Период российской истории Время




А. Эпоха петровских преобразований 1. XVII век

Б. «Золотой век дворянства» 2. Первая четверть XVIII века

В. «Бунташный век» 3. XVI век

4. 1762 – 1796 гг.

25. Кто в России относился к непривилегированным сословиям?


1. Священники

2. Мещане

3. Гвардейцы

4. Дворяне


26. чём свидетельствовало преобладание в составе населения Российской империи в начале XIX века крестьянства


1. В сельском хозяйстве отсутствовали феодальные пережитки

2. Россия оставалась аграрной страной

3. В России был высокий уровень рождаемости населения

4. Территория располагалась в зоне, удобной для земледелия


27. Как в XVIII веке назывался документ, посвящённый порядку продвижения по государственной службе


1. «Табель о рангах»

2. «Кондиции»

3. Военно – морской устав

4. Жалованная грамота


28. Про­чти­те от­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка В.О. Клю­чев­ско­го и ука­жи­те имя пра­ви­те­ля, с де­я­тель­но­стью ко­то­ро­го свя­за­ны опи­сан­ные со­бы­тия.

«Чтобы при­учить сол­дат к осаде и штур­му кре­по­стей, на реке Яузе по­стро­е­на была «ре­гу­ляр­ным по­ряд­ком по­теш­ная фор­те­ция» го­ро­док Плес­бурх, ко­то­рый оса­жда­ли с мор­ти­ра­ми и со всеми приёмами осад­но­го ис­кус­ства. <…>

Ино­зем­ные офи­це­ры были при­вле­че­ны и в Пре­об­ра­жен­ское для устрой­ства по­теш­ной ко­ман­ды; <…> когда по­теш­ные ба­та­льо­ны раз­вер­ну­лись уже в два ре­гу­ляр­ных полка, поселённых в сёлах Пре­об­ра­жен­ском и Семёнов­ском и от них по­лу­чив­шие свои на­зва­ния, пол­ков­ни­ки, май­о­ры, ка­пи­та­ны были почти все ино­зем­цы и толь­ко сер­жан­ты — из рус­ских».


1. Пётр I

2. Пётр II

3. Пётр III

4. Павел I


Повторение курса «История. 7 класс». Вариант 4.

1. В каком году про­изо­шло вы­ступ­ле­ние де­каб­ри­стов на Се­нат­ской пло­ща­ди?


1. 1801 г.

2. 1815 г.

3. 1825 г.

4. 1830 г.


2. Когда была со­зда­на Та­бель о ран­гах?


1. В пер­вой чет­вер­ти XVIII в.

2. Во вто­рой по­ло­ви­не XVIII в.

3. В пер­вой по­ло­ви­не XIX в.

4. Во вто­рой по­ло­ви­не XIX в.


3. Что из на­зван­но­го было след­стви­ем вве­де­ния оприч­ни­ны при Иване IV?


1. Окон­ча­тель­ное осво­бож­де­ние Руси от ор­дын­ско­го вла­ды­че­ства

2. Эко­но­ми­че­ское ра­зо­ре­ние стра­ны

3. Раз­гром Крым­ско­го хан­ства

4. По­бе­да Рос­сии в Ли­вон­ской войне


4. Что из на­зван­но­го было при­чи­ной Си­бир­ско­го по­хо­да Ер­ма­ка Ти­мо­фе­е­ви­ча в XVI в.?


1. Угро­за на­бе­гов войск Си­бир­ско­го хан­ства на по­гра­нич­ные рус­ские земли

2. Стрем­ле­ние лик­ви­ди­ро­вать за­ви­си­мость от Зо­ло­той орды

3. Не­уда­чи Рос­сии в борь­бе про­тив Аст­ра­хан­ско­го хан­ства

4. Не­уда­чи Рос­сии в борь­бе с Ка­зан­ским хан­ством


5. Что стало одним из по­след­ствий Смуты на­ча­ла XVII в.?


1. За­вер­ше­ние про­цес­са объ­еди­не­ния рус­ских зе­мель во­круг Моск­вы

2. Вхож­де­ние укра­ин­ских зе­мель в со­став Рос­сии

3. Пре­се­че­ние ди­на­стии мос­ков­ских кня­зей — по­том­ков Ивана Ка­ли­ты

4. Во­ца­ре­ние ди­на­стии Ро­ма­но­вых на рос­сий­ском пре­сто­ле


6. .Рассмотрите схему. В изоб­ражённом на схеме сра­же­нии вой­ска­ми про­тив­ни­ка ко­ман­до­вал


1. Сте­фан Ба­то­рий

2. Карл XII

3. Фри­дрих II

4. На­по­ле­он Бо­на­парт


7. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке сле­ду­ю­щие со­бы­тия. Ука­жи­те ответ в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр вы­бран­ных эле­мен­тов:


1. На­ча­ло вос­ста­ния под пред­во­ди­тель­ством Е. И. Пугачёва;

2. Из­да­ние жа­ло­ван­ной гра­мо­ты дво­рян­ству;

3. Созыв Уло­жен­ной ко­мис­сии;

4. Гу­берн­ская ре­фор­ма Ека­те­ри­ны II.


8. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке сле­ду­ю­щие со­бы­тия. Ука­жи­те ответ в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр вы­бран­ных эле­мен­тов:


1. При­ня­тие Со­бор­но­го уло­же­ния;

2. На­ча­ло Ли­вон­ской войны

3. Из­бра­ние на цар­ство Ми­ха­и­ла Ро­ма­но­ва;

4. Объ­еди­не­ние Ле­во­бе­реж­ной Укра­и­ны с Рос­си­ей.


9. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между име­на­ми рус­ских царей и со­бы­ти­я­ми, ко­то­рые от­но­сят­ся к пе­ри­о­ду их прав­ле­ния: к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

Цари События

А. Иван IV 1. Смоленская война

Б. Ми­ха­ил Фёдо­ро­вич 2. При­со­еди­не­ние Нов­го­ро­да и Твери

В. Алек­сей Ми­хай­ло­вич 3. Объ­еди­не­ние Ле­во­бе­реж­ной Укра­и­ны с Рос­си­ей

4. Ли­вон­ская война

10. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков. Ответом должно быть сочетание соответствующих букв, поставленных в том порядке, в котором в тексте пропущены слова. Например, ДГВБА. Учтите, что одно из понятий (имён) лишнее.

«Образование Российской империи начинается в XVI веке в годы правления царя (1) ___________. В этом столетии к России были присоединены территории (2)__________. На протяжении последующих столетий границы государства отодвигались всё дальше и дальше на восток. В XVII веке в состав России были включены огромные территории (3)__________. В первой четверти XVIIIвека Российское государство, по образному выражению А. С. Пушкина, «прорубило окно в Европу», присоединив (4)__________. Екатерина II поставила точку в решении основных внешнеполитических задач, стоящих перед империей, объявила (5) ________ территорией России».


А. Алексей Михайлович

Б. Астраханское и Казанское ханства

В. Восточная Сибирь и Дальний Восток

Г. Иван IV

Д. Крым и Причерноморье

Е. Прибалтика


11. В чьё правление был принят цитируемый указ?

Дабы никто … челобитен подавать не отваживался, под опасением … наказания … когда кто не из дворян и не имеющих чинов осмелится высочайшую её особу подачею в собственные руки челобитен утруждать, то за первое дерзновение отсылать таковых в работу на каторгу на месяц; за второе, с наказанием публично, отсылать туда же на год … а за третье … ссылать вечно в Нерчинск.


1. Елизаветы I

2. Петра I

3. Екатерины II

4. Анны Иоанновны


12. Увеличение денежного оброка во второй половине XVIII века свидетельствовало о


1. Победе товарно-денежных отношений

2. Кризисе крепостнической системы

3. Росте жизненного уровня крестьян

4. Ликвидации подушной подати


13. Про­чти­те от­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка и ука­жи­те ко­ман­ду­ю­ще­го, упо­мя­ну­то­го в от­рыв­ке.

«На­чаль­ни­ку кре­по­сти [ко­ман­ду­ю­щий] по­слал ко­рот­кое из­ве­ще­ние: «Я с вой­ска­ми при­был сюда. 24 часа на раз­мыш­ле­ние — и воля; пер­вые мои вы­стре­лы — уже не­во­ля; штурм — смерть». Из кре­по­сти по­лу­чен был ответ: «Ско­рее небо об­ру­шит­ся на землю, чем сдаст­ся Из­ма­ил».

В ночь с 10 на 11 де­каб­ря вой­ска ше­стью ко­лон­на­ми вы­сту­пи­ли из ла­ге­ря к сте­нам кре­по­сти. Скоро на­ступ­ле­ние было за­ме­че­но. От не­пре­рыв­ной стрель­бы точно ог­нен­ной нитью за­све­ти­лись валы стены Из­ма­и­ла. Опыт­ные воины со­зна­ва­лись, что ни­ко­гда не слу­ча­лось им ис­пы­тать та­ко­го ад­ско­го огня. С же­сто­ки­ми по­те­ря­ми дошли рус­ские до укреп­ле­ний и стали за­ва­ли­вать вя­зан­ка­ми хво­ро­ста глу­бо­кие кре­пост­ные рвы… Же­сто­ким и кро­ва­вым боем, шаг за шагом, про­дви­га­лись наши вперёд. К 8 часам утра всё было кон­че­но: из 42 тысяч ту­рец­ко­го гар­ни­зо­на спас­ся один че­ло­век, ко­то­рый и при­нес на ро­ди­ну из­ве­стие о страш­ном ударе, раз­ра­зив­шем­ся над Тур­ци­ей».


1. А. Г. Орлов-Че­смен­ский

2. А. В. Су­во­ров

3. П. А. Ру­мян­цев-За­ду­най­ский

4. П. И. Баг­ра­ти­он


Вариант 4.

14. Срав­ни­те ор­га­ни­за­цию рус­ско­го вой­ска в годы прав­ле­ния Ивана III и прав­ле­ния Ивана IV. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт раз­ли­чия.


1. Огра­ни­че­ние мест­ни­че­ства при на­зна­че­нии на во­ин­ские долж­но­сти;

2. Со­зда­ние осо­бо­го со­еди­не­ния цар­ской рати — мос­ков­ско­го стре­лец­ко­го вой­ска;

3. Боль­шая роль дво­рян­ской кон­ни­цы;

4. На­ли­чие ар­тил­ле­рии.


Черты сход­ства Черты раз­ли­чия
   

15. Ис­поль­зуя дан­ные ста­ти­сти­че­ской таб­ли­цы, за­вер­ши­те пред­став­лен­ные ниже суж­де­ния, со­от­не­ся их на­ча­ла и ва­ри­ан­ты за­вер­ше­ния.

Чис­лен­ность рос­сий­ско­го кре­стьян­ства в XVIII в.

Годы Государственных крестьян Помещичьих крестьян Удельных крестьян
Млн. чел. Доля общей численности Млн. чел. Доля общей численности Млн. чел. Доля общей численности
1719 г. 1,0 19,4 % 3,1 58,2 % 0,4 8,0 %
1763 г. 2,9 27,9 % 3,8 51,2 % 0,5 6,9 %
1795 г. 6,0 41,1 % 9,8 55,8 % 0,4 3,1 %

Начало суждения Варианты завершения суждения

А. В те­че­ние XVIII в. более 50% кре­стьян­ства со­став­ля­ли 1. Кре­стья­не по­ме­щи­чьи

Б. В те­че­ние XVIII в. доля удель­ных кре­стьян в общей чис­лен­но­сти кре­стьян­ства 2. Уве­ли­чи­лась

В. В те­че­ние XVIII в. доля го­су­дар­ствен­ных кре­стьян в общей чис­лен­но­сти кре­стьян­ства 3. Кре­стья­не удель­ные

4. Умень­ши­лась

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

А Б В
     

16. За­пи­ши­те тер­мин, о ко­то­ром идёт речь.

«К концу прав­ле­ния Ека­те­ри­ны II ос­нов­ная ад­ми­ни­стра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ная еди­ни­ца, управ­ля­е­мая чи­нов­ни­ком, наделённым ши­ро­ки­ми пол­но­мо­чи­я­ми, и де­лив­ша­я­ся на 10—15 уез­дов».

17. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

18. Какое из пе­ре­чис­лен­ных со­бы­тий про­изо­шло позже осталь­ных?


1. Упразд­не­ние Вер­хов­но­го тай­но­го со­ве­та

2. Про­воз­гла­ше­ние Рос­сии им­пе­ри­ей

3. Учре­жде­ние Го­су­дар­ствен­но­го со­ве­та

4. Из­да­ние ма­ни­фе­ста о воль­но­сти дво­рян­ской


19. Что из на­зван­но­го было ре­зуль­та­том на­род­ных вол­не­ний в Москве в 1662 г.?


1. Лик­ви­да­ция корм­ле­ний

2. От­ме­на со­ля­но­го на­ло­га

3. Вве­де­ние бес­сроч­но­го сыска кре­стьян

4. Пре­кра­ще­ние че­кан­ки мед­ных денег


20. В каком году был ос­но­ван г. Санкт-Пе­тер­бург?


1. 1703 г.

2. 1710 г.

3. 1715 г.

4. 1723 г.


21. 1700, 1709, 1714 гг. от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям


1. Се­ми­лет­ней войны

2. Го­род­ских вос­ста­ний

3. Се­вер­ной войны

4. Рус­ско-ту­рец­ких войн


22. Кто был одним из ко­ман­ду­ю­щих рус­ским вой­ском во время Азов­ских по­хо­дов Петра I?


1. Б. К. Миних

2. А. В. Су­во­ров

3. Ф. Я. Ле­форт

4. П. А. Ру­мян­цев


23. Круп­ней­шим рус­ским порт­ре­ти­стом XVIII в. был


1. Ф. Г. Вол­ков

2. Н. И. Но­ви­ков

3. М. Ф. Ка­за­ков

4. Д. Г. Ле­виц­кий


24. Рас­смот­ри­те ил­лю­стра­цию и вы­пол­ни­те за­да­ние.

Ука­жи­те вид ис­кус­ства, пред­став­лен­ный на дан­ной ил­лю­стра­ции.


1. Фрес­ка

2. Скань

3. Ми­ни­а­тю­ра

4. Зернь


25. Какие из пе­ре­чис­лен­ных со­бы­тий от­но­сят­ся к XVI в.? Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке два со­бы­тия и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.


1. Со­зда­ние стре­лец­ко­го вой­ска;

2. Из­да­ние пер­вой пе­чат­ной га­зе­ты в Рос­сии;

3. Учре­жде­ние пат­ри­ар­ше­ства в Рос­сии;

4. От­ме­на мест­ни­че­ства;

5. Пе­ре­ход в Рос­сии к ле­то­счис­ле­нию от Рож­де­ства Хри­сто­ва.


26. Что из пе­ре­чис­лен­но­го было одним из ито­гов двор­цо­во­го пе­ре­во­ро­та 1741 г.?


1. Уста­нов­ле­ние но­во­го по­ряд­ка пре­сто­ло­на­сле­дия

2. Воз­ве­де­ние на пре­стол до­че­ри Петра I

3. Огра­ни­че­ние са­мо­дер­жав­ной вла­сти мо­нар­ха

4. Ссыл­ка А. Д. Мен­ши­ко­ва в Си­бирь


27. Пер­вая в Рос­сии пе­чат­ная га­зе­та на­зы­ва­лась


1. «Ку­ран­ты»

2. «Ве­до­мо­сти»

3. «Те­ле­скоп»

4. «Жи­во­пи­сец»


28. К XVI в. от­но­сит­ся воз­ве­де­ние


1. Успен­ско­го и Дмит­ри­ев­ско­го со­бо­ров во Вла­ди­ми­ре

2. Церк­ви По­кро­ва на Нерли и кня­же­ско­го двор­ца в Бо­го­лю­бо­во

3. Церк­ви Воз­не­се­ния в Ко­ло­мен­ском и храма Ва­си­лия Бла­жен­но­го в Москве

4. Двор­ца Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча в Ко­ло­мен­ском и церк­ви По­кро­ва в Филях


Повторение курса «История. 7 класс». Вариант 5.

1. От­кры­тие па­мят­ни­ка Петру I в Пе­тер­бур­ге («Мед­ный всад­ник») со­сто­я­лось в пе­ри­од прав­ле­ния


1. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны

2. Петра III

3. Ека­те­ри­ны II

4. Павла I


2. Пер­вое учеб­ное за­ве­де­ние для де­ву­шек по­яви­лось в Рос­сии


1. Во вто­рой по­ло­ви­не XVIII в.

2. В на­ча­ле XIX в

3. В 60-е гг. XIX в.

4. В на­ча­ле XX в


3. При­со­еди­не­ние Сред­не­го и Ниж­не­го По­вол­жья к Рос­сии от­но­сит­ся к ре­зуль­та­там внеш­ней по­ли­ти­ки


1. Ва­си­лия III

2. Ивана IV

3. Петра I

4. Ека­те­ри­ны II


4. Рус­ской ар­ми­ей, ко­то­рая всту­пи­ла в Крым в ходе рус­ско-ту­рец­кой войны 1735—1739 гг., ко­ман­до­вал


1. Б. Х. Миних

2. А. Д. Мен­ши­ков

3. П. А. Ру­мян­цев

4. А. В. Су­во­ров


5. Про­чти­те от­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка и ука­жи­те ис­то­ри­че­ское яв­ле­ние, о ко­то­ром идёт речь.

«Учре­жде­на же она была по­то­му, что царь за­по­до­зрил вель­мож в не­при­яз­ни к себе и хотел иметь при себе людей, впол­не пре­дан­ных ему. На­пу­ган­ный отъ­ез­дом Курб­ско­го и про­те­стом, ко­то­рый тот подал от имени всех своих со­бра­тий, царь за­по­до­зрил всех бояр своих и схва­тил­ся за сред­ство, ко­то­рое осво­бож­да­ло его от них, осво­бож­да­ло от не­об­хо­ди­мо­сти по­сто­ян­но­го, еже­днев­но­го об­ще­ния с ними».


1. Оприч­ни­на

2. Би­ро­нов­щи­на

3. Хо­ван­щи­на

4. Пугачёвщина


6. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке сле­ду­ю­щие со­бы­тия. Ука­жи­те ответ в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр вы­бран­ных эле­мен­тов:


1. Про­воз­гла­ше­ние Рос­сии им­пе­ри­ей;

2. Из­да­ние указа о на­сле­до­ва­нии пре­сто­ла стро­го по муж­ской линии;

3. Из­да­ние ма­ни­фе­ста о воль­но­сти дво­рян­ской;

4. Ос­но­ва­ние Санкт-Пе­тер­бур­га.


7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми (про­цес­са­ми) XVII в. и ис­то­ри­че­ски­ми ли­ца­ми, чья де­я­тель­ность была свя­за­на с этими со­бы­ти­я­ми (про­цес­са­ми): к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

События (процессы) XVII в. Исторические лица

А. Крым­ские по­хо­ды 1. Фи­ла­рет.

Б. Осво­е­ние Даль­не­го Во­сто­ка 2. Никон

В. Цер­ков­ная ре­фор­ма 3. Е. Ха­ба­ров

4. В. В. Го­ли­цын

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

А Б В
     

8. Что было последствием Смутного времени?


1. Присоединение новых территорий на Западе

2. Ухудшение международного положения России

3. Утверждение республиканского строя

4. Ослабление феодального гнёта


9. Про­чти­те от­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка и ука­жи­те царя, о ко­то­ром идёт речь.

«Де­ле­га­ция из ду­хо­вен­ства и бояр от­пра­ви­лась в Алек­сан­дро­ву сло­бо­ду. При­быв­ших под стра­жей, как вра­же­ских ла­зут­чи­ков, при­ве­ли пред свет­лые цар­ские очи. Царь по­вто­рил свои об­ви­не­ния и после не­ко­то­ро­го вре­ме­ни раз­мыш­ле­ний ми­ло­сти­во со­гла­сил­ся вер­нуть­ся на го­су­дар­ство, но на сле­ду­ю­щих усло­ви­ях: из­мен­ни­ков каз­нить по сво­е­му усмот­ре­нию и вы­де­лить в стра­не тер­ри­то­рии с осо­бым по­ряд­ком управ­ле­ния».


1. Иван IV

2. Борис Го­ду­нов

3. Ми­ха­ил Ро­ма­нов

4. Алек­сей Ми­хай­ло­вич


10. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков. Ответом должно быть сочетание соответствующих букв, поставленных в том порядке, в котором в тексте пропущены слова. Например, ДГВБА. Учтите, что одно из понятий (имён) лишнее.

В Средние века основой русского войска было конное дворянское ополчение. С целью повышения обороноспособности страны в середине XVI века при царе (1) ___________ возникает на постоянной основе (2)__________. Но это не решило проблему укрепления вооруженных сил страны. В XVII веке начинается формирование по образцу иностранных войск (3)__________. В начале XVIII века правитель России (4)___________ осуществил следующую крупную военную реформу. Он создал на основе рекрутских наборов (5)__________.


А. Иван IV

Б. Павел I

В. Пётр I

Г. Полк нового строя

Д. Регулярная армия

Е. Стрелецкое войско


11. Какие со­бы­тия от­но­сят­ся ко вре­ме­ни прав­ле­ния Ивана IV? Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке два со­бы­тия и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.


1. Осво­бож­де­ние от ор­дын­ско­го вла­ды­че­ства;

2. Учре­жде­ние оприч­ни­ны;

3. От­ме­на уроч­ных лет;

4. При­со­еди­не­ние По­вол­жья к Рос­сии;

5. Вос­со­еди­не­ние Укра­и­ны с Рос­си­ей.


12. Ис­поль­зуя дан­ные ста­ти­сти­че­ской таб­ли­цы, за­вер­ши­те пред­став­лен­ные ниже суж­де­ния, со­от­не­ся их на­ча­ла и ва­ри­ан­ты за­вер­ше­ния.

Тек­стиль­ная про­мыш­лен­ность Рос­сии во вто­рой по­ло­ви­не XVIII в.

Годы Суконные мануфактуры Полотняные мануфактуры Шёлковые мануфактуры
1760 – е гг.      
1790 – е гг.      

Начало суждения Варианты завершения суждения

А. Наиболее высокими темпами во второй половине XVIII века росло количество предприятий по производству 1. Сукна

Б. Общее количество текстильных мануфактур во второй половине XVIII века 2. Выросло почти вдвое

В. В 1760-е годы наибольшим было количество предприятия по производству 3. Полотна

4. Увеличилось почти в 4 раза

5. Шёлка

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

А Б В
     

13. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

14. Что характерно для экономического развития России в XVIIвеке?


1. Появление первых мануфактур

2. Установление полной зависимости от стран Запада

3. Бурное развитие морской торговли

4. Преобладание численности городского населения над сельским


15. Вы­да­ю­щим­ся де­я­те­лем рус­ской ли­те­ра­ту­ры XVII в. был


1. Не­стор

2. Фе­о­фан Грек

3. Си­ме­он По­лоц­кий

4. Ди­о­ни­сий


16. Укреплению центральной власти в России в XVII веке способствовало


1. Ограничение местничества

2. Освобождение Москвы от поляков

3. Свержение монголо-татарского ига

4. Проведение церковной реформы патриарха Никона



Вариант 5.

17. За­пи­ши­те тер­мин, о ко­то­ром идёт речь.

«Рас­пре­де­ле­ние слу­жеб­ных долж­но­стей в Рус­ском го­су­дар­стве в XIV–XVII вв. между от­дель­ны­ми ли­ца­ми в за­ви­си­мо­сти от сте­пе­ни их ро­до­ви­то­сти».

18. Срав­ни­те осо­бен­но­сти по­ло­же­ния рос­сий­ско­го дво­рян­ства в 1720-е и в 1740-е гг. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт раз­ли­чия.


1. Обя­за­тель­ность го­су­дар­ствен­ной служ­бы;

2. Про­хож­де­ние служ­бы со­глас­но Та­бе­ли о ран­гах;

3. Право де­лить по­ме­стье между на­след­ни­ка­ми;

4. Огра­ни­че­ние срока служ­бы 25 го­да­ми.


Черты сход­ства Черты раз­ли­чия
   

19. . Рас­смот­ри­те схему и от­веть­те на во­прос. Когда со­сто­я­лись во­ен­ные по­хо­ды рус­ско­го вой­ска, обо­зна­чен­ные на схеме стрел­ка­ми?


1. В на­ча­ле XV в.

2. В конце XV в.

3. В се­ре­ди­не XVI в.

4. В конце XVI в.


20. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние.

Ука­жи­те век, к ко­то­ро­му от­но­сят­ся изоб­ражен­ные на кар­ти­не Н. Ге со­бы­тия.


1. XVI

2. XVII

3. XVIII

4. XIX


21. Ис­поль­зуя дан­ные ста­ти­сти­че­ской таб­ли­цы, за­вер­ши­те пред­став­лен­ные ниже суж­де­ния, со­от­не­ся их на­ча­ла и ва­ри­ан­ты за­вер­ше­ния.

Уро­жай­ность зер­но­вых в не­ко­то­рых мест­но­стях Рос­сии в конце XVII в.в «самах»: сколь­ко одно семя («сам») даёт уро­жай­ных зёрен

Местность Рожь Овёс Ячмень
Угодья Кирилло – Белозерского монастыря      
Вологодский север 4,2 2,8  

Начало суждения Варианты завершения суждений

А. На зем­лях Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря наи­боль­ший уро­жай да­ва­ли по­се­вы 1. Ржи

Б. Оди­на­ко­во про­дук­тив­ны­ми и в мо­на­стыр­ских вот­чи­нах, и на Во­ло­год­ском Се­ве­ре были по­се­вы 2. Ячменя

В. По боль­шин­ству по­ка­за­те­лей более вы­со­ки­ми уро­жа­я­ми от­ли­ча­лись 3. Земли Вологодского Севера

4. Овса

5. Угодья Кирилло-Белозерского монастыря

22. Кто в России относился к непривилегированным сословиям?


1. Священники

2. Мещане

3. Гвардейцы

4. Дворяне


23. Какое из на­зван­ных со­бы­тий про­изо­шло в цар­ство­ва­ние Ека­те­ри­ны II?


1. При­со­еди­не­ние к Рос­сии Ле­во­бе­реж­ной Укра­и­ны

2. При­со­еди­не­ние к Рос­сии Фин­лян­дии

3. Вос­ста­ние под пред­во­ди­тель­ством Еме­лья­на Пугачёва

4. Се­ми­лет­няя война


24. Как на­зы­ва­лись сфор­ми­ро­ван­ные в пер­вой чет­вер­ти XVIII в. цен­траль­ные учре­жде­ния, ве­дав­шие от­дель­ны­ми от­рас­ля­ми го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния?


1. Ас­сам­блеи

2. При­ка­зы

3. Ми­ни­стер­ства

4. Кол­ле­гии


25. В ходе какой войны про­изо­шло сра­же­ние под Нар­вой?


1. Се­ми­лет­ней

2. Се­вер­ной

3. Оте­че­ствен­ной 1812 г.

4. Рус­ско-ту­рец­кой 1877—1878 гг.


26. Про­чти­те от­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка и ука­жи­те им­пе­ра­три­цу, в пе­ри­од прав­ле­ния ко­то­рой про­изо­шли опи­сан­ные со­бы­тия.

«Труд­но было себе пред­ста­вить, как будет ра­бо­тать такая толпа раз­но­шерст­ных и раз­но­маст­ных де­пу­та­тов, по­это­му до­воль­но быст­ро была пред­при­ня­та по­пыт­ка раз­де­лить их на ко­мис­сии: ди­рек­ци­он­ную (имев­шую ис­пол­ни­тель­ную власть, она же имела право учре­ждать част­ные ко­ди­фи­ка­ци­он­ные ко­мис­сии по кон­крет­ным во­про­сам); экс­пе­ди­ци­он­ную ко­мис­сию (ре­дак­тор­ская ра­бо­та); под­го­то­ви­тель­ную ко­мис­сию (она долж­на была про­чи­ты­вать на­ка­зы с мест, сво­дить их во­еди­но и пред­став­лять даль­ше). Всё воз­глав­лял мар­шал со­бра­ния. Ко­мис­сия боль­шая, где ра­бо­та­ли все, про­су­ще­ство­ва­ла весь­ма не­дол­го: уже в де­каб­ре она была пе­ре­ве­де­на в Пе­тер­бург, в фев­ра­ле на­ча­ла ра­бо­ту, а ещё год спу­стя, осе­нью, Ко­мис­сия по со­став­ле­нию Уло­же­ния была во­об­ще за­кры­та под пред­ло­гом войны с Тур­ци­ей, куда мно­гие де­пу­та­ты долж­ны были от­пра­вить­ся в ка­че­стве офи­це­ров. Част­ные ко­мис­сии про­ра­бо­та­ли ещё много лет».


1. Ека­те­ри­на I

2. Анна Иоан­нов­на

3. Ели­за­ве­та Пет­ров­на

4. Ека­те­ри­на II


27. Ука­жи­те, кто ко­ман­до­вал рус­ски­ми вой­ска­ми в сра­же­ни­ях Се­вер­ной войны.


1. П. А. Ру­мян­цев

2. П. С. На­хи­мов

3. Б. П. Ше­ре­ме­тев

4. Ф. Ф. Уша­ков


28. Как в XVI веке называли лично свободных крестьян, выполнявших государственные повинности


1. Казачеством

2. Дворцовыми

3. Приписными

4. Черносошными


Повторение курса «История. 7 класс». Вариант 6.

1. Какое из пе­ре­чис­лен­ных со­бы­тий от­но­сит­ся к XVII в.?


1. Вве­де­ние за­по­вед­ных лет

2. Учре­жде­ние стре­лец­ко­го вой­ска

3. Со­зда­ние пол­ков «но­во­го строя»

4. Созыв пер­во­го Зем­ско­го со­бо­ра


2. В каком году впер­вые про­изо­шло вен­ча­ние рус­ско­го го­су­да­ря на цар­ский пре­стол?


1. 1547 г.

2. 1598 г.

3. 1606 г.

4. 1613 г.


3. Что из на­зван­но­го от­но­сит­ся к ито­гам Смуты конца XVI — на­ча­ла XVII в.?


1. Во­ца­ре­ние ди­на­стии Ро­ма­но­вых

2. Про­ве­де­ние ре­форм Из­бран­ной рады

3. Со­зда­ние стре­лец­ко­го вой­ска

4. На­ча­ло со­зы­ва Зем­ских со­бо­ров


4. Как на­зы­ва­лись воз­ник­шие в Рос­сии в XVII в. пред­при­я­тия, ис­поль­зо­вав­шие тех­ни­ку и раз­де­ле­ние труда?


1. Ко­опе­ра­ти­вы

2. Син­ди­ка­ты

3. Ма­ну­фак­ту­ры

4. Гиль­дии


5. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го до­ку­мен­та и ука­жи­те мо­нар­ха, ко­то­ро­му он был ад­ре­со­ван.

«Боже со­хра­ни, чтоб не сде­ла­лось вме­сто од­но­го са­мо­дер­жав­но­го го­су­да­ря де­ся­ти са­мо­власт­ных и силь­ных фа­ми­лий; и так мы, шля­хет­ство, со­всем про­падём и при­нуж­де­ны будем горше преж­не­го идо­ло­по­клон­ни­чать и

ми­ло­сти у всех ис­кать, да ещё и сыс­кать будет труд­но, по­не­же ныне между глав­ны­ми (т. е. «вер­хов­ни­ка­ми»), как бы со­глас­но ни было, од­на­ко ж впредь, ко­неч­но, у них без раз­до­ров не будет; и так один будет ми­ло­стив, а дру­гие, на того злоб­ствуя, вре­дить и гу­бить ста­нут…»


1. Анна Иоан­нов­на

2. Ели­за­ве­та Пет­ров­на

3. Пётр III

4. Павел I


6. Про­чти­те от­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка и ука­жи­те ко­ман­ду­ю­ще­го, упо­мя­ну­то­го в от­рыв­ке.

«На­чаль­ни­ку кре­по­сти [ко­ман­ду­ю­щий] по­слал ко­рот­кое из­ве­ще­ние: «Я с вой­ска­ми при­был сюда. 24 часа на раз­мыш­ле­ние — и воля; пер­вые мои вы­стре­лы — уже не­во­ля; штурм — смерть». Из кре­по­сти по­лу­чен был ответ: «Ско­рее небо об­ру­шит­ся на землю, чем сдаст­ся Из­ма­ил».

В ночь с 10 на 11 де­каб­ря вой­ска ше­стью ко­лон­на­ми вы­сту­пи­ли из ла­ге­ря к сте­нам кре­по­сти. Скоро на­ступ­ле­ние было за­ме­че­но. От не­пре­рыв­ной стрель­бы точно ог­нен­ной нитью за­све­ти­лись валы стены Из­ма­и­ла. Опыт­ные воины со­зна­ва­лись, что ни­ко­гда не слу­ча­лось им ис­пы­тать та­ко­го ад­ско­го огня. С же­сто­ки­ми по­те­ря­ми дошли рус­ские до укреп­ле­ний и стали за­ва­ли­вать вя­зан­ка­ми хво­ро­ста глу­бо­кие кре­пост­ные рвы… Же­сто­ким и кро­ва­вым боем, шаг за шагом, про­дви­га­лись наши вперёд. К 8 часам утра всё было кон­че­но: из 42 тысяч ту­рец­ко­го гар­ни­зо­на спас­ся один че­ло­век, ко­то­рый и при­нес на ро­ди­ну из­ве­стие о страш­ном ударе, раз­ра­зив­шем­ся над Тур­ци­ей».


1. А. Г. Орлов-Че­смен­ский

2. А. В. Су­во­ров

3. П. А. Ру­мян­цев-За­ду­най­ский

4. П. И. Баг­ра­ти­он


7. Кто яв­лял­ся пред­во­ди­те­лем на­род­но­го дви­же­ния, про­ис­хо­див­ше­го в пе­ри­од Смут­но­го вре­ме­ни в Рос­сии?


1. К. А. Бу­ла­вин

2. Е. И. Пугачёв

3. С. Т. Разин

4. И. И. Бо­лот­ни­ков


8. Ука­жи­те, кто ко­ман­до­вал рус­ски­ми вой­ска­ми в сра­же­ни­ях Се­вер­ной войны.


1. П. А. Ру­мян­цев

2. П. С. На­хи­мов

3. Б. П. Ше­ре­ме­тев

4. Ф. Ф. Уша­ков


9. Запишите слово, пропущенное в схеме

 

 

10. Пе­ри­од Смут­но­го вре­ме­ни за­кон­чил­ся в прав­ле­ние


1. Ми­ха­и­ла Ро­ма­но­ва

2. Бо­ри­са Го­ду­но­ва

3. Ва­си­лия Шуй­ско­го

4. Фёдора Ива­но­ви­ча


11. Ука­жи­те ар­хи­тек­тур­ный стиль, в ко­то­ром ве­ли­ко­ле­пие и мо­ну­мен­таль­ность со­че­та­лись с при­чуд­ли­вы­ми ли­ни­я­ми фа­са­дов и оби­ли­ем леп­ных укра­ше­ний.


1. Мо­дер­низм

2. Ба­рок­ко

3. Клас­си­цизм

4. Кон­струк­ти­визм


12. По указу Петра I был(-а) ос­но­ван(-а)


1. Мос­ков­ский уни­вер­си­тет

2. Смоль­ный ин­сти­тут

3. Выс­шая мор­ская («на­ви­гац­кая») школа

4. Сла­вя­но-греко-ла­тин­ская ака­де­мия


13. Какой па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры был по­стро­ен в XVI в.?


1. Дом Паш­ко­ва в Москве

2. Цер­ковь По­кро­ва в Филях

3. Цер­ковь Воз­не­се­ния в Ко­ло­мен­ском

4. Боль­шой Кремлёвский дво­рец


14. Кто из на­зван­ных ис­то­ри­че­ских лиц был пер­вым рос­сий­ским кни­го­пе­чат­ни­ком?


1. Ан­дрей Руб­лев

2. Иван Фе­до­ров

3. Си­ме­он По­лоц­кий

4. Федор Конь


15. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков. Ответом должно быть сочетание соответствующих букв, поставленных в том порядке, в котором в тексте пропущены слова. Например, ДГВБА. Учтите, что одно из понятий (имён) лишнее.

«Образование Российской империи начинается в XVI веке в годы правления царя (1) ___________. В этом столетии к России были присоединены территории (2)__________. На протяжении последующих столетий границы государства отодвигались всё дальше и дальше на восток. В XVII веке в состав России были включены огромные территории (3)__________. В первой четверти XVIIIвека Российское государство, по образному выражению А. С. Пушкина, «прорубило окно в Европу», присоединив (4)__________. Екатерина II поставила точку в решении основных внешнеполитических задач, стоящих перед империей, объявила (5) ________ территорией России».


А. Алексей Михайлович

Б. Астраханское и Казанское ханства

В. Восточная Сибирь и Дальний Восток

Г. Иван IV

Д. Крым и Причерноморье

Е. Прибалтика


16. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке сле­ду­ю­щие со­бы­тия. Ука­жи­те ответ в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр вы­бран­ных эле­мен­тов:


1. Про­воз­гла­ше­ние Рос­сии им­пе­ри­ей;

2. Из­да­ние указа о на­сле­до­ва­нии пре­сто­ла стро­го по муж­ской линии;

3. Из­да­ние ма­ни­фе­ста о воль­но­сти дво­рян­ской;

4. Ос­но­ва­ние Санкт-Пе­тер­бур­га.


17. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке сле­ду­ю­щие со­бы­тия. Ука­жи­те ответ в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр вы­бран­ных эле­мен­тов:


1. На­ча­ло вос­ста­ния под пред­во­ди­тель­ством Е. И. Пугачёва;

2. Из­да­ние жа­ло­ван­ной гра­мо­ты дво­рян­ству;

3. Созыв Уло­жен­ной ко­мис­сии;

4. Гу­берн­ская ре­фор­ма Ека­те­ри­ны II.


18. Ис­поль­зуя дан­ные ста­ти­сти­че­ской таб­ли­цы, за­вер­ши­те пред­став­лен­ные ниже суж­де­ния, со­от­не­ся их на­ча­ла и ва­ри­ан­ты за­вер­ше­ния.

Уро­жай­ность зер­но­вых в не­ко­то­рых мест­но­стях Рос­сии в конце XVII в.в «самах»: сколь­ко одно семя («сам») даёт уро­жай­ных зёрен

Местность Рожь Овёс Ячмень
Угодья Кирилло – Белозерского монастыря      
Вологодский север 4,2 2,8  

Начало суждения Варианты завершения суждений

Вариант 6.

А. На зем­лях Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря наи­боль­ший уро­жай да­ва­ли по­се­вы 1. Ржи

Б. Оди­на­ко­во про­дук­тив­ны­ми и в мо­на­стыр­ских вот­чи­нах, и на Во­ло­год­ском Се­ве­ре были по­се­вы 2. Ячменя

В. По боль­шин­ству по­ка­за­те­лей более вы­со­ки­ми уро­жа­я­ми от­ли­ча­лись 3. Земли Вологодского Севера

4. Овса

5. Угодья Кирилло-Белозерского монастыря

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

А Б В
     

19. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между име­на­ми рус­ских царей и со­бы­ти­я­ми, ко­то­рые от­но­сят­ся к пе­ри­о­ду их прав­ле­ния: к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

Цари События

А. Иван IV 1. Смоленская война

Б. Михаил Фёдорович 2. Присоединение Новгорода и Твери

В. Алексей Михайлович 3. Объединение Левобережной Украины с Россией

4. Ливонская война

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

А Б В
     

20. Какие из пе­ре­чис­лен­ных тер­ми­нов обо­зна­ча­ют по­ня­тия, яв­ле­ния, воз­ник­шие в XVII в.? Най­ди­те в при­ведённом спис­ке два тер­ми­на и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.


1. Фрес­ка;

2. Пат­ри­ар­ше­ство;

3. Пар­су­на;

4. Ста­ро­об­ряд­цы;

5. Ас­сам­блея.


21. За­пи­ши­те тер­мин, о ко­то­ром идёт речь.

«Пра­ви­тель­ство, со­сто­яв­шее из пред­ста­ви­те­лей знат­ных бо­яр­ских родов, при­шед­шее к вла­сти после свер­же­ния Ва­си­лия Шуй­ско­го».

22. Рас­смот­ри­те схему. Гра­ни­цы Мос­ков­ско­го кня­же­ства (Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства), обо­зна­чен­ные на схеме, со­от­вет­ству­ют вре­ме­ни окон­ча­ния прав­ле­ния


1. Ва­си­лия I

2. Ивана III

3. Ва­си­лия III

4. Ми­ха­и­ла Ро­ма­но­ва


23. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние.

Ка­ко­му яв­ле­нию, со­бы­тию в оте­че­ствен­ной ис­то­рии по­свя­ще­на дан­ная кар­ти­на В. И. Су­ри­ко­ва?


1. Цер­ков­но­му рас­ко­лу

2. Смут­но­му вре­ме­ни

3. Под­чи­не­нию Нов­го­ро­да Москве

4. Спору не­с­тя­жа­те­лей и иоси­ф­лян


24. Срав­ни­те де­я­тель­ность Пер­во­го и Вто­ро­го опол­че­ний в годы Смуты. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт раз­ли­чия.


1. Вы­ступ­ле­ние про­тив поль­ских за­хват­чи­ков;

2. Уча­стие Дмит­рия По­жар­ско­го;

3. Фор­ми­ро­ва­ние дви­же­ния в Ря­за­ни;

4. Уча­стие Кузь­мы Ми­ни­на.


25. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, не­по­сред­ствен­но свя­за­ны с рус­ской куль­ту­рой XVII в.

1) об­мир­ще­ние куль­ту­ры; 2) се­ку­ля­ри­за­ция со­зна­ния; 3) мос­ков­ское ба­рок­ко; 4) пар­су­на; 5) ас­сам­блеи.

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вый номер тер­ми­на, «вы­па­да­ю­ще­го» из дан­но­го ряда.

26. В годы правления какого царя произошло учреждение патриаршества?


1. Ивана IV

2. Фёдора Ивановича

3. Василия Шуйского

4. Алексея Михайловича


27. С какой целью при Петре I была проведена перепись населения?


1. Заставить всех дворян служить в армии

2. Узнать численность всего населения страны

3. Отменить переходы крестьян в Юрьев день

4. Увеличить налоговые поступления в казну


28. Как в XVIII веке назывался документ, посвящённый несению



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: