Психологический портрет ребенка первого года жизни




Глава 1. Младенческий возраст

 

Вот наконец-то, свершилось то, что целых девять волнительных месяцев так ждала вся семья – родился маленький человечек. Все сомнения, тревоги, казалось, остались позади. Оно, это чудо, такое маленькое, такое беззащитное, что молодой маме становится страшновато: «А вдруг я что-то важное не пойму, не смогу сделать для него?». И она вдруг испытывает радость вперемежку с тревогой, такой неожиданной и непонятной, которая не отпускает ни на минуту. В роддоме это тоже появлялось, но не так остро ощущалось под крылом опытных специалистов. А вот только переступила порог родного дома, куда мечтала быстрее добраться с крохой, сразу навалилось такое непонятное состояние! Это и напряжение, и усталость от стольких событий и перемен, и тревога за это маленькое существо, что просто опускаются руки и хочется расплакаться. Не радуют ни внимание мужа, ни многочисленные звонки родственников и знакомых. Ей хочется одного – быть рядом с собственным сокровищем. И оно как будто тоже этого желает, беспокойно ведёт себя в детской, кряхтит, ворочается, плачет. Жалко оставлять любимого мужа одного за праздничным столом, но ничего с собой не поделаешь. С виноватой улыбкой, сославшись на усталость, молодая мама ложится в постель, рядом кладёт это крохотное существо и, наконец-то, оба успокаиваются. Вот что нужно было сделать сразу!

А на кухне за нетронутым праздничным столом с зажженной свечкой, букетом и неоткрытым шампанским сидит обескураженный молодой папа. Что происходит? Совсем не то и не так, как оба ожидали, готовились, много читали, посещали курсы, учились пеленать, купать малыша. А теперь все не то! Милая, чуткая, внимательная жена не заметила ни косметического ремонта, который он только вчера успел закончить в детской, ни воздушные шарики над входной дверью, ни с любовью накрытого праздничного стола. Она встревожена, напряжена, вся устремлена в детскую. И зачем он подарил ей радионяню! Закряхтит это маленькое существо, и она уже бежит в детскую, затихнет оно – опять беспокойство!

В кроватку он посадил куклу Надюшку, которую на курсах сам пеленал, купал, а она доверчиво моргала, беспрекословно давала одеть себя, всё время улыбалась. А теперь в той же кроватке лежит его сын, маленький красный комочек с крохотным недовольным личиком. Он как-то потерялся в неожиданно огромной для него кроватке, лежит, морщится, вскрикивает. Может вдруг заплакать без причины. Глаза его закрыты, тоненькие ручки и ножки прижаты к животу. Кулачки сжаты. Страшно такого на руки взять, не знаешь, как и переодеть, а предстоит ещё и купать. Надюшка рядом с ним кажется гренадершей и такой симпатичной, такой понятной. Так непривычно, из-за крохотного существа резко меняется весь устоявшийся уклад жизни, отношения между супругами и даже запахи в доме и что-то не видно особой радости.

Приуныли молодые родители, и невдомёк им, что это лишь адаптация, привыкание каждого члена семьи к новым условиям совместной жизни с младенцем, к новым обязанностям по отношению к нему, к ответственности за него. Пройдёт совсем немного времени, острота момента первого знакомства сгладится, и восстановятся прежние тёплые отношения любящих друг друга людей, их взаимопонимание. Оба будут испытывать умиление, радость при виде этого быстро растущего существа, восхищающего всех окружающих своими успехами в развитии.

Одно дело – острые впечатления взрослых. А что происходит с самим виновником этого переполоха? Оказывается, то, что пережила эта кроха с появлением на свет, вряд ли с таким стоицизмом смог бы перенести любой из взрослых.

С первых минут его появления на свет происходит интенсивная перестройка всех его жизнеобеспечивающих систем и органов на активную деятельность в новых условиях жизни вне материнского организма. Ребенок из водной стихии попадает в воздушную. С первым вздохом моментально начинают функционировать его легкие, перестраивается кровообращение. В связи с новым видом вскармливания по-новому функционирует пищеварительный тракт. В воздушном пространстве новорожденный испытывает дискомфорт от резкого перепада температуры окружающей среды, тело продолжает интенсивно выделять жидкость, что приводит к обильному потоотделению. В воздушной среде новорожденный не может изменить позу и только криком способен известить о своем состоянии.

