Цели освоения дисциплины




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.В. ОД.3.1 «СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. ЛЕКСИКА»

 

Направление подготовки – 44.03.01.62 Педагогическое образование

 

Образовательная программа «Филологическое образование»

Квалификация (степень)

Бакалавр

Форма обучения – очная

 

Курс 1, семестр 1

Экзамен в 1 семестре

 

Составитель: кфн, доцент кафедры

отечественной филологии и журналистики

Я.С. НИКУЛЬНИКОВА

 

 

Армавир, 2014

ОБОСНОВАНИЕ РПД

 

Рабочая программа по дисциплине по выбору «Б3.В. ОД.3.1 «СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. ЛЕКСИКА» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВО к обязательному минимуму содержания и уровню подготовкидипломированного выпускника и предназначена для студентов, обучающихся по направлению 050100.62 «Педагогическое образование»,профиль «Филологическое образование».

 

Рабочая программа дисциплины рекомендована к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики, протокол № ____ от ______________2014 г.

Автор: Никульникова Я.С., кфн, доцент кафедры отечественной филологии и журналистики.

 

Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики, протокол № ____ от ______________2014 г.

 

Зав. кафедрой __________ Безруков А.А.

 

 

Цели освоения дисциплины

1. сформировать у студентов комплекс знаний о лексике и фразеологии современного русского языка;

2. сформировать у студентов комплекс умений и навыков в области лексикологии (в том числе лексической семантики, фразеологии, лексикографии);

3. сформировать представление о внутренней системности лексики и о ее связи с другими уровнями языка;

4. сформировать понимание тенденций и перспектив развития лексической системы языка.

Задачи освоения дисциплины:

Ознакомить студентов с базовыми теоретическими понятиями лексической семантики и лексикологии в целом, с принципами анализа значения слова, с образцами анализа семантического и прагматического содержания слова, с синтагматическими и парадигматическими отношениями в лексике, с принципами формирования и пополнения лексико-фразеологического состава языка и его социолингвистической, территориальной, стилистической дифференциацией, с основами лексикографии.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Данная дисциплина предназначена для студентов 1 курса филологического факультета (бакалавриат). Изучение данной дисциплины необходимо для освоения последующих дисциплин цикла «Современный русский язык» (словообразование, морфемика, морфология, синтаксис). Дисциплина преподается в 1 семестре 1 курса. Для ее изучения достаточными являются знания, умения и навыки, приобретенные в средней (полной) общеобразовательной школе.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В процессе изучения дисциплины формируются следующие компетенции:

- способность логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

- готовность применять современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2).

4. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Иметь знания:

· о структуре и общих принципах формирования лексической системы;

· о специфике лексико-семантической системы языка на синхронном срезе;

· о знаковом характере слова, его семантике, прагматике, синтактике;

· об основных типах синтагматических и парадигматических отношений в лексике;

· о ведущих научных школах (в области лексической семантики, лексикографии, фразеологии) и предлагаемых ими принципах и методах анализа значения слова, описания лексики и фразеологии;

· об отражении картины мира в словарном составе языка; о лингвоспецифичности русских культурных концептов;

· о социолингвистической, территориальной, стилистической дифференциации лексики;

· об актуальных процессах в области лексики; о нестабильности стилистической системы на рубеже 20-21 веков;

· о содержании понятий «лексика современного русского литературного языка», «нормированность», «кодифицированность»;

· об основных видах лингвистических словарей.

Уметь:

· корректно характеризовать и описывать лексические единицы и категории, явления и процессы в лексике;

· с помощью лингвистического инструментария анализировать и описывать семантическое и прагматическое содержание слова;

· использовать в научных и практических целях лингвистические словари;

· использовать приобретенные знания при анализе и синтезе текста;

· использовать приобретенные знания для самостоятельной научной деятельности.

Владеть:

· навыками самостоятельной работы с научным и фактическим материалом по проблематике дисциплины;

· навыками работы с разными видами словарей; навыками анализа словарных толкований;

· навыками работы с электронными корпусами русского языка, в частности с «Национальным корпусом русского языка»;

навыками компонентного и концептуального анализа значения слова, определения принадлежности слова и фразеологизма к тому или иному стилю.

 

Планируемые результаты обучения по дисциплине Планируемые результаты освоения дисциплины
Знать о структуре и общих принципах формирования лексической системы; о специфике лексико-семантической системы языка на синхронном срезе; о знаковом характере слова, его семантике, прагматике, синтактике; об основных типах синтагматических и парадигматических отношений в лексике способность логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);  
Уметь использовать в научных и практических целях лингвистические словари; использовать приобретенные знания при анализе и синтезе текста; использовать приобретенные знания для самостоятельной научной деятельности. владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);  
Владеть навыками самостоятельной работы с научным и фактическим материалом по проблематике дисциплины; навыками работы с разными видами словарей; навыками анализа словарных толкований; навыками компонентного и концептуального анализа значения слова, определения принадлежности слова и фразеологизма к тому или иному стилю.    
готовность применять современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2).  
  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ«СРЛЯ. ЛЕКСИКОЛОГИЯ»

1.Русский язык – национальный язык великого русского народа. Роль и функции русского языка как одного из мировых языков.

2.Русский язык как нормированная, обработанная форма общенародного языка. Современный русский литературный язык и основные этапы его развития. Понятие литературной нормы. Типы норм. Понятие о системе функциональных стилей современного русского языка.

3.Слово как значимая единица русского языка. Предмет лексикологии русского языка. Понятие слова, основные признаки слова. Обобщающий характер слова.

4.Лексическое значение слова и его природа. Понятие денотации и коннотации. Компоненты лексического значения. Типы лексического значения слова в русском языке.

5.Слова однозначные и многозначные. Понятие о моносемии и полисемии. Типы переноса наименования с одного предмета на другой. Семантическая структура многозначного слова. Реализация значений многозначного слова.

6.Омонимия в русском языке. Понятие о лексических омонимах. Пути возникновения омонимов в русском языке. Разновидности лексических омонимов. Разграничение омонимии и полисемии. Явления, смежные с лексической омонимией.

7.Синонимия в русском языке. Понятие о лексических синонимах. Пути возникновения синонимов. Типы синонимов. Понятие синонимического ряда и доминанты. Использование синонимов в речи.

8.Антонимия слов в русском языке. Понятие о лексических антонимах. Типы антонимов. Использование антонимов в речи.

9.Паронимы в русском языке. Понятие о паронимах. Пути возникновения паронимов. Типы паронимов по структуре и значению. Употребление паронимов в речи.

 

10.Лексический состав современного русского языка с точки зрения происхождения. Типы русской лексики по происхождению. Исконно русская лексика и ее основные пласты. Заимствованная лексика в русском языке. Старославянизмы в русском языке.

 

11.Лексический состав современного русского языка с точки зрения сферы употребления. Типы русской лексики с точки зрения сферы употребления. Лексика общенародная (общеупотребительная). Лексика ограниченного употребления. Специальная лексика. Просторечная, диалектная и жаргонная лексика.

 

12.Лексический состав современного русского языка с точки зрения экспрессивно-стилистической. Типы русской лексики с функционально-стилистической точки зрения. Межстилевая (нейтральная) лексика. Стилистически окрашенная (маркированная) лексика. Типы русской лексики с эмоционально-стилистической точки зрения.

 

13.Лексика современного русского языка с точки зрения динамики (активности употребления). Понятие активного и пассивного словарного запаса. Устаревшая лексика, ее разновидности. Современная (актуальная) лексика. Неологизмы, их виды. Понятие об окказиональных словах.

 

14.Фразеология русского языка. Фразеологизм как значимая единица русского языка, его соотношение со словом и свободным сочетанием слов. Фразеологизмы с точки зрения семантической слитности. Состав и структура фразеологизмов, их структурные типы. Морфологические свойства фразеологизмов. Фразеологические синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Фразеологизмы с точки зрения происхождения. Экспрессивно-стилистические особенности фразеологизмов.

 

15.Лексикография. Предмет и задачи лексикографии. Типы словарей (энциклопедические и лингвистические). Важнейшие толковые словари русского языка. Аспектные словари. Основные понятия лексикографии (словарь, словник, словарная статья и т.д.). Словарные пометы.

 

6. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов). Объем аудиторных часов составляет 52 (лекций – 16 часов, лабор. – 18 часов, практ. – 18 часов). Объем СРС – 20 часов.

7. Структура и содержание дисциплины (ОДО)

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации
      лекц. СРС семин. СРС Лаб. СРС  
  Русский язык – национальный язык великого русского народа.Роль и функции русского языка как одного из мировых языков.                  
  Русский язык как нормированная, обработанная форма общенародного языка.Современный русский литературный язык и основные этапы его развития. Понятие литературной нормы. Типы норм. Понятие о системе функциональных стилей современного русского языка.                  
  Слово как значимая единица русского языка.Предмет лексикологии русского языка. Понятие слова, основные признаки слова. Обобщающий характер слова.                
  Лексическое значение слова и его природа. Понятие денотации и коннотации. Компоненты лексического значения. Типы лексического значения слова в русском языке.                
  Слова однозначные и многозначные.Понятие о моносемии и полисемии. Типы переноса наименования с одного предмета на другой. Семантическая структура многозначного слова. Реализация значений многозначного слова.               Самостоятельная работа
  Омонимия в русском языке.Понятие о лексических омонимах. Пути возникновения омонимов в русском языке. Разновидности лексических омонимов. Разграничение омонимии и полисемии. Явления, смежные с лексической омонимией.                
  Синонимия в русском языке.Понятие о лексических синонимах. Пути возникновения синонимов. Типы синонимов. Понятие синонимического ряда и доминанты. Использование синонимов в речи.                
  Антонимия слов в русском языке.Понятие о лексических антонимах. Типы антонимов. Использование антонимов в речи.                
  Паронимы в русском языке.Понятие о паронимах. Пути возникновения паронимов. Типы паронимов по структуре и значению. Употребление паронимов в речи.               Контр. работа
  Лексический состав современного русского языка с точки зрения происхождения. Типы русской лексики по происхождению. Исконно русская лексика и ее основные пласты. Заимствованная лексика в русском языке. Старославянизмы в русском языке.                
  Лексический состав современного русского языка с точки зрения сферы употребления.Типы русской лексики с точки зрения сферы употребления. Лексика общенародная (общеупотребительная). Лексика ограниченного употребления. Специальная лексика. Просторечная, диалектная и жаргонная лексика.                
  Лексический состав современного русского языка с точки зрения экспрессивно-стилистической.Типы русской лексики с функционально-стилистической точки зрения. Межстилевая (нейтральная) лексика. Стилистически окрашенная (маркированная) лексика. Типы русской лексики с эмоционально-стилистической точки зрения.                
  Лексика современного русского языка с точки зрения динамики (активности употребления).Понятие активного и пассивного словарного запаса. Устаревшая лексика, ее разновидности. Современная (актуальная) лексика. Неологизмы, их виды. Понятие об окказиональных словах.                
  Фразеология русского языка.Фразеологизм как значимая единица русского языка, его соотношение со словом и свободным сочетанием слов. Фразеологизмы с точки зрения семантической слитности. Состав и структура фразеологизмов, их структурные типы. Морфологические свойства фразеологизмов. Фразеологические синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Фразеологизмы с точки зрения происхождения. Экспрессивно-стилистические особенности фразеологизмов.                
  Лексикография.Предмет и задачи лексикографии. Типы словарей (энциклопедические и лингвистические). Важнейшие толковые словари русского языка. Аспектные словари. Основные понятия лексикографии (словарь, словник, словарная статья и т.д.). Словарные пометы.                  
                  Контр. работа
  Итого                

Структура и содержание дисциплины (ОЗО)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: