Гендерная специфика чувства уважения к родителям




А.М. Коновалова, Е.И. Захарова (Москва)

В последнее время изучение детского отношения к родителям становится все более актуальным. К области наших научных интересов, в первую очередь, принадлежит чувство уважения к родителям, рассматриваемое как осознанное самостоятельное чувство, основанное на рациональном признании особых качеств родителя. Мы дифференцируем любовь к родителю (как иррациональное личностное начало) и уважение (как рациональное предметное начало). При этом важно разделять 2 принципиально отличных психологических феномена, оба из которых в русском языке могут обозначаться словом «уважение» – мы их называем «заслуженное» (именно его мы и считаем истинным чувством уважения) и «предписанное» уважение. Заслуженное уважение – это чувство, базирующееся на наличии у родителя ценных качеств и свойств (высокий социальный и материальный статус, ценные личные качества и т.д.). Заслуженное уважение формируется в результате оценивания ребенком своего родителя как достойного уважения. Предписанное уважение – чувство, базирующееся на принятии нормы отношения, сложившейся в культуре. Оно формируется в результате усвоения ребенком транслируемого в культуре представления об особой позиции взрослого («Уважение к родителям – долг детей»).

Мы полагаем, что уважительное или неуважительное отношение к родителям у детей формируется в подростковом возрасте. А так как развитое самосознание и рефлексия появляются лишь к середине подросткового возраста, то мы считаем, что и осознанное чувство уважения к родителям может появиться тогда же (до этого времени оно будет слито с чувством любви/эмоционального принятия).

Цель данной работы заключается в поиске гендерной специфики чувства уважения к родителям.

Нами было проведено эмпирическое исследование чувства уважения к родителям. Выборка составила 218 подростков в возрасте от 12 до 17 лет (103 мальчика и 115 девочек). В качестве методик исследования были использованы тест-опросник «Подростки о родителях» (ПоР), авторский опросник «Уважение» и сочинение «Мои родители».

В рамках данной работы перед нами стояли следующие задачи:

1. Выявление представлений подростков об уважении к родителям.

2. Анализ гендерных различий в степени уважения родителей подростками.

3. Анализ специфики уважения по отношению к матерям и отцам.

4. Выявление гендерной специфики степени дифференцированности любви и уважения.

В первую очередь в ходе нашего исследования мы задались вопросом, как сами подростки понимают понятие «уважение». Мы выяснили, что 40 % подростков стоят на позициях заслуженного уважения, 34 % подростков – на позициях предписанного, еще 26 % соглашаются с высказываниями про оба вида уважения, т.е. обладают смешанным представлением. С помощью непараметрического критерия U Манна-Уитни мы получили, что существует значимая связь между полом подростка и его представлением о содержании понятия «уважение к родителю» (взвешенными суммарными баллами по факторам «Предписанное уважение» и «Заслуженное уважение» шкалы «Семантика понятия уважение» из методики «Уважение») – в отношении предписанного уважения при α=0,029, в отношении заслуженного – при α=0,03. Отвечая на вопросы шкалы «Семантика понятия уважение» из авторской методики «Уважение», мальчики соглашаются с большим количеством утверждений, иногда противоречивых, и, таким образом, проявляют неопределенность и незрелость своих позиций.

Анализ гендерных различий уважения подростков к родителям показал, что в отношении заслуженного уважения мальчики уважают своих родителей сильнее, чем девочки (при α=0,05), что, возможно, связано с большей их рациональностью. Оценка предписанного уважения в целом не зависит от пола (Однофакторный дисперсионный анализ дал те же результаты). Но при этом мальчики в отношении предписанного уважения продемонстрировали полярные результаты. Чаще всего они испытывают или высокую, или низкую степень предписанного уважения. Гораздо реже, чем девочки – среднюю. 59 % мальчиков испытывают высокую степень предписанного уважения, среди девочек таких лишь 41 % (ρ≤0,05), т.о. мы видим, что в обследованной нами выборке подростков мальчики характеризуются некоторой конформностью, а также более подвержены культурным трансляциям.

В рамках анализа гендерной специфики чувства уважения к родителям интересно подметить, что заслуженное уважение к матери (по сравнению с заслуженным уважением к отцу) выше и у мальчиков, и у девочек. То есть матери заслуживают больше уважения подростков, чем отцы. В то же время графики частотного распределения оценок матери и отца по шкале предписанного уважения оказались идентичны друг другу. Это свидетельствует о всеобщности оценивания родителей по данному показателю: если подросток принимает факт долженствования уважения к родителям, то и различия между ними он делать не будет. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между оцениванием матери и отца по шкале предписанного уважения равен 0,837 (ρ≤0,01).

Выше мы говорили о том, что стремились анализировать уважение в качестве самостоятельного чувства, дифференцируемого подростками от чувства любви. С этой целью, мы фиксировали силу связи любви и уважения к родителям у мальчиков и девочек.

Мальчики в целом проявили большую склонность связывать оценку уважения к родителям с оценкой любви к ним (коэффициент ранговой корреляции Спирмена по шкалам любви и заслуженного уважения 0,514 у мальчиков против 0,428 у девочек; корреляция любви и предписанного уважения 0,316 у мальчиков против 0,115 у девочек. Значимость различий между коэффициентами корреляции определялась с помощью t-критерия Стьюдента при ρ≤0,05).

Значимой разницы между корреляциями любви и заслуженного уважения при оценивании отца и матери не проявилось (R=0,47 и R=0,442 соответственно). Т.е., сила связи любви с заслуженным уважением оказалась одинаковой в отношении отца и матери. Предписанное уважение отца у мальчиков оказалось сильнее связано с любовью, чем предписанное уважение матери (R=0,278 и R=0,139 соответственно). В отношении матери они, вероятно, испытывают более эмоционально насыщенные чувства, что не позволяет смешивать их с предписанным уважением.

Большинство полученных результатов подтверждает общепризнанные факты о психологических особенностях, связанных с полом, не смотря на то, что результаты эти были получены на принципиально новом материале. Перечислим те выводы в отношении чувства уважения, к которым мы пришли:

1. Представления девочек, как о заслуженном, так и о предписанном уважении более определенные, зрелые.

2. Заслуженное уважение к родителям у мальчиков выражено сильнее.

3. Матери заслуживают у подростков больше уважения, чем отцы.

4. У мальчиков уважение к родителям менее дифференцировано от чувства любви (связь этих чувств сильнее), чем у девочек.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: