Перечень практических умений




Методические рекомендации для студентов

«Русский язык и культура речи»

Бурмакина Наталья Алексеевна,

Кандидат филологических наук, доцент

Перечень практических умений по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

1. Владеть навыками сознательного и ответственного отношения к речи, устной и письменной, в разных сферах общения; совершенствовать письменную речь посредством выполнения творческих заданий.
2. Уметь выбирать языковые средства в соответствии с целями и содержанием ситуации общения.
3. Владеть навыками соблюдения основных норм русского языка (орфоэпических, акцентологических, лексических, грамматических) в речевой деятельности; уметь использовать различные словари для решения коммуникативных, профессиональных и познавательных задач.
4. Владеть навыками монологической и диалогической речи в пределах изученных тем; владеть навыками использования специальной лексики соответствующей предметной области и «словарем культурного человека».
5. Владеть навыками письменного обмена информацией (написание делового письма, резюме); совершенствовать навыки делового общения в устной и письменной речи.

Перечень вопросов к зачету

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

1. Сущность языка. Проблема соотношения языка и речи. Языкознание. Структура языковедческих дисциплин.
2. Структура русского национального языка.
3. Языковая норма русского литературного языка.
4. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. «Старшая» и «младшая» произносительная норма.
5. Лексические нормы современного русского литературного языка. Классификация лексических ошибок.
6. Грамматические нормы современного русского литературного языка.
7. Жанры речи. Основные жанрообразующие признаки.
8. Коммуникативные качества речи.
9. Функциональные разновидности русского языка.
10. Научный стиль. Основные функции и языковое наполнение.
11. Официально-деловой стиль. Его стилеобразующий характер и черты.
12. Особенности публицистического стиля.
13. Разговорная разновидность русского литературного языка.
14. Язык художественной литературы, его место в структуре национального языка.
15. Понятие о риторике и её разделах.
16. Искусство спора.

Перечень практических умений

1. Уметь выделять основные черты успешного выступления оратора.

2. Уметь составлять тексты научного стиля.

3. Уметь использовать речевые средства, характерные для научного стиля.

4. Уметь использовать основные этикетные формулы.

5. Уметь использовать этикетные речевые средства в различных ситуациях общения.

6. Уметь различать стилистические особенности слов.

7. Уметь различать смысловые особенности синонимов и паронимов.

8. Уметь применять правила современного русского литературного языка на практике.

9. Уметь редактировать тексты, содержащие ошибки.

ПЛАН СТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА

по материалам учебного пособия Н.С. Болотновой

«Филологический анализ текста» (Томск: ТГПУ, 2006) и Д.Э. Розенталя «Практическая стилистика русского языка» (любое издание)

(ваш анализ должен представлять связный текст, цитаты оформлять курсивом, ключевые пункты плана – жирным шрифтом)

I. Экстралингвистические черты текста.

Автор и адресат речи; предмет речи; тема текста; цель автора.

Сфера общения, ситуация, на которые текст ориентирован (сфера общественной деятельности, которую обслуживает предполагаемый стиль).

Проявление основных функций текста (общение, сообщение, воздействие).

Вид речи (монолог, диалог, полилог).

Форма речи (устная или письменная).

Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).

Общие стилевые черты, отражающие своеобразие функциональных стилей (отвлечённость – конкретность, объективность – открытая оценочность и др.).

 

 

II. Лингвостилистические черты текста, анализ текста.

Стилистические функции и особенности лексико-фразеологических средств текста.

Особенности и стилистические функции словообразовательных средств текста, особенности грамматики текста.

Особенности синтаксических средств и их стилистическая роль.

Средства создания образности и экспрессивности текста (в том числе тропы и фигуры речи с указанием их конкретной роли в тексте).

Индивидуальность слога (приемы, отступления от норм и т.п.)

III. Вывод должен содержать указания на функциональный стиль текста, подстиль, жанр, характер адресата с учётом стилистических особенностей.

 

 


Содержание

 

Тема: « Нормы в области орфоэпии и акцентологии»

Тема: « Грамматические нормы»

Тема: « Употребление полных и кратких форм,

степеней сравнения имен прилагательных»

Тема: « Нормы использования глагольных форм»

Тема: « Точность речи и ее нарушения»

Тема: « Логичность речи»

Тема: « Лексико-фразеологическое богатство речи

и ее чистота (в интерактивной форме)»

Тема: « Выразительность речи»

Тема: « Богатство речи»

Тема: « Уместность речи. Стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая уместность»

Тема: « Речевой этикет и его нормы»

Тема: « Научный стиль (в интерактивной форме)»

Тема: « Официально-деловой стиль

Тема: « Стиль художественной литературы»

Тема: « Публицистический стиль»

Тема: « Ораторское искусство»

Тема: « Как готовиться к публичному выступлению.

Структура ораторской речи: вступление, основная часть, заключение»

Тема: « Невербальные средства общения»

Тема: « Зачетное занятие»

Литература

 

Тема: «Нормы в области орфоэпии и акцентологии ».

Знания в области орфоэпии и акцентологии необходимы при создании устных и письменных текстов. Цели обучения: знать орфографические и пунктуационные нормы, орфоэпические и акцентологические нормы русского языка; уметь создавать и грамотно оформлять тексты различных жанров (научного, публицистического, делового); владеть произносительными нормами русского языка.

Основные понятия и положения темы

Словесное ударение является обязательным признаком слова. Слово опознаётся лишь при определенной постановке ударения.

Ударение в русском языке разноместное и подвижное. Оно может быть на любом слоге слова. В пределах одного и того же слова ударение может передвигаться с одного слога на другой, например: поня'ть, по'нял, поняла'.

Во многих случаях словесное ударение служит признаком, по которому различаются значения слов, например: а'тлас и атла'с, за'мок и зам о'к, му'ка я мука'.

Разноместность ударения в русском языке даёт возможность разграничивать грамматические формы как одного и того же слова, так и двух разных слов, например: сте'ны и стены', ру'ки и руки', насы'пать (соверш. вид) и насыпа'ть (несоверш. вид), по'лка и полка', сто'ит и стои'т.

В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: творо'г и тво'рог, ина'че и и'наче, мышле'ние и мы'шление, ке'та и кета', одновре'менно и одновреме'нно.

Особенно разнообразно, а поэтому очень трудно для изучения словесное ударение имён существительных. Немало споров вызывают слова догово'р и пригово'р, которые многими произносятся как до'говор и при'говор. Правильно произносить следует догово'р и пригово'р, как разгово'р и угово'р. Иногда ударение меняет значение слова: призывно'й (призывно'й возраст) и призы'вный (призы'вный клич), мелочно'й (товар), ме'лочный (человек).

Бывают случаи, когда ударение меняется с течением времени: так, при Пушкине говорили музы'ка, а не му'зыка. Вспомним: Гремит музы'ка боевая.
Это объясняется происхождением слова музыка от франц. music с ударением на последнем слоге. Как только это слово «обрусело», оно потеряло французское ударение.

Многие иноязычные слова и в настоящее время в разговорной речи произносятся с неверным ударением. Например, ква'ртал, а'тлет, про'цент, па'ртер, а'мпер, жа'люзи, медика'менты, ко'клюш можно услышать в речи вместо правильных кварта'л, атле'т, проце'нт, парте'р, ампе'р, жалюзи', медикаме'нты, коклю'ш.

Можно предположить, что все приведённые слова — иностранного происхождения, и поэтому их правильное произношение объясняется незнанием иностранного языка. Но почему же так часто встречается ошибочное ударение в исконно русских словах? Нередко говорят: средства' (вместо сре'дства), свекла' (вместо свёкла), сто'ляр (вместо столя'р), танцовщи'ца (вместо танцо'вщица), на'чать (вместо нача'ть), тесно' (вместо те'сно).

Часто неверно говорят кило'метр, но при этом никто не говорит кило'грамм, хотя в речевой практике встречается сокращение кило'. Здесь «французская» манера произношения (ударение на последнем слоге) вполне уместна, так как метрическая система была впервые введена во Франции. По месту ударения существительные можно распределить по трём группам:
1. Слова, в которых ударение ставится на определённом гласном основы и ни в какой падежной форме не меняет своего места.

Например, если в им. п. ед. ч. звучит ле'ктор, -а, -ом, -е; мн. ч.: л'екторы, -ов, -ами, -ах, не рекомендуется произносить лектора', лекторо'в.
Такое же постоянное ударение на корне во всех косвенных падежах будет и в словах догово'р, кварта'л, созы'в, сре'дство.

Неправильные формы договора', до'говоры, со'зыв, средства' неумолимо кочуют из одного выступления в другое, соответствующим образом характеризуя культуру речи говорящего.

2. Слова, в которых ударение ставится во всех падежах на окончании. Если в им. и вин. падежах окончание нулевое (стол, рубеж, рубль, язык), то ударное окончание имеют формы косвенных падежей стола', столо'в, рубля', рубле'й, языка', языко'в.

3. Слова, где место ударения в формах ед. и мн. числа различно. В таких словах ударение перемещается с основы в ед. ч. на окончание во мн. ч.: о'круг — о'круга, мн. ч. округа' — округо'в.

Самостоятельная работа по теме: выполнить упражнения. ВО ВСЕХ УПРАЖНЕНИЯХ ЗНАТЬ ЗНАЧЕНИЕ КАЖДОГО СЛОВА. РЕКОМЕНДУЮ СМОТРЕТЬ И ВЫПИСЫВАТЬ ЗНАЧЕНИЯ С РЕСУРСА https://www.gramota.ru/ Желательно пользоваться академическими словарями (Ин-т рус. яз., Ин-т языкознания РАН, ИЛИ – это в СПб.), например, таким: "Орфоэпический словарь русского языка: ударение, произношение, грамматические формы / под ред. Р. И Аванесова"

1. Произнесите данные слова в соответствии с орфоэпической нормой. Обратить внимание на акающее, икающиее, ыкающее произношение и исключения в некоторых иноязычных словах.

Трава, кладу, распахнутый, дошёл, прошу, взяла, рябина, язык, яйцо, принесла, село, ночевать, щадить, очарован, счастливый, аромат, демократия, дотация, лояльный, костюм, косметика, форсировать, монополия, отель, оазис, рококо, хаос, зоолог, болеро, Вольтер, Шота Руставели, легато, адажио, фонетика, новелла, поэтический, декаданс, анданте, деградация.

2. Определите, один и тот же или разные звуки произносятся в первом предударном слоге в словах:

Ожирение — ожерелье, оживать — а жевать, пожилая — пожелание, шитьё — шестёрка, широкий — шестьсот, шиповник — шептать, циничный — ценить, циновка — цена.

3. Прочитайте предложенные стихотворные отрывки. Сделайте вывод о характере ударного гласного на месте буквы е в выделенных словах. Какому стилю речи соответствует [э] на месте е, а какому — [о]? Обратите внимание, что книжной системе произношения во многих случаях было чуждо произношение [о] после мягких согласных.

Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,

Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!

(Ф. Тютчев)

Вот она губы свои опаленные

Жадно подносит к краям…

Вкусны ли, милая, слезы соленые

С кислым кваском пополам?

(Н. Некрасов)

Зачем чудовище над бездною,

И зверь в лесу, и дикий вой?

Зачем миры, с их славой звездною,

Несутся в пляске гробовой?

(К. Бальмонт)

4. Какой звук: [э] или [о] — произносится под ударением в приведенных ниже словах? Проверьте произношение по «Орфоэпическому словарю русского языка».

Желоб, жернов, жердочка, желчь, шлем, шерстка, зев, заем, амеба, атлет, акушер, гренадер, блестки, береста, бесхребетный, браконьер, дебелый, бревенчатый, издевка, леска, маневр, маневренный, двоеженец, многоженство, новорожденный, опека, оседлость, недоуменный, несовременный, никчемный, одновременно, осужденный, платежный, приведший, принесший, привезший, плетший, истекший, передержка, планер, старьевщик, смета, тверже, острие, бытие и сознание, бытие (жизнь, существование), падеж (скота), падеж (в грамматике).

5. Пользуясь орфоэпическим словарём, разделите данные слова на две группы, в зависимости от произношения мягкого или твёрдого согласного в позиции перед [е]:

Интервидение, интервью, интервокальный, интермедия, интерн, интернат, интернировать, интернационал, интерпретация, интерполяция, интерьер, интерферон, реглан, резерв, резидент, резолюция, резервуар, резус, резонатор, резюмировать, рейс, рейд, рейтинг, реквием.

6. Определите, мягкий или твёрдый согласный произносится в позиции перед [е] в данных словах. В каких словах возможен только один вариант, а в каких допустимы оба варианта?

Агрессия, адекватный, академик, адепт, аккордеон, анемия, антитеза, анестезия, антисептика, антресоли, апартеид, артезианский, астероид, атеист, аутсайдер, бартер, бизнес, бестселлер, бутерброд, бифштекс, безе, берет, бекон, брюнет, генезис, гипотеза, дебаты, дебют, девиз, девальвация, дегенерат, декада, деканат, демагогия, демарш, демпинг, депеша, депозит, депонент, диспансер, дефицит, законопроект, индекс, интервал, кодекс, компетентный, компьютер, конкретный, корректный, кофе, кафе, коэффициент, купейный, лютеранин, лидер, менеджер, музей, неологизм, непрезентабельный, пастель, паштет, пресса, резюме, свитер, сервант, стратегия, текст, телефакс, темп, тенденция, термин, террор, фортель, френч, фанера, чартер, шинель, энергия, эфемерный, юриспруденция.

7. Расшифруйте и произнесите правильно аббревиатуры:

СНГ, ФРГ, ВПК, ЛДПР, НТВ, КПРФ, РСФСР, ЗАГС, РТР, ОРТ.

8. Произнесите данные слова. Каковы нормы произношения согласных перед мягкими губными в современном литературном языке?

Вместе, вбежать, амбиция, обмяк, обвить, бомбить, к рампе, ветви, дверь, затмить, Людмила, звезда, разве, змей, извините, свет, свеча, косвенный, сфера, спеть, смесь, косметика, известие, развитие, воспитать, отвести, подвал, отметил.

9. Какой характер согласных [с], [т] в словах свете, ветви обусловливает рифма?

Слишком я любил на этом свете
Всё, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
(С. Есенин)

10. Произнесите правильно сочетания согласных в данных словах. Есть ли в современном литературном языке варианты произношения этих согласных?

Стих, степь, гостить, вестибюль, шесть, сделать, с делом, везде, к звезде, из дерева, в кассе, снимок, с ним, снег, во сне, след, гусли, слить, злить, разнять, различие, с дядей, с ним, без дела, всадник, путник, от него, под небом.

11. Найдите в стихотворном отрывке пример на смягчение твёрдого согласного.

Царь затрясся весь от дикой злости,

Приказал своей покорной свите:

«Нуте-ко, в тюрьму девчонку бросьте,

Или лучше — сразу удавите!» (М. Горький)

 

12. Произнесите правильно, обращая внимание на качество [н].

Пенсия, вакансия, консерватория, консилиум, рецензия, претензия, транзит, бензин, блондин, кандидат, Индия, командир, мундир, чванливый, посланник, сторонник, сарафанчик, обманчивый, бревенчатый, студенческий, анчар, анчоус, банщик, гонщик, военщина.

Для 10 и 12 упр. https://www.plam.ru/azikoved/russkii_jazyk_i_kultura_rechi_shpargalka/p55.php нужно пояснить твёрдое или мягкое произношение в сочетаниях согласных, например, [ЗВ'] или [З'В'] (у Р.И. Аванесова точно есть), долгий Н или нет.

13. Вставьте пропущенные гласные: Пл…тишь, упл...чено, запл…чено, недопл...тит, перепл…ченный, припл...ченный, од...лживать, отср…чивать, присв…ивать, приур...чивать, обусл…вливать.

14. Произнесите следующие слова. Какие ошибки в произношении следующих слов встречаются в речи малообразованных людей?

Бидон, картон, гайморит, обман, комфорт, коридор, трамвай, компостировать, комплимент, инцидент, компрометировать, констатировать, бадминтон, почтамт, крышечка, рубль, спектакль, журавль, эскалатор, военачальник, пиджак, смородина, почерк, прочий, яства.

15. Распределите слова по двум группам:
а) слова, в которых произношение совпадает с написанием;
б) слова, в которых произношение отличается от написания.

Асфальт, астматик, прачечная, бадминтон, яичница, грести, конечно, дикобраз, дуршлаг, инцидент, квартплата, противень, коридор, крыжовник, почерк, праздничный, макулатура, лаборатория, пельмени, почтамт, пуловер, пиджак, сандалии, туристский, троллейбус, уплачено.

16. В каких словах мягкость согласного перед следующим мягким является нормой, а в каких — отклонением? Бюрократизм, гость, жизнь, индивидуализм, казнь, карьеризм, совесть, колониализм, либерализм, национализм, патриотизм, плюрализм, трость, сепаратизм, фанатизм, эгоизм.

17. Опираясь на рифмы стихотворных отрывков, определите произносительные варианты сочетания чн.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

(А. Пушкин)
В глуши, в деревне, всё нам скучно,
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
(А. Пушкин)
Я ль нёсся к бездне полуночной
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.

(А. Фет)
Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?

(Н. Некрасов)

18. Разделите приведённые слова на три группы, в зависимости от варианта произношения чн:

а) слова, где произносится [чн];
б) слова, где произносится [шн];
в) слова, где возможны оба варианта произношения.

Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный, вечно, горчичник, подсолнечник, вторично, единичный, убыточный, перечница, лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична, лихорадочный, мелочность, научный, нарочно, ночной, очечник, отличник, однозвучный, печной, почечный, порядочный, пустячный, ручной, Саввична, сердечный, скучный, съёмочный, скворечник, солнечный, сливочный, точность, тренировочный, убыточность, уличный, шапочный, ячневая, яичница.

19. Прочитайте правильно слова. В каких словах произношение [шн] является нормой, в каких — отклонением? Скворечник, полуночный, пустячный, прачечная, овощной, будущность, изящный, маломощный, насущный, помощник, немощный, сообщник.

Итоговый контроль знаний:

1. Что понимается под нормой литературного языка? Каково соотношение между языковой и речевой нормами? Поясните ответ на примерах.

2. Из чего исходят лингвисты при установлении норм литературного языка?

3. В чем состоит особенность понятия "нормы" по отношению к языку художественной литературы

4. Как вы оцениваете явление вариантности норм? Ответ мотивируйте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: