РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.В. ОД.3.1 «СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. ЛЕКСИКА»
Направление подготовки – 44.03.01.62 Педагогическое образование
Образовательная программа «Филологическое образование»
Квалификация (степень)
Бакалавр
Форма обучения – очная
Курс 1, семестр 1
Экзамен в 1 семестре
Составитель: кфн, доцент кафедры
отечественной филологии и журналистики
Я.С. НИКУЛЬНИКОВА
Армавир, 2014
ОБОСНОВАНИЕ РПД
Рабочая программа по дисциплине по выбору «Б3.В. ОД.3.1 «СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. ЛЕКСИКА» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВО к обязательному минимуму содержания и уровню подготовкидипломированного выпускника и предназначена для студентов, обучающихся по направлению 050100.62 «Педагогическое образование»,профиль «Филологическое образование».
Рабочая программа дисциплины рекомендована к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики, протокол № ____ от ______________2014 г.
Автор: Никульникова Я.С., кфн, доцент кафедры отечественной филологии и журналистики.
Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики, протокол № ____ от ______________2014 г.
Зав. кафедрой __________ Безруков А.А.
Цели освоения дисциплины
1. сформировать у студентов комплекс знаний о лексике и фразеологии современного русского языка;
2. сформировать у студентов комплекс умений и навыков в области лексикологии (в том числе лексической семантики, фразеологии, лексикографии);
3. сформировать представление о внутренней системности лексики и о ее связи с другими уровнями языка;
4. сформировать понимание тенденций и перспектив развития лексической системы языка.
Задачи освоения дисциплины:
Ознакомить студентов с базовыми теоретическими понятиями лексической семантики и лексикологии в целом, с принципами анализа значения слова, с образцами анализа семантического и прагматического содержания слова, с синтагматическими и парадигматическими отношениями в лексике, с принципами формирования и пополнения лексико-фразеологического состава языка и его социолингвистической, территориальной, стилистической дифференциацией, с основами лексикографии.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Данная дисциплина предназначена для студентов 1 курса филологического факультета (бакалавриат). Изучение данной дисциплины необходимо для освоения последующих дисциплин цикла «Современный русский язык» (словообразование, морфемика, морфология, синтаксис). Дисциплина преподается в 1 семестре 1 курса. Для ее изучения достаточными являются знания, умения и навыки, приобретенные в средней (полной) общеобразовательной школе.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В процессе изучения дисциплины формируются следующие компетенции:
- способность логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
- готовность применять современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2).
4. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Иметь знания:
· о структуре и общих принципах формирования лексической системы;
· о специфике лексико-семантической системы языка на синхронном срезе;
· о знаковом характере слова, его семантике, прагматике, синтактике;
· об основных типах синтагматических и парадигматических отношений в лексике;
· о ведущих научных школах (в области лексической семантики, лексикографии, фразеологии) и предлагаемых ими принципах и методах анализа значения слова, описания лексики и фразеологии;
· об отражении картины мира в словарном составе языка; о лингвоспецифичности русских культурных концептов;
· о социолингвистической, территориальной, стилистической дифференциации лексики;
· об актуальных процессах в области лексики; о нестабильности стилистической системы на рубеже 20-21 веков;
· о содержании понятий «лексика современного русского литературного языка», «нормированность», «кодифицированность»;
· об основных видах лингвистических словарей.
Уметь:
· корректно характеризовать и описывать лексические единицы и категории, явления и процессы в лексике;
· с помощью лингвистического инструментария анализировать и описывать семантическое и прагматическое содержание слова;
· использовать в научных и практических целях лингвистические словари;
· использовать приобретенные знания при анализе и синтезе текста;
· использовать приобретенные знания для самостоятельной научной деятельности.
Владеть:
· навыками самостоятельной работы с научным и фактическим материалом по проблематике дисциплины;
· навыками работы с разными видами словарей; навыками анализа словарных толкований;
· навыками работы с электронными корпусами русского языка, в частности с «Национальным корпусом русского языка»;
навыками компонентного и концептуального анализа значения слова, определения принадлежности слова и фразеологизма к тому или иному стилю.
Планируемые результаты обучения по дисциплине | Планируемые результаты освоения дисциплины | |
Знать о структуре и общих принципах формирования лексической системы; о специфике лексико-семантической системы языка на синхронном срезе; о знаковом характере слова, его семантике, прагматике, синтактике; об основных типах синтагматических и парадигматических отношений в лексике | способность логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6); | |
Уметь использовать в научных и практических целях лингвистические словари; использовать приобретенные знания при анализе и синтезе текста; использовать приобретенные знания для самостоятельной научной деятельности. | владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); | |
| готовность применять современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2). |
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ«СРЛЯ. ЛЕКСИКОЛОГИЯ»
1.Русский язык – национальный язык великого русского народа. Роль и функции русского языка как одного из мировых языков.
2.Русский язык как нормированная, обработанная форма общенародного языка. Современный русский литературный язык и основные этапы его развития. Понятие литературной нормы. Типы норм. Понятие о системе функциональных стилей современного русского языка.
3.Слово как значимая единица русского языка. Предмет лексикологии русского языка. Понятие слова, основные признаки слова. Обобщающий характер слова.
4.Лексическое значение слова и его природа. Понятие денотации и коннотации. Компоненты лексического значения. Типы лексического значения слова в русском языке.
5.Слова однозначные и многозначные. Понятие о моносемии и полисемии. Типы переноса наименования с одного предмета на другой. Семантическая структура многозначного слова. Реализация значений многозначного слова.
6.Омонимия в русском языке. Понятие о лексических омонимах. Пути возникновения омонимов в русском языке. Разновидности лексических омонимов. Разграничение омонимии и полисемии. Явления, смежные с лексической омонимией.
7.Синонимия в русском языке. Понятие о лексических синонимах. Пути возникновения синонимов. Типы синонимов. Понятие синонимического ряда и доминанты. Использование синонимов в речи.
8.Антонимия слов в русском языке. Понятие о лексических антонимах. Типы антонимов. Использование антонимов в речи.
9.Паронимы в русском языке. Понятие о паронимах. Пути возникновения паронимов. Типы паронимов по структуре и значению. Употребление паронимов в речи.
10.Лексический состав современного русского языка с точки зрения происхождения. Типы русской лексики по происхождению. Исконно русская лексика и ее основные пласты. Заимствованная лексика в русском языке. Старославянизмы в русском языке.
11.Лексический состав современного русского языка с точки зрения сферы употребления. Типы русской лексики с точки зрения сферы употребления. Лексика общенародная (общеупотребительная). Лексика ограниченного употребления. Специальная лексика. Просторечная, диалектная и жаргонная лексика.
12.Лексический состав современного русского языка с точки зрения экспрессивно-стилистической. Типы русской лексики с функционально-стилистической точки зрения. Межстилевая (нейтральная) лексика. Стилистически окрашенная (маркированная) лексика. Типы русской лексики с эмоционально-стилистической точки зрения.
13.Лексика современного русского языка с точки зрения динамики (активности употребления). Понятие активного и пассивного словарного запаса. Устаревшая лексика, ее разновидности. Современная (актуальная) лексика. Неологизмы, их виды. Понятие об окказиональных словах.
14.Фразеология русского языка. Фразеологизм как значимая единица русского языка, его соотношение со словом и свободным сочетанием слов. Фразеологизмы с точки зрения семантической слитности. Состав и структура фразеологизмов, их структурные типы. Морфологические свойства фразеологизмов. Фразеологические синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Фразеологизмы с точки зрения происхождения. Экспрессивно-стилистические особенности фразеологизмов.
15.Лексикография. Предмет и задачи лексикографии. Типы словарей (энциклопедические и лингвистические). Важнейшие толковые словари русского языка. Аспектные словари. Основные понятия лексикографии (словарь, словник, словарная статья и т.д.). Словарные пометы.
6. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов). Объем аудиторных часов составляет 52 (лекций – 16 часов, лабор. – 18 часов, практ. – 18 часов). Объем СРС – 20 часов.
7. Структура и содержание дисциплины (ОДО)
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации | |||||
лекц. | СРС | семин. | СРС | Лаб. | СРС | ||||
Русский язык – национальный язык великого русского народа.Роль и функции русского языка как одного из мировых языков. | |||||||||
Русский язык как нормированная, обработанная форма общенародного языка.Современный русский литературный язык и основные этапы его развития. Понятие литературной нормы. Типы норм. Понятие о системе функциональных стилей современного русского языка. | |||||||||
Слово как значимая единица русского языка.Предмет лексикологии русского языка. Понятие слова, основные признаки слова. Обобщающий характер слова. | |||||||||
Лексическое значение слова и его природа. Понятие денотации и коннотации. Компоненты лексического значения. Типы лексического значения слова в русском языке. | |||||||||
Слова однозначные и многозначные.Понятие о моносемии и полисемии. Типы переноса наименования с одного предмета на другой. Семантическая структура многозначного слова. Реализация значений многозначного слова. | Самостоятельная работа | ||||||||
Омонимия в русском языке.Понятие о лексических омонимах. Пути возникновения омонимов в русском языке. Разновидности лексических омонимов. Разграничение омонимии и полисемии. Явления, смежные с лексической омонимией. | |||||||||
Синонимия в русском языке.Понятие о лексических синонимах. Пути возникновения синонимов. Типы синонимов. Понятие синонимического ряда и доминанты. Использование синонимов в речи. | |||||||||
Антонимия слов в русском языке.Понятие о лексических антонимах. Типы антонимов. Использование антонимов в речи. | |||||||||
Паронимы в русском языке.Понятие о паронимах. Пути возникновения паронимов. Типы паронимов по структуре и значению. Употребление паронимов в речи. | Контр. работа | ||||||||
Лексический состав современного русского языка с точки зрения происхождения. Типы русской лексики по происхождению. Исконно русская лексика и ее основные пласты. Заимствованная лексика в русском языке. Старославянизмы в русском языке. | |||||||||
Лексический состав современного русского языка с точки зрения сферы употребления.Типы русской лексики с точки зрения сферы употребления. Лексика общенародная (общеупотребительная). Лексика ограниченного употребления. Специальная лексика. Просторечная, диалектная и жаргонная лексика. | |||||||||
Лексический состав современного русского языка с точки зрения экспрессивно-стилистической.Типы русской лексики с функционально-стилистической точки зрения. Межстилевая (нейтральная) лексика. Стилистически окрашенная (маркированная) лексика. Типы русской лексики с эмоционально-стилистической точки зрения. | |||||||||
Лексика современного русского языка с точки зрения динамики (активности употребления).Понятие активного и пассивного словарного запаса. Устаревшая лексика, ее разновидности. Современная (актуальная) лексика. Неологизмы, их виды. Понятие об окказиональных словах. | |||||||||
Фразеология русского языка.Фразеологизм как значимая единица русского языка, его соотношение со словом и свободным сочетанием слов. Фразеологизмы с точки зрения семантической слитности. Состав и структура фразеологизмов, их структурные типы. Морфологические свойства фразеологизмов. Фразеологические синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Фразеологизмы с точки зрения происхождения. Экспрессивно-стилистические особенности фразеологизмов. | |||||||||
Лексикография.Предмет и задачи лексикографии. Типы словарей (энциклопедические и лингвистические). Важнейшие толковые словари русского языка. Аспектные словари. Основные понятия лексикографии (словарь, словник, словарная статья и т.д.). Словарные пометы. | |||||||||
Контр. работа | |||||||||
Итого |
Структура и содержание дисциплины (ОЗО)