Сегодня день памяти Святителя Феофана Затворника




 

Чрезвычайно неординарной, талантливой и духоносной фигуры Православия…

 

 

Святитель Феофан Затворник, Вышенский, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 (23) января 1815 года в селе Чернава Елецкого уезда Орловской губернии (ныне — Измалковский район Липецкой области) в семье сельского священника Василия Тимофеевича Говорова и его жены Татьяны Ивановны. В семье было три дочери и четверо сыновей.

 

В 1837 г. окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию. Во время его обучения в Киеве произошли события, повлиявшие на выбор жизненного пути Георгия Говорова: в 1838 году скончалась его мать, а через год — отец. 1 октября 1840 года он подал академическому начальству прошение о пострижении в монашество; 15 (27) февраля 1841 года 26-летний Георгий Говоров принял в Киеве монашеский постриг с именем Феофан в честь преподобного Феофана Исповедника. Спустя два месяца, 6 апреля, ректор Киевской духовной академии Иеремия (Соловьёв) рукоположил Феофана во иеродиакона, а 1 июля — во иеромонаха.

 

Далее он преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА). 7 декабря 1842 года он был определён инспектором и преподавателем психологии и логики Новгородской духовной семинарии; 18 декабря утверждён в степени магистра богословия.

 

В 1847 г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.

 

Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855 г. св. Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной Семинарии. С 1856 г. архимандрит Феофан — настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. — ректор СПДА.

 

В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о повышении образования самого духовенства, что и по сей день является крайне важным и не всегда развитым направлением в церковных митрополиях и епархиях России.

 

С июля 1863 г. святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866 г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены, они звали его к себе на новый духовный подвиг. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам.

 

После Пасхи 1872 года ушёл в затвор, сначала на время поста, затем на целый год, после чего было принято решение о полном затворе. Устроив у себе в келии домовую Богоявленскую церковь, он служил в ней в воскресные и праздничные дни, а последние одиннадцать лет — ежедневно.

В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

 

Святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные труды его — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения», «Страсти и борьба с ними».

 

Святитель мирно почил 6 января 1894 г., в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни.

 

Канонизирован в 1988 г., как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.

 

 

Любви как силе, созидающей Церковь, свт. Феофан уделяет особое внимание. Любовь, свт. Феофан называет «самораспятой жизнью»; «всё… касающееся (членов), (она) почитает касающимся себя», – говорит он. Именно любовь (дарованная нам Отцом, Сыном и Святым Духом), – говорит он вслед за апостолом Павлом, – есть сила, созидающая и содержащяя Церковь.

 

Путь Иисуса Христа – от принятия на Себя греха всего мира до сообщения всему миру благодати спасения, от нисшествия во ад до восшествия превыше небес – в каком-то отношении должен пройти и каждый человек, член Церкви Христовой: путь от боли за ближнего (а богослов уже XX века архим. Софроний (Сахаров) скажет – и даже за весь мир)… до того, чтобы нести в себе всю Церковь, всего Христа. «Путь любви, – говорит свт. Феофан, – есть путь круговращения жизни тела Христова, в коем от Него всё исходит и к Нему всё возвращается», члены Церкви «всё от Него (Христа) получая, всё к Нему возвращать должны через любовное взаимодействие друг на друга по мере полученных от Христа Господа сил». Любовь, таким образом, есть сила, созидающая кафолическую полноту Церкви, где чудесным образом пребывает всё во всём. Любовь осуществляет в членах церковного тела их единое действие, гармонизируя целесообразное, согласное воле Божией, взаимодействие их сил.

 

Образ гармонии применительно к устроению церковного тела особенно важен для свт. Феофана. Гармония есть как бы внутренний склад Церкви, «стройное согласие (Церкви) самой в себе». Мы должны сгармонировывать себя любовью – этот образ (экклезиологический образ хора, гармонии, лада), характерный для многих святых отцов (таких как свщмч. Игнатий Антиохийский, прп. Иоанн Дамаскин, свт. Феофилакт Болгарский и других) неоднократно повторяет свт. Феофан.

 

Святитель Феофан говорит о том, что «каждый (член Церкви) всё имеет, что и другой, но в разной степени, добавляя при этом: «и сверх того всякий особую получает благодать и дар». Таким образом, принадлежность каждого обозначает здесь ничто иное как совершенное и обоженное человечество, принесённое нам Христом Спасителем и составляющее, собственно говоря, природу Церкви.

 

Аскетическое делание отдельного человека приобретает у него черты экклезиологического измерения, черты, столь характерные уже для позднейшего богословия XX века, аскетическое делание каждого отдельного человека, таким образом, осмысляется святителем как соборный труд единого организма Церкви.

 

Кроме трудов, он вёл обширную переписку: ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, при этом епископ Феофан обязательно отвечал на каждое из них.

 

Святитель Феофан в одном из писем более чем за 50 лет вперед предсказал революцию в России. Для борьбы с революцией предлагал жёсткие меры: цензуру прессы, смертную казнь за революционную деятельность.

 

В 1876 году он издал перевод на русский язык первого тома «Добротолюбия» (труд Никодима Святогорца), получив за него впоследствии степень доктора богословия.

 

В 1954 году, к 60-летию преставления святителя, епископ Русской православной церкви за границей Аверкий (Таушев) писал о его значении: «<…>[Феофан] находясь в глубине своего затвора, ещё в 60-70 годах прошлого столетия прозревал духом своим то страшное бедствие, которое надвигалось на не устоявший в верности своему святому Православию русский народ, предощущал ту жуткую кровавую бездну, в которую он катился. Всё предреченное Епископом Феофаном, как мы видим теперь, исполнилось. <…> Исполнилось и предречение святителя Феофана о том, что „вновь пошлёт Господь на нас таких же учителей наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления“, ибо „таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему“».

 

Труды святителя Феофана Затворника, излагающие тонко и глубоко механизмы формирования страстей (всякого рода зависимостей) и технология борьбы с ними опередили своё время и по глубине изложения и обоснования в практическом преломлении опережают любые современные психологические модели, что, к сожалению, мало известно и практически не используется в наши дни психологами и педагогами, работающими с зависимыми лицами.

 

 

29 июня 2002 года состоялось перенесение мощей святителя Феофана из храма деревни Эммануиловки (Шацкий район Рязанской области), где они хранились с 1988 года, в Вышенский женский монастырь. Что мы и вспоминаем сегодня. 14 марта 2009 года мощи были перенесены из Успенского собора в Казанский собор Вышенского монастыря, где хранятся до сей поры.

 

Дни памяти: 6 (19) января (преставление), 10 (23) января, 16 (29) июня (Перенесение мощей).

 

Труды святителя Феофана Затворника в фокусе внимания и современных богословов. 22 июня сего года в Тамбове прошла научная конференция «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника в истории современности», посвященная осмысления деятельности этого не только православного подвижника христианского благочестия, но и ученого мужа. Подробности в сюжете телеканала «Царьград ТВ» по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=E9hv7DzIp68

 

Источник: https://vk.com/nkaklyugin?w=wall255057827_9830



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: