Актюбинский региональный государственный университет
Им. К. Жубанова
УТВЕРЖДАЮ
Директоринститута педагогики
__________ Туребаева К. Ж
«____»_______________ 20 __ г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Шифр и наименование специальности: 5В010300-Педагогика и психология
2. Уровень образования:Высшее образование (бакалавриат)
3. Форма обучения:Очная на базе среднего общего образования
4. Код и наименование дисциплины (в соответствии с Учебным планом): PV 4203 Психология воспитания
5. Кафедра (индекс, наименование), отвечающая за дисциплину: 34-3 педагогики и психологии образования
6. Учебный год: 2015 Семестр: 7
7. Количество кредитов (часов), отводимых на изучение дисциплины, в соответствии с планом учебного процесса: 4;
Аудиторные занятия 60, в том числе лекции 40
Семинарские-
практические 20
лабораторные -
самостоятельная работа
Всего часов
8. Количество контрольных работ, предусмотренных Учебным планом –
9. Формы итогового контроля
Экзамен *
Диф. зачет
Курсовая работа
10. Поисковый образ (ключевые слова): Воспитание; воспитанность; воспитуемость;индивид; индивидуальность; личность; нравственность; развитие; социализация; становление; субъект; эмпатия;
I РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА И ВНЕСЕНА
Ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии образования
магистр педагогики_______________ Курманбекова М. Б.
«1 »сентября 2015 г.
Преподаватель кафедры педагогики и психологии образования
магистр педагогики_______________ Жубатканова А.Ж.
«1 »сентября 2015 г.
Ответственный исполнитель – Заведующий кафедрой
К. п. н, доцент_______________ Жукенова Г. Б.
«1 »сентября 2015 г.
II ОБСУЖДЕНА НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ
протокол № 1 от «1 »сентября 2015 г.
III РЕЦЕНЗЕНТ
Кандидат педагогических наук,
Доцент ________________ Есенгулова М. Н.
«1 »сентября 2014 г.
IV РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ УМК ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИКИ
Протокол№ 1 от «1 »сентября 2015 г.
V СРОК ПЕРВОЙ ПРОВЕРКИ20__ год
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕРКИ1 год
11. Цель изучения дисциплины – формирование у студентов углубленных профессиональных знаний о дисциплине психология воспитания, его основных направлениях и возможностях применения данных на практике.
Задачи изучения дисциплины:
развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой, анализа различных теоретических и методологических позиций, использования полученных знаний на практике
12. Основные представления, знания, умения и навыки, которыми студент должен овладеть в результате изучения дисциплины:
Студент должен овладеть:
По окончании курса студент должен:
на основе усвоенных теоретических знаний, категорий и понятий научной психологии уметь ориентироваться в основных концепциях отечественной и зарубежной психологической науки;
знать:
феноменологию психолого-педагогических явлений, понимание обучения в психологии и других науках; теории и подходы к организации образовательного процесса; цели и задачи прикладного, практического и теоретического направления в работе с образовательной группой.
уметь: применять на практике полученные знания об основных закономерностях психических явлений.
применять знания на практике, анализировать и прогнозировать психолого-педагогические явления;
работать с различными возрастными группами для решения просветительных и образовательных задач; ставить теоретические и практические задачи психолого-педагогической деятельности, подбирать адекватный методический аппарат
иметь представление:
о навыках организации образовательного процесса, об определении психологических и дидактических целей и задач; о техниках работы психолога в различных педагогических ситуациях.
13. Календарно-тематический план и сетка часов дисциплины по модульному обучению
№ п/п | Название модуля и темы лекции | Лекции (40 часов) | Практич. занятия (20 часов) | Самост. работа (90 часов) | Формы текущего контроля | Форма рубежного контроля |
Модуль I Теоретические подходы к воспитанию в психологии. | ||||||
Проблема воспитания в культурно-историческом подходе к развитию психики (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). | Устный опрос | |||||
Психоанализ о воспитании. З. | Устный опрос | |||||
Проблемы воспитания в теории социального научения (Р. Сирс, А. Бандура, У. Бронфенбреннер). Теория морального развития (Ж. Пиаже и Л. Колберг). | Устный опрос | |||||
Теория морального развития (Ж. Пиаже и Л. Колберг). | Устный опрос | |||||
Гуманистическая психология и педагогика. | Устный опрос | |||||
Модуль II Психология воспитания – практике | Устный опрос | |||||
Смещение акцентов психолого-педагогических исследований на решение практических задач. | Устный опрос | |||||
Понятие девиантного поведения и его психологические причины. | Устный опрос | |||||
Психологические аспекты и проблемы воспитания в процессе обучения. | Устный опрос |
14. Учебно-методическая карта дисциплины
Лекции
№ п/п | Название темы | План лекции, основные дидактические единицы | Формы текущего контроля |
Модуль 1Теоретические подходы к воспитанию в психологии. | |||
Проблема воспитания в культурно-историческом подходе к развитию психики (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). | Учение об условиях, источниках и движущих силах развития. Понятия «зона ближайшего развития», «социальная ситуация развития» и «ведущая деятельность» в свете проблемы воспитания. Требования к воспитанию, вытекающие из культурно-исторического подхода. | Устный опрос | |
Психоанализ о воспитании | З. Фрейд о типах стимуляции ребенка как причине развития характера на разных этапах психосексуального развития. Виды невротических характеров, обусловленных неадекватной стимуляцией. Невротические защиты. А. Адлер о трудностях воспитания детской личности. Развитие идей классического психоанализа в трудах Эго-психологов (А. Фрейд, Э. Эриксон), и их вклад в разработку проблемы воспитания. Семейное воспитание в свете идей современной психоаналитической теории объектных отношений (М. Маллер, Винникот, Фигдор). | Устный опрос | |
Проблемы воспитания в теории социального научения (Р. Сирс, А. Бандура, У. Бронфенбреннер). | Проблемы воспитания в теории социального научения (Р. Сирс, А.) Проблемы воспитания в теории социального научения Бандура. Проблемы воспитания в теории социального научения У. Бронфенбреннер). | Устный опрос | |
Теория морального развития (Ж. Пиаже и Л. Колберг). | Теория морального развития (Ж. Пиаже Теория морального развития Л. Колберг). | Устный опрос | |
Гуманистическая психология и педагогика. | Полноценно функционирующая личность как цель воспитания. Психотерапевтические приемы общения как важные средства развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу). Взгляды современных педагогических психологов на сущность процесса воспитания: воспитание как сотрудничество и сотворчество субъектов единого процесса, как создание воспитателем благоприятных условий развития подрастающего поколения, как формирование личности с заданными качествами. Стили воспитания: авторитарный, демократический и либеральный. | Устный опрос | |
Модуль 2Психология воспитания – практике | |||
Смещение акцентов психолого-педагогических исследований на решение практических задач. | Разработка теории психологической службы и психологического сопровождения детей, подростков, юношей и взрослых. Исследование различных аспектов развития личности детей и взрослых (в первую очередь, родителей и учителей) в рамках систем семейного и общественного воспитания. | Устный опрос | |
Понятие девиантного поведения и его психологические причины. | Роль педагогических психологов в изучении и осуществлении профилактики и реабилитации девиантного поведения методами педагогической психологии. | Устный опрос | |
Психологические аспекты и проблемы воспитания в процессе обучения. | Обеспечение психического развития и эмоционального благополучия обучающихся: индивидуальный подход к учащимся, диагностика и формирование мотивации усвоения знаний, развитие личностных свойств учащихся на материале содержания, методов, форм и средств обучения. Пути совершенствования профессионально важных качеств педагогов. | Устный опрос |
Практические занятия
№ п/п | Название темы | План занятия, основные дидактические единицы | Формы текущего контроля | |
Модуль 1 | ||||
Проблема воспитания в культурно-историческом подходе к развитию психики (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). | Учение об условиях, источниках и движущих силах развития. Понятия «зона ближайшего развития», «социальная ситуация развития» и «ведущая деятельность» в свете проблемы воспитания. Требования к воспитанию, вытекающие из культурно-исторического подхода. | Устный опрос | ||
Психоанализ о воспитании | З. Фрейд о типах стимуляции ребенка как причине развития характера на разных этапах психосексуального развития. Виды невротических характеров, обусловленных неадекватной стимуляцией. Невротические защиты. А. Адлер о трудностях воспитания детской личности. Развитие идей классического психоанализа в трудах Эго-психологов (А. Фрейд, Э. Эриксон), и их вклад в разработку проблемы воспитания. Семейное воспитание в свете идей современной психоаналитической теории объектных отношений (М. Маллер, Винникот, Фигдор). | Устный опрос | ||
Проблемы воспитания в теории социального научения (Р. Сирс, А. Бандура, У. Бронфенбреннер). | Проблемы воспитания в теории социального научения (Р. Сирс, А.) Проблемы воспитания в теории социального научения Бандура. Проблемы воспитания в теории социального научения У. Бронфенбреннер). | Устный опрос | ||
Теория морального развития (Ж. Пиаже и Л. Колберг). | Теория морального развития (Ж. Пиаже Теория морального развития Л. Колберг). | Устный опрос | ||
Гуманистическая психология и педагогика. | Полноценно функционирующая личность как цель воспитания. Психотерапевтические приемы общения как важные средства развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу). Взгляды современных педагогических психологов на сущность процесса воспитания: воспитание как сотрудничество и сотворчество субъектов единого процесса, как создание воспитателем благоприятных условий развития подрастающего поколения, как формирование личности с заданными качествами. Стили воспитания: авторитарный, демократический и либеральный. | Устный опрос | ||
Модуль II Психология воспитания – практике | ||||
Смещение акцентов психолого-педагогических исследований на решение практических задач. | Разработка теории психологической службы и психологического сопровождения детей, подростков, юношей и взрослых. Исследование различных аспектов развития личности детей и взрослых (в первую очередь, родителей и учителей) в рамках систем семейного и общественного воспитания. | Устный опрос | ||
Понятие девиантного поведения и его психологические причины. | Роль педагогических психологов в изучении и осуществлении профилактики и реабилитации девиантного поведения методами педагогической психологии. | Устный опрос | ||
Психологические аспекты и проблемы воспитания в процессе обучения. | Обеспечение психического развития и эмоционального благополучия обучающихся: индивидуальный подход к учащимся, диагностика и формирование мотивации усвоения знаний, развитие личностных свойств учащихся на материале содержания, методов, форм и средств обучения. Пути совершенствования профессионально важных качеств педагогов. | Устный опрос | ||
15. Список основной и дополнительной литературы
Основная литература:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2002.
3. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента - к характеру и типологии личности. М., 2000.
4. Биологическое и социальное в развитии человека / Под общ. ред. Б.Ф. Ломова. М., 1977.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. М.; Воронеж, 1997.
6. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1998.
7. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: Из опыта работы. М., 1977.
8. Гинецинский В.И. Пропедевтический курс общей психологии. СПб., 1997.
9. Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. М.; Воронеж, 1998.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997.
11. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., 1994.
12. Зюбин Л.М. Психология воспитания. М., 1991.
13. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников: Учеб. пособие. Мн., 1996.
14. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.
15. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.
16. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996
Дополнительная литература:
1. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Под ред. Е.Д. Божович. М.; Воронеж, 1998.
2. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М.; Воронеж, 2000.
3. Паркинсон К.Н. и др. Дети: Как их воспитывать. СПб., 1992.
4. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996.
5. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996.
6. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности М., 1996.
7. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
8. Рождественская Н.А. Как понять подростка: Учеб. пособие. 2-е изд. М., 1998.
9. Селье Г. Когда стресс не приносит горя // Неизвестные силы в нас. М., 1992.
10. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999.
11. Такман Б.У. Педагогическая психология: от теории к практике: Пер. с англ. М., 2002.
16. Программа экзамена / диф. зачета:
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
№ | Перечень вопросов |
1. | Проблема воспитания в культурно-историческом подходе к развитию психики (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). |
2. | Учение об условиях, источниках и движущих силах развития. |
3. | Понятия «зона ближайшего развития», «социальная ситуация развития» и «ведущая деятельность» в свете проблемы воспитания |
4. | Требования к воспитанию, вытекающие из культурно-исторического подхода. |
5. | Психоанализ о воспитании. |
6. | З. Фрейд о типах стимуляции ребенка как причине развития характера на разных этапах психосексуального развития. |
7. | Виды невротических характеров, обусловленных неадекватной стимуляцией. |
8. | Невротические защиты. |
9. | А. Адлер о трудностях воспитания детской личности. |
10. | Развитие идей классического психоанализа в трудах Эго-психологов (А. Фрейд, Э. Эриксон), и их вклад в разработку проблемы воспитания. |
11. | Семейное воспитание в свете идей современной психоаналитической теории объектных отношений (М. Маллер, Винникот, Фигдор). |
12. | 3. Проблемы воспитания в теории социального научения (Р. Сирс, А. Бандура, У. Бронфенбреннер). |
13. | Теория морального развития (Ж. Пиаже и Л. Колберг). |
14. | Гуманистическая психология и педагогика |
15. | Полноценно функционирующая личность как цель воспитания. |
16. | Психотерапевтические приемы общения как важные средства развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу). |
17. | Взгляды современных педагогических психологов на сущность процесса воспитания: воспитание как сотрудничество и сотворчество субъектов единого процесса, как создание воспитателем благоприятных условий развития подрастающего поколения, как формирование личности с заданными качествами |
18. | Стили воспитания: авторитарный, демократический и либеральный. |
19. | Смещение акцентов психолого-педагогических исследований на решение практических задач. |
20. | Разработка теории психологической службы и психологического сопровождения детей, подростков, юношей и взрослых. |
21. | Исследование различных аспектов развития личности детей и взрослых (в первую очередь, родителей и учителей) в рамках систем семейного и общественного воспитания. |
22. | Понятие девиантного поведения и его психологические причины |
23. | Роль педагогических психологов в изучении и осуществлении профилактики и реабилитации девиантного поведения методами педагогической психологии |
24. | Психологические аспекты и проблемы воспитания в процессе обучения. |
25. | Обеспечение психического развития и эмоционального благополучия обучающихся: индивидуальный подход к учащимся, диагностика и формирование мотивации усвоения знаний, развитие личностных свойств учащихся на материале содержания, методов, форм и средств обучения |
26. | Пути совершенствования профессионально важных качеств педагогов. |
ПРИМЕРЫКОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
№ | Текст контрольно-измерительного материала |
Процесс внешнего управления развитием личности, в том числе, создания условий для саморазвития наследственных данных, побуждение к самовоспитанию и управление им — это: a) развитие b) воспитание c) обучение d) учение | |
Специальная деятельность, процесс целенаправленного формирования личности, предполагающий систему организованных средств влияния на воспитуемого, — это воспитание в ____________________ смысле. a) педагогическом b) социальном c) психологическом d) философском | |
Раздел педагогической психологии, изучающий психологические закономерности процесса воспитания. a) Психология воспитания b) Психология c) Педагогика d) Психология характера | |
Психология воспитания выделилось в отечественной психологии в самостоятельный раздел в…… a) в 40-х годах XX в b) в 40-х годах X Iв c) в 60-х годах XX в d) в 70-х годах XX в | |
Основными проблемами психологии воспитания являются a) психология нравственного формирования личности ребенка b) физическое развитие личности c) Изменение характера личности d) Диагностика темперамента | |
Закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе являются предметом следующей отрасли педагогической психологии: a) психологии воспитания b) психологии обучения c) психологии педагогической деятельности d) психологии развития | |
К специфике гуманистической парадигмы образования относится следующая характеристика: a) субъект-субъектные отношения b) объект-объектные отношения c) выраженные ролевые установки поведения учителя и ученика d) акцент на получение знаний |
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
% | балльная оценка | буквен. оценка | традиц. оценка | Критерий оценивания знаний обучающихся |
100-95 | 4,0 | А | отлично | Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчеты по ним, проявил при этом оригинальное мышление, своевременно и без каких-либо ошибок сдал коллоквиумы и выполнил домашние задания, занимался научно-исследовательской работой, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал. |
94-90 | 3,67 | А- | ||
89-85 | 3,33 | В+ | хорошо | Данная оценка ставится в том случае, если студент освоил программный материал не ниже чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал их без принципиальных замечаний, правильно выполнил и своевременно сдал коллоквиумы и домашние задания без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, занимался научно-исследовательской работой, допускал непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя. |
84-80 | 3,0 | В | ||
79-75 | 2,67 | В- | ||
74-70 | 2,33 | С+ | Удовлетво рительно | Данная оценка ставится в том случае, если студент освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ., домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал неточности и непринципиальные ошибки, неточности, не проявил активность в исследовательской работе, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие затруднения в систематизации материала. |
69-65 | 2,0 | С | ||
64-60 | 1,67 | С- | ||
59-55 | 1,33 | Д+ | ||
54-50 | 1,0 | Д | ||
49-0 | F | неудовлетворительно | Данная оценка ставится в том случае, если студент, обнаружил проблемы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допустил принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой. |
ШКАЛА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТА
№ | Виды контроля | недели | мах балл | ||||||||||||||
Посещаемость | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||
Текущий контроль | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||
Рубежный контроль: реферат, контрольная работа, сдача заданий по СР, коллоквиум, тесты, проект и др. | * | * | |||||||||||||||
Промежуточный контроль (экзамен) | * | * | |||||||||||||||
Всего |
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЙