Контрольные вопросы к зачету
1. Причины экологического кризиса
2. Особенности протекания экологического кризиса в СССР (России) и в капиталистических странах
3. Основные концепции взаимодействия природы и общества
4. Пути решения экологических проблем
5. Роль экологии в решении экономических, политических и социальных проблем общества
6. Значение экологических знаний в обеспечении населения основными природными ресурсами
7. Экология как наука и учебная дисциплина е связь с другими науками
8. Понятие экосистемы, функциональные группы организмов в экосистеме
9. Понятие пищевой цепи и трофического уровня
10. Поток энергии, положение человека в пищевой цепи
11. Типы пищевых цепей, их роль в отдельных экосистемах
12. Типы экологических пирамид, энергетические субсидии в экосистемы
13. Продуктивность экосистемы, пути повышения продуктивности агроэкосистем
14. Круговорот вещества (биогенов) в экосистемах
15. Оптимизация круговорота биогенов в искусственных экосистемах
16. Управление популяциями и экосистемами
17. Экология урбанизированных комплексов
18. Охрана экосистем и популяций
19. Потепление климата, его причины и следствия.
20. Озоновые дыры, их влияние на организмы.
21. Трансграничные переносы загрязнителей
22. Экологические войны (экоцид), их последствия для биосферы и человечества
23. Понятие биосферы
24. Международное сотрудничество в решении глобальных экологических проблем
25. Экономические механизмы рационального природопользования.
10.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (выдержка из матрицы компетенций):
Этапы формирования компетенций дисциплины
Цикл ОП | Дисциплины | Семестр |
ОК-10 (способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы) | ||
Б1.ГСЭЦ.БЧ | Экономическая теория | |
Б2.МЕНЦ.ВЧ | Основы экологии | |
Б3.ПЦ.БЧ | Безопасность жизнедеятельности | |
Б3.ПЦ.БЧ | История социологии | 3,4 |
Б3.ПЦ.БЧ | Методология и методы социологического исследования | 4,5 |
Б3.ПЦ.БЧ | Основы социологии | 2,3 |
Б3.ПЦ.БЧ | Политическая социология | |
Б3.ПЦ.БЧ | Социология управления | |
Б3.ПЦ.ВЧ | Введение в профессию | |
Б3.ПЦ.ВЧ | Девиантное поведение | |
Б3.ПЦ.ВЧ | Основы менеджмента | |
Б3.ПЦ.ВЧ | Социология духовной жизни | |
Б3.ПЦ.ВЧ | Социология массовых коммуникаций | |
Б3.ПЦ.ВЧ | Социология права | |
Б3.ПЦ.ВЧ | Социология социальной сферы | |
Б5.УПП | Производственная практика | |
Б6.ИГА | ВКР | |
Б6.ИГА | Государственный экзамен | |
Б2.МЕНЦ.ДВ | Современная научная картина мира | |
Б2.МЕНЦ.ДВ | Социальная инноватика | |
Б2.МЕНЦ.ДВ | Социология образования и науки |
10.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:
Таблица 5.
Карта критериев оценивания компетенций
Код компетенции | Критерии в соответствии с уровнем освоения ОП | Виды занятий (лекции, семинарские, практические, лабораторные) | Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.) | ||
пороговый (зачет) 61-75 баллов | базовый 76-90 баллов | повышенный 91-100 баллов | |||
ОК 10 | Знает: имеет общее представление об анализе социально-значимых проблем и процессов | Знает: имеет базовые представления об анализе социально-значимых проблем и процессов | Знает: имеет расширенное представление об анализе социально-значимых проблем и процессов | лекции, семинарские занятия | реферат |
Умеет: демонстрировать основные приемы анализа социально-значимых проблем и процессов | Умеет: системно продемонстрировать основные приемы анализа социально-значимых проблем и процессов | Умеет: творчески продемонстри-ровать расширенные представления по анализу социально-значимых проблем и процессов | лекции, семинарские занятия | контрольная работа, ответы на семинарах | |
Владеет: основными терминами, имеющими отношение к способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы | Владеет: основными терминами, имеющими отношение к способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы | Владеет: владеет и умеет применять на практике основные термины и понятия, имеющие отношение к способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы | лекции, семинарские занятия | ответы на семинарах |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.
Контрольная работа № 1.
1. Функциональные группы организмов в экосистеме
2. Понятие пищевой цепи
3.Типы пищевых цепей
4.Потоки энергии в различных экосистемах
5. Закономерности переноса энергии в пищевой цепи
Составление глоссария:
Дать развернутое толкование терминов:
1. Экосистема
2. Биогеоценоз
3. Продукция экосистем
4. Пищевые сети
5. Эколдогические пирамиды
Контрольная работа№2:
Дать развернутые ответы на следующие вопросы:
1.Потепление климата, его причины и следствия.
2.Озоновые дыры, их влияние на организмы.
3.Трансграничные переносы загрязнителей
4.Экологические войны (экоцид), их последствия для биосферы и человечества
5.Понятие биосферы
Творческий проект:
1.Планирование мероприятия по проведению студенческой конференции на тему: «Экология в современном мире».
Темы рефератов:
1.Функциональные группы организмов в экосистеме
2.Понятие пищевой цепи
3.Типы пищевых цепей
4.Потоки энергии в различных экосистемах
5. Закономерности переноса энергии в пищевой цепи
6. Оптимизация пищевых цепей в регулируемых экосистемах
7.Продуктивность дождевого тропического леса
8. Продуктивность агроэкосистем
9. Продуктивность мангровых лесов
10.Особенности агроэкосистем
11. Гетеротрофные искусственные экосистемы
12. Проект «Биосфера-2»
13. Классификация искусственных и трансформированных экосистем
14. Парк как трансформированная экосистема
15. Экосистема космического корабля
16.Россия и глобальные проблемы экологии.
17. Основные методы экологического воспитания и образования.
18 Международное сотрудничество по вопросам глобальной экологии.
19.Экологизация общественного производства.
20.Пути решения экологических проблем
Темы компьютерных презентаций:
1. Экологические войны
2. Экологические последствия ядерной войны
3. Международное экологическое сотрудничество
4. Графическая модель биогеоценоза
5. Биогеоценоз и экосистема
6. Разнообразие экосистем
7. Экология рака
8. Смог и здоровье человека
9. Яды в нашей пище
10. Тяжелые металлы в пищевых цепях
Вопросы к зачету:
1. Причины экологического кризиса
2. Особенности протекания экологического кризиса в СССР (России) и в капиталистических странах
3. Основные концепции взаимодействия природы и общества
4. Пути решения экологических проблем
5. Роль экологии в решении экономических, политических и социальных проблем общества
6. Значение экологических знаний в обеспечении населения основными природными ресурсами
7. Экология как наука и учебная дисциплина е связь с другими науками
8. Понятие экосистемы, функциональные группы организмов в экосистеме
9. Понятие пищевой цепи и трофического уровня
10. Поток энергии, положение человека в пищевой цепи
11. Типы пищевых цепей, их роль в отдельных экосистемах
12. Типы экологических пирамид, энергетические субсидии в экосистемы
13. Продуктивность экосистемы, пути повышения продуктивности агроэкосистем
14. Круговорот вещества (биогенов) в экосистемах
15. Оптимизация круговорота биогенов в искусственных экосистемах
16. Управление популяциями и экосистемами
17. Экология урбанизированных комплексов
18. Охрана экосистем и популяций
19. Потепление климата, его причины и следствия.
20. Озоновые дыры, их влияние на организмы.
21. Трансграничные переносы загрязнителей
22. Экологические войны (экоцид), их последствия для биосферы и человечества
23. Понятие биосферы
24. Международное сотрудничество в решении глобальных экологических проблем
25. Экономические механизмы рационального природопользования