство LAC и АТС наблюдается в точках их минимумов.

Теперь посмотрим на то, как определяется кривая отраслевого предложения в длительном периоде. Представим себе, что отрасль расширяется в результате сдвига кривой спроса на продукцию отрасли из положения D в положение D 1 (рисунок 5.4, график А).

Рис. 5.4. Предложение отрасли в длительном периоде.

 

Равновесие в коротком периоде сместится из точки е в точку е ¢, так как предложение пока не вырастет. В результате скачка равновесной цены в отрасли появляется экономическая прибыль, что привлекает в нее новые фирмы. Кривая предложения короткого периода смещается вправо, в положение S 1. Однако результатом этого сдвига в длительном периоде является перемещение равновесия из точки е ¢ в точку е 1. Это означает, что кривая предложения длительного периода (S L) пройдет через точки е и е 1, то есть будет горизонтальной прямой.

Кривая отраслевого предложения длительного периода горизонтальна, если равновесная рыночная цена в результате вхождения в отрасль новых фирм возвращается к прежнему уровню. Это возможно в случае, если не происходит никаких изменений в средних издержках фирм при расширении отрасли. Цена вернется на уровень нижней точки кривых LAC каждой из фирм.

Если же вхождение новых фирм в отрасль создает нехватку ресурсов, то этот факт приведет к повышению их цен. Кривые LAC фирм будут сдвигаться вверх (то есть каждая последующая из входящих в отрасль фирм будет иметь более высокие средние издержки длительного периода по сравнению с предшествующей фирмой). Следовательно, кривая отраслевого предложения будет восходящей (рис. 5.4, график Б). Это случай возрастающих отраслевых издержек или внешних потерь от масштаба, то есть потерь, которые являются внешними по отношению к фирме.

Если расширение производства в отрасли сопровождается последовательным снижением кривых LAC входящих в отрасль фирм (например, в результате развития средств коммуникации или сбытовой сети), то кривая отраслевого предложения в длительном периоде будет убывающей (рис. 5.4, график В). Это случай убывающих отраслевых издержек или внешней экономии от масштаба.

Плюсы и минусы совершенной конкуренции. Есть целый ряд характеристик совершенной конкуренции, которые могут рассматриваться как выигрышные для общества.

Во-первых, цена равна предельным издержкам. Вспомним, что цена есть предельная полезность (глава 3). Это означает равенство предельной полезности предельным издержкам. Для того, чтобы лучше понять, почему этот случай характеризуется как оптимальный, подойдем к рассмотрению проблемы по принципу от противного.

Предположим, что предельные издержки ниже цены (соответственно, при совершенной конкуренции это означает выпуск ниже равновесного уровня).В этом случае общество наделяет потребление дополнительной продукции большей ценностью, чем те потери (издержки), которые оно несет вследствие расширения ее производства до равновесного уровня. Следовательно, общество выигрывает от увеличения выпуска до этого уровня.

Напротив, когда предельные издержки выше цены (предельной полезности), то ценность «жертвы» в виде затрат общества на выпуск продукции сверх равновесного уровня выше, чем ценность, получаемая от потребления этой продукции. Понятно, что общество выигрывает, если в таком случае выпуск продукции будет снижен до равновесного уровня.[1]

Таким образом, равновесный выпуск представляет оптимальный уровень выпуска.

Во-вторых, результативно работает механизм прибылей и убытков. Стремление получить экономическую прибыль (пусть и в коротком периоде) толкает фирмы к технологическим новшествам, тогда как убыточные фирмы в длительном периоде уходят с рынка. Таким образом, постоянно осуществляется отбор лучших фирм в данном виде деятельности.

В-третьих, в длительном периоде фирма выбирает такой объем выпуска, которому соответствуют минимальные средние издержки (минимальные LAC).

В-четвертых, потребитель выигрывает не только из-за выпуска с минимальными средними издержками в длительном периоде, но и из-за того, что при этом фирма не имеет экономической прибыли, то есть цена не превышает эти издержки.

В-пятых, в случае изменения спроса изменяется цена и, таким образом, фирма реагирует в силу собственных интересов на изменение требований потребителя. При этом в случае увеличения спроса фирма получает только краткосрочную прибыль.

В то же время совершенная конкуренция имеет и свои минусы. Подробно о них мы поговорим в главе 8, где будем рассматривать так называемые «провалы рынка». Однако уже сейчас можно подчеркнуть, по крайней мере, три недостатка совершенной конкуренции по сравнению с другими рыночными структурами.

Во-первых, совершенная конкуренция исключает какую-либо дифференциацию продукции, характерную как для монополистической конкуренции, так и для олигополии. Отсутствие разнообразия свойств одной и той же продукции, как правило, оценивается потребителями как существенный недостаток (представьте, например, абсолютно одинаковые модели одежды).

Во-вторых, если фирмы в условиях совершенной конкуренции и имеют сильные стимулы к новым технологиям ради получения краткосрочной экономической прибыли, то именно краткосрочный характер последней не дает им достаточно средств для разработки ряда новшеств.

В-третьих, фирмы могут опасаться того, что разработанные ими нововведения их конкуренты быстро скопируют (в силу полной информированности), а в таком случае произведенные инвестиции окажутся потраченными впустую средствами.

 

5.3 Монополия и общественные интересы

Вставка Эластичность и темпы роста спроса Характеристики спроса также являются частью рыночных структур и могут создавать барьеры входа в отрасль, так как они находятся в основном вне контроля со стороны фирм, но оказывают влияние на их поведение, в первую очередь, ограничивая их степень свободы в назначении цены. Уровень концентрации находится в противоположной зависимости от темпов роста спроса: чем выше темпы роста спроса, то есть чем быстрее увеличиваются масштабы рынка, тем легче новым фирмам войти в отрасль, и тем ниже будет уровень концентрации, а следовательно, тем выше степень конкурентности рынка. Ценовая эластичность спроса ограничивает превышение цены над предельными издержками, доступное для фирм, действующих на рынках с несовершенной конкуренцией. Если спрос неэластичен, фирмы могут увеличить цену по сравнению с издержками в большей степени, чем в условиях эластичного спроса. Кроме того, чем ниже эластичность спроса, тем легче для доминирующей фирмы одновременно ограничивать вход в отрасль и получать экономическую прибыль

 

Монополия и отрасль. Понятие «монополия» было определено выше. Монополия предполагает наличие в отрасли единственной фирмы. Однако здесь мы сталкиваемся с проблемой определения отрасли. Во многом ее границы устанавливаются условно. Так, например, пивоваренная фирма, как правило, имеет монополию на выпускаемые ею сорта пива (например, петербургское АО «Балтика» является монополистом на выпуск всех сортов пива под торговой маркой «Балтика»), но она отнюдь не является монополистом на рынке пива (так АО «Балтика» не является монополистом даже в С.- Петербурге, не говоря уже о России).

Другой пример. Почтовое ведомство является монополистом на отправку писем и телеграмм, но его монополия на рынке связи все более и более подрывается по мере развития альтернативных средств коммуникации (например, увеличения числа пользователей электронной почтой).

Приведенные примеры подчеркивают, что степень монопольной власти зависит от наличия и близости заменителей. Чем больше товаров-заменителей у производимого единственной фирмой блага и чем в большей мере они способны замещать это благо, тем в меньшей мере этот единственный производитель может считаться монополистом в отношении производимого им блага.

Однако, несмотря на всю условность понятия «отрасль», сохранение определения монополии как единственной фирмы в отрасли предполагает, что кривая спроса на продукцию монополии есть одновременно кривая спроса на продукцию всей отрасли. При этом, при сравнении этой кривой спроса с кривой спроса на продукцию фирм при других рыночных структурах, можно констатировать, что она значительно менее эластична при каждом данном уровне цены. Так, если продукция монополиста не имеет сколько-нибудь близких заменителей, то монополист может поднять цену на продукцию, а потребители будут вынуждены либо платить за нее эту более высокую цену, либо вовсе отказаться от ее потребления.

В то же время заметим, что эластичность кривой спроса (как и степень монопольной власти) будет зависеть от наличия и близости заменителей. Возьмем, например, услуги железных дорог. В России спрос на эти услуги значительно менее эластичен, чем, скажем, в США, где имеется развитая сеть автомобильных дорог, связывающая все населенные пункты.

Монополия и барьеры для входа. Сохранение монопольного положения фирмой требует исключения притока в отрасль новых фирм. Это обеспечивают барьеры для входа, которые могут принимать различные формы.

1. Экономия от масштаба. Если значительное увеличение выпуска в отрасли не приводит к потерям от масштаба, а, напротив, постоянно сопровождается экономией от масштаба, то весьма вероятно, что в ней сможет осуществлять прибыльное производство только одна фирма. На рис. 5.5 кривая спроса D есть кривая спроса на продукцию отрасли, и, следовательно, кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста. Монополист может получать экономическую прибыль, при выпуске между точками а и b. Если бы, однако, в отрасли оказалось две фирмы, назначающих одну и ту же цену и предлагающих по половине продукции отрасли, то каждая из них столкнулась бы с кривой спроса D ¢. При такой кривой спроса им не удалось бы покрывать свои издержки ни при какой из возможных цен (при предположении, что их средние издержки те же, что и у монополиста).

 

Рис. 5.5. Экономия от масштаба как барьер для входа.

 

Такая ситуация особенно вероятна, когда размер рынка мал. Например, две авиакомпании на одном маршруте могут совершать полеты с наполовину заполненными самолетами и нести убытки, тогда как если на нем останется только одна компания, ее самолеты будут заполнены почти полностью и она будет получать экономическую прибыль.

Классическим случаем непрерывной экономии от масштаба может считаться так называемая «сетевая монополия», например, трубопроводный транспорт или передача электроэнергии. Здесь наличие хотя бы двух конкурирующих фирм привело бы к столь высоким издержкам, что они не покрывались бы рыночной ценой. Наблюдается постоянная экономия от масштаба и в отрасли не остается места для конкуренции.

В этом случае можно говорить о естественной монополии..

Естественная монополия есть такое состояние, когда средние издержки длительного периода были бы ниже в случае, если в отрасли был бы единственный производитель-монополист, чем тогда, когда выпуск поделен между двумя и более фирмами.

2. Более низкие издержки у утвердившихся в отрасли фирм. Такие фирмы обычно имеют развитое специализированное производство и сеть маркетинга, они освоили наиболее эффективные технологии и установили связи с наиболее надежными и дешевыми источниками поставок. Любая вновь входящая в отрасль фирма будет испытывать трудности в ценовой конкуренции со «сторожилами» отрасли, так как, как правило, ее издержки неизбежно будут более высокими.

3. Дифференциация продукта и приверженность потребителя к торговой марке. Если фирма производит в существенной степени дифференцированный продукт и потребитель отождествляет данный продукт с торговой маркой фирмы (например, престижные спортивные автомобили «Ферарри»), то другой фирме будет трудно проникнуть на тот же рынок. Такой барьер может иметь место, даже если рынок достаточно велик, чтобы вместить двух и более производителей. Основной проблемой для вновь входящей фирмы будут не издержки, а обеспечение приверженности потребителей новой марке.

3. Контроль за ключевыми ресурсами. Если, например, фирма владеет источником поставок какого-то важнейшего сырья для производства изделия (допустим, производитель электрических лампочек контролирует единственное месторождение вольфрама в стране), то она может не допустить конкурентов к этому источнику.

4. Контроль над сбытом. Аналогично, если фирма монопольно владеет сбытовой сетью своей продукции, то она может затруднить доступ на рынок готовых изделий продукции конкурента.

5. Правовая защищенность. Монопольное положение фирмы может быть защищено патентами, авторским правом («копирайт»), различными видами лицензирования (позволяющими, например, только одной фирме оказывать услуги в определенной сфере деятельности), тарифами (таможенными пошлинами), а также другими торговыми ограничениями как против отечественных, так и зарубежных конкурентов.

6. Угроза поглощения. Монополист может представлять угрозу поглощения для входящей в отрасль фирмы. Сам факт существования такой угрозы может препятствовать входу.

7. Преимущества противодействия входу. Утвердившийся в отрасли монополист в состоянии работать с убытками более длительное время, чем входящая в отрасль фирма. Таким образом, он в состоянии начать и выиграть ценовую войну, тратить большие средства на рекламу, предлагать покупателям гораздо более привлекательные условия послепродажного обслуживания, активно разрабатывать и внедрять новшества и т.п.

Ранее уже говорилось о том. что влияние «новой экономики» на рыночные структуры носит двойственный характер. С одной стороны, она приближает их к совершенной конкуренции, а с другой – усиливает тенденцию к монополизации (см. вставку 5.3).

 

 

 
 
Вставка 5.3. «Новая экономика» – новая монополия? «Во времена «Стандард Ойл» в начале XX века, если фирма была вдвое крупнее своих соперников, ее средние издержки на единицу продукции могли быть на 10% ниже. В наши дни, если программистская фирма в два раза крупнее своего конкурента, ее средние издержки на единицу продукции могут оказаться на 50% ниже. Э


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: