Особенности гистофизиологии органов половой системы детского возраста.




Занятие №

Тема занятия: «Женская половая система

Подтема: «Органы генитального тракта. Матка. Яйцеводы. Влагалище».

Продолжительность изучения темы 5,5 часов

Из них на занятии 3 часа.

Самостоятельная внеаудиторная работа 2,5 часа.

Цель занятия: Изучить гистофизиологию и циклический характер деятельности матки, яйцеводов, влагалища; возрастные изменения, регуляцию.

Задачи:

Знать:

1. Гистофизиологию детородных органов: матки, яйцеводов, влагалища.

2. Овариально-маточный цикл и уметь объяснить механизм циклической деятельности органов женской половой системы и их регуляцию.

Уметь:

1. Определять на микроскопическом уровне органы женской половой системы и их тканевые элементы.

2. Определять фазу менструального цикла по строению эндометрия.

3. Дифференцировать микропрепараты органов женской половой системы, ориентируясь на различия их строения.

4. Определять слои эндометрия и определять фазу маточного цикла.

Значение изучаемой темы.

Изучение гистологического строения и функциональных особенностей органов женской половой системы необходимо для понимания овогенеза и развития зародыша в материнском организме в норме, а также при нарушении течения этих процессов. Знания по гистофизиологии органов женской половой системы и циклического характера ее деятельности, возрастных изменений будут востребованы при изучении курса акушерства и гинекологии, судебной медицины, онкологии.

Методические рекомендации по самоподготовке.

Теоретические вопросы для самопоготовки.

Необходимый исходный уровень знаний.

Из других курсов повторить:

1. Анатомия органов женской половой системы.

2. Строение и классификация женских половых клеток.

3. Овогенез.

4. Эмбриогенез человека.

5. Особенности структурной организации эндокринных желез.

6. Гонадотропные гормоны аденогипофиза, гипоталамуса.

7. Гистофизиологию яичника, процессы фолликулогенеза и атрезии, регуляцию деятельности.

8. Гистофизиологию молочной железы, регуляцию деятельности.

Теоретические вопросы по теме занятия устно:

1. Гистофизиология стенки матки:

-тканевой состав, особенность строения оболочек, функциональное значение.

- особенность строения эндометрия и миометрия.

- кровоснабжение,

- маточный цикл,

- реактивные и пластические свойства тканей стенки матки в разные фазы маточного цикла,

- регенераторные способности.

2. Гистофизиология яйцеводов.

3. Гистофизиология влагалища.

4. Функциональные связи органов женской половой системы, плаценты, молочной железы.

5. Овариально-маточный цикл и его регуляция.

6. Возрастные изменения органов генитального тракта.

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Овариально – маточный цикл и его регуляция.

2. Характеристика эпителия родовых путей, его реактивные свойства в разные фазы овариально-маточного цикла.

3. Гистофизиология стенки цервикального канала и шейки матки.

4. Гистофизиология плевы и органоспецифические особенности.

Элементы УИРС. Темы рефератов (один по выбору):

1. Особенность кровоснабжение стенки матки.

2. Реактивные и пластические свойства миоцитов миометрия при беременности.

3. Межтканевые отношения в эндометрии.

 

Методические указания к самостоятельной работе по теоретическому материалу.

При изучении строения оболочек маточной трубы обратить внимание на особенности слизистой оболочки, на циклические изменения эпителия, протекающие параллельно с изменениями эндометрия, соотнести с процессами, протекающими в яичниках. Отметить относительно слабо развитую мышечную оболочку. Обратить внимание на возможность возникновения трубной беременности и ее последствия.

Подробно разобрать строение всех оболочек матки, выделить их тканевый состав. Основное внимание уделить циклическим изменениям эндометрия, связав их с функцией яичника; отметить наличие базального и функционального слоев. Здесь же разобрать влияние на половую систему женщины гонадотропных гормонов гипофиза и гипоталамуса в различные фазы овариально-маточного цикла.

При изучении препарата матки отметить функционально обусловленную локализацию крупных спиралевидных сосудов в среднем слое миометрия (сосудистый слой). Разбирая строение периметрия, вспомнить строение и происхождение мезотелия.

Особенности гистофизиологии органов половой системы детского возраста.

Размеры яичников и их вес у новорожденной девочки крайне малы. К 1 году вес их увеличивается в 2,5 раза. В 5-6 лет вес каждого яичника достигает 1 грамма, а к 12 годам они вновь увеличиваются вдвое и их вес уже несколько превышает 2 грамма.

Только к 20 годам яичник достигает предельного веса - чуть больше 6,5 грамма.

У новорожденной девочки резкой границы между корковым и мозговым веществом различить не удается. Корковый слой широк и содержит огромное количество примордиальных фолликулов (300-400 тыс.), расположенных в 20 и более рядов.

К концу первого года жизни количество примордиальных фолликулов значительно уменьшается и затем с каждым годом продолжает неуклонно снижаться. Так к 8 годам их остается 25 тыс., к 10 годам - 20 тыс., к 14 годам - 16 тыс., к 18 годам - от 5 до 7 тыс. Количество ооцитов уменьшается главным образом и связи с процессом атрезии, и в меньшей степени - благодаря овуляции.

В постнатальном периоде процесс развития фолликулов интенсивен, и яичник девочки 12-13 лет, как правило, содержит несколько вторичных фолликулов и граафовых пузырьков. Однако полного развития фолликулы достигают в периоде половой зрелости.

Соединительнотканная основа яичника новорожденных более плотная. Она приобретает специфические черты строения только многие годы спустя. Вес яичника первых лет жизни нарастает и за счет роста соединительнотканной основы и кровеносных сосудов.

При воздействии неблагоприятных факторов (при осложнении беременности и родов) замедляется или нарушается созревание яичников в постнатальном онтогенезе. Ингибирующее воздействие на созревание яичников оказывают заболевания матери: малокровие, резус конфликт, поздние токсикозы беременности.

Матка новорожденной девочки (напоминающая гриб с большой ножкой и маленькой шляпкой) имел соотношение размеров шейки и тела как 3 к 1 (в то время как при половой зрелости 1:1).

В период от 1 года до 5 лет рост шейки матки превосходит рост ее тела, а с 6 до 10 лет как бы выравниваются процессы роста и дифференцировки в теле и шейке.

У некоторых девочек в течение первых дней после рождения из гениталий может выделяться кровь - это обусловлено еще продолжающимся влиянием гормонов матери. Слизистая оболочка матки у детей содержит нежную серому, бедна волокнами, но богатая клетками, среди которых наиболее часты фибробласты, лимфоциты, плазматические клетки. С возрастом увеличивается количество волокон, характерна их концентрация на границе с миометрием. Эпителий тела и шейки в детском возрасте имеет реснички, количество которых постепенно уменьшается, так что незадолго до пубертатного периода они являются редкими находками. Эпителий высокий цилиндрический у новорожденных и детей младшего возраста секретирует слизь. Цервикальный эпителий довольно часто образует выросты из устья матки (так называемые «физиологические эрозии»).

Типичные железы у новорожденных обнаружить трудно. Имеются железистые «погружения» эпителия эндометрия, которые увеличиваются в количестве в течение одного года и к 4 годам создают картину Т-образных желез. Рост желез усиливается незадолго перед пубертатным периодом.

Мышечная оболочка матки новорожденной девочки богата соединительной тканью. Миоциты короткие, веретено образные. У девочек 10 -13 лет активное развитие соединительной ткани в миометрии маскирует небольшое количество мышечных элементов.

Эпителии влагалища новорожденной девочки высокий, многослойный, богатый гликогеном.

Эпителий слущивается в течение нескольких дней после рождения. У новорожденной в мазках из влагалища преобладают клетки поверхностного слоя эпителия. Элементы крови и микрофлоры отсутствуют. Через 2 недели эпителиальные клетки поверхностного слоя в мазках не определяются. Увеличивается количество парабазальных и базальных клеток. Такая цитология мазкой является следствием прекращения действия материнских гормонов и появления нового гормонального баланса в организме ребенка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: