ЗАНЯТИЯ ПО ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ




Занятия проходят в увлекательной форме, включают в себя занятия по психологии, логопедии, развитию речи, ознакомлению с окружающей средой, экологии. Занятия способствуют развитию у детей познавательных процессов (внимание, память, воображение, восприятие), интеллектуальных и эмоциональных способностей в процессе общения, как с взрослыми, так и со своими сверстниками.

Во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

В настоящее время значительно возрос интерес к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы, не случайно ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии», известна с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение — ребенок расстраивается недолго. Чаще всего он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.

Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Формирование концепции «песочной терапии» (или «sand-play») занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт–Петербурского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

С каким упоением дети варят супы и каши из песка и кормят ими всех подряд: кукол, Вас, гостей! При этом, они часто повторяют услышанные от Вас реплики: “Чтобы съел все до конца!”, “Я так старалась!”, “Здесь много витаминов!”, “Ложку за маму, ложку за папу” и др.

Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается “семья”. Все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищено, где ему все близко и понятно. И это - отражение нашего Взрослого Мира.

Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

 


ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ (соответственно предмету):

 

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность

2. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений

3. Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению

4. Дифференциация, автоматизация звуков, обучение чтению и письму

5. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства

6. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии

7. Снижение психофизического напряжения

8. Актуализация эмоций

Занятия с использованием песочной терапии решает следующие задачи:

Образовательные:

1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета

2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера

3. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми

4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу

5. Закрепить представления об окружающем мире

Развивающие:

1. Развивать психические процессы (внимание, память)

2. Развивать логическое мышление

3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику

4. Развивать умение действовать по инструкции

5. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности

Воспитательные:

1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми

2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности

3. Воспитывать слуховое внимание и память

4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому

5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации

6. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке

Методы и приёмы, используемые на занятиях:

1. Дискуссии

2. Беседы

3. Игры – коммуникации

4. Экологические и исторические игры

5. Проективные игры

6. Познавательные игры

7. Рисование цветным песком

8. Просыпание цветной морской солью

9. Элементы сказкотерапии

10. Музыкальное сопровождение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: