Ответственный исполнитель – Заведующий кафедрой




Актюбинский региональный государственный университет

Им. К. Жубанова

 

УТВЕРЖДАЮ

Директоринститута педагогики

__________ Туребаева К. Ж

 

«____»_______________ 20 __ г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Шифр и наименование специальности: 5В010300-Педагогика и психология

2. Уровень образования:Высшее образование (бакалавриат)

3. Форма обучения:Очная на базе среднего общего образования

4. Код и наименование дисциплины (в соответствии с Учебным планом): PV 4203 Психология воспитания

5. Кафедра (индекс, наименование), отвечающая за дисциплину: 34-3 педагогики и психологии образования

6. Учебный год: 2015 Семестр: 7

7. Количество кредитов (часов), отводимых на изучение дисциплины, в соответствии с планом учебного процесса: 4;

Аудиторные занятия 60, в том числе лекции 40

Семинарские-

практические 20

лабораторные -

самостоятельная работа

Всего часов

8. Количество контрольных работ, предусмотренных Учебным планом –

9. Формы итогового контроля

Экзамен *

Диф. зачет

Курсовая работа

10. Поисковый образ (ключевые слова): Воспитание; воспитанность; воспитуемость;индивид; индивидуальность; личность; нравственность; развитие; социализация; становление; субъект; эмпатия;

 

I РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА И ВНЕСЕНА

 

Ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии образования

магистр педагогики_______________ Курманбекова М. Б.

«1 »сентября 2015 г.

 

Преподаватель кафедры педагогики и психологии образования

магистр педагогики_______________ Жубатканова А.Ж.

«1 »сентября 2015 г.

Ответственный исполнитель – Заведующий кафедрой

К. п. н, доцент_______________ Жукенова Г. Б.

«1 »сентября 2015 г.

 

II ОБСУЖДЕНА НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ

протокол № 1 от «1 »сентября 2015 г.

 

 

III РЕЦЕНЗЕНТ

Кандидат педагогических наук,

Доцент ________________ Есенгулова М. Н.

«1 »сентября 2014 г.

 

IV РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ УМК ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИКИ

Протокол№ 1 от «1 »сентября 2015 г.

 

 

V СРОК ПЕРВОЙ ПРОВЕРКИ20__ год

 

ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕРКИ1 год

11. Цель изучения дисциплины – формирование у студентов углубленных профессиональных знаний о дисциплине психология воспитания, его основных направлениях и возможностях применения данных на практике.

Задачи изучения дисциплины:

развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой, анализа различных теоретических и методологических позиций, использования полученных знаний на практике

12. Основные представления, знания, умения и навыки, которыми студент должен овладеть в результате изучения дисциплины:

Студент должен овладеть:

По окончании курса студент должен:

на основе усвоенных теоретических знаний, категорий и понятий научной психологии уметь ориентироваться в основных концепциях отечественной и зарубежной психологической науки;

знать:

феноменологию психолого-педагогических явлений, понимание обучения в психологии и других науках; теории и подходы к организации образовательного процесса; цели и задачи прикладного, практического и теоретического направления в работе с образовательной группой.

уметь: применять на практике полученные знания об основных закономерностях психических явлений.

применять знания на практике, анализировать и прогнозировать психолого-педагогические явления;

работать с различными возрастными группами для решения просветительных и образовательных задач; ставить теоретические и практические задачи психолого-педагогической деятельности, подбирать адекватный методический аппарат

иметь представление:

о навыках организации образовательного процесса, об определении психологических и дидактических целей и задач; о техниках работы психолога в различных педагогических ситуациях.

 

13. Календарно-тематический план и сетка часов дисциплины по модульному обучению

№ п/п Название модуля и темы лекции Лекции (40 часов)   Практич. занятия (20 часов) Самост. работа (90 часов) Формы текущего контроля Форма рубежного контроля
  Модуль I Теоретические подходы к воспитанию в психологии.          
  Проблема воспитания в культурно-историческом подходе к развитию психики (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).       Устный опрос  
  Психоанализ о воспитании. З.       Устный опрос  
  Проблемы воспитания в теории социального научения (Р. Сирс, А. Бандура, У. Бронфенбреннер). Теория морального развития (Ж. Пиаже и Л. Колберг).       Устный опрос  
  Теория морального развития (Ж. Пиаже и Л. Колберг).       Устный опрос  
  Гуманистическая психология и педагогика.       Устный опрос  
  Модуль II Психология воспитания – практике       Устный опрос  
  Смещение акцентов психолого-педагогических исследований на решение практических задач.       Устный опрос  
  Понятие девиантного поведения и его психологические причины.       Устный опрос  
  Психологические аспекты и проблемы воспитания в процессе обучения.       Устный опрос  

 

14. Учебно-методическая карта дисциплины

Лекции

 

№ п/п Название темы План лекции, основные дидактические единицы Формы текущего контроля
    Модуль 1Теоретические подходы к воспитанию в психологии.    
  Проблема воспитания в культурно-историческом подходе к развитию психики (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Учение об условиях, источниках и движущих силах развития. Понятия «зона ближайшего развития», «социальная ситуация развития» и «ведущая деятельность» в свете проблемы воспитания. Требования к воспитанию, вытекающие из культурно-исторического подхода. Устный опрос
  Психоанализ о воспитании З. Фрейд о типах стимуляции ребенка как причине развития характера на разных этапах психосексуального развития. Виды невротических характеров, обусловленных неадекватной стимуляцией. Невротические защиты. А. Адлер о трудностях воспитания детской личности. Развитие идей классического психоанализа в трудах Эго-психологов (А. Фрейд, Э. Эриксон), и их вклад в разработку проблемы воспитания. Семейное воспитание в свете идей современной психоаналитической теории объектных отношений (М. Маллер, Винникот, Фигдор). Устный опрос
  Проблемы воспитания в теории социального научения (Р. Сирс, А. Бандура, У. Бронфенбреннер). Проблемы воспитания в теории социального научения (Р. Сирс, А.) Проблемы воспитания в теории социального научения Бандура. Проблемы воспитания в теории социального научения У. Бронфенбреннер). Устный опрос
  Теория морального развития (Ж. Пиаже и Л. Колберг). Теория морального развития (Ж. Пиаже Теория морального развития Л. Колберг). Устный опрос
  Гуманистическая психология и педагогика. Полноценно функционирующая личность как цель воспитания. Психотерапевтические приемы общения как важные средства развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу). Взгляды современных педагогических психологов на сущность процесса воспитания: воспитание как сотрудничество и сотворчество субъектов единого процесса, как создание воспитателем благоприятных условий развития подрастающего поколения, как формирование личности с заданными качествами. Стили воспитания: авторитарный, демократический и либеральный.   Устный опрос
    Модуль 2Психология воспитания – практике  
  Смещение акцентов психолого-педагогических исследований на решение практических задач. Разработка теории психологической службы и психологического сопровождения детей, подростков, юношей и взрослых. Исследование различных аспектов развития личности детей и взрослых (в первую очередь, родителей и учителей) в рамках систем семейного и общественного воспитания. Устный опрос
  Понятие девиантного поведения и его психологические причины. Роль педагогических психологов в изучении и осуществлении профилактики и реабилитации девиантного поведения методами педагогической психологии.   Устный опрос
  Психологические аспекты и проблемы воспитания в процессе обучения. Обеспечение психического развития и эмоционального благополучия обучающихся: индивидуальный подход к учащимся, диагностика и формирование мотивации усвоения знаний, развитие личностных свойств учащихся на материале содержания, методов, форм и средств обучения. Пути совершенствования профессионально важных качеств педагогов.     Устный опрос

 

Практические занятия

 

№ п/п Название темы План занятия, основные дидактические единицы Формы текущего контроля
    Модуль 1    
  Проблема воспитания в культурно-историческом подходе к развитию психики (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Учение об условиях, источниках и движущих силах развития. Понятия «зона ближайшего развития», «социальная ситуация развития» и «ведущая деятельность» в свете проблемы воспитания. Требования к воспитанию, вытекающие из культурно-исторического подхода. Устный опрос
  Психоанализ о воспитании З. Фрейд о типах стимуляции ребенка как причине развития характера на разных этапах психосексуального развития. Виды невротических характеров, обусловленных неадекватной стимуляцией. Невротические защиты. А. Адлер о трудностях воспитания детской личности. Развитие идей классического психоанализа в трудах Эго-психологов (А. Фрейд, Э. Эриксон), и их вклад в разработку проблемы воспитания. Семейное воспитание в свете идей современной психоаналитической теории объектных отношений (М. Маллер, Винникот, Фигдор). Устный опрос
  Проблемы воспитания в теории социального научения (Р. Сирс, А. Бандура, У. Бронфенбреннер). Проблемы воспитания в теории социального научения (Р. Сирс, А.) Проблемы воспитания в теории социального научения Бандура. Проблемы воспитания в теории социального научения У. Бронфенбреннер). Устный опрос
  Теория морального развития (Ж. Пиаже и Л. Колберг). Теория морального развития (Ж. Пиаже Теория морального развития Л. Колберг). Устный опрос
  Гуманистическая психология и педагогика. Полноценно функционирующая личность как цель воспитания. Психотерапевтические приемы общения как важные средства развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу). Взгляды современных педагогических психологов на сущность процесса воспитания: воспитание как сотрудничество и сотворчество субъектов единого процесса, как создание воспитателем благоприятных условий развития подрастающего поколения, как формирование личности с заданными качествами. Стили воспитания: авторитарный, демократический и либеральный.   Устный опрос
    Модуль II Психология воспитания – практике    
  Смещение акцентов психолого-педагогических исследований на решение практических задач. Разработка теории психологической службы и психологического сопровождения детей, подростков, юношей и взрослых. Исследование различных аспектов развития личности детей и взрослых (в первую очередь, родителей и учителей) в рамках систем семейного и общественного воспитания.   Устный опрос
  Понятие девиантного поведения и его психологические причины. Роль педагогических психологов в изучении и осуществлении профилактики и реабилитации девиантного поведения методами педагогической психологии.   Устный опрос
  Психологические аспекты и проблемы воспитания в процессе обучения. Обеспечение психического развития и эмоционального благополучия обучающихся: индивидуальный подход к учащимся, диагностика и формирование мотивации усвоения знаний, развитие личностных свойств учащихся на материале содержания, методов, форм и средств обучения. Пути совершенствования профессионально важных качеств педагогов.     Устный опрос
         

 

15. Список основной и дополнительной литературы

Основная литература:

 

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2002.

3. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента - к характеру и типологии личности. М., 2000.

4. Биологическое и социальное в развитии человека / Под общ. ред. Б.Ф. Ломова. М., 1977.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. М.; Воронеж, 1997.

6. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1998.

7. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: Из опыта работы. М., 1977.

8. Гинецинский В.И. Пропедевтический курс общей психологии. СПб., 1997.

9. Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. М.; Воронеж, 1998.

10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997.

11. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., 1994.

12. Зюбин Л.М. Психология воспитания. М., 1991.

13. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников: Учеб. пособие. Мн., 1996.

14. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.

15. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.

16. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996

 

Дополнительная литература:

 

1. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Под ред. Е.Д. Божович. М.; Воронеж, 1998.

2. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М.; Воронеж, 2000.

3. Паркинсон К.Н. и др. Дети: Как их воспитывать. СПб., 1992.

4. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996.

5. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996.

6. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности М., 1996.

7. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.

8. Рождественская Н.А. Как понять подростка: Учеб. пособие. 2-е изд. М., 1998.

9. Селье Г. Когда стресс не приносит горя // Неизвестные силы в нас. М., 1992.

10. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999.

11. Такман Б.У. Педагогическая психология: от теории к практике: Пер. с англ. М., 2002.

 

16. Программа экзамена / диф. зачета:

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

Перечень вопросов
1. Проблема воспитания в культурно-историческом подходе к развитию психики (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
2. Учение об условиях, источниках и движущих силах развития.
3. Понятия «зона ближайшего развития», «социальная ситуация развития» и «ведущая деятельность» в свете проблемы воспитания
4. Требования к воспитанию, вытекающие из культурно-исторического подхода.
5. Психоанализ о воспитании.
6. З. Фрейд о типах стимуляции ребенка как причине развития характера на разных этапах психосексуального развития.
7. Виды невротических характеров, обусловленных неадекватной стимуляцией.
8. Невротические защиты.
9. А. Адлер о трудностях воспитания детской личности.
10. Развитие идей классического психоанализа в трудах Эго-психологов (А. Фрейд, Э. Эриксон), и их вклад в разработку проблемы воспитания.
11. Семейное воспитание в свете идей современной психоаналитической теории объектных отношений (М. Маллер, Винникот, Фигдор).
12. 3. Проблемы воспитания в теории социального научения (Р. Сирс, А. Бандура, У. Бронфенбреннер).
13. Теория морального развития (Ж. Пиаже и Л. Колберг).
14. Гуманистическая психология и педагогика
15. Полноценно функционирующая личность как цель воспитания.
16. Психотерапевтические приемы общения как важные средства развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу).
17. Взгляды современных педагогических психологов на сущность процесса воспитания: воспитание как сотрудничество и сотворчество субъектов единого процесса, как создание воспитателем благоприятных условий развития подрастающего поколения, как формирование личности с заданными качествами
18. Стили воспитания: авторитарный, демократический и либеральный.  
19. Смещение акцентов психолого-педагогических исследований на решение практических задач.
20. Разработка теории психологической службы и психологического сопровождения детей, подростков, юношей и взрослых.  
21. Исследование различных аспектов развития личности детей и взрослых (в первую очередь, родителей и учителей) в рамках систем семейного и общественного воспитания.  
22. Понятие девиантного поведения и его психологические причины
23. Роль педагогических психологов в изучении и осуществлении профилактики и реабилитации девиантного поведения методами педагогической психологии
24. Психологические аспекты и проблемы воспитания в процессе обучения.
25. Обеспечение психического развития и эмоционального благополучия обучающихся: индивидуальный подход к учащимся, диагностика и формирование мотивации усвоения знаний, развитие личностных свойств учащихся на материале содержания, методов, форм и средств обучения
26. Пути совершенствования профессионально важных качеств педагогов.  

 

 

ПРИМЕРЫКОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

Текст контрольно-измерительного материала
  Процесс внешнего управления развитием личности, в том числе, создания условий для саморазвития наследственных данных, побуждение к самовоспитанию и управление им — это: a) развитие b) воспитание c) обучение d) учение
  Специальная деятельность, процесс целенаправленного формирования личности, предполагающий систему организованных средств влияния на воспитуемого, — это воспитание в ____________________ смысле. a) педагогическом b) социальном c) психологическом d) философском
  Раздел педагогической психологии, изучающий психологические закономерности процесса воспитания. a) Психология воспитания b) Психология c) Педагогика d) Психология характера
  Психология воспитания выделилось в отечественной психологии в самостоятельный раздел в…… a) в 40-х годах XX в b) в 40-х годах X Iв c) в 60-х годах XX в d) в 70-х годах XX в
  Основными проблемами психологии воспитания являются a) психология нравственного формирования личности ребенка b) физическое развитие личности c) Изменение характера личности d) Диагностика темперамента
  Закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе являются предметом следующей отрасли педагогической психологии: a) психологии воспитания b) психологии обучения c) психологии педагогической деятельности d) психологии развития
  К специфике гуманистической парадигмы образования относится следующая характеристика: a) субъект-субъектные отношения b) объект-объектные отношения c) выраженные ролевые установки поведения учителя и ученика d) акцент на получение знаний

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

% балльная оценка буквен. оценка традиц. оценка Критерий оценивания знаний обучающихся
    100-95         4,0     А     отлично Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчеты по ним, проявил при этом оригинальное мышление, своевременно и без каких-либо ошибок сдал коллоквиумы и выполнил домашние задания, занимался научно-исследовательской работой, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал.
  94-90   3,67   А-
    89-85     3,33     В+     хорошо Данная оценка ставится в том случае, если студент освоил программный материал не ниже чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал их без принципиальных замечаний, правильно выполнил и своевременно сдал коллоквиумы и домашние задания без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, занимался научно-исследовательской работой, допускал непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.
    84-80     3,0     В
79-75   2,67 В-
74-70   2,33   С+     Удовлетво рительно Данная оценка ставится в том случае, если студент освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ., домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал неточности и непринципиальные ошибки, неточности, не проявил активность в исследовательской работе, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие затруднения в систематизации материала.
69-65   2,0   С
64-60   1,67   С-
59-55 1,33 Д+
54-50 1,0 Д
    49-0         F   неудовлетворительно Данная оценка ставится в том случае, если студент, обнаружил проблемы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допустил принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой.

 

 

ШКАЛА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТА

 

Виды контроля недели мах балл
                             
  Посещаемость * * * * * * * * * * * * * * *  
  Текущий контроль * * * * * * * * * * * * * * *  
  Рубежный контроль: реферат, контрольная работа, сдача заданий по СР, коллоквиум, тесты, проект и др.           *             *      
  Промежуточный контроль (экзамен)               *             *  
  Всего                                

 

 

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЙ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: