Общие принципы и правила построения вопросника.




АНКЕТА

Вам часто приходилось видеть анкету и участвовать в анкетировании. Рассмотрим подробно, что представляет собой анкета. В основе каждой анкеты лежит вопросник, с помощью которого и осуществляется сбор соответствующей необходимой информации.

Анкета - это структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Обычно вопросы анкеты принято различать по содержанию, по форме и по функции. Все вопросы анкеты, в зависимости от их содержания, можно условно разделить на две большие группы: 1) вопросы о фактах, действиях в прошлом и настоящем, о результатах деятельности; 2) вопросы о мотивах, оценках и мнениях опрашиваемых.

К первой группе вопросов следует отнести и демографические вопросы (пол, возраст, образование, профессия, семейное положение, стаж работы и т.д.). Обычно эти вопросы составляют так называемую демографическую часть анкеты или, как еще ее называют, ''паспортичку''. ''Паспортичка'' помещается либо в конце анкеты, либо в начале. Но, как показывает практика, лучше вопросы, связанные с демографическими данными, помещать в конце анкеты, так как это не сковывает опрашиваемых и дает возможность получить более искреннюю информацию.

По форме различают следующие вопросы: а) открытые и закрытие б) прямые и косвенные.

Вопрос называется открытым, если ответ на него может быть дан в любой форме. Например, на вопрос "Ваши предложения по улучшению работы с молодежью?'' опрашиваемый может написать все, что он пожелает.

Вопрос называется закрытым, если в его формулировке содержатся варианты возможных ответов, и опрашиваемый должен остановить свой выбор на каком-то одном или нескольких из них, например: "Как Вы проводите свободное время?" можете отметить несколько пунктов:

01.Читаю газеты и журналы.

02.Читаю художественную и техническую литературу.

03.Провожу время на природе (рыбалка, туризм, охота, прогулки),

04.Хожу в кино, театр, на танцы.

05.Занимаюсь художественной самодеятельностью, рисованием.

06.Смотрю телевизор, слушаю приемник.

07. Занимаюсь спортом.

08. Играю в домино, карты и др.

09. Провожу время с друзьями и знакомыми.

10. Учусь.

Широкое распространение и большую популярность получил, так называемый, полузакрытый вопрос.

Вопрос остается полузакрытым, если в перечне ответов имеется вариант типа "другое", представляющий возможность для свободных дополнительных комментариев и замечаний. Например, "Можно ли сказать, что Вы сейчас ставите перед собой какие-то определенные цели, хотите чего-то добиться? Каковы эти цели?"

01.Овладеть профессией.

02.Повысить квалификацию.

03.Улучшить жилищные условия.

04.Зарабатывать как можно больше.

05. Создать свою семью.

06. Другое.

Хорошая анкета, как правило, включает в себя все типы вопросов - открытые, закрытые и полузакрытые. Их умелый подбор и сочетание позволяют в значительной степени увеличить точность, полноту и надежность получаемой информации.

Вопрос, который нацелен на получение прямой, непосредственной информации от опрашиваемого, называется прямым.. Обычно он формулируется в личной форме: "Знаете ли Вы…", "Что Вы думаете о...", "Ваше мнение по поводу..." и др.

Косвенные вопросы формулируются в безличной или полубезличной форме: "Некоторые люди считают, что... А как Вы думаете?"

Практика показывает, что опрашиваемые гораздо охотнее отвечают на косвенные, безличные вопросы, чем на прямые личные.

По функции различают фильтрующие и контрольные вопросы.

Фильтрующие вопросы либо выясняют и детализируют знания опрашиваемых о предмете информации, либо ставят своеобразные "ловушки" на добросовестность.

Функциональное назначение контрольных вопросов состоит в том, чтобы проверить правдивость ответов опрашиваемых на основные вопросы анкеты. С помощью них оценивается качество получаемой информации. Как правило, больше всего контролируются те вопросы, которые находятся в более тесной связи с основными задачами исследования в целом, так как в этих случаях знание степени достоверности информации особенно важно.

Обычно в анкете основные и контрольные вопросы располагаются так, чтобы опрашиваемый не смог уловить между ними какой-либо прямой связи, иначе функция контролирующих вопросов будет сведена на нет. В качестве контрольных, чаще всего, используют косвенные и открытые вопросы.

Общие принципы и правила построения вопросника.

Качество опроса и его результаты во многом зависят от того, достаточно ли хорошо составлен вопросник. Можно отметить следующие основные правила построения вопросника:

1. В вопроснике необходимо фиксировать только наиболее существенные вопросы, ответы на которые дают как раз ту информацию, которая необходима для решения основных задач исследования и которую нельзя получить иначе, как только при помощи анкетного опроса или интервью.

2. Формулировка вопросов, с точки зрения языка, должна быть понятной опрашиваемому и соответствовать его уровню знаний и образования.

3. Вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы опрашиваемые могли бы на них отвечать.

4. В вопроснике не должно содержаться таких вопросов, которые 6ы вызывали нежелание опрашиваемых сотрудничать с исследователем.

5. Организация и последовательность вопросов должна быть подчинена получению самой необходимой информации для достижения целей исследования.

Общая композиция анкеты

Обычно анкета состоит из следующих разделов: 1. вводная часть; 2. основная часть; 3. демографическая часть (''паспортичка'').

Вводная часть анкеты представляет собой не что иное, как а) обращение к опрашиваемому, в котором указывается, какая организация или какое научное учреждение проводит анкетный вопрос, б) объясняется цель исследования, и каким образом будут в дальнейшем использованы его результаты, в) подчеркивается важность и значимость личного участия опрашиваемых в проводимом опросе, г) гарантируется анонимность ответов, д) дается четкое изложение правил заполнения анкеты и способов ее возврата.

Назначение вводной части анкеты состоит в том, чтобы расположить к себе опрашиваемого, заинтересовать его темой опроса и пробудить искреннее желание участвовать в проводимом исследовании.

Основная часть анкеты включает в себя вопросы, в последовательности которых постепенно раскрывается содержание исследуемой темы. Эта часть анкеты является самой большой по объему и самой сложной по содержанию. Поэтому она тоже строится с учетом психологии опрашиваемых, включая блоки вопросов, последовательность и назначение которых строго определены исследователем.

Главная цель начальной трети вопросов основной части анкеты заключается в том, чтобы заинтересовать опрашиваемого, расположить его к сотрудничеству и способствовать его постепенному включению в процесс работы с анкетой. Следует быть очень внимательными при отборе начальных вопросов, среди которых не должно быть слишком трудных или щепетильных для опрашиваемых. Вторая треть основной части содержит, как правило, наиболее трудные вопросы, направленные чаще всего на выяснение той информации, которая имеет прямое отношение к основной теме исследования. Заключительная часть основной анкеты включает в себя наиболее интимные и различного рода контрольные вопросы, цель которых углубить и уточнить ту информацию, которая будет получена в ответах на вопросы.

Практика социологических исследований показывает, что большинство опрашиваемых преодолевают свою боязнь и подозрительность при ответах на слишком щекотливые для них вопросы, когда они ставятся в конец анкеты, так как люди уже психологически готовы довести дело до конца и ответить даже на те вопросы, которые ранее, возможно, их смущали.

В демографической части анкеты (''паспортичке'') содержатся вопросы, касающиеся пола, возраста, семейного положения, профессии и т.д. респондентов. После долгих споров и практических проверок пришли к единодушному мнению, что место ''паспортички'' - в конце анкеты. Хотя частично некоторые вопросы демографического порядка могут ставиться и в начале основной части анкеты для установления контакта и завоевания доверия у опрашиваемых.

Основная роль ''паспортички'' состоит в том, что она позволяет проверить надежность собранных данных и сделать более качественным итоговый анализ результатов исследования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: