Работа с суждением историка




Тренинг по темам

«Восстание декабристов. РОССИЯ в период правления Николая I»

«Хозяйство россии первой половины XIX века»

«культура россии первой половины XIX века»

Работа с хронологией

Заполните таблицу.

№ п/п Событие Дата
1. Восстание декабристов в Петербурге (точная дата)  
2. Восстание Черниговского полка  
3. Деятельность петрашевцев  
4. Кавказская война  
5. Крымская война  
6. Пленение Шамиля  
7. Подавление русской армией восстания в Венгрии  
8. Польское восстание  
9. Публикация первого «Философического письма» П.Я. Чаадаева  
10. Русско-персидская война  
11. Русско-турецкая война  
12. Суд и расправа над декабристами  

 

Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)

Исторический деятель Кто такой(ие)?   Что сделал? Что с ним произошло?  
А.Н. Островский    
А.С. Меншиков   1. 2.
А.Х. Бенкендорф      
Аксаковы, Киреевские, Хомяков    
Алябьев, Варламов, Глинка    
Беллинсгаузен и Лазарев   1.
Брюллов, Кипренский, Иванов, Венецианов, Федотов    
Булгарин, Греч, Кукольник    
В.Г. Белинский      
Воронихин, Захаров, Росси, Монферран, Бове, Тон    
Герцен и Огарев   1. 2.
Грановский, Боткин, Кавелин    
Е.Ф. Канкрин     1.
Карамзин, Соловьев, Погодин    
Корнилов и Истомин   2.
Крузенштерн и Лисянский   1.
М.А. Милорадович     1.
М.В. Буташевич-Петрашевский   1.
М.М. Сперанский     1.
Мочалов, Щепкин      
Н.И. Лобачевский   1.  
П.Д. Киселев   1.  
П.С. Нахимов   1. 2.
П.Я. Чаадаев   1.  
Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский   1.
С.П. Трубецкой   1.  
С.С. Уваров   1.  
Шамиль   1.  

Работа с таблицей

Заполните таблицу «Основные течения общественной мысли при Николае I».


  «Теория официальной народности» Западники Славянофилы Революционные демократы
Отношение к прошлому (Петр I)            
Отношение к настоящему (Николай I)            
Отношение к будущему (какой должна быть Россия)            

 

Работа с картой

Найдите на карте:

1) территориальные приобретения России при Николае I: Армения, устье Дуная, побережье от Анапы до Сочи;

2) Чечню, Дагестан, Черкесию;

3) Дунайские княжества;

4) Севастополь, Карс, Петропавловск-Камчатский

 

Работа с понятиями

Дайте определение понятий.

1. Промышленный переворот

 

2. Буржуазия

 

3. Пролетариат

 

4. Газават

 

5. Мюридизм

 

6. Имамат

 

 

Работа с источниками

Каких общественно-политических взглядов придерживались авторы документов, из которых приведены отрывки?

1. «Посреди быстрого падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, при повсеместном распространении разрушительных понятий, в виду печальных явлений, окружавших нас со всех сторон, надлежало укрепить отечество на твердых основаниях, на коих зиждется благоденствие, сила и жизнь народная; найти начала, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащие; собрать в одно целое священные останки ее народности и на них укрепить якорь нашего спасения».

2. «С водворением представительного порядка в России Европа лучше узнала бы Россию... Введение представительного правления, к какому почва так несомненно и так достаточно приготовлена, обещая России новое счастье, новую жизнь, новую бодрость, новую силу для столь же необходимого как и благотворного преуспеяния, - обещает для образованного мира и новое обаяние [России], несравненно лучшее старого».

3. «Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия. Эту истину чувствует неисчислимое большинство подданных Вашего Величества: они чувствуют ее в полной мере. хотя и поставлены на разных степенях гражданской жизни и различествуют в просвещении и в отношениях к правительству. Спасательное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия, сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать народное воспитание и с ним развиваться».

4. «Все зло происходит главнейшим образом от угнетательной системы нашего правительства, угнетательной относительно свободы мнения, свободы нравственной, ибо на свободу политическую и притязаний в России нет… Да восстановится древний союз правительства с народом, государства с землею, на прочном основании истинных коренных русских начал. Правительству – неограниченная свобода правления, исключительно ему принадлежащая, народу – полная свобода жизни и внешней, и внутренней, которую охраняет правительство. Правительству – право действия и, следовательно, закона; народу – право мнения и, следовательно, слова. Вот русское гражданское устройство! Вот единое истинное гражданское устройство!»

5. «Дух общинного строя уже давно проник во все области народной жизни России. Каждый город, на свой лад, представлял собой общину; в нем собирались общие сходы, решавшие большинством голосов очередные вопросы… Перед лицом Европы, силы которой за долгую жизнь истощились в борьбе, выступает народ, едва только начинающий жить. Он сохранил лишь одну крепость, оставшуюся неприступной в веках, – свою земельную общину, и в силу этого находится ближе к социальной революции…».

 

Работа с суждением историка

Прочитайте отрывок из работы историка М. Полиевктова и попытайтесь объяснить, почему автор пришел к такому выводу.

«Как для Николая I консервативная программа приняла династический характер, так и общество приучилось отождествлять данный порядок с идеей государственности вообще и воспитало в себе сугубо отрицательное отношение к государственному началу. Отстраненное от практической деятельности, общество теряло в своих программах реальную почву, но также теряло реальную почву и правительство, замыкаясь в бюрократическом бумаготворчестве. И правительство, и общество в николаевское царствование утрачивало чувство жизни».

 

Проверочный контроль

Структура работы

На выполнение работы отводится 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 47 заданий.

Часть 1 состоит из 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых верный.

Часть 2 состоит из 10 заданий (В1 - В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов или сочетания цифр).

Часть 3 состоит из 7 заданий (С1 - С7). При их выполнении требуется записать развернутый ответ.

 

Общие рекомендации

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

 

ЧАСТЬ I

При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по Вашему мнению, является правильным.

A1

 

 

Какой ряд дат отражает крупные морские победы России?

 

 

  1827 г., 1853 г.
  1830 г., 1844 г.
  1834 г., 1849 г.
  1849 г., 1855 г.

 

A2

 

 

Внутренняя политика Николая I характеризуется

  решительными действиями по подготовке к отмене крепостного права
  цензурным гнетом, преследованием противников существующего строя
  отсутствием преобразований в системе государственного управления
  отменой привилегий Русской православной церкви

 

A3

 

 

Поражение восстания декабристов привело к

 

  временному упадку революционного движения в России
  переходу правительства к политике массового террора
  массовой эмиграции деятелей русской культуры
  лишению дворянства части привилегий

 

A4

 

 

Внешняя политика Николая I характеризуется

 

  созданием прочного тройственного союза России, Англии и Франции
  стремлением разделить и подчинить Австрийскую империю
  борьбой с революционным движением в Европе
  большими территориальными приобретениями

 

 

A5

 

 

Адрианопольский мир передал России

 

  Молдавию и Валахию
  острова в устье Дуная
  Западную Грузию
  Бессарабию

 

A6

 

 

Киреевские, Аксаковы – это

  революционные демократы
  западники
  славянофилы
  петрашевцы

 

A7

 

 

Западничество характеризуется

 

  положительным отношением к России времени царствования Николая I
  представлением о том, что у России свой, самобытный путь развития
  призывами к революции и свержению самодержавия
  положительной оценкой реформ Петра I

 

A8

 

 

Главной опорой Шамиля была территория

 

  Черкесии
  Кабарды
  Дагестана
  Чечни

 

A9

 

 

Промышленный переворот – это

 

  массовый уход крестьян в города и работа их на промышленных предприятиях
  ускоренный рост промышленности и торговли
  начало использования машин в производстве
  появление крупных предприятий

 

A10

 

 

Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите год, к которому они относятся.

«Я услышал барабанный бой, значение которого я тогда еще, как не служивший в военной службе, не понимал. “Вот конец всему!”… Но вслед затем, увидел я, что ружья, прицеленные, вдруг все были подняты стволами вверх. От сердца отлегло сразу, как бы свалился тесно сдавивший его камень! Затем стали отвязывать привязанных… и привели снова на прежние места их на эшафоте. Приехал какой-то экипаж, оттуда вышел офицер — флигель-адъютант — и привез какую-то бумагу, поданную немедленно к прочтению. В ней возвещалось нам дарование государем императором жизни и, взамен смертной казни, каждому, по виновности, особое наказание».

 

               

 

A11

 

 

А.И. Герцен первым высказал предположение о(б)

 

  отсталости России в сравнении с западными странами
  возможности пути России к социализму через общину
  необходимости созыва нового Земского собора
  вредности петровских реформ

 

A12

 

 

Западничество и славянофильство объединяло сходное отношение к

 

  политике Николая I
  допетровской Руси
  странам Запада
  реформам Петра I

 

A13

 

 

При Николае I в России появилось министерство

 

  по делам крепостных крестьян
  государственных имуществ
  внутренних дел
  финансов

 

A14

 

 

Туркманчайский мир

 

  1828 г.
  1829 г.
  1849 г.
  1856 г.

 

A15

 

 

Беллинсгаузен и Лазарев руководили

 

  первой русской кругосветной экспедицией
  русским флотом в сражении под Синопом
  экспедицией, открывшей Антарктиду
  обороной Севастополя

 

A16

 

 

Какие страны из перечисленных вступили в Крымскую войну против России на стороне Османской империи?

 

А Сардинское королевство
Б Австрийская империя
В Великобритания
Г Пруссия
Д Франция
Е Иран

 

Укажите верный ответ.

 

  АБД   АДЕ   АВД   ВГЕ

 

 

A17

 

Прочтите отрывок из дипломатической депеши русского посланника и укажите дату событий, о которых идет речь.

«Я только что получил и сообщил князю Шварценбергу депешу от 25 марта, касающуюся его просьбы о концентрации наших значительных сил в наиболее угрожаемых пунктах галицийской границы и о разрешении этим войскам вступить на австрийскую территорию и содействовать быстрому подавлению мятежа».

 

  1827 г.   1834 г.   1849 г.   1853 г.

 

A18

 

 

Причина, по которой Николай I не решился освободить крепостных крестьян

 

  убежденность в неспособности крестьян жить без власти помещиков
  непонимание вреда крепостного права для экономики и морали
  нежелание вообще проводить какие-либо преобразования
  опасение сопротивления дворянства

 

A19

 

 

В 1836 г. П.Я. Чаадаев

 

  призвал к созданию тайного революционного общества
  критически отозвался об историческом опыте России
  потребовал освобождения крестьян с землей
  выступил в печати в защиту декабристов

 

A20

 

 

Не относится к оппозиционным кружкам периода правления Николая I

 

  кружок «Освобождение труда»
  кружок братьев Критских
  кружок Н.В. Станкевича
  «общество 11 нумера»

 

 

Часть В

Ответом на задание в части В может быть слово, словосочетание, сочетание букв или букв и цифр.

B1. Расположите в хронологическом порядке события Крымской войны. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: АБВГ. __________________

А) начало обороны Севастополя

Б) взятие Малахова кургана

В) сражение на реке Альме

Г) Синопский бой

B2. Установите соответствие между историческими деятелями и фактами их биографии. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)

  Деятель Факт биографии
  1. М.М. Сперанский А. Осуществил финансовую реформу
  2. М.А. Милорадович Б. Сформулировал «теорию официальной народности»
  3. Е.Ф. Канкрин В. Осуществил реформу управления государственными крестьянами
  4. П.Д. Киселев Г. Был застрелен во время восстания декабристов
    Д. Кодифицировал российское законодательство

B3. Прочтите отрывок из воспоминаний А.И. Герцена и назовите фамилию человека, о котором идет речь.

«Статьи [его] судорожно ожидались молодежью в Москве и Петербурге с 25-го числа каждого месяца. Пять раз хаживали студенты в кофейные спрашивать, получены ли “Отечественные записки”; тяжелый нумер рвали из рук в руки. “Есть [его] статья?” — “Есть”, — и она поглощалась с лихорадочным сочувствием, со смехом со спорами… и трех-четырех верований, уважений как не бывало. Недаром Скобелев, комендант Петропавловской крепости, говорил шутя [ему], встречаясь на Невском проспекте:

— Когда же к нам? У меня совсем готов тепленький каземат, так для вас его и берегу».

_________________________

B4. Установите соответствие между общественным деятелем и направлением общественной мысли, которого он придерживался. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)

  Деятель Направление
  1. Ф.В. Булгарин А. Революционная демократия
  2. Н.П. Огарев (после 1948 г.) Б. Славянофильство
  3. А.С. Хомяков В. Декабризм
  4. Т.Н. Грановский Г. «Официальная народность»
    Д. Западничество

B5. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите имя автора.

«Число их [людей, «склонных к злоумышлениям»] возросло до ужасающей степени с тех пор, как множество французских искателей приключений, овладев у нас воспитанием юношества, занесли в Россию революционные начала своего отечества, и еще более со времени последней войны чрез сближение наших молодых офицеров с либералами тех стран Европы, куда заводили нас наши победы… Решено было учредить под моим начальством корпус жандармов».

______________________

 

ЧАСТЬ 3

Прочтите отрывок из воспоминаний участника событий и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.

«День был сумрачный — ветер дул холодный. Солдаты, затянутые в парадную форму с 5 часов утра, стояли на площади уже более 7 часов. Со всех сторон мы были окружены войсками — без главного начальства…, без артиллерии, без кавалерии, — словом, лишенные всех моральных и физических опор для поддержания храбрости солдат. Они с необычайною энергией оставались неколебимы и, дрожа от холода, стояли в рядах, как на параде… Картечь была направлена выше голов. Толпа народа не шелохнулась. Другой выстрел — в самую середину массы. Повалилось много безвинных, остальные распрыснулись во все стороны».

C1. Определите точное время и точное место событий.

C2. Какое «главное начальство» упоминается в тексте?

C3. Какую главную тактическую ошибку допустили те, кто стояли на площади?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: