ИТОГОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА 3 КЛАСС 2014 год




Фамилия _______________________ Имя _________________ Школа _______ Класс _______

1 вариант

САХАР

Кого сегодня можно удивить сахаром? Он есть в каждом доме. Что же мы называем сахаром? Это белое кристаллическое питательное вещество, которое добывают из сахарной свёклы или из сахарного тростника. Известно о нём стало в Европе ещё до новой эры, со времён походов в Индию Александра Македонского. В Америку сахар привёз Христофор Колумб в 1493 году.

Сначала сахар научились получать из сахарного тростника. Срезанные стебли тростника измельчали, давили и получали сок. В сыром соке 18 частей сахара и 82 части воды. Потом для очистки от примесей и запахов к соку добавляли известь и нагревали до 70˚С, фильтровали и выпаривали воду. Оставались кристаллы сахара. Этот способ мало изменился и в наши дни, хотя стал механизирован и автоматизирован. В 1747 году немецкий химик Андреас Маргграф обнаружил, что сахар есть и в сахарной свёкле. Это открытие позволило производить сахар и в северных районах. В начале XIX века под Тулой начал работать первый российский завод по производству сахара из сахарной свёклы.

Полезен ли сахар для нашего организма? Сколько его нужно употреблять? Сахар – главный поставщик энергии для мозга. Он является важным источником углеводов, которые необходимы для нормального обмена веществ в организме человека. Сахар необходим и для работы печени. Он не содержит жира и белков, но даёт телу калории. Однако переизбыток этого вещества в организме человека может привести к увеличению веса, замедлению роста, появлению морщин, повышает риск возникновения заболеваний сердца и сахарного диабета, снижению иммунитета. Взрослому человеку необходимо съедать не более 100 граммов сахара в день (примерно 10 чайных ложек), это включает в себя не только тот сахар, что мы кладём себе в кашу или чай, но и содержащийся в продуктах.

Следует помнить, что сахар входит в состав всех продуктов, овощей, ягод, фруктов, злаков, молока, большинства продуктов питания. Известно, что в лимоне 2 грамма сахара. Это больше, чем в клубнике. В трёх картофелинах его столько же, сколько в двух яблоках. А в литровой бутылке Пепси содержится 80 граммов сахара. Это очень много! Поэтому будьте осторожней с подобным напитком.

Сахар находит применение в кулинарии и других разных производствах. Благодаря ему хлеб и пончики поднимаются при выпечке. Сахар – природный консервант, то есть вещество, предотвращающее порчу продуктов. Не случайно его добавляют в воду, чтобы продлить жизнь срезанным цветам. Широко применяют сахар при производстве лекарств, чернил для принтеров, сахар входит в состав клеев, используется в качестве замедлителя затвердевания цемента, при изготовлении топлива для автомобилей. Всего не перечислишь.

Сахар всегда ценился, считался предметом роскоши, богатства. Не случайно в Европе его долго называли «белым золотом». И сегодня про самых дорогих и любимых нежно говорят «сладкие мои», а про беззаботную жизнь в достатке – «сладкая жизнь».

 

 

Основная часть

 

1. Как ты думаешь, о чём этот текст? Обведи номер ответа.

1) О пользе сахара для организма человека.

2) О том, как получить сахар из тростника.

3) Об истории и роли сахара в жизни человека.

4) О значении слов «сахар», «сахарный».

 

2. Когда сахар стали производить из сахарной свёклы в России?

1) в XV веке 2) в XVIII веке 3) в XIX веке

 

3. Какими свойствами обладает кристаллический сахар? Отметь соответствующие графы таблицы знаком +.

 

Свойства Имеет Не имеет
Цвет    
Запах    
Вкус    
Растворимость в воде    

 

Проверь выполнение задания по тексту.

 

4. В тексте сахар называют «консервантом ». Запиши, пользуясь текстом, что обозначает это слово.

____________________________________________________________________________

 

5. При правильном здоровом питании рацион человека должен состоять из разнообразных продуктов, содержащих: углеводы – 5 долей, жиры – 3 доли, белки – 2 доли.

Найди в тексте, источником чего является сахар. Обозначь цветом доли, которые приходятся на это вещество.

 

6. Восстанови способ производства сахара из тростника. Пронумеруй цифрами действия в правильной последовательности.

_____ Выпаривают.

_____ Нагревают.

_____ Отжимают сок.

_____ Добавляют известь.

_____ Фильтруют.

 

7. Найди в тексте собственные имена существительные. Запиши их в таблицу, распределив на две группы. Дай название первой группе.

 

Название 1 группы: Название 2 группы:
  Географические названия
   
   

 

8. Какое утверждение можно считать верным? Обведи номер ответа.

1) Человек может обойтись без употребления сахара, так как в нём не содержатся полезные вещества и витамины.

2) Человек может обойтись без добавления сахарного песка в чай или кашу, так как достаточно получает сахар из овощей, фруктов и других продуктов.

3) Человек, который следит за своим здоровьем, должен употреблять больше сахара.

 

Оценка выполнения основной части (в процентах)

Проценты 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Баллы                      
                                         

 

Дополнительная часть

9. Какие части текста не озаглавлены? Заверши составление плана (впиши свои названия этих частей).

1. Сахар – наш близкий знакомый.

2. ________________________________________________________________

3. Роль сахара для организма человека.

4. Содержание сахара в различных продуктах.

5. ________________________________________________________________

6. «Белое золото».

 

10. В красном яблоке сахара в 15 раз больше, чем в одном лимоне. Используя эту информацию и данные текста, сделай расчёты и заполни таблицу.

 

Продукт Количество сахара
1 лимон  
1 яблоко  
1 картофелина  
Фруктовое пюре из 5 яблок и 1 лимона  

 

                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 

 

 

11. Определи, какое словосочетание употребляется в переносном значении.

1) сладкий пирог

2) сладкая жизнь

3) сладкое варенье

4) сладкие конфеты

 

12. В какую книгу можно поместить данный текст? Обведи номер ответа.

1) Книга о вкусной и здоровой пище.

2) Справочник врача.

3) Энциклопедия «Неизвестное об известном».

4) Рассказы об истории открытий.

 

13. Рассмотри схему. Приведи примеры и впиши их.

 

 

Оценка выполнения дополнительной части (в процентах)

Проценты 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Баллы                
                                 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: