Нормативная последовательность нервно-психического развития (общение, умения и навыки).




ВОЗРАСТ Нервно-психическое развитие (общение, умения и навыки)
1 месяц - Фиксирует взгляд на ярких предметах, лице взрослого, плавно следит за движущимся предметом. - Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки. - Первая улыбка в ответ на разговор взрослого, на игрушку. - Становление речи – кричит, иногда произносит неопределенные гласные звуки. -Крик приобретает эмоциональные оттенки.
2 месяца -За движущимся предметом длительное время следит, рассматривает неподвижный предмет (игрушку, лицо) на расстоянии 50-70 см. - Ищет источник длительного звука поворотом головы. - При виде яркого предмета прекращает сосание, замирает. - Становление речи – начинает гулить. - Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку, тормошение.
3 месяца - Зрительное сосредоточение на неподвижных предметах в вертикальном положении (до 5-6 минут). - Поворачивает голову в сторону голоса взрослого (четко улавливает направление звука). - «Комплекс оживления» в ответ на общение – улыбка, оживленными движения руками и ногами. - Случайно наталкивается на низко висящую игрушку, замирает при этом, разглядывает. - Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным. - Сосредоточен на лице говорящего и игрушке. - Движения рук становятся свободными и целесообразными – тянется к игрушкам, тянет предметы в рот, ощупывает пеленку и др. - Смеется в хорошем настроении, а криком выражает недовольство, например, если его оставляют одного или укладывают спать. -Положительные звуки при музыкальных звуках.
4 месяца - Узнаёт мать, радуется при её виде. - Находит глазами невидимый источник звука. - Громко смеется при общении с взрослыми, когда с ним играют. - При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку. - Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками.- -Неудовольствие выражается хныканьем. - Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки. - Реагирует своим поведением на незнакомое лицо.
5 месяцев -Различает чужих от близких (по-разному реагирует на лица). - Узнает голос матери, различает строгий и ласковый тон. - Во время бодрствования подолгу и певуче гулит. - Уверенно хватает предметы и тянет их в рот. - Не берет чужую грудь. - Ест с ложки густую пищу, держит в руках бутылочку.
6 месяцев - По-разному реагирует на свое и чужое имя. - Лепечет, произносит отдельные слоги («ма», «ба», «да» и др.) без смыслового значения. - Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами. - Может пить из блюдца.
7 месяцев - На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу. - Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый. - Долго занимается игрушками. - Тянется к своему отражению в зеркале. - Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении. Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок, например ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки к знакомым и матери.- Лепечет, повторяет слоги «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и др.
8 месяцев - Громко, четко и повторно произносит слоги. - Находит взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде предметов. - Выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку”. - Сам держит и ест сухарик, печенье.
9 месяцев - Под музыку совершает плясовые движения. - Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете. - Находит предмет, независимо от его местонахождения. - Знает свое имя, оборачивается на зов. - Пьет из чашки, держа руками или если взрослый придерживает ее. -Спокойно садится на горшок. -Различает цвета и форму предметов. -Ищет упавший предмет, запоминает его название.
10 месяцев - Повторяет за взрослыми слоги. - По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы. - Выполняет разученные действия и движения («дай», «брось», «иди», прячет по просьбе игрушку). - Называет отдельными слогами различные предметы (собака – «ав», корова – «му»). - Произносит наиболее легкие слова – «мама», «тата», «баба».
11 месяцев - Произносит первые упрощенные слова-обозначения «кис–кис», «ав–ав». - Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос «где собачка?» приносит мягкую плюшевую или резиновую игрушку-собачку). - По предложению взрослого выполняет разученные действия с игрушками (покажи у киски глазки, носик, покачай собачку и др.).
12 месяцев - Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова. - Понимает без показа названия нескольких предметов, знает имена нескольких взрослых и детей. - Указывает части тела. - Понимает слово «нельзя», выполняет отдельные поручения. - Сам без помощи пьет из чашки. - Пытается участвовать в одевании, умывании.

Развитие речи.

возраст развитие речи
(0 – 3 мес.) Развитие эмоционально-выразительных реакций. Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.
(3 – 6 мес.) Время появления голосовых реакций (гуления и лепета). К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: "а-а-а-а", "гу-у-у", "а-бм", "бу" и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: "гн-агн", "рн", "кхн" и т.д.
(6 – 10 мес.) Начало развития понимания речи, активного лепета. От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи. Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова. В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!
(10 мес. – 1 год) Время появления первых слов. Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» - это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: