Саламба Сарвангасана I (фото 223)




Саламба
Сарвангасана (f223)

Прежде всего, надо сказать, что вход в позицию по Айенгару даже для начинающих требует весьма высоких физических возможностей. Надо обратить внимание также на очень интересное напряжение в стопах на фото 220-222, о котором он ничего не пишет. Для плавного перехода из 220 в 221 требуются далеко не часто встречающиеся сократительные способности мышц живота. При том, что упор на руки также оказывается нешуточным. Смысл же перехода из 219 в 222 в том, чтобы накатить тело на опору на самый верх грудного отдела позвоночника. Представляется важным, что это опора именно на тело, а ни в коем случае не на голову, т.е. упор затылком будет ошибкой. Более того, для людей с недостаточно разработанной шеей это очень травмоопасное упражнение. Они нуждаются в ряде подводящих упражнений.

Саламба
Сарвангасана (f219)

Саламба
Сарвангасана (f220)

Саламба
Сарвангасана (f221)

Саламба
Сарвангасана (f222)

Саламба
Сарвангасана (f234)

Еще отчетливее это накатывание в варианте для продвинутых, начиная с варианта 226. Представляется, что наиболее удобный вариант – промежуточный между двумя предложенными Айенгаром, т.е. начинать движение надо с согнутыми коленями, а где-то в середине для баланса ноги можно попытаться выпрямить за голову, примерно как на фото 229. Тогда резко снижается нагрузка на руки и на живот. Все остальное в описанной только что позиции корректно.

О конфликте

При выполнении асан всегда есть некий замечательный конфликт между простой, ясной программой действия и неожиданно встречающимися сопротивлениями тела Такой конфликт всегда заложен в «конструкцию» асаны и принципиально не разрешим.Скажем, в этой асане очевидно: для того, чтобы сделать все совсем правильно, нужно «убрать голову».

Можно даже утверждать, что эффект йоги связан с жизнью в таком конфликте. То есть, асаны содержат в себе конфликт между духом, проявляющимся в мысли, и телом. И в этом противостоянии предлагается жить, в частности, дышать. Асаны устроены так, что воля, исходящая из духа, должна реализовываться в теле, но в полном согласии с ним, с его свойствами. И тогда тело открывает свою жизненность в душе, поддерживая ее таким образом. Задача – добиться такой тройственной гармонии.

Халасана (п.91, фото 244)

Халасана

В этой позиции поначалу ноги можно опирать не на пол, а на стул, его высота совершенно достаточна для начинающих. При таком выполнении легко удается сцепить кисти рук и осуществить встречное напряжение – вытягивание ног и рук, дающее цельность натяжения спины. Часто встречающиеся предложения выполнять поначалу эту позу с неопирающимися стопами представляется некорректным. На мой взгляд, это принципиально другая асана.

Важно также сказать, что полное выпрямление ног, напряженное, как предлагает Айенгар, также будет неверным для начинающих, так как требует уже хорошей проработки поясницы и тазобедренных суставов. Это отдельная тема, которую можно назвать «конфликт поясницы с задней поверхностью ног». Дело в том, что задняя поверхность ног, бедер в первую очередь, гораздо сильнее и прочнее, чем поясница у обычного человека.
Поэтому, если происходит столкновение натяжений и напряжений в задней поверхности бедра и поясницы, побеждают всегда ноги, а поясница проигрывает.

Поэтому во всех ситуациях, похожих на Халасану, например, просто наклонах, исходно должна быть четко простроена и выверена координация бедер и поясницы, иначе неизбежны отрицательные последствия.
Из этого следует еще один общий принцип, а именно: если вы хотите тянуть заднюю поверхность бедра, то это делается не на двух ногах сразу, а только на одной и поочередно. Нормальная поясница сильнее, чем одна нога.

Размышления о йоге

Можно сказать, что хатха-йога – это занятие управляемым конфликтом. В общем, к данной методике относятся все занятия, организованные по принципу управляемого самосопротивления или самоупора. Существенным является то, что в рамках подобных занятий нет преодоления сопротивления.
Отдельная большая тема – анализ типов и вариантов конфликтов, предлагаемых в хатха-йоге.
При этом можно использовать и другую версию, рассматривая конфликт как ситуацию интенсивного сотрудничества, интенсивный поиск решения проблемы.

В рамках занятий хатха-йогой возникает ряд проблем.

Первое: требуется чистота помыслов, подразумеваемая в простейшем виде, а именно то, что реализуемая мысль не тащит за собой больше ничего и сама корректна.

Второе: соответствие действия замыслу. Мы видим, что даже у Айенгара это не всегда выполняется.
Третье: ощущения, возникающие в процессе выполнения асан, отличаются от обычных, в смысле привычных, и поэтому вызывают затруднения в их оценке, даже если они совершенно адекватны. Анологично и переживания, вызываемые выполнением асан (пока мы насчитали их 4).

Четвертое: самое важное – это смысл занятий. Не надо забывать, что эта программа разработана в рамках индийской традиции (индуизма), которая содержит два важных, на мой взгляд, понятия, а именно карму и перевоплощение. Соответственно, занятия хатха-йогой без учета этих двух фундаментальных положений выглядят достаточно странными.

О пояснице

Прасарита
Падоттанасана I (f31)

Например, часто встречающаяся версия – гиперлордоз на уровне 5-го поясничного и 12-го грудного, а в промежутке 1-4 поясничный – тенденция к кифозу. Айенгар на фото 31, демонстрирует свою замечательную поясницу и свой проблемный грудной отдел с кифозом. Вход в эту асану через глубокий прогиб в пояснице представляется совершенно правильным. Попробуйте выполнить нечто похожее, сильно напрягая бедро в попытке опрокинуть таз вперед еще дальше, сгибая бедро с сильным напряжением передней поверхности, и вы получите глобальное натяжение ног и, когда опустите корпус, – свободный, расслабленный корпус.

Редко можно встретить человека, у которого было бы все в порядке с поясницей. При этом непорядок, в основном, бывает двух видов: избыточный прогиб в пояснице или недостаточный прогиб в пояснице, вплоть до кифоза, т.е. тенденция в сторону гиперлордоза или кифоза в пояснице. Хотя, естественно, встречаются и смешанные варианты, т.е. на уровне каких-то сегментов в пояснице тенденция к кифозу, а на уровне других – к лордозу.

Например, часто встречающаяся версия – гиперлордоз на уровне 5-го поясничного и 12-го грудного, а в промежутке 1-4 поясничный – тенденция к кифозу. Айенгар на фото 31, демонстрирует свою замечательную поясницу и свой проблемный грудной отдел с кифозом. Вход в эту асану через глубокий прогиб в пояснице представляется совершенно правильным. Попробуйте выполнить нечто похожее, сильно напрягая бедро в попытке опрокинуть таз еще дальше вперед, сгибая бедро с сильным напряжением передней поверхности, и вы получите глобальное натяжение ног и, когда опустите корпус, – свободный, расслабленный корпус.


(Вновь вернемся к началу книги)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: