Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности.




В ходе проведения ОРМ могут использоваться информационные системы. При этом органы, осуществляющие ОРД, для решения возложенных на них законом задач могут создавать и использовать информационные системы.

В зависимости от охватываемой территории информационные системы формируются и ведутся соответствующими органами: в субъектах РФ – информационными центрами МВД (УВД), органами власти в субъектах РФ; в РФ – Главным информационно-аналитическим центром МВД России, федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции (базы статистической информации, таможенные базы данных, базы данных по наркоторговцам и др.). В масштабе государств – участников СНГ ведется Межгосударственный информационный банк.

С целью обеспечения руководства МВД России, подразделений системы МВД России, органов государственной власти РФ, правоохранительных органов иных государств статистической информацией о состоянии преступности и результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел РФ, а также оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, архивной, научно-технической и иной имеющейся информацией в РФ существует Главный информационно-аналитический центр МВД России (ГИАЦ), Положение о котором утверждено приказом МВД России.

Основные задачи ГИАЦ МВД России:

а) формирование в органах внутренних дел единой системы: статистических, оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов; автоматизированных банков данных централизованных учетов; общероссийских и отраслевых классификаторов технико-экономической и социальной информации;

б) формирование и ведение федерального автоматизированного банка интегрированной оперативно-розыскной информации.

Для примера можно назвать следующие информационные системы (базы данных): «Центр» (учет подозреваемых, обвиняемых и осужденных лиц); «Опознание» (учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, лиц, неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности); «Антиквариат» (учет похищенных предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность) и др.

В процессе осуществления ОРД используются информационные системы, созданные отдельными организациями и органами власти: «Выписки из Единого реестра регистрации юридических лиц» (содержит сведения по юридическим лицам); «База Московской регистрационной палаты», «База: Сделки по нежилым помещениям Москвы» и др.

 

Документирование оперативно-розыскной деятельности. Соотношение оперативно-розыскного документирования и процессуального доказывания. Пределы, объем и основные направления документирования оперативно-розыскной деятельности.

Документирование фактов, действий и обстоятельств, представляет собой организационную форму и технологический процесс получения оперативно значимой информации для решения вопросов предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия, суда, от исполнения наказания, пропавших без вести и иных задач ОРД. Такое значение документирования обусловлено его служебной ролью в общем процессе применения специальных сил, средств, методов, форм и приемов оперативно-розыскной практики.
Основой социальной ценности процесса документирования является его познавательный характер, возможность, пригодность и приспособленность полученной информации для решения стоящих задач.
При документировании познается факт, явление реальной действительности (например, приготовление к преступлению, его совершение). При этом познание через полученную оперативно-розыскную информацию явлений, процессов, фактов, предметов, попавших в сферу ОРД, не является самоцелью. В основе своей документирование направлено на обеспечение потребностей уголовного судопроизводства. Оперативно-розыскная работа при всей ее практической целесообразности и эффективности играет в этих случаях вспомогательную роль по отношению к уголовному процессу при решении задач по раскрытию и расследованию преступлений. Однако полученная информация, насколько бы достоверной и исчерпывающей она ни была, сама по себе не может служить непосредственным основанием для проведения каких-либо следственных действий, затрагивающих права и интересы физических и юридических лиц. Законодательство, теория и практика показывают, что результаты ОРД могут использоваться в доказывании по уголовным делам, для подготовки и осуществления следственных действий и проведения оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, а также поводами и основаниями для возбуждения уголовного дела. При этом материалы, полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, до облачения их в форму, предусмотренную уголовно-процессуальным законодательством, либо при отсутствии возможности ввести их в уголовный процесс, никаких правовых последствий не влекут и не являются основанием для ограничения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: