Правовая охрана атмосферного воздуха




КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

А.Г. Авдей

 

ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА, ОЗОНОВОГО СЛОЯ И КЛИМАТА

 

 

Экологическое право

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1. Атмосферный воздух, озоновый слой и климат как объект правовой охраны.

2. Законодательство об охране атмосферного воздуха, озонового слоя и климата.

3. Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха и озонового слоя.

4. Правовые меры охраны атмосферного воздуха, озонового слоя.

5. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха, озонового слоя.

6. Климат как объект правовой охраны.

 

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ

 

 

Правовая охрана атмосферного воздуха

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха», атмосферный воздух – компонент природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

Основными принципами охраны атмосферного воздуха являются: государственное регулирование и управление в области охраны атмосферного воздуха; обязательность оценки воздействия на атмосферный воздух хозяйственной и иной деятельности при принятии решений об ее осуществлении; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на атмосферный воздух с учетом требований в области охраны атмосферного воздуха; платность за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; нормирование в области охраны атмосферного воздуха; предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и причинения вреда окружающей среде; возмещение вреда, причиненного окружающей среде выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, жизни, здоровью и имуществу граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, посредством загрязнения атмосферного воздуха в результате хозяйственной и иной деятельности; доступность экологической информации о состоянии атмосферного воздуха, воздействиях на него и мерах по его охране.

За нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха установлена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

Классификация объектов воздействия на атмосферный воздух по категориям осуществляется для:

- государственного регулирования и управления в области охраны атмосферного воздуха;

- нормирования в области охраны атмосферного воздуха;

- учета в области охраны атмосферного воздуха;

- государственного, ведомственного, производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.

Объекты воздействия на атмосферный воздух разделяются по категориям на основании:

- количества источников выбросов, находящихся на объекте воздействия на атмосферный воздух;

- количественного и качественного состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов, находящихся на объекте воздействия на атмосферный воздух;

- размера зоны воздействия;

- вероятности наступления на объекте воздействия на атмосферный воздух событий, имеющих неблагоприятные последствия для качества атмосферного воздуха, определяемой на основании данных об объемах используемых или хранящихся на этом объекте воздействия на атмосферный воздух легко летучих, взрывоопасных, пожароопасных или токсичных веществ.

Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь устанавливается порядок отнесения объектов воздействия на атмосферный воздух к определенным категориям и утверждаются категории объектов воздействия на атмосферный воздух.

Источники выбросов классифицируются на: стационарные; мобильные; нестационарные.

Стационарные источники выбросов подразделяются на организованные стационарные источники выбросов и неорганизованные стационарные источники выбросов.

К организованным стационарным источникам выбросов относятся источники выбросов, оборудованные устройствами, посредством которых производится локализация поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выделения загрязняющих веществ.

К неорганизованным стационарным источникам выбросов относятся источники выбросов, не оборудованные устройствами, посредством которых производится локализация поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выделения загрязняющих веществ.

Неорганизованные стационарные источники выбросов подразделяются на: линейные, если загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух от газопроводов; площадные, если загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух от рассредоточенных источников выделения загрязняющих веществ, в том числе от сооружений по очистке сточных вод, площадок хранения сыпучих материалов, отвалов горных пород, объектов захоронения отходов, объектов хранения отходов, объектов тяготения мобильных источников выбросов.

Мобильные источники выбросов подразделяются на: механические транспортные средства (за исключением приводимых в движение электродвигателями); железнодорожные транспортные средства (за исключением приводимых в движение электродвигателями); воздушные суда; морские суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного (река – море) плавания, маломерные суда; самоходные машины.

Нормирование в области охраны атмосферного воздуха осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на атмосферный воздух, обеспечения экологической безопасности.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:

- выполнять требования, установленные настоящим Законом и иными актами законодательства об охране атмосферного воздуха, об охране окружающей среды, в том числе обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов;

- разрабатывать и выполнять мероприятия, направленные на предупреждение загрязнения атмосферного воздуха, в том числе при авариях;

- не допускать превышения установленных нормативов в области охраны атмосферного воздуха, а в случае превышения таких нормативов принимать меры для ликвидации причин и последствий сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и немедленно информировать территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь о таких фактах с момента их обнаружения, а в случае угрозы возникновения ситуаций чрезвычайного характера – органы и подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

- приостанавливать до устранения выявленных нарушений или полностью прекращать эксплуатацию источников выбросов при невозможности соблюдения нормативов в области охраны атмосферного воздуха;

- разрабатывать мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период неблагоприятных метеорологических условий и обеспечивать их выполнение;

- предоставлять в соответствии с законодательством об охране окружающей среды экологическую информацию;

- осуществлять производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха;

- обеспечивать подготовку (обучение), инструктаж, проверку знаний, повышение квалификации работников, занятых охраной атмосферного воздуха.

Граждане, осуществляющие эксплуатацию механических транспортных средств, обязаны обеспечивать соблюдение нормативов, установленных законодательными актами, содержания загрязняющих веществ в отработавших газах мобильных источников выбросов.

Нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха влечет гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: