Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Б.1.1.15 – “Архитектурно-дизайнерское пректирование” в первом семестре первого года обучения направления 07.03.03 — «Дизайн архитектурной среды» (ДАРС).
Одобрено УМКН кафедры «Дизайн архитектурной среды»
Строительно-архитектурно-дорожного института
Саратовского государственного технического
университета имени Гагарина Ю. А.
Саратов 2015
Введение
В творческом процессе архитектурного проектирования важное значение имеет точное изображение будущего сооружения, выполненного в ортогональных проекциях методом линейной графики. Одной из изначальных задач архитектурно-дизайнерского образования является обучение студентов мастерству архитектурной графики, формирование у них профессиональных навыков архитектурной подачи проектов.
Цель обучения – привить студентам навыки графического выражения замысла архитектурного произведения языком графики, а так же изучение композиционных основ построения классических форм архитектуры, приобретение умения использовать выразительность архитектурного языка и развитие у студентов художественного вкуса.
Линейная графика
Линейная графика – самый распространённый и наиболее простой способ изображения архитектурной формы, деталей, предметов среды, чем и обусловлена особая важность овладения этой техникой для архитектора-дизайнера.
Для того чтобы освоить простейшие приемы линейной графики и технику обводки чертежа тушью, студенты выполняют графические упражнения по нижеизложенным требованиям.
В процессе работы над упражнениями студенты используют следующие инструменты:
1). Пластиковая линейка
2). Готовальня – комплект чертежных инструментов, уложенных в футляр. В готовальню должны входить следующие инструменты:
а). Круговой циркуль с карандашной вставкой для черчения окружностей карандашом и с рейсфедером для обводки карандашных линий тушью.
б). Маленький круговой циркуль или кронциркуль или «балеринка» с карандашными вставками и рейсфедерами для проведения окружностей малых радиусов карандашом и тушью.
в). Измеритель (разметочный циркуль) для переноса и разметки точных размеров на чертеже.
г). Прямой рейсфедер для черчения тушью прямых линий. Желательно иметь два рейсфедера (для тонких и толстых линий).
д). Кроме того, в готовальню может входить удлинительная ножка к круговому циркулю для проведения окружностей больших размеров, кнопка для ножки циркуля и другие инструменты.
3). Пластиковые угольники под 45°, 30° и 60°.
4). Масштабная линейка размером 30 см.
5). Чертежная бумага. Для черчения используют плотную белую бумагу формата А3.
6). Карандаши. Для вычерчивания работ под обводку тушью возможно использование механических карандашей с толщиной грифеля от 0,3 до 0,5 мм следующих марок ТМ, Т, 2Т, 3Т, (зарубежная маркировка НВ, Н, 2Н, 3Н).
7). Ластики для стирания карандашных линий – мягкие, белые, не повреждающие поверхность бумаги.
8). Тушь чертежная отечественная черная, марки «Гамма».
9). Лезвия для срезания ошибочных линий, проведенных тушью.
10). Ручка с чертежным, стальным пером No11 для выполнения надписей.
11). Салфетка из простой хлопчатобумажной ткани для протирания инструмента от туши.
12). Кроме традиционных инструментов можно использовать рапидографы и изографы.
13). Кисти.
Задачи графических упражнений:
- освоить технику работы с чертежными инструментами;
- ознакомиться с правилами построения узкого архитектурного шрифта при выполнении надписей̆ на чертеже;
- достигнуть уравновешенной компоновки непосредственно самой работы и текстовой надписи на листе формата А3.
Упражнение №1. Гарнитура узкого архитектурного шрифта.
Цель: Изучить написание букв и цифр узкого архитектурного шрифта для выполнения надписей на чертежах
Методические указания:
Узкий архитектурный шрифт имеет следующие пропорции:
S норм. =1/6Н,
где S норм.- ширина нормальной буквы, а Н - высота буквы,
S шир. = 1,5h,
где S шир. - ширина широких букв, их шесть: Ж, Ф, Ш, Щ, Ы, Ю. Расстояния между буквами в словах одной высоты одинаковы. Высота букв и цифр в основной надписи (буквы в алфавитном порядке) - 12 мм, в остальном тексте 3-6 мм. Линии должны быть четкими, с ровными краями. Для основной надписи (буквы в алфавитном порядке) - сетка для букв и цифр обводится толщиной 0,1мм, а сами буквы и цифры толщиной 0,3мм. Остальные надписи обводятся в зависимости от величины шрифта от 0,1 до 0.2мм. Линии построения не обводятся. (см. Приложение рис.1)
На выполнение упражнения отводится 4 академических часа.
Упражнение №2. Диагональная сетка.
Цель: научиться зрительно находить соотношение главных и второстепенных прямых линий по толщине, помогающее выявить геометрический узор на фоне сетки.
Задачи:
- освоить технику работы с рейсфедером, обеспечивающую равномерное распределение туши по всей длине линий различной толщины;
- подобрать и аккуратно выполнить три вида линий (тонкая, средняя, толстая);
- приобрести навыки пересечения нескольких линий различной толщины в одной точке.
Методические указания:
Лист компонуется с намечанием расположения чертежа и основной надписи. Карандашом с твердым грифелем тонкими линиями одной толщины вычерчивается сетка 200х200 мм. с размером клеток 25х25 мм. и диагональная сетка, вписанная в прямую по данному примеру. После прямоугольная сетка обводится тушью в тонких линиях толщиной 0,1-0,2 мм. Диагональная сетка обводится в туши толстой линией толщиной 0,6-0,8 мм. Выполняется основная надпись с построением в карандаше и обводится тушью (линии построения не обводятся) с помощью чертежного пера. (см. Приложение рис. 2)
На выполнение упражнения отводится 4 академических часа.