Статья 20. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью
Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью. Предмет прокурорского надзора за ОРД, полномочия прокурора.
Статья 21. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
(в ред. Федерального закона от 05.01.99 N 6-ФЗ)
Прокурорский надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, представляют им оперативно - служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно - розыскных мероприятий с использованием оперативно - технических средств, а также учетно - регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно - розыскных мероприятий.
Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
Прокуроры, указанные в части первой настоящей статьи, обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных документах и материалах.
Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно - розыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность.
Задачи оперативных подразделений полиции. Место и роль оперативных подразделений полиции в структуре системы МВД России. Компетенция оперативных подразделений полиции в решении общих задач ОРД.
Подразделения органов внутренних дел, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их задачи, компетенция. Социально-правовая защита сотрудников
В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” правом осуществления ОРД на территории РФ, наряду с оперативными подразделениями органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, федеральных органов государственной охраны, органов пограничной службы, таможенных органов, службы внешней разведки, наделены и оперативные подразделения органов внутренних дел.
Право на осуществление оперативно-розыскной деятельности отдельными подразделениями органов внутренних дел “продублировано” предписаниями ч.1 ст.118 УПК РСФСР (“Обязанности органов дознания”), ч.2 ст.8 и п.16 ст.11 Закона “О милиции” (“Права криминальной милиции”), а также положениями подзаконных нормативных актов (в т.ч. ведомственных), определяющими правовой статус конкретных подразделений.
Оперативные подразделения ОВД состоят из штатных сотрудников (т.е. лиц, имеющих специальные звания милиции, внутренней службы), осуществляющих оперативно-розыскную работу гласно либо негласно в объеме, установленном для них соответствующими ведомственными нормативными актами МВД России.
Таким образом, в силу специфики выполняемых задач персонал оперативных подразделений ОВД подразделяется на штатных (кадровых) сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскные функции преимущественно легально (гласно), не конспирируя свою принадлежность к ОВД, и оперативных работников, чья принадлежность к правоохранительным органам конспирируется (т.е. их работа осуществляется только негласно). Первые вправе сочетать проведение ОРМ с административно-правовыми, уголовно-процессуальными и другими правовыми действиями, вторые применяют только разведывательные методы по добыванию информации.
Кроме того, в зависимости от компетенции оперативные подразделения осуществляют и различные оперативно-служебные задачи. Указанные обстоятельства позволяют условно разделить все оперативные аппараты ОВД на две группы.
В полном объеме, установленном Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, осуществляют ОРД подразделения и сотрудники:
- уголовного розыска,
- по борьбе с экономической преступностью,
- по борьбе с организованной преступностью,
- по борьбе с незаконным оборотом наркотиков,
- по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий,
- собственной безопасности,
- по борьбе с преступными посягательствами на грузы органов внутренних дел на транспорте.
Общие положения организации оперативно-розыскной деятельности в органах внутренних дел и ее элементы.
Все органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, действуют исключительно в пределах имеющихся у них полномочий.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-разыскные мероприятия: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.
В ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи путем личного участия в организации и проведении оперативно-разыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, которые обладают научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
63. Понятие, правовая основа, сущность и значение предупреждения преступлений оперативными подразделениями полиции. Виды оперативно-розыскной профилактики преступлений.
Под правовой основой оперативно-розыскной деятельности следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности. Правовая основа ОРД закреплена в ст. 4 Закона об ОРД. Часть 1 данной статьи относит к правовой основе ОРД, прежде всего, Конституцию Российской Федерации, которая закладывает важнейшие принципы отношений между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с преступностью. К таким принципам относятся признание государством высшей ценностью прав и свобод человека (ст. 2), равенства граждан перед законом (ст. 19), соблюдение норм международного права в области обеспечения прав человека (ст. 17), обеспечение права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23), на неприкосновенность жилища (ст. 25), гарантии судебной защиты прав и свобод граждан (ст. 46), презумпция невиновности (ст. 49), установление законодательного порядка ограничения основных конституционных прав для достижения общественно значимых целей (ст. 55) и некоторые другие. Ряд этих принципов дополнительно закреплен в ст. 3 Закона об ОРД, которые рассматривались выше.
Оперативно-розыскная профилактика наркопреступлений предполагает сбор информации о криминально-активных лицах (близких связей членов организованных преступных формирований в сфере нелегального оборота наркотиков, ранее судимых за наркопреступления, наркоманах, членов групп с антиобщественной направленностью и др.), степени исправления, связях, преступном опыте, намерениях, особенностях их личности и системы социальных отношений. Совокупность сведений, которые дают основания для неблагоприятного прогноза, т.е. вывода о вероятности совершения наркопреступления, сразу указывает на необходимость установления оперативного наблюдения за теми, кто сохранил криминальную активность.
При осуществлении мер оперативно-розыскной профилактики применяется особая (по сравнению с реализацией оперативно-розыскной информации путем возбуждения уголовного дела) тактика получения и использования оперативно-розыскной информации.Сложились и своеобразные организационные формы. Осуществление оперативно-розыскной профилактики требует привлечения знаний из области криминологии и педагогики, умения прогнозировать развитие криминогенной ситуации и индивидуального преступного поведения. Поскольку налицо специфика научных, организационных, методических и тактических основ оперативно-розыскной профилактики, целей ее осуществления, есть все основания рассматривать этот итог, результат оперативно-розыскного процесса как самостоятельную форму профилактики, в рамках которой решаются важнейшие задачи борьбы с наркопреступностью.
Специфичность оперативно-розыскной профилактики заключается в следующем:
- ведется оперативно-профилактическое наблюдение за лицами, поставленными на профилактический учет в связи с высокой степенью вероятности их преступного поведения в сфере незаконного оборота наркотиков;
- обеспечивается успех индивидуальной профилактики благодаря оперативной осведомленности о контингенте лиц, которые могут встать на путь совершения наркопреступлений, и особенностях каждого лица, допустившего антиобщественное поведение или испытавшего вредное влияние антиобщественных и преступных элементов;
- фиксируется среда местных криминально активных жителей, в которой осуществляются оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) по раскрытию наркопреступлений;
- негласно проверяется причастность к совершенным преступлениям лиц (в том числе и ранее выявленных не местных жителей), находящихся под оперативным наблюдением и имеющих признаки разыскиваемых наркопреступников;
- изучаются отдельные категории лиц, представляющих оперативный интерес, их связи, образ жизни, поведение и прошлое для получения оснований к применению мер профилактики или для заведения дела оперативного учета (ДОУ).