Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией.




Коррекция нарушений звукопроизношения проводится комплексно:

 

Неврологом предлагается медикаментозное лечение:

 

1) Сосудистые препараты – винпоцетин (нарушения памяти, головокружение, головная боль, состояния после острого нарушения мозгового кровообращения), кавинтон (афазия, апраксия, двигательные расстройства), инстенон (дизартрия), глиатилин (дизартрия), циннаризин (ишемические нарушения мозгового кровообращения), стугерон (головокружение, нарушение памяти,нарушение мозгового кровообращения).

2) Ноотропы - ноотропил (нарушение памяти, головокружение, нарушение поведения), пантогам (при умственной недостаточности, при подкорковых гиперкинезах различной этиалогии, при расстройстве мочеиспускания), пантокальцин (при умственной отсталости и задержке психического развития), энцефабол (при нарушении поведения), пикамилон (острое нарушение мозгового кровообращения, вегетососудистая дистания, астенические состояния).

3) Метаболические препараты - кортексин (улучшают обмен веществ), актовигин (улучшает моторные функции), церебролизин (снижение памяти, операции на головном мозге, психические заболевания), церебролизат (ослабление памяти, травмы мозга).

4) Витамины – нейромультивит (витамины группы В),мильгамма (витамины группы В).

5) Седативные средства - Ново – пассит (повышенная возбудимость, снижение внимания, памяти), успокой (при повышенной возбудимости), персен (при повышенной возбудимости),тенотен (детский) (снижение внимания, повышенная возбудимость, снижение памяти).

Один из методов коррекции – массаж, его проводят аккуратно, без усилия, чтобы не вызвать гиперкинезы, силовой массаж может восстановить рефлексы оральной автоматизации, то есть рефлексы, характерные детям до 1 года. Нужно использовать элементы массажа с лёгким разминанием.

 

Массаж носогубных складок:

1). 5 – 7 движений от ноздрей к уголкам губ (от центра к периферии, сверху – вниз).

2). Лёгкое постукивание сверху – вниз, по носогубным складкам.

3). Зигзаг, сверху – вниз.

4). Пружина, спиралевидные движения.

5). Волнообразные движения.

6). Пощипывания по месту носогубных складок.

7). Закончить на уголках губ – точечный массаж.

 

Массаж губ:

1) От середины верхней губы к уголкам губ, двумя пальцами.

2) От середины нижней губы к уголкам –

3) На обеих губах, в средней части губ.

4) Спиралевидные движения по верхней губе.

5) Спиралевидные движения по нижней губе.

6) Спиралевидные движения по средней части обеих губ

7) Волнообразное движение по верхней, нижней и серединной части губ – 6 раз.

8) Лёгкое пощипывание обеих губ (7 раз).

9) Постукивание по верхней губе 5 – 7 раз.

10) Спиралевидное поглаживание по верхней губе.

11) То же по нижней губе.

12) То же по обеим губам.

13) Лёгкое пощипывание по средней части обеих губ.

 

Массаж мягкого нёба:

1). Двумя пальчиками массировать от передних резцов до середины ротовой полости, неглубоко. Пальцы обмотать марлей. – 5 раз.

2). Постукивание от резцов до середины твёрдого нёба. 5 раз.

3). Зигзагообразные движения 5 – 7 раз.

4). Спиралька, колечки – 5 раз.

5). Волна. 5 - 6 раз.

 

Все движения делать только к центру. Очень полезно дуто через трубочку в стакан с водой. Дать зевнуть ребёнку. Дать покашлять ребёнку. Надувать игрушки очень полезное упражнение.

 

Массаж языка:

 

1). Пошлёпать пальцами от кончика языка до его середины.

2). Поглаживать с двух сторон язык от кончика до середины языка. (Стимуляция), от середины к кончику (расслабление).

3). Спиралька.

4). Волна.

5). Постукивание.

6). Пощипывание.

 

Специальные упражнения для укрепления общей моторики.

- упражнения проводятся от 15 минут перед артикуляционной гимнастикой.

Занятия физическими упражнениями лучше проводить без обуви либо в лёгких носках. Проводятся 5 стандартных упражнений:

 

Ø «Волчок.» - это упражнение поможет обрести равновесие и лёгкость. И. положение – стоя, руки развести в стороны, ладони вниз – сделать повороты туловища, ног по часовой стрелке в среднем темпе, положение рук не менять. (от 3 х раз)

Ø «Червячок. » Лёжа на коврике, руки вдоль тела, ладони вниз, сделать глубокий вдох и поднять голову и ноги, таз не отрывать от пола (от 3 х раз).

Ø «Птичка.» - Хорошо устраняет застои в носовых пазухах, осуществляется массаж щитовидной железы. Исх. пол. – стоя на коврике на коленях, руки на поясе чуть – чуть отклонены назад, голова слегка опущена к груди, вдох прогнуться назад – выдох в исходное положение - от 3 х раз.

Ø «Стол.» - упражнение для укрепления иммунной системы. Исх. пол - сидя на полу (на коврике), ноги слегка разведены, руки около бёдер, пальцы рук направлены вперёд, голова у груди - вдох поднять туловище, опираясь в пол руками и ногами, голову слегка откинуть назад, выдох - в исх. пол.

Ø «Собака.» - укрепляет организм, Исх. пол – лёжа, руками и носками ног опираться в пол, живот поднят над полом, голова откинута слегка назад, вдох, встать на вытянутые руки и ноги, голова внизу между рук – выдох (от 3 х раз)

Существует несколько приёмов коррекции звукопроизношения:

 

1. Подражание. Ребёнок видит положение речевых органов при произнесении того или иного звука и подражает правильной артикуляции взрослого.

2. Механический приём. Логопедом используются различные зонды, но этот метод не очень нравится детям.

3. Механическая постановка и подражание. Зондом держать артикуляционный орган и показывать правильное положение языка, губ пациенту.

4. У Зеемана в его книге «Расстройства речи в детском возрасте» описан метод опоры на сохранные звуки.

5. Физиологический. С опорой на артикуляционные упражнения. Детям предлагаются специальные упражнения, целью которых является обучение ребёнка разложить трудную артикуляционную позицию на более лёгкие.

 

 

Коррекция свистящих:

Гимнастика для мышц губ:

1). Растянем губы в улыбку, зубы не видны. - 5 упражнений.

2). «Забор.» - обнажить зубы — 5 упражнений.

3). «Трубочка.» - губы вытянуть — 5 упражнений.

4). Чередовать упражнения 2 и 3 — 5 упр.

5). «Зайчик.» - обнажить верхние зубы, поднять верхнюю губу. 5 р.

6). «Обиделся.» - выдвинуть вперёд нижнюю челюсть — 5 р.

7). Чередование упр. 5 и 6, с исх. пол.

8). «Кривая ухмылка.» - подъем губы влево и вправо, поочерёдно. Затем, если есть гиперкинезы, то большее число с больной стороной — 5, 6 раз.

9). «Кролик жуёт.» - движение губ, как при жевании — 10 — 12 раз.

 

Г имнастика для языка:

1). «Лопатка.» - высунуть широкий язык, подержать 6 сек. 5 раз.

2). «Лопатка вперёд — назад.» - 5 движений.

3). «Накажи язычок.» - шлёпать губами по языку — ПА — ПА — ПА — 1 мин.

4). «Накажи язычок зубами.» - жевать язык зубами — ТА — ТА — ТА — 1 мин.

5). «Песенка бабочки.» - петь — И - - 5 раз.

6). «Орешек.» - упор языка за левую и правую щёки. - по 5 раз.

7). «Помой щёчку.» - чистить языком справа и слева, язык внутри рта — 5 раз.

8). «Вытолкни морковку.» - выталкивание морковки (кусочек, 1, 5 см) сначала в уголке рта, затем справа, слева — 5 раз с каждой стороны.

9). «Песенка бабочки.» - ещё 1 раз. 5 упражнений.

10). «Жевать боковые края языка.» - 5 раз.

11). «Мостик.» -язык широкий, кончик языка упирается в нижние резцы. - 6 сек. 5 раз.

12). «Тёрка.» - тереть зубами по поверхности языка. - 5 упр.

13). «Построить мостик, разрушить.» - широкий мостик выгнуть. Опустить — 5 упражнений.

14). «Катушка.» - язык в виде катушки, держать 6 сек. 5 упр.

15). «Мостик вверху — внизу.» - движения языка вверх — вниз — 5 упр.

 

Выработка центральной воздушной струи:

 

1). «Подуй на язык» - положить широкий язык, подуть, подставит ладонь и проверить, выдох должен быть холодным. - 5 раз.

 

2). «Подуй в трубочку.» - поднять боковые края языка и подуть вперёд, если ребёнок не может поднять боковые края языка, то на середину языка положить спичку. - 5 упражнений.

3). «Дуть на желобок.». - язык «мостиком», посередине проходит желобок, дуть на желобок. - 5 раз.

4). «Подуть в колпачок.» - положение языка №3 — дуть 5 раз.

(на постановку — 1 — 1, 5 месяца, звук взрослый не называет).

 

Краткий материал на закрепление свистящих звуков в потоке речи:

 

1. Игра «Холодный ветер.» - ребёнок самостоятельно произносит звук –С -.

2. Повторение обратных слогов:

 

АС – АС

ОС – ОС

УС – УС

ЫС – ЫС

ЯС – ЯС

ЁС – ЁС

ЮС – ЮС

ЕС – ЕС

3. Повторение слов - АС, БАС, КЛАСС, ПАС, ТАСС, АТАС, ВЛАС, КВАС, АСКЕТ, АСПИРИН, АСТМА, АСТРОЛОГ, АСФАЛЬТ.

- БОСС, КРОСС, НОС, ОТКОС, БАРБОС, РОС, ВОЛОС, ВОПРОС, ПОКОС.

- УС, ВКУС, ТРУС, ОБОЛТУС, МУСС, УКСУС, УКУС, ЗУЛУС, ТУЗ.

- ПЛЯС, ТРЯС, ПОЛЮС, ПЛЮС, ФЛЮС, ПЁС, ТЁС, НЁС, УНЁС, ОТНЁС, ПРИНЁС, УТЁС.

4. Повторение фраз - Павел любит вас. Я ем ананас. У меня в бутылке квас. Влас ел ананас. В аптеке аспирин.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: