Объектами названных учетов могут быть:
1. Задержанные в качестве подозреваемых (задержанные по подозре-нию в совершении преступления).
2. Арестованные (заключенные под стражу).
3. Обвиняемые в совершении умышленных преступлений (не-зависимо от меры пресечения).
4. Подвергнутые административному аресту.
5. Подозреваемые в совершении административных правонарушений при невозможности установления их личности.
Следует напомнить еще об одной возможности получения дактокарты человека. На основании ст. 186 УПК РСФСР у свидетелей и потерпев-ших могут быть получены образцы, в том числе отпечатки их папил-лярных линий, для проверки, не оставлены ли указанными лицами сле-ды на месте происшествия или на вещественных доказательствах.
Основаниями для постановки на алфавитный и дактилоскопический учеты являются: постановление о привлечении в качестве обвиняемого (подозреваемого); постановление органов дознания или следствия либо определение суда о заключении под стражу; постановление органов дознания и следствия либо решение суда (судьи) о прекращении уго-ловного дела по нереабилитирующим основаниям; постановление о передаче материалов о преступлении, без возбуждения уголовного де-ла, для применения мер общественного воздействия; постановление о заведении розыскного дела или дела по установлению личности; при-говор суда.
Объектами централизованных алфавитного (пофамильного) и дактилоскопического учетов могут быть граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.
Перечисленные лица учитываются как с помощью алфавитных и дактилоскопических карт, так и путем ведения автоматизированных банков данных. Автоматизация пофамильного учета осуществляется в бо-лее половине ИЦ, а также в ГИЦ. По оценкам зарубежных и отечест-венных экспертов, для этой работы в отношении 25-ти млн учетных документов необходимо не менее 5—7-ми лет при условии ввода в массив как вновь поступающей информации, так и имеющихся данных. На указанный период времени требуется более ста квалифицированных операторов. Если в настоящее время на ручную проверку несрочного запроса уходит 5—7 дней, то при автоматизации проверка будет ис-полняться в течение нескольких минут, а при наличии теледоступа — в считанные секунды.
26.Оперативно-розыскные мероприятия: понятие, виды и классификация. Требования, предъявляемые к оперативно-розыскным мероприятиям. Оперативно-розыскные мероприятия (далее ОРМ) – это закрепленные в ФЗ «Об ОРД» и проводимые уполномоченными на то субъектами в соответствии с требованиями нормативных правовых актов действия, основанные на применении преимущественно негласных средств и методов в сочетании с гласными средствами и методами, направленные на непосредственное выявление и использование фактических данных, необходимых для решения задач оперативно-розыскной деятельности.
Классификация ОРМ:
1. В зависимости от ограничения прав и свобод граждан:
– ОРМ, не ограничивающие конституционные права граждан (опрос, наблюдение, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, отождествление личности, оперативное внедрение, контролируемая поставка и оперативный эксперимент).
- ограничивающие конституционные права граждан (негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи).
2. В зависимости от продолжительности проведения:
- Разовые ОРМ (опрос, наведение справок, отождествление личности, оперативный эксперимент, закупка и так далее)
- Длящиеся ОРМ (контроль почтовых отправлений, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров, наблюдение и так далее).
3. В зависимости от видов санкционирования:
а) не требующие какого-либо санкционирования:
- опрос;
- наведение справок;
- сбор образцов для сравнительного исследования;
- исследование предметов и документов;
- наблюдение;
- отождествление личности;
- проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена.
б) требующие ведомственного санкционирования руководителем органа осуществляющего ОРД:
- проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена.
- оперативный эксперимент
- оперативное внедрение
в) требующие судебного санкционирования(решения):
- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений
- прослушивание телефонных переговоров,
- снятие информации с технических каналов связи
- негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.