Но мудрая природа заранее позаботилась о нём, снабдив необходимым набором умений, которые успешно развивались в период внутриутробной жизни. Одни из этих умений сразу же активно включаются в восприятие внешнего мира, другие пока ещё постепенно дозревают и будут плавно подключаться в этот сложный процесс. С момента появления на свет новорожденный интенсивно приспосабливается к новой жизни, пытается понять, принять её. И.П.Павлов, знаменитый русский физиолог, назвал эту активность младенца рефлекс «Что такое?», которая со временем преобразуется под воздействием взрослого в любопытство, любознательность, творчество.

Младенец видит близко расположенные предметы, воспринимает окраску, форму, правда, пока размыто, нечетко. Глаз только начинает приспосабливаться к яркому и довольно изменчивому по интенсивности свету, к цветовым пятнам вокруг. Младенец слышит громкие звуки, резко реагирует на них. Во время кормления, услышав звонок телефона, он прерывает кормление и даже готов вовсе отказаться от него, лишь бы понять, что произошло. Вот оно, какое любопытное и даже настырное маленькое существо. Вскоре из всего обилия звуковой гаммы он начнет выделять человеческий голос, успокаиваться под нежным воздействием воркования мамы, её пения.

Младенец обладает достаточно развитым обонянием, остро реагирует на запахи вокруг и довольно быстро начинает отдавать предпочтения запахам, исходящим от кормящей его мамы. Из обилия тактильных ощущений (это и разница температур среды обитания, и гладкая поверхность стола, и мягкие прикосновения тканей пелёнок-распашонок и др.) он быстро выделяет и успокаивается при нежных прикосновениях рук мамы, её ласковых поглаживаниях, обнимании, поцелуях. Новорожденный наделён и вестибулярной чувствительностью. Сначала настороженно, а вскоре положительно он реагирует на все манипуляции мамы, когда она его переодевает в сухое, держит вертикально перед своим лицом, носит на руках, выкладывает на животик. Не в силах изменить самостоятельно положения собственного тела в непонятном пока пространстве, новорожденный обладает достаточно развитыми мышцами и способен удерживать собственный вес на вытянутой руке. Все эти способности оказывают ему добрую услугу в период адаптации к новым условиям жизни, а вскоре начнут помогать активно включаться в эту жизнь.

С момента появления на свет младенец почти всё время спит, восстанавливает растраченные силы и энергию и просыпается, почувствовав дискомфорт, т.е. потребность в пище, тепле, сухой одежде, перемене места положения собственного тела. Но, ни одну из своих насущных потребностей он не в состоянии удовлетворить самостоятельно, полностью зависит от взрослых. Естественное состояние – материнская любовь, которую впервые испытывает молодая женщина, став матерью, подскажет ей правильный путь выстраивания взаимоотношений, взаимопонимания с собственным ребёнком. Чем быстрее реагирует и тоньше чувствует его состояние молодая мама, тем быстрее научается она распознавать его сигналы и тем спокойнее, увереннее начинает чувствовать себя её малыш. Все дело в том, что не только обслуживает мама его, не только заботится о его физическом благополучии, но и незаметно для себя окружает его любовью, ласково тормошит, прижимает к себе, целует, разговаривает с ним, напевает, смеется, глядя в любимые глаза. Младенец всем телом воспринимает это море любви, настраивается на любовь, успокаивается, прикладываясь к груди, вдыхая такие желанные запахи, прислушиваясь к знакомому по предыдущему жизненному опыту звуку её сердцебиения. Так устанавливается в паре младенец – мама тесный эмоциональный контакт. Более того, у младенца начинает формироваться чувство защищённости, которое он пронесёт по жизни. К тому же он начинает понимать, что он нужен, любим, желанен. На основе этого первого опыта появляется первичное доверие к миру, открытость, доброжелательность, активность. С этими качествами личности он уверенно вступает в жизнь.

Следует отметить, что заводя серьёзный разговор о детях раннего возраста, необходимо настраиваться на то, что мы будем вести разговор о полноценном проживании малыша каждый день, и в то же время будем подчёркивать его устремление в будущее. Все его успехи и достижения каждого дня – это плацдарм его будущей полноценной жизни.

Перед неопытной молодой мамой неизменно встанет вопрос: как правильно выстраивать свои отношения с младенцем, чтобы достойно растить и правильно воспитывать его. Материнская любовь – не простое чувство, оно несёт в себе столько ответственности за будущее этого дорогого существа.

Поддавшись этому новому чувству, неопытная мама может легко оказаться заложницей собственных эмоций. Забыв обо всем на свете, она без остатка растворяется в слепой любви к своему малышу, трепетно ловит каждый его вздох, предупреждает любое его желание, потакает во всем, не спускает с него влюбленного взгляда ни на минуту. Слепая материнская любовь играет с этой поры в злую шутку. Малыш лишен активности, самостоятельности, инициативности в выражениях собственных потребностей. И в то же время он быстро начинает осознавать свою власть над взрослыми, беззастенчиво пользуется этим, вырастая безжалостным черствым эгоистом. Мать очень поздно, к сожалению, начинает осознавать свои ошибки, раскаивается, отчаивается, т.к. время безвозвратно ушло, исправить прошлое невозможно.

Бывает, что неопытная мать поддается увещеваниям досужих тётушек, которые с умным видом поучают: не бери ребёнка часто на руки – избалуешь, не спеши сразу к плачущему ребёнку – пусть привыкает к самостоятельности. И разрывается сердце молодой женщины от жалости и любви, но приходится перебарывать себя, воспитывая «в строгости» и малыша, и себя, от чего страдают безмерно оба, оба теряют много ценного, окрашенного любовью и нежностью материнского чувства. И растет малыш, лишенный всего этого, такого прекрасного, щедрого, нежного, растет в холодной рациональной обстановке тихим, неприметным, забитым. Таким он и пойдет по жизни. Так жаль!

Все эти ошибки неопытной матери происходят в основном от неосведомленности ее о путях психического развития малыша. Давно уже известно, что новорожденный, несмотря на свою беспомощность, беззащитность, располагает таким набором возможностей, которые свидетельствуют о напряженной внутренней жизни младенца, о его активности, устремленности как можно быстрее понять и принять этот незнакомый мир и даже по-своему взаимодействовать на него. В этих его законных устремлениях неоценимую помощь оказывают любящие и понимающие его люди. Все важные приобретения и в физическом, и в психическом развитии малыша совершаются лишь в условиях тесного эмоционального контакта его с взрослым.

Мы уже отмечали, что большую часть суток новорожденный проводит во сне. Сон его неустойчив, беспорядочен, бодрствование проходит хаотично. Молодой маме не стоит опускать руки после тревожной череды бессонных ночей и тревожных будней. Первоочередная её задача – ввести младенца в четкий режим сна и бодрствования. Чуть задержись она с решением этой проблемы и тут же попадает в сложную ситуацию – младенец умудряется перепутать день и ночь, приводя в отчаяние все семейство. Следует поспешить ободрить перепуганную молодую маму – сон структурируется довольно легко, если на время, положенное для сна, кто-либо из домочадцев будет выкатывать коляску с малышом на свежий воздух, предоставив самой маме занять освободившееся время по собственному усмотрению, отдохнуть душой и телом, зная, что малышу без нее комфортно и спокойно.

Сложнее обстоят дела в организации активного бодрствования ребенка. Было бы наивно уповать на то, что его развитие будет идти естественным путем, в то же время как все его успехи, достижения будут определяться той мерой ответственности и искренней заинтересованности в первую очередь самой мамы, степенью её активного включения в жизнь своего драгоценного дитяти. Понимая всю серьезность этого положения, мама стоит перед насущным вопросом: как в короткие островки бодрствования новорожденного умудриться успеть сделать многое. В этом случае следует опираться в своих начинаниях на показатели физического и психического развития малыша на каждый месяц, не забывать оставлять время и для развития его самостоятельности, ежедневно по несколько раз в каждое бодрствование заниматься с ним. Нередко молодой маме приходится выслушивать скептические высказывания взрослых по поводу занятий с ребенком: «С вашими модными начинаниями вы готовы открывать школу на дому для младенцев с пеленок!» Будьте снисходительны к этим заблуждениям людей старшего поколения. Оказывается, и они порой бывают не правы. Это ваш ребенок, вы в ответе за него. Стойко отстаивайте конкретным делом свои позиции, не тратьте силы и время на бесполезные диспуты.

Каждый короткий отрезок бодрствования малыша как можно эффективнее используйте для его всестороннего развития. Для вас это – напряженная, четкая работа по осуществлению запланированных задач, для малыша – это увлекательное времяпровождение.

Проснулся младенец. В каком бы он ни был настроении, включайтесь в работу, используя каждую минуту ему на пользу. Переодевая младенца после сна во все сухое, разговаривайте с ним, пойте, тормошите, улыбайтесь, старайтесь «зацепить» его взгляд. Пусть ребёнок купается в вашей любви. Вы уже знаете, что любовью его не испортишь. Налаживая тесный эмоциональный контакт с ним, вы закладываете основы будущего дружеского, открытого, тонкого взаимопонимания со своим растущим ребенком. К вам он привыкнет приходить со своими проблемами, задачами и радостями. Очень скоро вы увидите положительные результаты собственных усилий – малыш начинает останавливать свой взор на вашем лице, взгляд его становится все осмысленнее, он уже по собственной инициативе отдаем предпочтение лицу человека, выделяя его среди других объектов ближайшего окружения. Затем он начинает глядеть глаза в глаза, а это первый признак зарождающегося общения. Более того, к концу первого месяца в ответ на ваше ласковое обращение младенец одарит вас первой улыбкой.

Переодев и накормив его, можно спокойно оставить младенца на некоторое время в одиночестве. Ему необходимо отдохнуть после трудов, ведь сосать грудь очень трудное, но такое нужное занятие. У младенца даже пот выступает на лобике, носике от усилий. К тому же необходимо набраться сил для активного бодрствования. Но лежать бесцельно, устремив взгляд на пустой потолок, младенцу совсем не хочется. Чуткая мать тонко реагирует на любые признаки недовольства малыша, тем самым развивая его инициативу. Создайте условия для его активного самостоятельного бодрствования. Повесьте на высоте 50-70см над кроваткой две яркие игрушки, лучше два контрастного цвета воздушных шарика средних размеров, от движения воздуха они будут медленно покачиваться. Блуждающий взор младенца все чаще и чаще будет останавливаться на них. Ребенок учится занимать себя сам, пусть пока еще на очень короткое время. В таких условиях начинают прорастать первые робкие ростки его познавательной активности к окружающему миру. Эти не хитрые упражнения глаз приводят к тому, что с двух-трех недель жизни младенец уже может «цепляться» взглядом за медленно передвигающийся предмет, терять его и находить вновь.

И все же приходится констатировать, что природа не торопится открывать нам свои тайны. Ученые заметили, что младенец отдает предпочтение медленно передвигающемуся по горизонтали предмету. Но вот этот предмет вдруг исчезает за небольшим экраном. Что предпримет младенец? А он, оказывается, переводит взгляд на другой конец экрана, ожидая появления исчезнувшего предмета. Что это? Предвидение? Тогда скажите, когда оно сформировалось? Или младенец уже родился с таким серьезным багажом знаний? Вопросов множество, но ученые пока не торопятся давать заключительный ответ. Все не так просто в жизни, как, порой, кажется.

Как только младенец устал от одиночества, от лежания на спине, не испытывайте его терпения. Пусть он знает, что вы всегда придете на помощь. Теперь самое время на 1-2 минуты выложить его на животик (а иногда стоит начинать бодрствование с этого, пока малыш не поел). Кстати, не стоит пеленать ребенка. Чем свободнее он будет чувствовать себя, тем скорее научится управлять своими движениями. Положив его на животик, чуть продвиньте его согнутые в локтях ручки вперед. Младенец тут же проявляет свою активность, демонстрируя рефлекс «Что такое?» пытается оглядеться. Но тяжелую голову пока не удержать и через 2-3 попытки младенец лежит на собственных кулачках, повернув головку набок. Не смущайтесь такими кратковременными упражнениями. Терпение и труд все перетрут. Постепенно спадает физиологическое напряжение мышц, начиная с мышц шеи, рук и плечевого пояса и далее спускается к ногам. К 3 месяцам малыша не узнать. Он лежит, опираясь на вытянутые руки, оглядывается по сторонам. Ежедневные физические упражнения укрепили мышцы его шеи, рук, плечевого пояса, мышцы спины и живота. Укрепляется его зрительная ось, что дает возможность и далее развиваться успешно. Перед взором ребенка в новом ракурсе предстают разные предметы, что дает толчок его познавательной активности, умственному развитию.

Постепенно нарастает длительность отрезков бодрствования, нарастает время активности малыша в разных видах деятельности, предлагаемых взрослым.

После выкладывания смените позу младенца, подержите его горизонтально, укрепляя мышцы шеи, формируя взгляд глаза в глаза, затем устройте его удобнее на руках. Можно держать перед собой, лицом вперед. Можно уложить, склонив головку на ваше плечо. В таком положении отправляйтесь путешествовать по квартире. Пусть младенец знакомится с окружающим его миром, вдыхает запахи кухни, прихожей, останавливает взор на зеркале, на картине, на окне. Не оставляйте эти краткие минуты без участия. Расскажите ему, что он видит, закладывая основы понимания речи, развития интереса к ближайшему окружению.

Время бодрствования на исходе, теперь можно походить или посидеть, баюкая малыша, напевая колыбельную, тихо поглаживая, нежно целуя. Непосредственная близость взрослого, стимуляция всех органов малыша, ощущение им комфорта, тепла и уюта настраивают на предстоящий сон. После такой разносторонней активности младенец будет спать крепко и длительно.

И это только описание одного из отрезков бодрствования. Не правда ли, вот она – настоящая школа всестороннего развития младенца, которая вскоре перерастает в настоящий университет.

Увидев все это на практике, исчезают скептические высказывания, язвительные улыбки все ведающих кумушек.

Каждый день теперь несет что-то новое в развитии малыша. Папа фотографирует, мама пытается вести дневник.

К 2,5-3 месяцам карапуз уже демонстрирует возможности проявлять собственную активность по отношению к взрослому человеку. Увидев его, ребенок радостно вскидывает навстречу ручки и ножки, пытается выдавить из себя гортанные звуки, улыбается, смотрит в глаза. Такое яркое поведение свидетельствует о том, что ребенок теперь выступает инициатором общения с взрослым, демонстрируя собственные разнообразные умения. Это ценное приобретение малыша называют «комплексом оживления». Он по праву становится трамплином для дальнейшего разностороннего развития физических и психических возможностей малыша под руководством умного взрослого. В активном поведении детей, нацеленных на тесное эмоциональное взаимодействие с взрослым, следует видеть не посягательство ребёнка на личную жизнь взрослого, а проявление его инициативности, самостоятельности, развития любознательности, стремление по праву занять достойное место в социуме.

У ребенка развивающееся зрение позволяет различать форму, цвет, величину предметов. Если предложить малышу в синей бутылочке молоко, а в красной – воду, то после 3-4 предъявлений он заранее начнет бурно выражать свой протест, завидев красную бутылочку. То же происходит при предъявлении бутылочек резко контрастных форм (например, круглой и четырехугольной). Теперь он с удовольствием рассматривает близко висящие над грудью разноцветные погремушки, прислушиваясь к их разнообразному звучанию. Он уже отыскивает маму глазами, голосом пытается обратить ее внимание на себя и искренне радуется, увидев положительный результат собственных усилий. Поддерживая его активность, вы закрепляете возрастающую инициативность, самостоятельность маленького человечка, формируете его такие необходимые личностные качества. Некогда нежная улыбка теперь заканчивается радостным смехом довольного карапуза, приводя в восторг всю семью.

Зрительные и слуховые впечатления настолько захватывают малыша, что он невольно тянется рукою к увиденному предмету. Наталкиваясь неожиданно на висящую погремушку, прислушиваясь к ее звучанию и к своим тактильным ощущениям, ребенок со временем осваивает хватательную функцию, начинает ощупывать, обследовать предметы, что дает дополнительный толчок для его познавательной деятельности. Наталкиваясь на свою руку, ногу, ребенок начинает познавать собственное тело. В детальное обследование активно включается и рот малыша, как один из ведущих органов познания. Теперь уже в рот идут и пеленки, и любые предметы, подвернувшиеся под руку.

Увидев стоящую рядом игрушку, малыш упорно изворачивается, пытаясь ухватить ее, энергично устремляется и неожиданно для себя переворачивается со спины на живот. Такое резкое изменение положения несколько обескураживает этого неутомимого деятеля, но ничуть не пугает, не отбивает охоту к подобным упражнениям. Так малыш самостоятельно и успешно осваивает общие движения, переворачиваясь со спины на живот и обратно по собственному усмотрению без помощи взрослого.

Произносимые совсем недавно гортанные звуки быстро преобразуются теперь в яркие, продолжительные вокализы, вызывая умиление у родителей. Более того, с ним уже можно на расстоянии устраивать переклички. Для карапуза это – забава, для взрослых закладывание основ развития его активной речи.

Под благотворным влиянием любви взрослого между ним и малышом устанавливаются невидимые связи, возникает синхронизация их движений, где лидирующее положение занимает сама кроха, а взрослый невольно, не отдавая отчета собственным действиям, подстраивается под его движения. Иллюстрацией этого может служить любая игра этих двух увлеченных людей. Взрослый произносит и показывает: «Идет коза рогатая», а малыш то смеется, поощряя его действия, то отводит глаза в сторону – и взрослый замирает. Более того, не замечая за собой ничего предосудительного, любящий взрослый в порыве нежных чувств вдруг переходит на явное сюсюкание, вызывая неописуемый восторг любимца. Так на основе взаимной любви складываются первые и достаточно прочные привязанности ребёнка. Например, карапуз безумно желает действовать именно с тем предметом, который увидел в руках взрослого. В этом он видит осуществление собственных устремлений во всем походить на взрослых. Он требует, чтобы ему отдали в пользование папин мобильный телефон, пытается дотянуться до маминых духов. В ответ на запреты он раздражается, кричит, негодующе размахивает руками. Лучший выход из положения – убрать запрещенные вещи заранее с его поля зрения. В таком поведении малыша один взрослый склонен видеть посягательство на собственность, другой потакает, с умилением отмечая возросшую активность своего любимца, проявление его упорства в достижении результата. Третий спокойно реагирует, отмечая первые ростки его собственного Я. Под влиянием тесного эмоционального общения у ребенка постепенно складывается положительный образ взрослого. Малыш положительно реагирует на активность любого взрослого установить с ним положительные взаимоотношения, всем своим видом выражает готовность к интересному общению. Ближе к полугоду у него накапливается собственный опыт общения с разными людьми, отчетливо начинает проявляться избирательное отношение к окружающим людям. Вот таких высот достигает малыш всего за шесть месяцев жизни.

На протяжении первых месяцев жизни каждая мама с нетерпением ожидает, когда ее крохе исполнится полгода. В ее мечтах это довольно солидный возраст: малыш окрепнет, начнет ползать, а там и ходить, и говорить. Не нужно будет постоянно быть с ним, носить на руках, пытаться понять, что ему надо. Можно будет, наконец-то, расслабиться, облегченно вздохнуть.

Что ж, отчасти мама и права. Действительно, следующие полгода - время интенсивного физического развития. Каждый месяц приносит новые радости. Малыш начинает ползать, садиться, разными способами путешествовать по квартире. Все это требует от него и физических усилий, и непрерывных тренировок, причем сопровождается бесчисленными падениями и ушибами, которые эта кроха переносит стоически. Врожденное стремление к результату поддерживает его стойкое желание продолжать попытки, успех способствует формированию независимости. Возрастают его коммуникационные возможности, активно развивается психика. Это хотя и маленький, но уже настоящий человек со своим отношением к миру, со своими потребностями, с собственными способами самовыражения. Карапуз начинает чрезмерно активно пользоваться своими достижениями: свободно передвигается в пространстве, действует с предметами по собственному разумению, а главное, он, оказывается, намерен считаться только со своими желаниями, пристрастиями, интересами и отстаивать их вопреки всему. В случае несовпадения интересов демонстрирует неповиновение и упрямство. Бывает затруднительно мирно сосуществовать с этим отчаянно деятельным существом. Ведь в силу собственного возраста ему еще не понятны ни запреты, ни уговоры, ни угрозы, ему неведомо чувство опасности. Из года в год не убывает число несчастных случаев с перевернутыми кипящими чайниками и горячими утюгами, многочисленными выпадениями из колясок и т.п. Второе полугодие первого года жизни характеризуется, как период наибольшего риска для здоровья и жизни ребенка.

Ребенок 6-12 месяцев находится в постоянном движении. Его уже не удержать в кроватке. Манеж - лишь кратковременный выход из положения, к тому же за его решеткой малышу никогда не научиться тому, чему он может и должен научиться. Не стоит тратиться на такую покупку, загромождать ею квартиру. На диване ему тоже тесно, эта егоза все же умудрится свалиться. Выход одни - спустить его на пол, и пусть Ваш малыш с упоением осваивает территорию всей квартиры (кроме ванной и туалета). Чем внушительней будет поле его деятельности, тем быстрее и энергичнее он будет развиваться.

Одевать ребенка необходимо так, чтоб он смог активно двигаться, не перегреваясь и не замерзая. Парадную форму берегите для торжественных случаев. Повседневная одежда - это майка, кофточка, трусики, колготки и шерстяные носки. Ноги должны быть в тепле, т.к. при незначительном похолодании в первую очередь замерзают стопы. Как только ребенок делает первые шаги, ему необходима обувь. Первая обувь должна идеально подходить малышу, она влияет на форму стопы и правильную походку. Лучше всего подходят высокие ботинки с жестким задником, с супинаторами, маленьким каблучком и нескользящей подошвой. Размер обуви необходимо ежемесячно корректировать по ширине, длине стопы и подьему. В жаркую погоду можно пускать ребенка и босиком. Тут и закаливание, и положительное решение проблем устойчивости и равновесия, и новые тактильные ощущения.

Ваша задача - сделать свой дом безопасным для ребенка. Пол должен быть теплым (ковер, ковролин, специальный подогрев). Температура воздуха на уровне пола +20-21 градус. Займитесь основательной перестановкой мебели. Главное - не красота и уют, а рациональность. Угрозу жизни могут представлять непрочные и неустойчивые предметы. Придется отказаться от скатерти на столе, переставить повыше настольную лампу и телевизор, книги и видеокассеты, укоротить электрические шнуры и поставить на розетки заглушки, выдвижные ящики столов и створки шкафов закрывать на ключ. Постарайтесь на эти преобразования посмотреть с некоторой долей юмора: наконец-то старшие дети будут убирать по местам свои вещи и учебники, дедушка - не оставлять, где придется, газеты и очки, муж - пачки сигарет.

Если в доме есть лестница, установите решетку безопасности. Серьезное внимание уделите кухне. Моющие средства, электроприборы, острые предметы, сыпучие продукты придется переставлять на верхние полки. А готовить еду - на дальних конфорках, не забывать перекрывать общий газ.

В ванной комнате обратите внимание на шампуни, стиральные порошки и т.д. При купании используйте резиновый коврик, не оставляйте ребенка ни на мгновение одного. И вообще, будьте предельно внимательны к собственным действиям: когда держите этого пострела на руках, не пейте горячий чай, не берите иголку, нож. Разогревая еду, пробуйте ее, особенно после микроволновой печи.

В каком бы месте квартиры ни находился ребенок, каждый взрослый, кто поблизости, должен следить за ним. Малыш то умудряется отыскать в укромном уголке пуговицу, то пожевать откуда-то извлеченный кусок бумаги. Приходится частенько устраивать ревизию во рту этого “первопроходца”. И не стоит расслабляться, если Ваше вездесущее создание вдруг затихнет. Глядь, а карапуз с аппетитом уплетает кусочки сыра из кошачьей миски, а изрядно помятая кошка сердито следит за этим с высокого шкафа. Можно понять и реакцию домочадцев, обнаруживших утром свою обувь без единого шнурка. Предвидеть и предотвратить стрессовые ситуации, в которые ввергает всю семью это неугомонное создание, - не хватит фантазии.

Ребенок демонстрирует поразительное умение легко и свободно ориентироваться в пространстве. Как только спустили на пол, тут же направляется на кухню, где всегда есть взрослые, где масса интересных предметов, разнообразные звуки и запахи. У него обнаруживается удивительная память: помнит, что не разрешали, от чего убирали вчера, сегодня устремляется туда же. Он легко запоминает места хранения предметов, которые его заинтересовали. Порой малыш не в меру настойчив и даже упрям. Его поворачивают от телевизора в другую сторону, он тут же разворачивается и ползет к цели, может перелезать через попавшиеся на пути чемоданы, раздвигать и переворачивать стулья. Удивляет его терпение, когда он пытается открывать створки шкафа. Любознательный карапуз постоянно попадает в критические ситуации, на него сыплются с полок книги, он застревает между стульев, но ничто не останавливает эту деятельную натуру. То, что порой радует малыша, отнюдь не вызывает радостных чувств у взрослых.

Со второй половины первого года жизни стремительно развивается и углубляется эмоциональная сфера малыша. Теперь по всей квартире только и слышен переливчатый смех крохи, а совсем недавно мы радовались первой робкой его улыбке. Некоторые взрослые считают смех высшей степенью улыбки. Но это не так. По своей сути смех отличается от улыбки. Улыбка вызывается социальными контактами и несет общественные функции (проявление радости от общения), в то время как смех выражает сугубо личное положительное переживание веселья, радости. Смех можно вызвать и щекотанием, и похлопываниями, и шалостями, воздействием на ребенка звуковыми и зрительными образами. Взрослея, ребенок начинает адекватно реагировать на шутки, юмористические ситуации.

Он способен на радость и грусть, на обиды, разочарования, возмущение. У него появляется агрессия, что настораживает взрослых (по свидетельству психологов агрессия необходима ребенку для преодоления зависимости от взрослых, при адаптации к внешнему миру.) В присутствии близких малыш радостен и открыт, при посторонних робок и смущен. К одному году у него появляются адекватные реакции на собственный успех и похвалу - неуспех и порицание. Ребятишки безошибочно используют разнообразные способы выражения чувств. Вам теперь не приходится ломать голову в догадках, что ему нравится, правильно ли Вы отреагировали на его просьбу и т.п. Задействованы в этом голосовые реакции, мимика, жесты, позы, действия. В радостном порыве он победоносно кричит, вскидывает руки вверх и может даже укусить. Когда сердится, издает возмущенные звуки, появляется характерная мимика, отталкивающие жесты. Мимика малыша настолько выразительна, что не составляет труда понять все оттенки его переживаний, прочитать, какие чувства его одолевают.

Именно в этом возрастном периоде, не владея достаточным словарным запасом и испытывая настоятельную потребность в общении со взрослым, ребятишки открывают для себя жестовую речь и широко пользуются ею. Малыш выразительно смотрит на взрослого, сжимая и разжимая кулаки (Дай!), поднимает руки вверх, издавая требовательные звуки (Возьми!) и т.д.

Настроение детворы крайне неустойчиво, зависит от малейших нюансов (не дотянулся до предмета - и тут же плачет), весьма изменчиво (только что горько плакал - и вот уже хохочет). Малыш эмоционально подвижен, настроение окружающих тут же передается ему: заплакал чей-то ребенок, Ваш тут же подхватит; у бабушки болит голова - рядом затихает и внучок.

Одно из глубочайших чувств, потрясающих душу маленького человечка, является любовь к матери. Привязанность к Вам, возникшая тогда, когда он стал отличать своих от чужих, перерастает в любовь. Сейчас эта кроха любит Вас больше, чем кто бы то ни был. У него появляется настойчивая потребность постоянно видеть Вас. Ему необходимо Ваше внимание, он не намерен делить его ни с кем, страстно желает ощущать Вашу любовь и обожание, щедро отвечать тем же. Он хочет ощущать Вас физически: сидеть на руках, играть с Вами, принимать ласки, поцелуи. Ваше кратковременное отсутствие теперь вызывает бурю негативных эмоций. Ребенок чувствует себя брошенным. Тревожность нарастает, если Вы попытаетесь не замечать такое состояние малыша. Выход один - щадить его чувства, быть нежной, ласковой, чуткой, собственным примером учить настоящей, преданной любви. Умение любить распространяется и на тех взрослых, что живут с ним рядом. Чем больше близких сможет любить ребенок и чувствовать их ответную любовь, тем более щедрым и открытым для любви он станет в своей взрослой жизни.

Внимательные взрослые отмечают, что во втором полугодии дети вдруг начинают много плакать. Если разобраться, поводов для этого у них предостаточно. Поверьте, просто так эта неугомонная компания плакать не станет.

Причины плача могут быть и внутренние и внешние. К внутренним причинам следует отнести болезнь, боль (режутся зубы, беспокоит живот), голод, жажда. Внешних причин намного больше.

Дефицит внимания и любви. Если малыша окружают люди, которые считают, что лишний раз проиграть с ребенком, подержать его на руках, приласкать - значит избаловать, то в такой унылой, эмоционально обедненной обстановке подрастает потенциальный нытик. Плач его вызван бессознательным стремлением привлечь внимание родителей. Про такого будут говорить: “Его в детстве мало любили”. Повышенная агрессия таких детей свидетельствует об отсутствии у них чувства защищенности.

Дефицит новых впечатлений.

Если в семье на первом месте уют, красота квартиры, а ребенок все время проводит в своей комнате, такому малышу живется плохо, он эмоционально угнетен, удручен, подавлен. Обилие небрежно разбросанных игрушек, набор которых не обновляется, раздражает его.

Не обедняйте и прогулку с малышом. Это не только оздоровительное мероприятие. Это смена места бодрствования, новые впечатления, события, встречи.

На протяжении 6 месяцев второго полугодия жизни ребенок из младенца превращается в человека с собственными потребностями, желаниями. Но мы видим, как часто его



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: