Тема 3.1. Наука и молодежь




Роль науки и научного творчества в становлении личности. Научная работа как призвание и профессия. Общая характеристика понятия личности и факторы формирования личности в современном обществе. Творчество как сущностная характеристика личности. Формирование личности в процессе занятий научным творчеством: раскрытие творческого потенциала, развитие умений и навыков самостоятельной ориентации в ситуациях неопределенности, воспитание креативного мышления и инновационного поведения, соотношение творческой активности и творческой потребности, выработка навыков поиска информации, ее интерпретации и использования по назначению.

Личностно-психологические предпосылки научного творчества и их формирование: изучение индивидуально-психологических характеристик ученых; семейное окружение и его роль в формировании личности ученого; начало самостоятельной деятельности: отношения с научным руководителем; интегрирующий подход к исследованию личности ученого; ценностные ориентации в структуре личности ученого; эмпирическое исследование феномена учителя в науке: кто он и какова его роль; модели выбора учителя в науке.

Психологические механизмы научного мышления: научное мышление как объяснение; использование обыденного опыта; научное и обыденное мышление; ученый как «человек с улицы»

Алгоритм научно-исследовательской работы студентов. Выбор темы, определение объекта и предмета научного исследования. Выбор и обоснование методов и методик научного исследования. Информационное обеспечение научной работы.

Типологизация научной информации. Первичная и вторичная научная информация. Поиск и обработка информации. Работа с источниками. Виды источников информации. Приемы накопления информации (сбор исходных данных, систематизация и анализ информации, информационный и терминологический анализ, контент-анализ), работа с книгами, статьями, результатами исследований. Ведение рабочих записей, их виды

Тема 3.2. Научная работа студентов

Организационные основы научной работы студентов в вузе. Учебный процесс и научно-исследовательская работа студентов. Этика ведения научной работы. Виды научно-исследовательских студенческих работ (сообщение на заседании научного кружка, НОКа, реферат, научный отчет, аналитический отчет, доклад, тезисы, научная статья).

Учебно-исследовательская работа студента (сообщение на научной конференции, учебно-методический комплекс, курсовые работы и выпускная квалификационная работа). Требования к курсовым работам и ВКР. ВКР исследовательского характера.

Функциональные стили современного русского языка. Особенности научного стиля. Требования к оформлению текста, графиков, таблиц, схем, диаграмм, рисунков. Использование возможностей электронных презентаций при планировании научной работы, представлении результатов. Оформление библиографического аппарата. Требования к основным частям письменной научной работы. Научная критика и работа с замечаниями.

Организация подготовки научных и научно-педагогических кадров в учебных и научных учреждениях. Правовые основы. Подготовка к магистратуре и/или аспирантуре и особенности получения послевузовского образования. Ученые степени и звания.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

Основная

1. Аренс, В. Ж. Азбука исследователя (методология постановки и проведения исследований) / В. Ж. Аренс. – М.: Интернет Инжиниринг, 2006. – 216 с.

2. Кохановский, В. П., Лешкевич, Т. Г., Матяш, Т. П., Фатхи, Т. Б. Основы философии науки / В. П. Кохановский, Т. Г. Лешкевич, Т. П. Матяш, Т. Б. Фатхи. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 608 с.

3. Орехов, А. М. Методы экономических исследований: учеб. пособие / А. М. Орехов. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 392 с.

4. Степин, В. С. Философия науки. Общие проблемы / В. С. Степин. – М.: Гардарики, 2006. – 384 с. – Доп. М-вом образования РФ.

5. Философия науки / под ред. С. А. Лебедева: учеб. пособие для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2007. – 731 с. – Рек. УМО по класс. универ. обр-нию.

6. Черныш, А. Я. Основы научных исследований: курс лекция для аспирантов: В 2-х ч. / А. Я. Черныш и др. – М.: РИО РТА, 2008. – 268 с.; 312 с.

Дополнительная

1. Вебер, М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. – М.: Прогресс, 1990. – С. 707-736.

2. Вейль, Г. Университеты и наука в Германии // Вейль Г. Математическое мышление / Г. Вейль. – М.: Наука, 1989. – С. 306-326.

3. Дрогобыцкий, И. Н. Системный анализ в экономике: учеб. пособие / И. Н. Дрогобыцкий. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 512 с.

4. Колесникова, Н. И. От конспекта до диссертации: учеб. пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова – М.: Финита, 2002.

5. Минто, Б. Золотые правила Гарварда и McKinsey: принцип пирамиды в мышлении, деловом письме и устных выступлениях / Б. Минто; пер. с англ. И. И. Юрчик. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2007. – 272 с.

6. Пайда, Г. В. Актуальные проблемы совершенствования методического и организационного обеспечения самостоятельной работы студентов / Г. В. Пайда. – Ростов н/Д: РИО Ростовского филиала РТА, 2008.

7. Радаев, В. В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил / В. В. Радаев. – М.: ГУ ВШЭ: ИНФРА-М, 2001.

8. Скрипник, К. Д., Панченко, В. И., Бурлуцкий, А. Н. и др. Что такое НИРС? / К. Д. Скрипник и др. – Ростов н/Д: РИО Ростовского филиала РТА, 2003.

9. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие / М. Ф. Шкляр. – М.: Дашков и Ко , 2007.

10. Эко, У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: учеб.-метод. пособие / пер. с ит. Е. Костюкович / У. Эко. – М.: Книжный дом «Университет», 2003. – 240 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: