Конструкция корабля викингов




 

Независимо от типа корабля использовались один и тот же подход к его постройке. Наиболее интересной чертой было то. что обшивку борта набивали непосредственно на киль, форштевень и ахтерштевень, а шпангоуты добавляли позднее.

Ярусы обшивки накладывались от киля ряд за рядом снизу вверх. При этом верхний ярус слегка перекрывал нижний (клинкерная обшивка). Скандинавии при постройке кораблей использовали гвозди, которые при нехватке могли заменять деревянными гвоздями. Каждый ярус обшивки конопатили. В Скандинавии использовали просмоленную пеньку. в России — мох и деготь. Доски обшивки были сравнительно тонкими. Даже на самых крупных кораблях толщина обшивки не превышала 25 мм у днища и 43 мм на уровне ватерлинии. Тем не менее, корабли викингов были достаточно прочными для того, чтобы перевозить лошадей.

После того, как обшивка была готова, добавлялись внутренние детали корабля. Сначала к обшивке изнутри крепились шпангоуты. Шпангоуты шли от планшира до киля, но крепились только к доскам обшивки. Это обеспечивало корпусу корабля достаточную гибкость, но имело свою цену— неполную герметичность. Экипажу приходилось постоянно отчерпывать воду, первоначально шпангоуты привязывались к доскам обшивки с помощью выступов, оставленных на досках при выпиливании, и еловых корней. Позднее шпангоуты стали просто прибивать гвоздями.

К шпангоутам присоединялись поперечины. Поначалу поперечины привязывались, позднее прибивались гвоздями. На крупных кораблях поперечины укладывались в три яруса. На верхний ярус настилалась палуба, причем палуба с корпусом корабля не соединялась, опять же по соображениям гибкости.

Во время набегов на Европу викинги часто поднимались вверх по крупным рекам. Они ходили по Волге, Рейну, Сене, Луаре, Темзе и многим другим рекам, разоряя прибрежные поселения. Викинги могли грести против течения день за днем, меняя смены гребцов. Вырубается киль корабля из цельного ствола дерева. Корабел использует тесло. Го-поры, тесла, клинья были основными инструментами корабелов. Полукруглое долото использовалось для изготовления борозд в досках обшивки, ножи и струги для изготовления небольших деталей, клеши и гвозди для соединения досок обшивки. Если гвоздей не было, в досках высверливали небольшие отверстия и забивали в них деревянные гвозди. Форштевень и ахтерштевень часто украшались резьбой.

Мачта крепилась к килю с помощью «килевой чушки» — массивной Г-образной дубовой чурки, вертикальная часть которой поддерживала мачту спереди, и мощной горизонтальной распорки — «мачтовой рыбины». Сравнение археологических находок позволяют сделать вывод о том, что конструкция кораблей викингов постоянно совершенствовалась.

Так, килевая чушка корабля из Озеберга оказалась недостаточно мощной и имеет следы ремонта. На более поздних кораблях килевые чушки гораздо массивнее.

Для изготовления досок древесные стволы раскалывались клиньями в радиальном направлении. Дчя изготовления гнутых деталей использовалась естественно изогнутая древесина. Килевая чушка и другие Г-образные детали вырезались из участка ствола с отходящей от нею мощной ветвью. Наиболее важными инструментами в работе были топор и тесло. Удивительно, как такие сложные корабли удавалось строить со столь простыми инструментами.

 

Плавание

 

Трудно реконструировать такелаж варяжских кораблей, поскольку археологи обнаружили только корпуса. Современные реконструкции основываются в основном на изображениях на монетах и гобелене из Байё. Длина мачты. по-видимому, была такой, чтобы ее можно было уложить вдоль корпуса. Конструкция килевой чушки позволяла откинуть мачту к корме. Таким образом, высота мачты составляла примерно половину длины корпуса.

На некоторых изображениях видны ванты и оттяжки, поддерживающие мачту по бокам, спереди и сзади.

Сегодня трудно себе представить, как викинги пересекали А пи антику на открытых кораблях вроде этого. Грузовые суда хотя бы имели частичную палубу на носу и корме, у боевых же кораблей настил шел вдоль днища по всей длине корабля, команда располагалась на настиле совершенно открыто. Экипаж корабля по меньшей мере в два раза превышал число весел, каждый воин держал личное имущество в сундуке, поэтому па борту было очень тесно. Грузовые суда управлялись меньшим по численности экипажем, но более половины корабля занимал груз. Мелкая осадка позволяла кораблям викингов подходить к самому берегу. Благодаря этому викинги могли немедленно атаковать, а в случае необходимости — быстро отступишь. Даже менее маневренные и глубже сидящие торговые суда часто приставали к самому берегу, о чем свидетельствую царапины па киле и обшивке днища корабля Скулделев 3. От рулевого требовался огромное мастерство, чтобы подвести корабль с тонкой обшивкой днища к самому берегу, не повредив ее о прибрежные камни. Корабль из Гокстада имел Т-образные стойки на носу и корме. На эти стойки укладывалась рея. Здесь моряки берут рифы на парусе. Если было невозможно идти под парусом, боевой корабль викингов шел на веслах.

Прямоугольный парус подвешивался на прямой горизонтальной рее. Нижняя кромка паруса крепилась к нижней рее (beitiass) в том случае, если корабль шел круто к ветру. Несмотря на простоту такелажа при необходимости корабль мог идти и против ветра.

В 1893 г. норвежский капитан пересек Атлантику из Бергена в Ньюфаундленд на корабле. представлявшем собой реконструкцию корабля из Гокстада. Корабли викингов были вполне мореходны. В своем отчете капитан отметил великолепный ход корабля, способного развивать скорость до 11 узлов (порядка 20 км/ч). Корабль также великолепно слушался руля. У кораблей викингов рулевое весло располагалось по правому борту. Теоретически это должно было придавать кораблю тенденцию забирать влево. Но рулевому перу придавалась форма, похожая на профиль самолетного крыла. Такая конструкция не только компенсировала недостаток, но и облегчала работу кормчего. Даже в бурном море с рулем вполне управлялся один человек.

Великолепные варяжские корабли стали результатом богатого опыта кораблестроения и мореплавания. Корабли викингов по всем статьям превосходили более поздние норвежские коги, бочкообразные и валкие. Из-за недостаточной вместимости корабли викингов уступили место более грузоподъемным, но менее изящным кораблям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: