Результатов учебной деятельности учащихся




ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ

УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор

Гуманитарного колледжа

учреждения образования

«Гродненский государственный

университет имени Янки Купалы»

__________________Н.А. Волкович

«___»____________________2017 г.

 

Учебная программа

По учебной дисциплине

«Теория и методика обучения детей СПОРТИВНЫМ

ИГРАМ И УПРАЖНЕНИЯМ»

профессионального компонента типового учебного плана

по специализации 2-01 01 01 31 «Физическое воспитание»

специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование»

для реализации образовательной программы

среднего специального образования,

обеспечивающей получение квалификации специалиста

со средним специальным образованием

 

Гродно

Авторы: Панасик Ю.М ., Гайдель Т.И., преподаватели Гуманитарного колледжа учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», 2017.

 

Учебная программа составленана основе Примерного тематического плана учебной дисциплины специализации, Минск, РИПО, 2013.

 

Рецензенты: Голачева И.А., преподаватель высшей категории Гуманитарного колледжа учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

Ситько С.А., преподаватель первой категории, председатель цикловой комиссии Гуманитарного колледжа учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы».

Учебная программа рассмотрена и одобрена цикловой комиссией психолого-педагогических дисциплин Гуманитарного колледжа учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы».

Протокол ____ от «____» ___________ 2017 г.

Председатель

цикловой комиссии _____________ С.А. Ситько

 

Учебная программа рекомендована к утверждению Советом колледжа, протокол №___, от «____» «__________» 2017г.

 

 

Учебная программа

 

Ответственный за выпуск Муринова Н.Н.

Компьютерная верстка Возняк Л.К.

Отпечатано в Гуманитарном колледже

учреждения образования

«Гродненский государственный университет

имени Янки Купалы»

230025, г. Гродно, ул. Ленина, 4

Гуманитарный колледж

УО ГрГУ имени Янки Купалы, 2017

Пояснительная записка

Спортивные игры являются одним из основных средств и методов физического воспитания дошкольников, поэтому они широко используются в учреждении дошкольного образования с целью оздоровления, развития и воспитания детей.

Основными задачами являются:

- ознакомление учащихся с содержанием и назначением разнообразных видов спортивных игр и упражнений;

- формирование у учащихся системы знаний, умений и навыков по обучению спортивным играм и упражнениям детей дошкольного возраста;

- развитие творческого подхода к выбору средств и методов руководства играми с целью двигательного развития дошкольников, их воспитания и оздоровления.

Изучение данной дисциплины предусматривает связь с предметами «Методика физического воспитания и развития детей», «Психология», «Физиология».

Учебная работа построена в форме теоретических и практических уроков, на которых учащиеся подробно знакомятся: с историей возникновения и развития спортивных игр, их содержанием; составляют конспекты и игровые карточки, осуществляют руководство играми в соответствии с возрастом детей и требованиями методики; знакомятся с особенностями и значением спортивных игр и упражнений; разучивают упражнения для развития физических качеств у дошкольников.

Учащиеся практикуются в выполнении всех видов спортивных игр, играют по правилам для детей, разрабатывают сценарии спортивных развлечений и праздников.

Дальнейшая работа по совершенствованию знаний учащихся и формированию у них профессиональных умений и навыков происходит в процессе педагогической практики, которая организуется в учреждениях дошкольного образования.

Составлены критерии оценки учебной деятельности учащихся, разработанные на основе десятибалльной шкалы и показателей оценки результатов учебной деятельности обучающихся в учреждениях среднего специального образования.

Имеется перечень литературы, который может быть использован для подготовки занятий.

По окончании изучения дисциплины учащиеся должны

знать:

- требования Программы дошкольного образования к организации обучения детей спортивным играм и упражнениям в учреждении дошкольного образования;

- классификацию и характеристику различных видов спортивных игр и упражнений;

- особенности формирования навыков здорового образа жизни у дошкольников;

- особенности методики, содержание и основные формы работы по обучению спортивным играм и упражнениям детей дошкольного возраста;

уметь:

- организовывать спортивные игры в соответствии с правилами их проведения с детьми разного дошкольного возраста;

- включать спортивные игры и упражнения в различные формы работы по физическому воспитанию.

 

Тематический план

Раздел, тема Кол-во часов
Всего В т.ч. на практ.занятия
Введение    
Раздел 1.Обучение детей дошкольного возраста элементам спортивных игр    
1.1. Основы теории и методики спортивных игр    
1.2. Спортивные игры с мячом, воланом и ракеткой    
1.2.1.Баскетбол. Оборудование и инвентарь. Содержание и правила игры для дошкольников    
1.2.2.Футбол. Оборудование и инвентарь. Содержание и правила игры для дошкольников    
1.2.3.Регби. Содержание и правила игры в регби для дошкольников    
1.2.4.Настольный и малый теннис. Оборудование и инвентарь. Содержание и правила игры для дошкольников    
1.2.5.Бадминтон. Содержание и правила игры для дошкольников. Оборудование и инвентарь    
1.3.Народные спортивные игры    
1.4.Игры с элементами спорта на ледяной площадке    
1.5.Организация и методика проведения физкультурных занятий, построенных на играх с элементами спорта    
1.6.Организация работы спортивных кружков в учреждениях дошкольного образования    
Раздел 2.Обучение детей дошкольного возраста спортивным упражнениям    
2.1.Зимние виды спортивных упражнений    
2.2.Летние виды спортивных упражнений    
Раздел 3.Организация развлечений и спортивных праздников в учреждении дошкольного образования    
Итого    

Содержание программы

Введение.

Понятие спортивной игры. Специфика спортивной игры как двигательной деятельности. Значение спортивных игр как важнейшего средства всестороннего развития ребенка. Правила безопасного поведения при проведении спортивных игр.

Раздел 1. Обучение детей дошкольного возраста элементам спортивных игр

1.1. Основы теории и методики спортивных игр. Значение игр в системе физического воспитания дошкольников. Реализация дидактических принципов в процессе обучения спортивных игр. Методы и методические приёмы обучения. Двигательная деятельность детей. Оздоровительный эффект игровой деятельности

1.2. Спортивные игры с мячом, воланом и ракеткой. Виды спортивных игр. Их цели, задачи и средства.

1.2.1.Баскетбол. Оборудование и инвентарь. Содержание и правила игры для дошкольников. История возникновения игры в баскетбол. Характеристика подготовительных к игре в баскетбол упражнений, последовательность и методика их разучивания с дошкольниками. Техника упражнений, которые выполняются без мяча и с мячом в руках без его передачи партнеру: стойка, остановка, повороты, прыжки и т.д.; выполнение их учащимися. Техника специальных для игры в баскетбол упражнений: ловля, передача, ведение, бросание мяча в корзину, выполнение их учащимися. Оборудование и инвентарь для обучения дошкольников игре в баскетбол, его размеры, размещение на площадке.

1.2.2.Футбол. Оборудование и инвентарь. Содержание и правила игры для дошкольников. История возникновения игры в футбол. Характеристика подготовительных для игры в футбол упражнений, методика их разучивания с дошкольниками. Ознакомление с основными приемами техники игры в футбол (перемещения, удары по мячу, приемы мяча, ведение мяча и др.); выполнение их учащимися. Содержание и правила игры в футбол для дошкольников. Оборудование и инвентарь, его размеры, размещение на физкультурной площадке.

1.2.3.Регби. Содержание и правила игры в регби для дошкольников. История возникновения игры. Содержание, техника и последовательность разучивания элементов игры в регби (передача и ловля мяча, бег с мячом, удары по мячу ногой, ведение мяча ногами и др. Содержание и правила игры в регби для дошкольников. Проведение учащимися элементов игры. Оборудование и инвентарь, его размеры, размещение на физкультурной площадке.

1.2.4.Настольный и малый теннис. Оборудование и инвентарь. Содержание и правила игры для дошкольников. История развития настольного и малого тенниса. Характеристика игры в настольный и малый теннис. Теннисные столы, ракетки и шарики для настольного и малого тенниса.

1.2.5.Бадминтон. Содержание и правила игры для дошкольников. Оборудование и инвентарь. История возникновения игры в бадминтон. Ознакомление с воланом, его весом и размерами, способами держания ракетки, стойкой и перемещением, подачей, ударами. Характеристика подготовительных к игре в бадминтон упражнений, последовательность и методика их разучивания с дошкольниками: игры с воланом и ракеткой. Проведение учащимися различных подготовительных и игровых упражнений к игре в бадминтон. Содержание и правила игры в бадминтон для дошкольников. Оборудование и инвентарь, его размеры, размещение на физкультурной площадке.

1.3. Народные спортивные игры. История происхождения игры в городки. Ознакомление с техникой держания биты, исходным положением, бросками. Использование упражнений, подготавливающих детей к игре в городки, выполнение их учащимися. Содержание и правила игры в городки для дошкольников. Оборудование и инвентарь, его размеры, размещение на спортивной площадке.

1.4. Игры с элементами спорта на ледяной площадке. История возникновения игры в хоккей. Организация и проведение игры в хоккей с мячом и клюшкой в теплый период года и с шайбой и клюшкой зимой. Методика обучения дошкольников перемещению на коньках, держанию клюшки, ведению шайбы, броскам шайбы, остановке шайбы. Характеристика упражнений на освоение техники владения клюшкой и шайбой, последовательность и методика их разучивания. Проведение учащимися физкультурных упражнений с клюшкой и шайбой. Содержание и правила игры в хоккей для дошкольников. Оборудование и инвентарь, его размеры, размещение на физкультурной площадке.

1.5. Организация и методика проведения физкультурных занятий, построенных на играх с элементами спорта. Включение элементов спортивных игр в содержание физкультурных занятий. Особенности построения комплекса, организации детей и методики проведения разных вариантов физкультурных занятий со спортивными играми и упражнениями с детьми старшего дошкольного возраста в помещении и на свежем воздухе.

1.6.Организация работы спортивных кружков в учреждениях дошкольного образования. Назначение, содержание, формы и методика организации данной работы, планирование работы секций в учреждении дошкольного образования.

Раздел 2. Обучение детей дошкольного возраста спортивным упражнениям.

2.1.Зимние виды спортивных упражнений. Ходьба на лыжах. Характеристика упражнений, которые используются для обучения ходьбе на лыжах. Овладение техникой перемещения на лыжах: лыжными ходами, подъемами, поворотами, спусками, торможениями; последовательность и методика их разучивания. Типичные ошибки и способы их устранения. Подвижные игры с использованием лыж. Лыжное оборудование и правила его хранения: стойки для лыж, характеристика креплений для лыж и т.д. Одежда и обувь лыжника. Меры по предупреждению травм (приемы безопасности падения, соблюдение дистанции, умение пользоваться палками).

Катание на коньках. Характеристика упражнений, которые используются для обучения катанию на коньках (упражнения на асфальтированной дорожке, на снежной утрамбованной площадке, на льду). Элементы техники катания на коньках (посадка конькобежца, отталкивание, повороты, торможение); последовательность и методика их разучивания. Игры и забавы на коньках. Оборудование и инвентарь для обучения катанию на коньках. Профилактика травматизма.

Катание на санках. Характеристика упражнений, которые используются для обучения катанию на санках. Элементы техники катания на санках (ведение санок, сидение на санках, спуск с горы, торможение, повороты); последовательность и методика их разучивания. Подвижные игры с использованием элементов техники катания на санках. Подготовка горки для катания на санках, расположение ее на участке. Профилактика травматизма.

2.2.Летние виды спортивных упражнений. Катание на велосипеде. Обучение детей умениям: водить велосипед, садиться на велосипед, педалировать, тормозить, останавливаться, выполнять повороты и т.д. Методические рекомендации для обучения детей катанию на трехколесном и двухколесном велосипеде. Использование различных упражнений для обучения детей катанию на велосипеде. Игры с велосипедом. Оборудование и инвентарь, необходимые для обучения катанию на велосипеде.

Катание на самокате. Обучение детей умениям: управлять самокатом, отталкиваться ногой, кататься. Методические рекомендации для обучения детей катанию на самокате. Использование упражнений для обучения детей катанию на самокате. Игры с самокатом.

Катание на роликовых коньках. Обучение детей скольжению и поворотам. Методические рекомендации для обучения детей катанию на роликовых коньках. Использование упражнений для обучения катанию на роликовых коньках.

Раздел 3. Организация развлечений и спортивных праздников в учреждении дошкольного образования

Значение физкультурных развлечений и физкультурных праздников для всестороннего развития детей, их место в «Программе», длительность в разных группах, периодичность и место проведения. Методика проведения физкультурных развлечений и праздников в разных возрастных группах. Составление сценария, подготовка и организация детей, оборудования, атрибутов, оформление места проведения, варианты проведения. Основные требования для подбора разных физкультурных упражнений для развлечений и праздников, дозировка физкультурной нагрузки, роль музыки, сюрпризных моментов, обязанности ведущего, оценка конкурсов жюри. Анализ сценариев спортивных развлечений и праздников, разработка учащимися различных вариантов сценариев. Проведение учащимися физкультурных развлечений и праздников, их фрагментов в учреждении дошкольного образования.

Критерии оценки

результатов учебной деятельности учащихся

Отметка в баллах Показатели оценки
   
(один) Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, представленных в готовом виде (основных терминов, понятий, определений в сфере спортивных игр и упражнений для дошкольников и т.д.); наличие многочисленных сущест­венных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью пре­подавателя
(два) Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (основных терминов, понятий, опре­делений, видов спортивных игр и уп­ражнений и т. д.), осуществление соответствующих практических действий (проведение элементов спортивных игр, упражнений по готовым конспектам); наличие существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помо­щью преподавателя
(три) Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление терминов, определений, видов спортивных игр и упражнений, форм организации развлечений и спортивных праздников и т.д.); осущест­вление умственных и практических действий по образцу (показ правил игр и упражнений, составление фрагментов конспектов и т. д.); наличие отдельных существенных ошибок
(четыре) Воспроизведение большей части программного учебного материа­ла (описание с элементами объяснения терминов, определений, видов спортивных игр и упражнений для дошкольников, правил их выполнения и т.д.); применение знаний в знакомой ситуа­ции по образцу (показ игр и упражнений, составление фрагментов конспектов, выполнение практических заданий по обучению детей спортивным играм и упражнениям, показ разных видов спортивных игр и упражнений и т.д.); наличие еди­ничных существенных ошибок
(пять) Осознанное воспроизведение большей части программного учебно­го материала (описание с объяснением задач, значения спортивных игр и упражнений в системе физического воспитания дошкольников, видов, методики обучения и правил выполнения спортивных игр и упражнений, условий для создания соответствующей развивающей среды в группе, на спортивной площадке учреждения дошкольного образования и т.д.); применение зна­ний в знакомой ситуации по образцу (составление конспектов, выполнение практических заданий по обучению детей спортивным играм и упражнениям, подбор, показ и проведение разных видов игр и упражнений и т.д.); наличие несуществен­ных ошибок
(шесть) Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание с объяснением основ теории и методики, оздоровительного эффекта спортивных игр и упражнений, видов, правил их выполнения, особенностей организации и методики проведения физкультурных занятий с дошкольниками, построенных на играх с элементами спорта; оборудования, инвентаря для групп, спортивной площадки учреждения дошкольного образования и т.д.); выполнение заданий по образцу, на основе предписаний (составление конспектов, выполнение практических заданий по обучению детей спортивным играм и упражнениям, подбор, показ и проведение разных видов игр и упражнений и т.д.); наличие несущественных ошибок
(семь) Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебно­го материала; владение программным учебным материалом в зна­комой ситуации (развернутое описание и объяснение основ теории и методики, видов, правил спортивных игр и упражнений для дошкольников, особенностей организации и методики проведения физкультурных занятий с дошкольниками, построенных на играх с элементами спорта; оборудования, инвентаря для групп, спортивной площадки учреждения дошкольного образования, требований к подбору игр и упражнений для детей разного возраста, условий для создания развивающей среды, роли спортивных кружков в учреждениях дошкольного образования и т.д.); недостаточно самостоятельное выполнение практических заданий по подбору, проведению спортивных игр и упражнений, обучению им детей дошкольного возраста, составлению сценария, организации развлечений и спортивных праздников и т.д.; наличие единичных несущественных ошибок
(восемь) Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программно­го учебного материала; оперирование программным учебным ма­териалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение видов, правил спортивных игр и упражнений для дошкольников, особенностей организации и методики проведения физкультурных занятий с дошкольниками, построенных на играх с элементами спорта; оборудования, инвентаря для групп, спортивной площадки учреждения дошкольного образования, требований к подбору игр и упражнений для детей разного возраста, роли спортивных кружков, особенностей организации развлечений и спортивных праздников в учреждениях дошкольного образования и т.д.); самостоятельное выполнение заданий по подбору, проведению спортивных игр и упражнений, обучению им детей разных возрастных групп, проведению занятий на их основе, составлению сценария, организации развлечений и спортивных праздников и т. д.; наличие единичных несущественных ошибок
(девять) Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учеб­ного материала; оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации, применение учебного материала на основе известных правил, предписаний, а также наличие дейст­вий и операций творческого характера (выполнение заданий по подбору, проведению спортивных игр и упражнений, обучение им детей разных возрастных групп; проведение занятий на их основе, составление сценария, организация развлечений и спортивных праздников, по­иск методов, приемов, средств обучения и разных вариантов проведения спортивных уп­ражнений с детьми разных возрастных групп и т.д.)
(десять)   Свободное оперирование программным учебным материалом; применение знаний и умений в незнакомой ситуации (демонстра­ция рациональных способов проведения спортивных игр и упражнений с дошкольниками, самостоятельное выполнение практических заданий и творческих работ; использование нетрадицион­ных форм, способов организации и проведения физкультурных занятий, спортивных праздников и развлечений и т.д.).

Примечание. При отсутствии результатов учебной деятельности обучающимся учреждения среднего специального образования выставляется «0» (ноль) баллов.

Литература

Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Ю.М. Портнова. - М., 1988.

Боковец, Ю.В. К правильной осанке через игру / Ю.В. Боковец. – Мозырь, 2008.

Дедулевич, М.Н.. Методика физического воспитания. Учебник / М.Н. Дедулевич, В.А. Шишкина. - Минск, 2016

Железняк, Н.И. Физкультура для старших дошкольников: играем, тренируемся, развиваемся (пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования) / Н.И. Железняк. - Мозырь, 2008.

Железняк, Ю.Д. [и др.]. Спортивные игры. Техника, тактика, методика: Учебник для студ. высш. пед. учеб заведений / Ю.Д. Железняк [и др.]. - М., 2004.

Кенеман, А.В. Детские подвижные игры народов СССР / А.В. Кенеман, Т.И. Осокина. – М., 1986.

Кузнецова, М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий. (Практическое пособие) / М.Н. Кузнецова. – М., 2008.

Нестеровский Д. И. Баскетбол. Теория и методика обучения: учеб пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Д.И. Нестеровский. - М., 2007.

Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду/ Т.И. Осокина. – М., 1986.

Утробина, К.Г. Занимательная физкультура в детском саду (для детей 5 - 7 лет), (практическое пособие) / К.Г. Утробина. – М., 2008.

Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск, 2013

Филиппова, С.О. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [С.О. Филиппова и др.]; под ред. С.О. Филипповой. – Москва, 2014.

Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. / В.Н. Шебеко. – Минск, 2010.

Шишкина, В.А. В детский сад — за здоровьем: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошкольного образования / В.А. Шишкина. — Минск, 2006.

Шишкина, В.А. Двигательное развит. дошкольников: пособие для педагогов учреждения дошкольного образования / В.А. Шишкина. – Минск, 2011.

Шишкина, В.А. Физическое воспитание дошкольника (пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования) / В.А. Шишкина. - Минск, 2007.

Шишкина, В.А. Методика физического воспитания. Учебник / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. - Минск, 2011

Шишкина, В.А. Физкультурная мозаика: учебно-нагл. пособ. для педагогов учреждения дошкольного образования / В.А. Шишкина. – Минск, 2013.

Шпак, В.Г. Элементы спортивных игр в детском саду / В.Г. Шпак. – Минск, 2004.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: