Перспективы и направления разработки и реализации демографической политики в РФ




 

В условиях демографического кризиса, когда нарушен нормальный режим замещения поколений и не обеспечивается даже простое воспроизводство населения, политика народонаселения вынуждена сконцентрироваться на цели демографической политики. А поскольку демографический кризис обычно является проявлением общего социально-экономического кризиса, для реализаций практических мер политики народонаселения за пределами целей восстановления простого воспроизводства населения общество не в состоянии выделить значимых ресурсов. В разработке демографической политики можно выделить следующие основные этапы:

Первый этап - определение текущего состояния объекта управления, то есть современной демографической ситуации и ее характеристик;

Второй этап - определение параметров желательной (оптимальной) демографической ситуации;

Третий этап - разработка методов воздействия на демографические процессы, то есть инструментов демографической политики, реализация которых позволит обществу перейти от существующего режима воспроизводства населения к желательному режиму;

Четвертый этап - разработка методов контроля за динамикой демографической ситуации в ходе реализации ее мероприятий.

Как отмечено в документе ООН «Рекомендации для последующего Всемирного плана действий в области народонаселения», главным направлением демографической политики является планирование семьи, которое понимается как добровольная деятельность по достижению семьей желаемого числа детей на основе сознательного материнства. Семья имеет социальную ценность не только в связи с репродуктивным поведением супругов. В семье осуществляется воспитание детей, их ориентация на определенные нормы социального поведения, определенные образовательные цели, на вид будущей профессиональной деятельности. Поэтому семья, рождение детей, здоровье, воспитание и образование детей являются центром демографической политики.

Государственная помощь, семьям с детьми, поддержка института семьи и брака, стимулирование рождаемости выступают приоритетными направлениями демографической политики. Их реализация должна сопровождаться обеспечением осуществления права человека свободно и ответственно решать вопросы о числе своих детей и о частоте их рождения. Свобода человека и семьи в формировании своей репродуктивной ориентации - главное ограничение в демографической политике [11, C. 39].

Как известно в Российской Федерации наблюдалась тенденция к резкому снижению рождаемости, и естественно, что данная проблема не могла остаться без внимания высшего руководства страны, которая побудило принять ряд мер по развитию уровня рождаемости в Российской Федерации, а именно:

– федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», принятый 12.10.2006 года Государственной думой, согласно которому на индивидуальные счета женщин, родивших с 1 января 2007 года второго ребенка, будет начисляться сумма в размере 250 тысяч рублей.

Семья получает право на материнский (семейный) капитал, когда в ней появляется (рождается или усыновляется) второй или последующий ребенок.

Распоряжаться материнским капиталом можно только по достижении 3 лет ребенку, на которого выдан сертификат (за исключением случая направления материнского капитала на первоначальный взнос по ипотеке) Какие документы следует предъявить для получения сертификата на материнский капитал, основные условия оформления сертификата на материнский капитал можно посмотреть в Правилах подачи заявления

 

Сумма материнского капитала 2012 ежегодно индексируется, так

2007 год – 250000 руб.,

2008 – 276250 руб.,

2009 -312162 руб.,

2010 -343378 руб.,

2011- 365698 руб.,

2012 387,6 тысяч рублей

сумма материнского капитала 2013 составит — 408960,5 рублей.

Основные направления использования материнского капитала 2012 на настоящий момент:

- Улучшение жилищных условий;

- Погашение ипотечного кредита;

- Реконструкция и ремонт жилого дома с увеличение жилой площади;

- Компенсация за строительство дома;

- Ремонт и строительство дома своими силами;

- Долевое строительство;

- Участие в жилищно-строительных кооперативах;

- Получение образования;

- Проживание студента в общежитии образовательного учреждения;

- Оплата услуг образовательного учреждения;

- Оплата содержания ребенка в детском саду;

- Пенсионные накопления матери.

Законопроекты о направлении материнского капитала на покупку автомобиля, о поддержке семей, где рождается двойня-тройня, о предоставлении младенцам высокотехнологичной медицинской помощи были отклонены.

Находятся в стадии рассмотрения, то есть, возможно, будут иметь силу направления: размещение материнского капитала на счет в банке для получения дивидендов, о лечении и реабилитации ребенка-инвалида, оплата материнским капиталом образования не только ребенка, матери, но и отца;.

В период кризиса была введена мера по единовременному предоставлению выплаты из материнского капитала в размере 12 тысяч рублей, но эта мера закончила своё существование в марте 2010 года и больше продлена не была. Программа материнского капитала продлена по 2016 год.

16 июля 2011 года подписан документ, который знаменует вступление в силу «Закона о содействии развитию жилищного строительства».

В нём говорится, что теперь каждая российская семья при рождении третьего и последующих детей имеет право получить земельный участок от государства абсолютно бесплатно. Правда, его границы чётко не определены – до 0,15 га.

– подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

Основная идея программы и ее обоснование заключается в том, что с 2002 года в период рождения первого ребенка вступало поколение 1982-1986 годов, т. е. поколение самой высокой численности за прошедший период, при этом согласно результатам статистического наблюдения 80 процентов детей в Российской Федерации рождается у родителей в возрасте до 30 лет.

По данным государственного статистического наблюдения, в Российской Федерации молодежь в возрасте от 20 до 30 лет составляет 20,7 млн. человек.

Действующей системой государственного статистического наблюдения не установлено понятие молодой семьи. На основе выборочных обследований и экспертных оценок в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 10 млн. молодых семей из общего числа семей (49,9 млн.). Из них большая часть (примерно 6 млн. молодых семей) нуждается в улучшении жилищных условий.

В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.

Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций, что обусловливает необходимость применения программных методов.

Государственная поддержка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляться путем: предоставления субсидий молодым малообеспеченным семьям на приобретение жилья; компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья в случае рождения (усыновления) ребенка; выделения строительных материалов для индивидуального жилищного строительства (в первую очередь в сельской местности); предоставления многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма; воссоздания или организации в отдельных субъектах Российской Федерации новых форм содействия решению жилищных проблем молодежи, подобных молодежным жилищным комплексам и жилищно-строительным кооперативам.


Заключение

 

Демографическая ситуация является в настоящее время остро кризисной не только для России в целом, но и для всех ее регионов. Поэтому для успешной реализации демографической политики немаловажную роль играет разработка ее на региональном уровне.

Целью исследования явилось рассмотрение механизма реализации демографической политики на региональном уровне и выявление тенденций дальнейшего демографического развития региона.

Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения, и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

Региональную демографическую политику понимают как системную деятельность местных органов власти в сфере развития населения, направленную на согласование, с одной стороны, интересов страны и региона, с другой стороны, целей развития населения и текущих вопросов социально-экономического развития региона.

В настоящее время демографическая ситуа­ция в Российской Федерации входит в перечень острых и актуальных социальных проблем, за­нимающих ведущий рейтинг в числе фундамен­тальных стратегических целей развития как от­дельного муниципального образования, регио­на, так и страны в целом. На фоне катастрофи­ческого сокращения численности населения, осо­бенно за счет его естественной убыли, связан­ной с низким уровнем рождаемости и высоким уровнем смертности, происходят разрушение тру­дового потенциала страны, деформация практи­чески всех демографических структур и инсти­тутов, обеспечивающих обществу воспроизвод­ство человеческого потенциала.

В масштабах регионов сложилась совокупность естественных, экономических, социально-бытовых, национально-культурных и других относительно устойчивых связей, которые должны быть учтены при реализации демографической политики РФ.

Разработка демографической политики в каждом регионе должна соответствовать стратегическим целям регионального развития.

Инструментом, способствующим комплексному решению задач регионального развития, могут быть региональные программы воспроизводства населения. Эти программы должны являться составной частью комплексного плана социально-экономического развития территории и финансироваться за счет местных источников.

При недостатке материальных возможностей для проведения демографической политики ее отдельные направления могут реализовываться в рамках программ по социальной поддержке наиболее уязвимых категорий населения, а также исходить из приоритетности мероприятий по стабилизации демографической ситуации для тех районов и городских поселений, где она наиболее неудовлетворительна.

 


Список литературы

 

1. Антонова О.П. Региональная дифференциация смертности от внешних причин // Вопр. статисти­ки. 2007. № 10.

2. Бойко Ю.Л., Садыкова Э.Л. Региональная де­мографическая политика в контексте национальной безопасности России // Народонаселение. 2010. №1.

3. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2000.

4. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление / учебник / А.И. Гаврилов. М.: Инфра-М, 2002.

5. Демографический ежегодник России. 2007, М.: Росстат. 2007. 551 с.

6. Динамика миграционных процессов в ДФО за 12 мес. 2007 г. // Статистика УФМС по ДФО.

7. Зубаревич Н.В. Демографическая ситуация: тен­дерные особенности и межрегиональная дифференциация // Демографическая политика России: от раз­мышлений к действиям. М., 2008.

8. Илышев A.M., Багырова А.П. Факторы репро­дуктивной активности населения: анализ региональ­ной дифференциации //Регион: экономика и социо­логия. 2009. № 1.

9. Мониторинг демографической ситуации в Российской Федерации и тенденции ее изменения, М.: КДУ, 2008 г.

10. Пантелеев С.Ю. Мифы вместо госпрограммы // Информационный портал для соотечественников.

11. Поплаухин В.Е. Государственная политика Российской Федерации по управлению демографическими процессами. Социально-экономическое развитие и демографическая ситуация в постсоветской России // Миграционное право. 2009. № 3.

12. Поплаухин В.Е. Нормативно-правовая база, регламентирующая социально-демографическую политику. Система федеральных нормативных актов, регулирующих воспроизводство населения // Юридический мир. 2009. № 5

13. Рыбак А.А. Особенности демографической политики в Дальневосточном федеральном округе // Миграционное право. 2009. № 3.

14. Рыбаковскый Л.Л. Региональная дифференци­ация результатов демографической политики Рос­сии в 2006-2008 гг. // Народонаселение. 2010. № 2.

15. Рыбаковскый Л.Л. Сравнительная оценка демографического неблагополучия регионов России // Социологические исследования. 2008. № 10

16. Тро­фимова И.Н. Региональные аспекты социальной по­литики Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 1.

17. Тюркин М.Л. Миграционная система России: Монография. М.: Изд. дом «Стратегия», 2005.

 

 

Приложение

 

 

Приложение 1

Типология регионов России по уровням социально-экономических и демографических проблем

 

Группа Краткая демографическая характеристика регионов   Краткая оценка рисков бедности регионов   Примерный перечень регионов
Регионы первого типа Высокоурбанизированные и индустриально-ресурсные территории в главной полосе расселения, в которых можно наблюдать некоторое увеличение рождаемости, однако не компен­сирующее смертность. Числен­ность населения регионов данно­го типа будет расти только за счет миграции   Уровень бедности незначи­тельно ниже среднего, но с высокой поляризацией насе­ления по доходу. Особенно­стью регионов является повы­шенный риск бедности непол­ных семей с детьми и молодых семей без детей   Города Москва, Санкт-Петербург, области Мос­ковская, Ленинградская. Самарская, Нижегород­ская. Белгородская, Свердловская, Новоси­бирская, Тюменская. Челябинская, республики Башкортостан, Татар­стан, края Пермский и др.
Регионы второго типа   Среднеурбанизированные и менее развитые территории европейской части России, в которых также наблюдается естественная убыль населения при некоторых «пиках рождаемости», деформирована половозрастная структура, а численность населения компенсируется за счет миграционного притока   Средние показатели бедности, при невысоких доходах и стоимости жизни поляризация населения не очень высока. Существенным риск бедности остается для всех семей с детьми   Области Астраханская, Волгоградская, Липецкая, Курганская, Самарская, Ульяновская, Ростовская, Костромская, Кировская, Новгородская, Саратовская, Пензенская, края Краснодарский, Ставропольский и др.
Регионы третьего типа   Национальные автономии в европейской части России с преобладанием коренных этносов, характеризующиеся молодой возрастной структурой и высокими уровнями рождаемости и естественного прироста   Повышенный уровень бедности семей с детьми, представленных в равной степени (полные, неполные, сложные)   Республики Дагестан, Ингушетия, Чечня, Калмыкия, Карачаево- Черкесская, Кабардино- Балкарская, Северная Осетия - Алания  
Регионы четвертого типа   Территории, относящиеся к зонам очагового заселения с очень низкой плотностью населения, характеризующиеся молодой возрастной структурой, сложившейся из-за миграционного притока молодежи (в основном русских) и (или) повышенной рождаемости коренных этносов. В итоге наблюдается незначительный положительный естественный прирост. Однако существует и миграционный отток из этих регионов   Среднеразвитый и слабозаселенный северо-восток и восток страны с наименее благоприятными условиями жизни, повышенным и высоким уровнем бедности из-за дороговизны жизни. Среди бедных преобладают семьи с детьми, но масштаб бедности пенсионеров очень высок   Области Читинская, Иркутская, Омская, Томская, Амурская, Магаданская, Мурманская, края Камчатский и Красноярский; республики Якутия, Хакасия, Алтай, Бурятия, Тыва, Чукотский автономный округ  
Регионы пятого типа   Сравнительно мало урбанизированные территории в главной полосе расселения с преобладанием русского населения. Характеризуются старой возрастной структурой населения, большим перевесом женщин над мужчинами за счет старших возрастных групп, высокими уровнями смертности и естественной убыли.   Существующий миграционный приток не перекрывает естественную убыль населения Менее развитые, но относительно освоенные регионы с повышенной и высокой бедностью. Удорожание жизни, хотя и при отсутствии сильной поляризации по доходу, сопровождается высоким риском и глубиной бедности всех семей с детьми, особенно неполных, а также пенсионеров   Области Псковская, Новгородская, Тверская, Тульская, Смоленская, Костромская, Рязанская, Орловская, Курская, Ивановская и др.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: