Использование результатов оперативно-розыскной деятельности: понятие и основные направления использования.




В соответствии с п. 36' ст. 5 У ПК результаты ОРД – это сведения, полученные в соответствии с ФЗ об ОРД, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

ОРД и уголовное судопроизводство представляют собой единство процессуального и непроцессуального. Это единство заключается не только в проведении следственных действий или ОРМ, т.е. включает не только процедурные вопросы, но и предполагает наряду с добыванием информации ее использование, принятие решений как процессуального, так и оперативно-розыскного характера.

Например, результаты проверочной закупки могут служить основанием для принятия процессуальных решений (возбуждение уголовного дела) и (или) проведения следственных действий (обыск, выемка, осмотр места происшествия). Здесь результат ОРД, по существу, отождествляется с результатом проведения отдельного ОРМ, а непроцессуальное получение информации служит основой для ее последующего использования в рамках уголовного судопроизводства.

В ОРД при проведении даже одного ОРМ может достигаться решение конкретной оперативно-розыскной задачи, например выявление признаков преступления. При этом результатом служит наличие конкретной и достоверной информации о преступлении, которой может быть достаточно для возбуждения уголовного дела, проведения отдельных следственных действий или их совокупности, хотя такая информация не обязательно должна быть использована в уголовно-процессуальном порядке либо используется не сразу.

Так, принятие процессуальных решений, основанных на результатах ОРД, либо проведение следственных действий может осуществляться лишь после проведения ряда (совокупности) ОРМ, например наблюдения, оперативного внедрения, проверочной закупки, ПТП, контролируемой поставки, даже если результаты любого из них уже сами по себе могли служить основанием для процессуальных решений и действий. Результаты ОРД могут рассматриваться как система проверенных и оцененных оперативных данных либо сведений о фактах.

Результаты ОРМ и ОРД в целом отражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, справках-меморандумах, сводках, отчетах, актах сотрудников ОРО, сообщениях или записках конфидентов, объяснениях участников ОРМ или заявлениях граждан, актах или иных документах ведомства и др.). К оперативно-служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении ОРМ.

В случае проведения в рамках ОРД оперативно-технических мероприятий (ОТМ) либо использования при проведении ОРМ технических средств результаты ОРД могут быть зафиксированы также на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т.п.). Даже такого рода фиксированная информация может рассматриваться двояким образом – как фактические данные или как сведения о фактах.

Сами документы (рапорт, справка, акт и др.) не являются результатами ОРД, поскольку отражают лишь информацию, полученную субъектом ОРМ, и фиксируют результат его действий. Следовательно, результаты ОРД заключаются в содержании той информации, которая отражена в оперативных документах. Соответственно, результаты ОРД – это не фактические данные, а сведения о фактах, как и отмечается в УПК и в определении Конституционного Суда РФ.

При представлении и использовании результатов ОРД в уголовном судопроизводстве речь идет поэтому не столько о документальных носителях информации, сколько об их источниках и (или) фактах, которые могут быть подтверждены процессуально. Оперативно-служебная документация является средством фиксации информации, которое призвано облегчить сбор и проверку доказательств, зафиксировать сведения о признаках общественно опасных деяний и лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

В ФЗ об ОРД помимо понятия «результаты ОРД» используются другие понятия, такие как «оперативно-служебные документы» и «материалы, полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий». Представляется, что здесь речь идет как раз о носителях информации. В частности, к оперативно-служебным отнесены материалы о проведении ОРМ, в том числе с использованием оперативно-технических средств, документы, отражающие результаты ОРД, а также учетно-регистрационная документация. Под такими материалами понимаются документы, отражающие сведения о действии (бездействии), которые указывают на признаки противоправного поведения, образе жизни, связях в криминальной среде (рапорты, справки, акты, протоколы, фотографии и др.), технические носители информации (аудио-, видеокассеты, носители цифровой информации и др.), а также ДОУ, концентрирующие эти предметы и документы.

Следует отметить, что одного лишь отражения информации (сведений), даже если она и обладает высокой степенью достоверности (например, видеозапись, которая может фиксировать время, место, обстановку, участников события), представляется недостаточным для признания таких фактических данных результатами ОРД. Подобная информация может рассматриваться как результат ОРД лишь во взаимосвязи с ОРМ, при проведении которых информация была получена и (или) зафиксирована либо был обнаружен ее материальный носитель. Данное обстоятельство представляется чрезвычайно важным с точки зрения последующего официального использования в уголовном судопроизводстве.

Результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями УПК, регламентирующими сбор, проверку и оценку доказательств.

Исходя из содержания данных норм ФЗ об ОРД можно выделить следующие основные направления использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве:

1) в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела;

2) для подготовки и осуществления следственных и судебных действий;

3) в доказывании по уголовным делам;

4) для иного обеспечения уголовного процесса.

 

 

Требования, предъявляемые к результатам оперативно-розыскной деятельности и их использованию в процессе доказывания по уголовным делам. Проблемы ввода результатов ОРД в уголовный процесс.

 

 

Комментарий к статье 89
1. Оперативно-розыскная деятельность представляет собой разновидность познания в соответствии с ее целями и задачами. Однако это не уголовно-процессуальное познание, назначение которого определено в ст. 6 УПК РФ. При проведении оперативно-розыскных мероприятий отсутствуют процессуальные гарантии достоверности сведений, которые используются для установления обстоятельств, предусмотренных в статье 73 УПК РФ. Поэтому, сведения, полученные в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, сами по себе не являются уголовно-судебными доказательствами. В связи с этим в статье 89 УПК РФ содержится общее правило о прямом запрете на использование результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы в доказывании, если они отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам нормами УПК РФ.
2. Согласно требованиям части 4 статьи 12 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" результаты оперативно-розыскной деятельности отражаются в оперативно-служебных документах. Эти документы представляются судье, прокурору, следователю и органу дознания в порядке и случаях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Но эти служебные документы от этого автоматически не становятся доказательствами по уголовному делу. Чтобы стать ими, они должны отвечать ряду условий.
Во-первых, эти результаты должны быть получены в ходе выполнения оперативно-розыскных мероприятий, прямо указанных в статье 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", перечень этих мероприятий исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.
Во-вторых, сами эти мероприятия должны быть проведены уполномоченным на то органом, указанным в Федеральном законе, при наличии на то законных оснований в порядке, предусмотренном Законом об оперативно-розыскной деятельности.
В-третьих, результаты проведенных мероприятий должны найти отражение в оперативно-служебных документах.
Наконец, и это самое главное, оперативно-служебные документы, отражающие результаты оперативно-розыскных мероприятий, могут стать доказательствами в уголовном судопроизводстве только посредством производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 86 УПК РФ).

Каждое доказательство в уголовном судопроизводстве должно иметь свой источник происхождения. Исчерпывающий перечень этих источников назван в ч. 2 ст. 74 УПК РФ. Поэтому сведения, полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, могут стать уголовно-судебными доказательствами, если они получены из указанных в уголовно-процессуальном законодательстве источников. Формирование процессуальных источников происходит в ходе допросов лиц в качестве свидетелей, проведения экспертиз, осмотров предметов, документов, местности и жилища, в ходе проведения иных предусмотренных процессуальным законом следственных и судебных действий. Именно в ходе проведения следственных и судебных действий осуществляются собирание доказательств, их проверка и оценка с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности.

 

 

Оформление результатов оперативно-розыскной деятельности, полученных при проведении ОРМ. Способы реализации результатов оперативно-розыскных мероприятий. Случаи, исключающие предоставление результатов ОРД следователю, дознавателю, органу дознания или в суд. Порядок рассекречивания результатов оперативно-розыскной деятельности.

 

 

Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержаться достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно, сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены, при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления, сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), очевидцах преступления (если они известны), о местонахождении следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Сведения, содержащиеся в представляемых результатах, должны позволять сделать вывод о наличии события и его противоправности.

Результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, должны содержать сведения о лицах, скрывающихся от органов расследования и суда, о возможных источниках доказательств, лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела, о местонахождении орудий и средств совершения преступления, денег и ценностей, нажитых преступным путем, предметах и документах, связанных с обстоятельствами предмета доказывания, и о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения следственных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

Результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, представляемых к доказательствам в целом или к соответствующим видам доказательств, и содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, которым может стать доказательством, а также данные, позволяющие проверить в условиях судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

Представление оперативными подразделениями результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд осуществляется на основании постановления руководителя (должностного лица) органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и означает передачу в установленном законодательством Российской Федерации и Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд порядке конкретных оперативно-служебных документов, которые после определения их относимости и значимости для уголовного судопроизводства могут быть приобщены к уголовному делу.

При подготовке материалов необходимо учитывать, что сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД; о лицах, внедренных в организованные преступные группы; о штатных сотрудниках и о лицах, оказывающих (оказавших) им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну.

Перед представлением материалов эти сведения либо подлежат рассекречиванию на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, либо представляются в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации “ О государственной тайне ”.

Постановление о рассекречивании утверждается руководителем, имеющим на то соответствующие полномочия.

Представление результатов включает в себя:

  • вынесение руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд;
  • вынесение, при необходимости, постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну;
  • оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.).

В каждом конкретном случае возможность представления результатов оперативно-розыскной деятельности, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-технических мероприятий, используемых технических средствах, штатных негласных сотрудниках оперативно – технических и оперативно-поисковых подразделений, должна в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.

Постановление о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд состоит из трех частей:

  • вводной, включающей в себя наименование документа, место и время его вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя органа, осуществляющего ОРД, а также основания вынесения данного постановления;
  • описательной, в которой указывается, в результате, какого ОРМ получены материалы и, какие именно, для каких целей они представляются (использования в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использования в доказывании по уголовным делам), когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение.
    Описательная часть постановления заканчивается ссылкой на соответствующую часть ст. 11 и ч. 4 ст. 12 Федерального Закона об ОРД.;
  • резолютивной, в которой формулируется решение руководителя органа о направлении оперативно-служебных документов, отражающих результаты ОРД.
    Здесь же подробно перечисляются подлежащие направлению конкретные документы.

В случае необходимости, одновременно с постановлением готовится план мероприятий по защите сведений об органах, осуществляющих ОРД, и безопасности непосредственных участников ОРМ.

Постановление о представлении результатов ОРД подготавливается в одном экземпляре, подписывается руководителем органа и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела.

Результаты ОРД могут представляться в виде обобщенного официального сообщения (справки – меморандума) или в виде подлинников соответствующих оперативно-служебных документов.

Степень секретности представляемых документов, виды приложений и способ передачи определяются в соответствии с правилами ведения секретного делопроизводства в каждом конкретном случае, в том числе в зависимости от существа полученного запроса (поручения) и наличия сведений, подлежащих засекречиванию.

Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе оперативно-розыскной деятельности предметов и документов, получения видео – и аудиозаписей, кино – и фотоматериалов, копий и слепков, должно быть приведено описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов.

Допускается представление материалов в копиях, в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, что обязательно оговаривается в сопроводительных документах (протоколах). Тип носителя определяется инициатором ОРМ.

Оригиналы материалов в этом случае хранятся в оперативном подразделении до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу.

При подготовке и оформлении для передачи органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД должны быть приняты необходимые защитные меры по сохранности и целостности, представляемых материалов при пересылке их в адрес (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и т.п.).

 

Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Сведения в области оперативно-розыскной деятельности, составляющие государственную тайну, и не подлежащие разглашению.

Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судебное решение на право проведения оперативно - розыскного мероприятия и материалы, послужившие основанием для принятия такого решения, хранятся только в органах, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность.
Оперативно - служебные документы, отражающие результаты оперативно - розыскной деятельности, представляются суду (судье), прокурору, осуществляющему надзор за законностью оперативно - розыскной деятельности, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело, другим органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, в порядке и случаях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
Комментарий к статье 12
1. На законодательном уровне определено содержание понятий, используемых в комментируемой статье.
Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно - розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона "О государственной тайне").
Гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него (ст. 2).
Допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений (ст. 2).
Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну (ст. 2).
Рассекречивание сведений - снятие ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну (ч. 1 ст. 13 Закона "О государственной тайне").
2. Термины, не определенные на законодательном уровне, имеют следующее содержание.
Документ, содержащий государственную тайну, - акт, имеющий реквизиты, гриф секретности, регистрационный номер органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, осуществивших засекречивание, особый порядок хранения, выдачи и работы.
Источники информации - документы, физические и юридические лица, являющиеся носителями конфиденциальной информации в области оперативно - розыскной деятельности.
Организация проведения ОРМ - вид управленческой деятельности по осуществлению комплекса мер, направленных на подготовку и проведение конкретного оперативно - розыскного мероприятия, на основе планирования, контроля за исполнением и анализа итогов деятельности.
План - заранее намеченная система мероприятий по решению конкретной задачи, предусматривающая определенный порядок, последовательность, сроки и их исполнителей.
Результаты ОРД - фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном законом порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Сведения - информация, образующаяся в оперативно - служебной деятельности подразделений и служб органов внутренних дел при реализации возложенных на них законодательством задач и функций.
Силы ОРД - сотрудники оперативных аппаратов подразделений криминальной милиции, собственной безопасности и других специальных служб органов внутренних дел, а также лица, оказывающие им конфиденциальное содействие.
Средства ОРД - оперативные учеты и специальная техника, используемые для решения задач оперативно - розыскной деятельности.
Тактика проведения ОРМ - способы и приемы осуществления оперативно - розыскных мероприятий, направленных на наиболее эффективное решение конкретных задач оперативно - розыскной деятельности.
3. К сведениям, составляющим государственную тайну в области оперативно - розыскной деятельности, относятся:
- силы, средства, источники, методы, планы и результаты оперативно - розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
- организация и тактика проведения ОРМ;
- лица, внедренные в организованные преступные группы; штатные негласные сотрудники органов, осуществляющих ОРД;
- лица, сотрудничающие или сотрудничавшие на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими ОРД;
- методы и средства защиты секретной информации;
- расходы федерального бюджета, связанные с обеспечением правоохранительной деятельности в Российской Федерации.
Сведения, перечисленные в ч. 1 комментируемой статьи, подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность. При этом следует учитывать меру достаточной необходимости, которая позволяла бы сохранять в тайне вышеуказанные сведения и даже в случае рассекречивания ограничивала круг пользователей ими.
В соответствии с п. 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1998 г. не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о фактах нарушения прав и свобод граждан и о фактах нарушения законности должностными лицами органов государственной власти. Здесь же определено, что комментируемая статья не может служить основанием для отказа лицу в возможности ознакомления с полученными в результате ОРД сведениями, непосредственно затрагивающими его права и свободы, но не относящимися к выполнению задач оперативно - розыскной деятельности (см. комментарий к ст. 5).
4. Доступ к сведениям о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, а также лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, имеют только должностные лица подразделений органов внутренних дел, осуществляющих ОРД, у которых оформлен соответствующий допуск к секретным документам и работам.
Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к информации, содержащей государственную тайну, оформляется в добровольном порядке и предусматривает:
- принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
- письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
- ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
- принятие решения руководителем органа о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

 

Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Понятие, виды, условия и предъявляемые требования при привлечении граждан к содействию.

В соответствии со ст. 17 ФЗ «Об ОРД», отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту.

Федеральный закон официально закрепляет за гражданами возможность реализовать свое право на оказание помощи органам, осуществляющим ОРД в решении задач борьбы с преступностью путем сотрудничества с оперативными аппаратами этих органов. Закон признает социальную необходимость и значимость подобного сотрудничества. Однако это не означает обязательную реализацию названного права во всех случаях изъявления отдельными лицами такого желания. Решение данного вопроса это прерогатива органов, осуществляющих ОРД. Следовательно, реализация права граждан на содействие в осуществлении оперативно-розыскной деятельности возможна только при обоюдном согласии.

Вышеизложенное определяет, что содействие граждан может осуществляться как по инициативе органов, осуществляющих ОРД, так и по инициативе самих граждан.

Привлечение граждан к конфиденциальному содействию обусловлено самим разведывательно-конспиративным характером ОРД, что определяет наиболее распространенные формы содействия. Таковыми, в частности являются:

- предоставление органам, осуществляющим ОРД оперативно значимой информации;

- добывание оперативно значимой информации;

- участие в ОРМ;

- предоставление органам, осуществляющим ОРД помещений, техники и транспортных средств.

Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, может быть:

- гласным;

- анонимным;

- негласным (конфиденциальным).

Гласное содействие оказывается лицом при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых это лицо не требует (или не требуется) сохранения в тайне его участия в данных мероприятиях, и в последующем при необходимости он может дать свидетельские показания по уголовным делам.

54.

Привлечение отдельных лиц к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий на гласной основе может выражаться, например, в использовании помощи этих лиц для проведения проверочных закупок, наблюдения, наведения справок и других мероприятий.

Анонимное содействие осуществляется путем предоставления информации, когда лицо, ее предоставляющее, не желает раскрывать свое имя и участвовать в дальнейшем уголовном процессе. Анонимная информация может передаваться по телефону, в письменной форме, в процессе непосредственной встречи с сотрудником органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или через посредника.

Конфиденциальность содействия устанавливается по желанию гражданина. Конфиденциальность содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность означает прежде всего, что сведения о лицах, оказывающих подобное содействие, не подлежат оглашению. Это обеспечивается рядом мер, предусмотренных ведомственными нормативными актами.

Конфиденциальное содействие может быть кратковременным либо длительным (устойчивым).

Конфиденциальное сотрудничество наступает с момента взаимной договоренности и прекращается по желанию одной из сторон или при наличии иных оснований, предусмотренных Федеральным законом

Формы конфиденциального сотрудничества могут быть различными. Прежде всего, это конфиденциальное сотрудничество по контракту. Эти лица ведут по заданиям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность активную разведывательно-поисковую деятельность. Причем конфиденциальное сотрудничество гражданина и получение за это вознаграждений и других выплат являются для него одним из источников существования.

Главная отличительная черта конфиденциального сотрудничества на контрактной основе – длительность, устойчивость отношений между гражданином и органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Конфиденциальное сотрудничество гражданина может осуществляться и на бесконтрактной основе и выражаться в предоставлении органам, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность имеющейся у него информации, принадлежащих ему служебных или жилых помещений для осуществления оперативно-розыскных мероприятий; в консультировании по различным вопросам, связанным с осуществлением оперативно-розыскных мероприятий, оказании различных услуг и др.

Федеральным законом установлено, что конфиденциальное сотрудничество может осуществляться с любым совершеннолетним дееспособным лицом независимо от гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений. Привлекаться к сотрудничеству могут граждане России, иностранные подданные, лица без гражданства.

Законодатель подчеркнул, что привлекаться к сотрудничеству могут отдельные граждане, т. е. исключена групповая форма конфиденциального содействия.

В соответствии со ст. 17 ФЗ «Об ОРД», запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту:

депутатов;

- судей;

- прокуроров;

- адвокатов;

- священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

Законом запрещено использовать конфиденциальное содействие по контракту с довольно обширной группой лиц. Однако важно отметить, что конфиденциальное сотрудничество с указанной категорией лиц не исключается полностью, а возможно, но лишь на бесконтрактной основе.

Гласное содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Понятие и основные направления привлечения граждан к гласному содействию. Использование граждан, оказывающих гласное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в уголовном процессе. Участие специалиста в оперативно-розыскной деятельности.

Проблема использования возможностей граждан в обеспечении решения задач ОРО по борьбе с преступностью на различных этапах развития теории и практики ОРД решалась по-разному. Можно выделить следующие основные направления такого использования.

Первое направление — это привлечение (ранее наиболее часто употреблялось иное понятие — «вербовка») и использование граждан в качестве негласных сотрудников.

Во втором направлении привлечения граждан к содействию следует выделить две разновидности их использования в решении оперативно-розыскных задач:

— привлечение с целью использования их познаний, умений и навыков. 8 юридической терминологии такое привлечение принято называть использованием специальных познаний в решении возникших задач;

— привлечение с целью использования граждан в качестве лиц, фиксирующих действия проверяемых, разрабатываемых, что в конечном счете позволяет в дальнейшем привлекать их в качестве свидетелей.

ФЗ об ОРД учел опыт прошлого использования лиц, оказывающих содействие в рассмотренных двух направлениях, и объединил их, посвятив этому новому направлению гл. 6 («Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность»).

Законодатель понимает два вида привлечения граждан - содействие и сотрудничество.

Привлекать к содействию или оказывать содействие в соответствии с ФЗ об ОРД означает получение определенной помощи от конкретного лица в решении задач борьбы с преступностью.

Привлекать к сотрудничеству означает заниматься совместной деятельностью, за которую лицо, оказывающее содействие, как правило, получает вознаграждение.

Следовательно, понятие «содействие» охватывает более широкий круг вариантов привлечения лиц к участию в ОРД, в том числе и сотрудничество.

Нетрудно заметить, что и понятие «привлекать к сотрудничеству», и понятие «привлекать к содействию» подразумевают установление определенных отношений между ОРО в целом и его сотрудником — должностным лицом, наделенным правом участвовать в этом процессе, и физическим лицом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: