ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Научно-исследовательская работа студентов является необходимой составной частью образовательного процесса в высшем учебном заведении, сопровождающей собственно учебный процесс, дополняющей его в части получения дополнительных знаний и выработки навыков и умений современного специалиста. Занятия научной работой способствуют развитию личности и раскрытию ее творческого потенциала, положительно сказываются на овладении новыми способами саморегуляции собственной деятельности. От специалиста с высшим профессиональным образованием требуется личная инициатива, инновационные навыки и умения, креативное мышление, развитые творческая активность и творческая потребность, умение действовать в условиях постоянно возникающих ситуациях жизненной и профессиональной неопределенности.
Современному специалисту приходится постоянно заниматься поиском, переработкой, интерпретацией и использованием по назначению огромного массива информации, отделением главного от несущественного, важного от второстепенного, необходимого от привнесенного и случайного; навыки подобной деятельности в значительной степени приобретаются в ходе научно-исследовательской работы студентов. Не всем необходимо становиться научными работниками, но иметь знания, выработать базовые навыки и умения научных и аналитических занятий – важная ступень овладения профессией.
Цель курса: овладение базовыми принципами и правилами ведения научно-исследовательской работы, ознакомление с историей, философией, методологией и методикой научных исследований, организацией, планированием и проведением как научной работы студентов в масштабах вуза, так и собственной научной работы.
Задачи курса:
ознакомление с исторической традицией научных исследований;
понимание специфической роли, функций и места науки как социального и культурного феномена;
понимание природы научного знания, его генезиса, развития и применения в практической деятельности;
ознакомление с методологическими основами науки, методами и приемами научной деятельности;
выработка адекватного отношения к необходимости занятий научно-исследовательской, информационно-аналитической, поисково-интерпретационной работой в период обучения в вузе и после окончания обучения;
демонстрация возможностей занятий студенческой научной работой в разнообразных ее формах, видах и способах организации и проведения;
удовлетворение личных познавательных интересов и формирование рационалистического научного мировоззрения.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Научное знание и его характеристики. Специфика научного познания и знания. Генезис науки и проблема периодизации ее истории. Особенности современного этапа развития науки. Наука как форма духовного производства и социальный институт. Наука – основа социального и экономического прогресса. Философия и наука. Научная картина мира.
Общая методология научного познания: метод и методология, основная функция метода, метод и теория, предмет и метод. Классификация методов.
Научная проблема и научная задача. Виды научных проблем и задач и виды решений. Умственная работа и дисциплина ума. Системы представления знаний.
Алгоритм научно-исследовательской работы студентов. Организационные основы научной работы студентов в вузе. Этика ведения научной работы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студент, прослушавший курс «Основы НИР», должен
знать:
общие характеристики науки как социокультурного феномена;
основные закономерности развития науки и научного знания;
критерии научности при проведении исследовательской работы;
базовые требования, предъявляемые к студенческим научным работам различного уровня;
организационные и нормативно-правовые рамки студенческой научной работы и возможностей послевузовских научных исследований;
уметь:
отличать научное познание от иных видов знания и познания;
формулировать научную проблему, научные задачи и прогнозировать пути их решения;
выбирать методы, необходимые для проведения научной работы;
представить проект работ с использованием различных, в том числе программных, средств;
самостоятельно поддерживать и развивать собственный научно-исследовательский потенциал;
иметь навыки:
анализа реальных процессов экономической, социальной и духовной сфер жизни с использованием возможностей современной научной методологии;
владеть:
методами, приемами и способами поиска, переработки, интерпретации и использования современной научной информации.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
(очная форма обучения)
№ темы | Название модуля, темы | Количество часов | |||
Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||
Лекции | Семинары | ||||
Модуль 1.Общая характеристика науки как социального феномена | - | ||||
1.1 | Наука как социокультурный феномен | - | |||
1.2 | Общие закономерности развития науки | - | |||
Модуль 2. Методологические основы научного исследования | - | ||||
2.1 | Общая методология научного познания | - | |||
2.2 | Философская и обще-частнонаучная методология | - | |||
2.3 | Парадигмы естествознания и развитие социального познания | - | |||
2.4 | Западноевропейская философия и методология научного познания и знания | - | |||
2.5 | Наука и научный поиск | - | |||
Модуль 3. Организационные и методические вопросы НИР | - | ||||
3.1 | Наука и молодежь | - | |||
3.2 | Научная работа студентов | - | - | ||
Итого | - | ||||
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
МОДУЛЬ 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУКИ