МОДУЛЬ 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУКИ




ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Научно-исследовательская работа студентов является необходимой составной частью образовательного процесса в высшем учебном заведении, сопровождающей собственно учебный процесс, дополняющей его в части получения дополнительных знаний и выработки навыков и умений современного специалиста. Занятия научной работой способствуют развитию личности и раскрытию ее творческого потенциала, положительно сказываются на овладении новыми способами саморегуляции собственной деятельности. От специалиста с высшим профессиональным образованием требуется личная инициатива, инновационные навыки и умения, креативное мышление, развитые творческая активность и творческая потребность, умение действовать в условиях постоянно возникающих ситуациях жизненной и профессиональной неопределенности.

Современному специалисту приходится постоянно заниматься поиском, переработкой, интерпретацией и использованием по назначению огромного массива информации, отделением главного от несущественного, важного от второстепенного, необходимого от привнесенного и случайного; навыки подобной деятельности в значительной степени приобретаются в ходе научно-исследовательской работы студентов. Не всем необходимо становиться научными работниками, но иметь знания, выработать базовые навыки и умения научных и аналитических занятий – важная ступень овладения профессией.

Цель курса: овладение базовыми принципами и правилами ведения научно-исследовательской работы, ознакомление с историей, философией, методологией и методикой научных исследований, организацией, планированием и проведением как научной работы студентов в масштабах вуза, так и собственной научной работы.

Задачи курса:

ознакомление с исторической традицией научных исследований;

понимание специфической роли, функций и места науки как социального и культурного феномена;

понимание природы научного знания, его генезиса, развития и применения в практической деятельности;

ознакомление с методологическими основами науки, методами и приемами научной деятельности;

выработка адекватного отношения к необходимости занятий научно-исследовательской, информационно-аналитической, поисково-интерпретационной работой в период обучения в вузе и после окончания обучения;

демонстрация возможностей занятий студенческой научной работой в разнообразных ее формах, видах и способах организации и проведения;

удовлетворение личных познавательных интересов и формирование рационалистического научного мировоззрения.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Научное знание и его характеристики. Специфика научного познания и знания. Генезис науки и проблема периодизации ее истории. Особенности современного этапа развития науки. Наука как форма духовного производства и социальный институт. Наука – основа социального и экономического прогресса. Философия и наука. Научная картина мира.

Общая методология научного познания: метод и методология, основная функция метода, метод и теория, предмет и метод. Классификация методов.

Научная проблема и научная задача. Виды научных проблем и задач и виды решений. Умственная работа и дисциплина ума. Системы представления знаний.

Алгоритм научно-исследовательской работы студентов. Организационные основы научной работы студентов в вузе. Этика ведения научной работы.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент, прослушавший курс «Основы НИР», должен

знать:

общие характеристики науки как социокультурного феномена;

основные закономерности развития науки и научного знания;

критерии научности при проведении исследовательской работы;

базовые требования, предъявляемые к студенческим научным работам различного уровня;

организационные и нормативно-правовые рамки студенческой научной работы и возможностей послевузовских научных исследований;

уметь:

отличать научное познание от иных видов знания и познания;

формулировать научную проблему, научные задачи и прогнозировать пути их решения;

выбирать методы, необходимые для проведения научной работы;

представить проект работ с использованием различных, в том числе программных, средств;

самостоятельно поддерживать и развивать собственный научно-исследовательский потенциал;

иметь навыки:

анализа реальных процессов экономической, социальной и духовной сфер жизни с использованием возможностей современной научной методологии;

владеть:

методами, приемами и способами поиска, переработки, интерпретации и использования современной научной информации.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

(очная форма обучения)

№ темы Название модуля, темы Количество часов
Всего Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Лекции Семинары
  Модуль 1.Общая характеристика науки как социального феномена     -  
1.1 Наука как социокультурный феномен     -  
1.2 Общие закономерности развития науки     -  
  Модуль 2. Методологические основы научного исследования     -  
2.1 Общая методология научного познания     -  
2.2 Философская и обще-частнонаучная методология     -  
2.3 Парадигмы естествознания и развитие социального познания     -  
2.4 Западноевропейская философия и методология научного познания и знания     -  
2.5 Наука и научный поиск     -  
  Модуль 3. Организационные и методические вопросы НИР     -  
3.1 Наука и молодежь     -  
3.2 Научная работа студентов     - -
Итого     -  
         

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

МОДУЛЬ 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУКИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: