ДОЗАЧЕТНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ.




Задания для самостоятельной работы «Практическое занятие 4».

Отчет о выполнении заданий должен быть представлен

На практическом занятии 4

Два задания. Каждое задание оценивается отдельно

Задание 1. Подготовьтесь к практическому занятию в соответствии с вопросами для обсуждения. «Цена» задания 5 баллов.

Задание 2. Подготовьтесь к модерации соответствующего фрагмента практического занятия. «Цена» задания 3 балла.

Внимание! Практическую работу, представленную ниже, дома выполнять не нужно!

 

Практическое занятие 4

Терминология науки и исследований (4 часа)

Вопросы для обсуждения

 

1. Язык науки. Научная терминология. Понятийно-терминологическая система науки.

Модераторы:

2. Терминологический анализ в педагогических исследованиях.

Модераторы:

3. Научный стиль изложения текстов. Признаки научного стиля.

Модераторы:

4. Функциональные связки (вводные слова и обороты), обеспечивающие логику и стройность научного текста.

Модераторы:

Практическая работа «Терминология и стилистика современных исследований»: в 2-х частях

Часть 1

Первая часть практической работы выполняется на основе авторефератов докторских и кандидатских диссертаций по научным специальностям 13.00.01, 13.00.02, 13.00.03, 13.00.08.

 

I. Прочитайте текст А о функциях понятийно-терминологической системы исследования. Выполните задание, представленное после текста А.

Текст А. Функции понятийно-терминологической системы исследования:

Мировоззренческая (система понятий позволяет определить путь и логику накопления научных фактов о предмете исследования);

Гносеологическая (понятия – исследовательский аппарат в поиске сущности предмета исследования и способов решения исследовательских задач);

Ориентационная (понятия служат ориентиром в массе единичных явлений и процессов, отражая отношение к ним исследователей, и в то же время являясь способом концентрации знаний об объекте и предмете исследования);

Коммуникативная (через обновление и обогащение понятий расширяется возможность трансляции достижений ученых-исследователей);

Практико-преобразующая (понятия выступают в качестве научных регулятивов, определяющих в какой-то мере процессы практических преобразований практиков);

Конструктивно-прогностическая (понятия являются одной из форм конструирования и выражения нового научного знания, тем самым, отражая тенденции и уровень развития науки и практики в их взаимосвязи).

Результатом развития научных языков выступают тезаурусы, которые упорядочивают научные понятия. По содержанию тезаурус характеризуется как словарь дескрипторов, т.е. лексических единиц, которым придается согласованно однозначный смысл. Это задача научных школ.

Задания к тексту А

1. Составьте тезаурус проблемы. Тезаурус, в данном случае, выглядит как словник проблемы.

2. Сопоставьте лексические единицы словника (понятия) с функциями понятийного аппарата, отраженными в тексте А. 3.

3. Покажите результат выполнения задания в таблице 1 (число строк в таблице 1 условно)

Таблица 1

№п/п лексическая единица (понятие) функции понятия
     
     

 

4. Выберите из заполненной вами таблицы две лексические единицы, выполняющие одновременно разные функции. 5. Докажите, что эти лексические единицы выполняют обозначенные вами функции. В своем доказательстве не забывайте ссылаться на страницы анализируемой работы.

 

II. Прочитайте текст Б об алгоритме построения терминологической матрицы. Выполните задание, представленное после текста. Б:

Текст Б. Алгоритм построения терминологической матрицы как метода разработки понятийно-терминологической системы исследования:

1. Составление списка базовых понятий;

2. Построение матрицы сравнительных данных о понятиях для определения единых параметров понятия (см. примечание 1);

3. Поиск имеющихся и выяснение отсутствующих данных по координатам матрицы (примечание 2);

4. Учет полноты и неполноты набора терминов и на основе этого оценка разработанности проблемы;

5. Определение и уточнение последующих задач научного поиска.

Задание к тексту Б

Проверьте, выполнены ли в анализируемой работе все действия алгоритма. Представьте результаты выполнения этого задания в таблице 2

Таблица 2

номер действия в алгоритме Результат представленности действия в анализируемой работе (да, представлено; нет, не представлено)
   
   
   
   
   

 

Выберите из заполненной вами таблицы тот номер действия алгоритма, который получил утвердительный ответ. Докажите, что это действие действительно выполнено в анализируемой работе. В своем доказательстве не забывайте ссылаться на страницы анализируемой работы.

Примечание 1. Матрица сравнительных данных есть таблица, в которой по вертикали (в столбцах таблицы) указаны индикаторы сравнения понятий, по горизонтали (в строках таблицы) – видение индикатора в разных научных школах и (или) у разных авторов, упомянутых в анализируемой работе. Так же индикаторы могут быть обозначены по горизонтали (в строках матрицы), видение индикаторов может быть обозначено по вертикали (в столбцах матрицы)

Примечание 2. Координаты матрицы это индикаторы сравнения понятий, то есть те ключевые характеристики понятия, которые приняты для анализа их представленности/непредставленности в авторских формулировках.

 

III. Прочитайте тексты В – Д. Выполните задание, представленное после этих текстов:

Текст В. К числу важнейших характеристик совершенной понятийно-терминологической системы относятся:

Концептуальность в раскрытии содержания того или иного явления;

Предметная определенность понятия;

Однозначность их толкования;

Продуктивность использования с целью ясного выражения результатов исследования;

Унификация терминов, то есть упорядоченность смыслов и значений.

Если выстроенная исследователем понятийно-терминологическая система недостаточно строга, и при ее конструировании нарушены основные требования, это может привести к нечеткости в оценке исследовательских результатов. Вся система понятий, выбранная и упорядоченная исследователем, как правило, концентрируется вокруг категорий как основы конструируемой системы.

Текст Г. При определении изучаемого феномена исследователь:

Проводит сущностно - логический анализ понятия через выявление существенных и отличительных признаков феномена, его определяющих, при согласовании предмета исследования и контекста его категориально - понятийной системы;

Проводит анализ реального употребления этого понятия в профессиональной среде.

Текст Д. В процедуре отбора понятий исследователь должен учитывать важнейшие общие требования к научной терминологии:

Точность – однозначность смысла;

Дефинитивность – возможность дать определение, выделив отличительные признаки и свойства явления;

Системность – определение места понятия в понятийном аппарате определенной науки.

Задание к текстам В-Д

Оцените качество понятийно-терминологической системы анализируемой работы. Для этого ответьте на следующие вопросы:

· Какие понятия рассматриваются в качестве исходной базы исследования, а какие – в качестве итога и результата? Обоснуйте свой ответ? (см. тексты В, Г);

· Какие из понятий, использованных в исследовании, принимаются как известные в науке (приведите примеры понятий), какие требуют обновления (приведите примеры понятий), какие понятия вводятся впервые в данном исследовании (приведите примеры понятий, если таковые примеры есть)?

· Какие виды понятий использованы в исследовании – базовые понятия отрасли науки, в русле которой выполнено исследование (приведите примеры понятий); междисциплинарные понятия (приведите примеры понятий); общенаучные категории (приведите примеры понятий); понятийный аппарат формальной логики (приведите примеры понятий);

· Насколько выполнены в исследовании требования к раскрытию каждого базового понятия, а именно, определение содержания понятия через его признаки и уточнение объема смыслового их наполнения. Обоснуйте свой ответ. Покажите на примере одного из понятий, использованных в данном исследовании, степень выполнения требования к раскрытию понятия (см. тексты Г, Д, задание II).

· Насколько строгой и полной является выбранная исследователем система понятий (см. тексты В, Д, задание II)? Обоснуйте свой ответ;

· В какой мере раскрыта сущность исследуемого предмета при опоре на выбранные понятия? Докажите свое утверждение;

· Как соотносится выбранная система понятий с основными категориями науки? Почему вы так считаете?

 

Часть 2

Задание 1. Признаки научного стиля

1.1. Изучите предложенные вам тексты. Определите, какой из них отвечает признакам научного стиля. Назовите признаки, которые вы обнаружили в данном тексте. Обоснуйте ваши утверждения

Модераторы задания 1:

Задание 2. Критерии текста диссертации

2.1. Познакомьтесь с критериями текста диссертации (раздаточный материал). Какой из этих критериев, на ваш взгляд, является самым важным для текста вашей диссертационной работы? Докажите ваше утверждение. Покажите, как может быть отражен каждый критерий в вашей магистерской диссертации.

2.2. Представьте результаты задания 2 для обсуждения в группе.

Модераторы задания 2:

 

Задание 3. Функциональные связки

Примечание: Важнейшим средством выражения логических связей являются здесь специальные функционально-синтаксические средства связи.

3.1. Запишите не менее 10 связок.

3.2. Распределите связки по следующим категориям:

а) указывающие на последовательность развития мысли;

б) противоречивые отношения;

в) причинно-следственные отношения;

г) переход от одной мысли к другой;

д) итог, вывод.

3.3. Обсуждение результатов выполнения задания. Коррекция распределения связок по категориям (8 мин.)

Модераторы задания 3:

ОБЩИЙ ВЫВОД О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: свободный микрофон.

 

ДОЗАЧЕТНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: