Педагоги-классики о ценностях личности учителя




Ян Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами "урок", "класс", "каникулы", "обучение" и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога. Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него "превосходна, как никакая другая под солнцем". Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества'. Я.А. Коменский считал, что к учителю необходимо относится с большим уважением, а учитель в свою очередь должен понимать, какую важную функцию он выполняет в обществе. А для этого он должен быть живым образцом добродетелей, которые он должен развивать в учениках, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес к знаниям.

Эту же идею об учителе развивал Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827) - швейцарский педагог-демократ, основоположник теории начального обучения. В своей теории элементарного обучения связал обучение с воспитанием и развитием ребенка, педагогику с психологией. Основные труды: "Лингард и Гертруда", "Как Гертруда учит своих детей", "Лебединая песня". И.Г.Песталоцци считал, что учитель не только образованный человек, подготовленный к тому, чтобы передать детям свои знания, он, прежде всего, должен искренне любить детей и уметь строить воспитание на основе знания детей. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его мог иле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: "Все — для других, ничего — для себя".

Известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, большую роль в успехе обучения ребенка отводит учителю. Он писал, что хороший учитель должен любить свою профессию и детей. Для этого учитель должен постоянно работать над собой. Он должен быть гражданином и иметь прогрессивные убеждения. Обращаясь к учителю, он пишет: «Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием». Дистервег выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. "В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям"'. В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым поучительным примером для ученика. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. Ценность школы равняется ценности учителя.

Об этом же писал Н.Г.Чернышевский: учитель должен постоянно изучать ученика, уважать его как человека и никогда не пользоваться антигуманными средствами воздействия. Для этого он должен глубоко любить детей. Так как задачи педагогического труда очень сложны и ответственны, то решать их сможет только тот учитель, который имеет обширные познания и имеет те качества, которые он хочет развить у своих воспитанников.

Великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский является основоположником научной педагогики в России. Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Основные труды: "Детский мир", "Родное слово", "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии". Он высоко охарактеризовал общественное значение профессии учителя: "Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо", а его дело, "скромное по наружности, — одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения". К.Д. Ушинский считал, что учитель начальных классов должен владеть навыки выразительного чтения, красивого письма, рисования, черчения, пения.

Л.Н. Толстой, внесший крупный вклад в развитие отечественной педагогической культуры, разрабатывал идеи свободного воспитания. Автор "Азбуки", "Книг для чтения", методических руководств Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. "Если учитель имеет только любовь к делу, — писал Толстой, — он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель". Л.Н. Толстой обращал внимание на то, что школа - это педагогическая лаборатория, а поэтому учитель должен быть готов к педагогической деятельности.

Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Теоретическое наследие и опыт А.С. Макаренко приобрели всемирное признание. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, "возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей"'.

Педагог-практик С.Т. Шацкий в статье «На путях к новой школе» представил разных учителей: 1) авторитарный, учитель, требующий от детей делать только так, как он сказал, не интересуется детскими проблемами и их решением; 2) мотивирующий учитель идет иногда навстречу ученику, объясняет детям, почему он дает ему то или другое задание; 3) содействующий учитель помогает детям выполнять задания и поддерживает их инициативу; 4) учитель, который работает вместе с учениками над поставленной задачей, достигает наибольших идеологических результатов. С.Т. Шацкий отдавал предпочтение учителю, взаимодействующему с учениками, поддерживающему их инициативу и творчество.

В 50 — 60-е гг. XX в. наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес Василий Александрович Сухомлинский — директор Павлышской средней школы на Полтавщине. Его идеи гражданственности и человечности в педагогике оказались созвучны нашей современности. "Век математики — хорошее крылатое выражение, но оно не отражает всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека. Больше чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека".

Об этом он писал так: «…от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Воспитание во имя счастья ребенка — таков гуманистический смысл педагогических трудов В.А.Сухомлинского, а его практическая деятельность — убедительное доказательство тому, что без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны. Основой успеха учителя, считал он, является духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления. Первоочередная задача школы, отмечал В.А.Сухомлинский, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально полнокровного труда. "Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант — значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства".

Педагог-гуманист 20-го и 21 веков Ш.А. Амонашвили, наш современник, высказывает такую же мысль, как и В.А. Сухомлинский о роли учителя в развитии личности ребенка: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но в их душах и сердцах. Только в этом случае знания на твоих уроках могут стать ступеньками нравственного становления для каждого твоего воспитания».

Е.В. Бондаревская, академик РАО, утверждает, что педагог, работающий в системе личностно-ориентированного образования, должен обладать высоким уровнем педагогической культуры. Это означает, что он: имеет ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству; проявляет гуманную педагогическую позицию; заботится об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей; умеет работать с содержанием образования, придавая ему личностно-смысловую направленность; владеет современными технологиями личностно-ориентированного образования [2].

Как видим, речь идет о том, что учитель-гуманист верит в демократические идеалы и высокое предназначение своей профессии. Он своей деятельностью приближает гуманистическое будущее и создает условия для развития гуманности и духовности у своих воспитанников.

4. сть на земле много подвижников культуры, но таких, имя которых стало бы символом, а жизнь легендой – единицы. Януш Корчак принадлежит именно к ним. Он был писателем, врачом, ученым, воспитателем. И во все сферы своей деятельности вносил что-то очень свое — то возвышенно-сказочное и одновременно ощутимо реальное. В. А. Сухомлинский в предисловии к своей книге «Сердце отдаю детям» пишет о том, как знакомство с произведениями Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким» и «Как любить ребенка» раскрыло перед ним мир человека, всего себя без остатка отдало детям: «Жизнь Януша Корчака, его подвиг впечатляющей нравственной силы и чистоты послужили мне вдохновением. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдавать им свое сердце». Талант выдающегося педагога органично слился в нем с талантом писателя. Сегодня имя Корчака известно во всем мире как символ самоотверженного служения детям, их счастливому будущему, а следовательно — будущему человечества. Свои взгляды на воспитание детей Корчак впервые изложил в педагогическом труде «Школа жизни», а позже — в получившей широкую известность книге «Как любить ребенка». Его концепция отражает развитие ребенка как личности. Там, ребенок- личность самостоятельная, независимая и свободная. Ребенок имеет право на признание человеческих достоинств. Потому педагог требовал уважения к детству. Так же как и Толстой, Я. Корчак неоднократно подчеркивал значение счастливого, радостного детства в формировании личности, считая, что без переживания во всей полноте детства искалечена вся жизнь человека. Поэтому одной из важнейших задач педагогов он считал обеспечение такой жизнедеятельности учреждения, которая помогла бы воспитанникам хотя бы в течение нескольких лет познать радость детства. Идея абсолютной ценности детства легла в основу важнейшего принципа его воспитательной системы — уважения личности и прав ребенка Корчак был вдохновителем Конвенции по правам ребенка. В 1919 году в своем главном педагогическом кредо «Как любить ребенка» он требовал создания Великой Хартии Вольностей, или Конституции прав ребенка. Среди них — право ребенка быть самим собой и жить в настоящем, а не ради будущего. В своей деятельности первейшее значение он придавал правам ребенка: на уважение, на ошибки, на собственность, на образование, на сопротивление педагогическому влиянию, противоречащему интересам ребенка, на протест против несправедливости — и даже на право солгать в некоторых ситуациях. Так Корчак создал педагогические практики, которые до сих пор остаются актуальными. Человеческая личность неповторима и уникальна. Она и проявляется через уникальность, но для этого нужно уважение к ней. И ребенок, также как и взрослый равноценен, несмотря на разный жизненный опыт и уровень сознания. Он писал: «Дети — не будущие люди, они уже люди… дети — это существа, в чьих душах содержатся ростки всех тех мыслей и чувств, которые нами движут, и мы должны бережно и нежно направлять их на рост» (Корчак. Я. Как любить ребенка. М., 1990, с. 320) Ребенок нуждается в бережном, заботливом отношении. Он достоин, уважаем, думает, проявляет интеллект, волю. Но, в то же время, ребенок должен уважать себя, тогда он будет уважать других. При общении с родителями Я. Корчак говорил: «Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы сегодня не даем ему жить сознательной и ответственной жизнью!.. Давайте, требовать уважения к ясным глазам, гладкой коже, юному усилию и доверчивости! Чем почтеннее угасший взор, покрытый морщинами лоб, жесткие седины и согбенная покорность судьбе?» (Корчак Я. Избр. пед. произ. М., 1966, с 291) Изучая труды педагога, приходишь к выводу, что цель воспитания включает разностороннее гармоническое развитие духовных и физических сил, формирование личности в духе Истины, Красоты, Добра, в духе свободы и гражданственности. Но для этого надо заменить принуждение добровольным приспосабливанием к коллективу. Преподаватель и атмосфера должны быть такими, чтобы воспитанник был заинтересован в том, чтобы победить себя, овладеть своими нуждами. Важную роль играет заинтересованность и любовь педагога к каждому. Каждодневные переживания детей и воспитателя сблизят их, а воспитателю покажут новые пути. Я. Корчак считал, что дети по- другому себя показывают в области чувств, чем в сфере интеллекта. Вот почему, если дети в детстве не встречают понимания, сопереживания, уважения, то взрослыми станут равнодушными, холодными. Необходимы знания души ребенка, проникновение в его детские переживания и печали, радости и успехи. Он писал: «Познать человека — значит прежде всего изучать ребенка на тысячу способов… Только тогда работа педагога не будет ни монотонной, ни безнадежной. Каждый день принесет что-либо новое, неожиданное… И только тогда он полюбит каждого ребенка разумной любовью, заинтересуется его духовной сущностью, потребностями и судьбой. Чем ближе он станет ребенку, тем больше заметит в нем черт, достойных внимания» (Корчак. Я Избр. пед.произ. М., 1979, с 180) Любовь к детям включает уважение его слабостей и недостатков, неудач и незнаний. Он призывал уважать тайны, не забывать, что каждый — неповторимая личность, которая совершенствуется и развивается. Если ребенок недослышал, недопонял, то все поправимо. Усилия родителей, учителей должны быть направлены на преодоление препятствий, недостатков. Я. Корчак отмечал, — главное при этом, уважать и любить чистое, ясное, непорочное, святое детство, раскрывать и утверждать в детях возможности саморазвитии, заложенные в них природой. Корчак отмечал, что причиной унижения ребёнка является лживая, проникнутая лицемерием система воспитания, которую взрослые не реформируют из простого чувства лени. Он подчёркивал, что надо научить ребёнка и отличать ложь, и ценить правду; не только любить, но и ненавидеть; не только уважать, но и презирать; не только соглашаться, но и возмущаться; не только подчиняться, но и бунтовать. Ребёнок нуждается в свободе, но «мы взрослые, не можем изменить нашу жизнь; воспитанные в неволе, мы не можем дать ребёнку свободу, потому что сами в оковах». Януш Корчак подчёркивал необходимость всестороннего изучения ребёнка, необходимость узнать о нём как можно больше. И тут на него не могли не оказать влияния идеи позитивизма, активно распространявшиеся в Польше того времени. Крупные представители польского позитивизма: психолог и педагог Ян Владислав Давид, писатель Болеслав Прус были бесспорными авторитетами для Генрика Гольдшмита и способствовали пробуждению в нём интереса к педагогике. Ещё в свою бытность доктором Корчак посещал клиники, больницы, сиротские приюты, дома для малолетних преступников, знакомился с ведущими педагогическими течениями того времени. Но главным, безусловно, являлся личный опыт. В «Дневнике» Януш Корчак отмечал свой принцип: «Исследовать, чтобы задавать всё новые и новые вопросы». И он наблюдает везде, чётко отслеживает ситуацию. Любая вещь, любая мелочь (даже носовой платок) даёт массу информации и пищи для размышления. Весь материал Корчак фиксирует, документирует и обобщает, заводит специальную записную книжку и дневник воспитателя. Документация Януша Корчака отличалась многообразием: внутренняя корреспонденция детдома, протоколы о работе самоуправления, записки детей, объявления, стенгазеты Дома сирот. Это был настоящий архив, который позволял докопаться до настоящих причин тех или иных перемен с детьми. Даже в ужасные дни фашистской оккупации он думает о спасении этого богатейшего материала. Во всех своих начинаниях Корчак проводит линию на создание системы, построенной на научных принципах. Так, доска объявлений в Доме сирот потрясает обилием извещений, предупреждений, просьб и отчётов. Огромное внимание уделяется самовоспитанию. В Доме сирот действовала система самоуправления. Самоуправление должно было служить самовоспитанию, воспитанию самостоятельности и справедливости. Роль же воспитателя в самоуправлении — роль помощника. Доска для контактов с детьми, почтовый ящик для переписки воспитанников с воспитателями, стенгазета, совместные заседания, товарищеский суд, для которого Корчак составил воспитательный кодекс. В суд дети могли жаловаться как друг на друга, так и на взрослых. Во вступлении к «Кодексу товарищеского суда» Корчак писал: " Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его. Если сделал плохое, потому что не знал, что это плохо, теперь уже будет знать. Если сделал плохое не нарочно, в будущем будет осторожнее. Если сделал плохое, так как ему трудно привыкнуть, постарается больше не делать этого. Если сделал плохое, потому, что его подговорили, больше не послушается. Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его, подождать, пока не исправится». Все решения суда были гласными. Соблюдалась свобода высказывания, выбора судей, которыми были дети. Воспитатель же выступал в роли секретаря с совещательным голосом. На основе Судебного совета был образован Совет самоуправления, бывший и законодательным, и исполнительным органом суда. Им разрабатывались принципы, регулирующие жизнь Дома сирот. В Совет входили десять детей и воспитатель в качестве председателя и секретаря. Советом принимались решения, касавшиеся как всего коллектива, так и отдельных групп детей. Решения имели бессрочное или временное действие. Воспитательные функции выполнялись Советом через проблемные комиссии (например, комиссия для проверки чистоты тетрадей и учебников), контролю и указаниям которых должны были подчиниться все воспитанники. После образования детского сейма Совет стал играть роль исполнительного органа. На вершине системы детского самоуправления находился Сейм, состоявший из 20 депутатов. Сейм избирался раз в год путём всеобщего голосования. Его задачей было принятие либо отклонение постановлений Совета самоуправления, а, кроме того, установление праздников и знаменательных дат в жизни дома, присуждение наград и т. д. Позднее Сейм даже участвовал в утверждении решений о приёме и исключении воспитанников. Органы самоуправления решали как конкретные задачи (организация концертов, спектаклей, поддержание чистоты и порядка и т. д.), так и постоянные задачи (охрана собственности, организация работы и т. д.). И всё-таки, несмотря на огромные полномочия, самоуправление не заслоняло собой самих воспитателей. В Доме сирот действовал Педагогический совет, состоявший из воспитателей. Этот совет нёс ответственность за цели и результаты обучения, направление воспитательной работы, за опеку над детьми, организацию жизни в Доме и развитие каждого ребёнка. Формирование личности без детского самоуправляемого коллектива невозможно. Он обеспечит полноту детской жизни. Все члены должны быть включены в нормы социальной жизни. А это значит, что в коллективе создается здоровая психологическая атмосфера и в повседневной жизнедеятельности организуются отношения, способствующие проявлению личностных качеств и свойств. У детей должна быть свобода выбора деятельности, а поведение в границах разумности и допустимости. Тогда будут успешно действовать самоуправление, дежурство, взаимопомощь. Я. Корчак высоко ценил коллектив как результат самодеятельного творчества его членов. Как детскую республику, где управляли всеми делами сами дети, а взрослые были наставниками. Он выдвигал идею перестройки воспитательной системы в школе на принципах детского коллектива, с функционированием ученического самоуправления. Большую роль он отводил самовоспитанию. Он рассматривал ребенка как субъекта воспитания и подчеркивал, что «воспитания без участия в нем самого ребенка не существует». В его трудах раскрыта сущность самовоспитания как сознательная и систематическая деятельность воспитуемого, направленная на изменение личности в соответствии с требованиями общечеловеческой морали и собственной программой развития. Для самовоспитания, отмечал он, необходимы целеустремленность и воля. Важно учить детей, начиная со старшего подросткового возраста, способам воздействия на самого себя. В числе таких способов он называл самоанализ, упражнения, самоконтроль. В статье «Правила жизни» он приводил такие правила самовоспитания: 1. Если трудно, исправляй не сразу, а постепенно. 2. Выбирай для начала лишь один, самый легкий недостаток и прежде всего, кончай с ним. 3. Не ставь слишком легких условий, а такие, чтобы ты смог выиграть. 4. Не падай духом, если долго нет улучшения или даже есть ухудшение. 5. Не слишком радуйся, если сразу отучишься; избавлять от приобретенных недостатков легко, а от врожденных трудно. Делая то, что ты не любишь, и не делая того, к чему ты привык, ты закаляешь волю. Стань хозяином своих ног, рук, языка и мыслей… есть люди, которые относятся к себе слишком строго, и это нехорошо; есть и такие, которые слишком легко и многое себе прощают, — это тоже плохо. А бывают люди, которые не знают своих достоинств и недостатков. Эти люди должны стремиться узнать их. Когда выписываешь строчки из Корчака, на память постоянно приходят параллельные места из Макаренко и Сухомлинского. Антон Семёнович Макаренко говорил о детях: «Я очень люблю этот отдел человечества…» Корчак воспитывал сирот, Макаренко — бездомных, Сухомлинский — детей, измученных войной и безотцовщиной. Каждый из них заменял детям отца, поэтому такое поразительное совпадение чувств. При всех различиях в условиях жизни и во взглядах на жизнь они создавали одно учение. Любовь к детям многогранна. Крупская любила детей заботливо, Гайдар — весело, Макаренко — требовательно, Сухомлинский — нежно, Корчак — грустно. Когда дети вырастали и уходили из Нашего Дома, Януш Корчак говорил им: «Мы даём вам одно — тоску по лучшей жизни, которой пока нет, но которая будет». Вся педагогическая философия Корчака в ответах на главный вопрос воспитателя: чему учить? Что дать ребенку? Какие ценности — драгоценности? Януш Корчак отвечает: дайте ему одно — стремление к лучшей жизни; заразите его своей тоской — общечеловеческой тоской! — по лучшей жизни. Тоска, стремление — это разные переводы одного и того же слова. Заметим, что речь идет не о личной жизни, а общей — о жизни человечества, о жизни вообще. Человек, который стремится к лучшей жизни народа — это человек. Вот как дерзко говорил Януш Корчак: «Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей душе. Не даем Родины, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума. Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя. Мы даем вам одно, даем стремление к лучшей жизни по правде и справедливости. И может быть, это стремление приведет вас к Богу, Родине и Любви». В этих словах признание: лучшей жизни нет, она далеко. И уверенность: она будет. И точнейшее определение: это жизнь по правде и справедливости. Игорь Неверли, секретарь и биограф Корчака, сказал очень точно: «Для него будущее — не столько другой, лучший строй, сколько другой, более совершенный человек». Исследуя и анализируя книги и опыт великих педагогов, лучше начинаешь понимать, какую ответственность несет педагог за своих воспитанников. Открывается новый взгляд на задачи педагога и их решение. У педагогов прошлого, педагогов по призванию, то есть настоящих асов своего дела учишься многим тонкостям детской психологии, так необходимой в педагогической деятельности. В идее воспитания Януша Корчака главная мысль — это, прежде всего любовь к детям. Исходя, из нее педагог никогда не навредит ребенку. Но не слепая любовь, а все понимающая и все видящая. Из любви к ребенку можно строго с ним поговорить не нравоучительно, а отнестись к нему, как к человеку способному самостоятельно контролировать свои поступки и анализировать свое поведение. Направить, помочь, поддержать — важные моменты в педагогике. Главное все это делать, с целью воспитать настоящего человека. Педагог должен также постоянно саморазвиваться, уметь анализировать свои действия и всегда быть примером для детей, а не пустым нравоучителем.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Лапкина А. В. Формирование личности ребенка в педагогике Я. Корчака // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1387-1390.

5. В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила Конвенцию о правах ребенка, которую подписали 193 страны. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее двадцатью государствами. Этот документ является одним из признанных международных соглашений по правам человека.

Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всœемиправамиисвободаминаихблагоиблагообщества.

К 20-летию принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка. Все эти акты послужили поворотом общественного сознания от понимания ребенка как существа, лишь "готовящегося стать личностью", к признанию самоценности детства в развитии общечеловеческой культуры и возможности участия детей в различных сферах общественной жизни.

СССР ратифицировал данную Конвенцию 13 июня 1990 года. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов.

В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено отмечать ежегодно 20 ноября как День прав ребенка.

Конвенция о правах ребенка стала одним из первых международных актов, к которым присоединилась независимая Беларусь (1991 год). На ее основе в 1993 году был принят первый в странах СНГ закон "О правах ребенка" (новая редакция 25 октября 2000 ᴦ.). Позамыслуегоразработчиков Закон носит концептуальный характер, формулирующий основные права детей и устанавливающий систему мер и действий по их защите. Его положения развиваются и конкретизируются в отраслевом законодательстве, законах и подзаконных актах, касающихся отдельных вопросов защиты прав детей. Закон, состоящий из 40 статей, закрепляет правовой статус ребенка как субъекта правоотношений, определяет принципы государственной политики в отношении ребенка, его права и обязанности, обязанности юридических и физических лиц по защите детства.

Беларусь присоединилась к факультативным протоколам Конвенции о правах ребенка, касающихся участия детей в вооруженных конфликтах, а также торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.

Функции защиты прав и интересов ребенка в Беларуси осуществляют органы опеки и попечительства местных исполкомов и администраций, секторы охраны детства в отделах образования, комиссии по делам несовершеннолетних. В стране работает Национальная комиссия по правам ребенка и ее приемные в регионах.

Основополагающим международным стандартом в области защиты прав детей являются принятые Организацией Объединенных Наций Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.

Принятие Декларации прав ребенка было вызвано необходимостью создать всеобщие рекомендаций, какие именно права и свободы детей без различия расы, пола, языка и религии должны подлежать универсальному уважению и соблюдению. Декларация состоит из преамбулы и 10 принципов, провозглашающих основные права и свободы, которые должны принадлежать детям, такие как:

  • право на имя и гражданство,
  • на социальное обеспечение,
  • на здоровые рост и развитие,
  • на особую заботу,
  • на любовь и понимание,
  • на получение образования,
  • на игру,
  • на защиту от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации и другие [23].

Декларация прав ребенка была принята с целью обеспечить детям счастливое детство, и призывает родителей, отдельных лиц, организации, государственные органы и государства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права и свободы детей.

Декларация прав ребенка является международным документом рекомендательного характера и не возлагает на государства-участников ООН обязательства по исполнению изложенных в Декларации принципов.

Этот недостаток в 1989 году устранила Конвенция о правах ребенка, которая не только конкретизировала положения Декларации (часть I Конвенции), но и предусмотрела создание механизма контроля за соблюдением государствами положений Конвенции (часть II Конвенции).

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы, III частей и 54 статей, учитывающих практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.

Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальному законодательству не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия [26]. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Особенно выделяется необходимость особой заботы государства и общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях и т. п.

Конвенция охватывает широкий перечень прав, которые можно сгруппировать в три категории:

  • обеспечение,
  • защита,
  • участие [11, с. 190].

Дети имеют право на обеспечение в самых широких пределах, начиная с имени и гражданства и кончая медико-санитарной помощью и образованием. Они имеют право на защиту от определенных действий, например, пыток, эксплуатации, произвольного лишения свободы и необоснованного лишения семейной заботы. Дети также имеют право на участие в принятии решений, касающихся их жизни, и на участие в жизни общества [11, с. 191].

Конвенция — это не столько перечень прав ребенка, сколько всеобъемлющий список обязательств, которые государства готовы признать в отношении ребенка. Эти обязательства могут быть прямыми, например предоставление возможности для образования или обеспечение должного отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, либо косвенными, давая возможность родителям, другим членам семьи или опекунам играть свои основные роли и выполнять обязанности воспитателей и защитников [13, с. 1].

Закрепляя основные права детей, Конвенция преследует три основные цели:

  • вновь подтвердить в отношении детей права, которые уже предоставлены людям вообще в рамках других договоров. Некоторые из этих прав, например защита от пыток, вполне очевидно, касается также и детей. Другие, например, право выражать мнение, свобода собраний, свобода вероисповедания и право на социальное обеспечение, привели к горячим дискуссиям во время подготовки документа в отношении того, могут ли и должны ли дети иметь такие права и если да, то в каких случаях. Было очень важно вновь подтвердить, что они должны иметь такие права, равно как и тот факт, что и дети тоже люди;
  • укрепить некоторые основные права человека, с тем, чтобы учесть особые потребности и уязвимость детей. Очевидным примером являются условия труда, которые должны быть более легкими для детей и молодежи, чем для взрослых. Другим примером являются условия, при которых детей можно лишать свободы;
  • установить нормы в тех областях, которые особенно актуальны для детей. Конвенция затрагивает весьма специфичные вопросы, касающиеся детей, например процедуры усыновления (удочерения), доступ к начальному образованию, защита от злоупотреблений и отсутствия заботы в семье, а также взыскание алиментов [13, с. 2].

Цели Конвенции о правах ребенка отражены на рисунке 4 (см. приложение А2).

Конвенция содержит три основных новшества. Во-первых, она вводит понятие «прав участия» для детей и признает значение информирования самих детей об их правах. Во-вторых, Конвенция поднимает такие вопросы, которые раньше никогда не рассматривались в международных документах: право детей, пострадавших от жестокости и эксплуатации, на реабилитацию и обязанность правительств принимать шаги для традиционной практики, вредящей здоровью детей. В-третьих, она включает принципы и нормы, которые ранее фигурировали лишь в юридически не обязывающих текстах, и в частности вопросы, касающиеся усыновления (удочерения) и отправления правосудия в отношении несовершеннолетних [13, с. 2].

Конвенция также вводит две важные концепции, имеющие большое значение:

  • «наилучшее обеспечение интересов ребенка» (ст. 3) становится обязательным критерием для «всех действий в отношении детей»;
  • принцип, в соответствии с которым родители (или другие лица, несущие ответственность за ребенка) обязаны должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им своих прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка получать и осуществлять эти права (ст. 5) [13, с. 3].

В качестве руководящих принципов, которые являются основой для всех прав, можно выделить следующие:

  • о предотвращении дискриминации (ст. 2);
  • о наилучших интересах ребенка (ст. 3);
  • о праве на жизнь, выживание и развитие (ст. 6);
  • об уважении взглядов ребенка (ст. 12) [26].

Учитывая тот факт, что Конвенция запрет на призыв и вербовку в вооруженные силы и участие в военных действиях детей в возрасте лишь до 15 лет, Генеральная Ассамблея ООН 25 мая 2000 г. приняла Факультативный проток



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: