Повседневная жизнь викингов. Рабы и свободные




Наверх

Варяжское общество состояло из двух классов: рабов и свободных. Свободные имели право носить оружие и владеть землей, а также голосовать на совете (thing). Рабы этих прав не имели, а считались собственностью своего хозяина, который владел жизнью и смертью рабов. Рабы мог ли быть рабами по рождению или быть обращенными в рабство. В сагах того времени встречается сюжет, когда викинг, проигравший все свое имущество, ставил на кон собственную свободу. Женщина утрачивала свой статус свободной, если вступала в связь с рабом.

Хотя рабам не позволялось носить оружия, из этого правила случались исключения. Если на поселение нападал противник, рабы участвовали в обороне. Иногда рабы получали долю урожая с обрабатываемой ими земли. При таком подходе раб мог со временем выкупить себя из рабства. Но даже став свободным, бывший раб не слишком улучшал свои перспективы. Без земли и капитала ему оставался единственный путь в наемные работники. То есть, он занимался той же работой, разве за чуть большую плату.

Нет информации о том. насколько часто рабам удавалось выкупать себя из рабства, но это происходило достаточно часто, чтобы на этот счет были приняты соответствующие законы п разработаны процедуры. Норвежский кодекс XIII в.. по-видимому, закрепил сформировавшийся прежде обычай. Выкупившийся раб должен был дать своему бывшему хозяину пир. Если хозяин на пир не являлся, его почетное место оставалось пустым. Выкупившийся раб оставался в подчинении своего хозяина на протяжении нескольких поколений, хотя и мог выкупиться из этих обязательств.

На цену раба влиял его возраст и физические данные, а у рабынь еще ценилась внешняя привлекательное гь. Мальчик-раб стоил как три козы, здоровый взрослый мужчина фунт серебра. А красивая рабыня могла стоить дороже.

Статус свободного викинга определялся рядом факторов. Землевладелец считался выше безземельного, богатый выше бедного, член влиятельного семейства — выше члена малоизвестного клана. Для викингов большую роль играли родственные связи. Родственник мог рассчитывать на помощь в случае проблем. Клан помогал всем своим членам. Состояние и земля обычно оставалась во владениях семьи. Если кому-то приходилось продать свою землю. клан имел приоритет на торгах.

 

Права женщин

 

Как уже говорилось, брак заключался между семьями, а не был делом свободного выбора жениха и невесты. Лишь с принятием христианства у викингов появилось правило спрашивать согласие невесты перед заключением брака. Но значимый социальный статус женщины и ее сильный характер могли привести к тому, что брак против желания невесты мог превратиться в кошмар. Первоначально жених просто уплачивал отцу невесты определенную сумму. Позднее, эти деньги переходили дочери по наследству. Наконец, жених стал давать деньги непосредственно невесте. В результате дочери стали получать меньшее наследство, чем сыновья, так как часть денег дочери уже получали при вступлении в брак.

Тот факт, что брак заключался по расчету, не означал, что женщины находились в бесправном состоянии. Саги полны упоминаний сильных и бесстрашных женщин. Домохозяйка была руководителем всего домашнего хозяйства. Она хранила при себе ключи от всех замков. как символ своей власти. Женщины могли иметь свои деньги и получать наследство от родителей, мужа и сыновей, если те умерли, не имея жены и детей. Вдова могла выйти замуж повторно или остаться одинокой.

Сага о колонизации Исландии «Ланднамабок» содержит историю Аулы, чей муж умер. Она выдала своих дочерей за викингов с Оркнейских и Фарерских островов, после чего во главе отряда из 20 викингов отправилась в Исландию. По-видимому, Аула была исторической личностью, так как о ней известно множество историй. Но в основе всех этих истории лежит представление о свободной женщине, взявшей судьбу в свои руки.

 

Домашнее хозяйство

 

Жители Скандинавии занимались сельским хозяйством. Острейшая нехватка пахотных земель привела к тому, что отдельные хозяйства располагались на значительном удалении друг от друга. Такие хутора обычно состояли из главного дома, служившего жилищем для людей и животных. Объединение дома и коровника под одной крышей позволяло экономить на обогреве за счет использования гепла животных. Кроме того, в усадьбе имелись небольшие дома для работников, навесы и мастерские. Часто их частично закапывали в землю, чтобы сэкономить на материале для стен. Конструкция построек колебалась в зависимости от доступности тех или иных материалов. Если имелось много леса, дома рубили из бревен. Если леса было мало, делали щитовые дома, из рам, заполненных плетеными панелями, мхом или торфом и обмазанными глиной. В отсутствии дров печи топили торфом. Жизнь в доме крутилась вокруг центрального очага, который служил для обогрева и приготовления пищи.

Ребенок формально получал имя только после того, как отец брал его на колени и называл его. Иногда семьи, которые были не в силах прокормить новый рот, бросали новорожденных детей. Законы не запрещали это, хотя ограничивали этот обычай детьми с врожденными пороками развития или не принятыми семьей. Этому ребенку голодная смерть не грозит. Он хорошо одет и обут в шитые пинетки. Головной убор женщины англосаксонского тина. Возможно, эта семья викингов проживает на территории Данелаг. Внутри дома подвешен котел. Дно котла обычно имело полукруглую форму. Котел подвешен па цепи к крыше или к треножнику. Обратите внимание на переплетенные и соединенные заклепками металлические полосы. В большинстве варяжских подворий пищу готовили па очаге в центре дома, вокруг очага шла повседневная жизнь. По некоторым данным в домах также могли быть оборудованы отдельные кухни. от друга. Мальчики начинали учиться обращаться с оружием очень рано. Этот маленький викинг держит щит, сплетенный из прутьев и, вероятно, деревянный меч. Зиму люди в основном сидели по домам, отцы учили сыновей военному делу. Уже в 12 лет мальчик мог присоединиться к партии, уходящей в набег. Археологи находят большое количество детских игрушек.

Статус члена семьи определялся удаленностью его спального места от центрального очага. Мебель состояла из сундуков, скамей и табуретов. Постель мужа и жены могла находиться в чулане, но чаще приватность обеспечивала простая занавеска. Для освещения использовали масляные лампы или просто фитили, плавающие в жиру. Позднее появились сальные свечи. Богатые дома освещались восковыми свечами.

В любом варяжском хозяйстве имелась утварь из дерева, железа, керамики. В богатых хозяйствах также была металлическая и стеклянная посуда. На снимке видны несколько деревянных мисок, ложки из дерева и рога, глиняные чашки, деревянный сундук, кастрюля и нож. Викинги также использовали медные предметы. Обратите внимание на высокую чашку и большую миску, прислоненную к сундуку. Обе скреплены железным обручем. Небольшие серебряные чашки вроде той, что стоит на небольшом ящичке, использовали в зажиточных семействах. Из них пили крепкое фруктовое вино. Подобного рода чаша обнаружена под Феё. Сковороды делались из железа. У сковороды имелась длинная ручка. Реконструкция сковороды, обнаруженной в Телемарке, Норвегия. На переднем плане лежит столовый нож. Еду брали ложкой или руками, ножи использовались для резки мяса. Вилки распространятся в Европе спустя несколько веков. Зиму викинги проводили, занимаясь раззичны-ми рукоделиями, в том числе резьбой но дереву. «Средневековый мир питал отвращение к поверхности без украшений». Одна из ложек, обнаруженная в Хайтабю, украшена головой дракона на ручке. Здесь представлены другие варианты отделки деревянных ложек.

Среди домашней утвари имелись чугунные, глиняные и стеатитовые горшки, железные вертела. глиняные кувшины, деревянные и роговые ложки, деревянные и глиняные тарелки и чашки. В богатых домах имелась серебряная и стеклянная посуда. Для питья викинги обычно использовали рога. Ножи не были предметами домашней утвари. У каждого викинга имелся собственный нож, который он держал при себе все время. Ножи обнаружены как в мужских, так и в женских захоронениях. В пищу викинги употребляли мясо диких и домашних животных. рыбу, бобы и горох, зелень, орехи, ягоды и злаки. Злаки готовились в виде манной каши или лепешек.

Настольные игры. Викинги были заядлыми игроками. Весьма распространенной настольной игрой была игра тафл, которую играли на доске размером от 7x7 до 19x19. Обнаружено множество досок и фигур к ним, от простейших до весьма дорогих. В одной саге мир сравнивается с доской для игры в тафл, на которой играет Один. Правила игры полностью забыты, но реконструкторы предложили свои правила, которые представляются весьма вероятными. Атакующий начинает с краев доски, стараясь разрушить оборону защищающегося и захватить короля. Защищающий короля начинает игру в центре. В задачу защищающегося входит отвести короля в безопасное место, то есть достичь угла или края доски. Игроки но очереди передвигают фигуры. Фигуры могут ходить горизонтально или вертикально на любое число клеток, но не могут перепрыгивать через другие фигуры. Центральное поле именуется «трон», здесь находится король. Белые фигуры должны остановить короля, прежде чем тот покинет доску. Король — единственная фигура, которая может вставать на угловое иоле. Игрок берет в плен фигуры противника, окружая их. Фигура считается окруженной, если с двух сторон к ней вплотную стоят фигуры противника, или если фигура зажата между тропом или углом и фигурой противника. Чтобы взять в плен короля, его надо окружить с четырех сторон. Слева: Начальная позиция настольной игры «тафл». Темные фишки обороняются. Более крупная фишка в центре — король. Доски делали из дерева, фигуры из глины, кости, моржовых бивней, янтаря, стекла и других материалов. Наборы для игры в тафл обнаружены в Тропдхейме, на Фарерских островах и в других районах Северной Европы. Справа: партия близится к концу. Углы на иной доске не обозначены, по-видимому, здесь применяется разновидность правил, по которой короля достаточно довести до края доски.

 

Религия викингов

Наверх

Варяжское язычество — сложный комплекс мифов, от которого до наших дней сохранились лишь обрывки. Множество богов и богинь варяжского пантеона делились на две группы: Эзир и Ванир. Эзир. живущий в Асгарде, где находятся правители мира. Ванир проживают там же па правах полугостей-полузаложников. Верховный бог Эзира одноглазый бог-путешественник и копьеносец Один. 001' героев. Он дарует воинам удачу в бою. Но иногда он нарочно губит героев, чтобы их души собрались у него во дворце. Он знает, что однажды произойдет последняя битва между гигантами и силами тьмы, поэтому собирает всех подходящих бойцов в Валгалле. Там павшие герои празднуют, готовясь к последней битве — Рагнарёку.

Реконструктор в своей кладовке. Женщина хранит припасы в глиняных горшках, прикрытых салфетками. К углам салфеток для тяжести нашиты стеклянные бусины. Женщины отвечали за хранение припасов и планирование питания семьи. Часто зимний карнавал был последним временем, когда викинги могли есть досыта до следующего урожая. Керамика была важной составляющей домашней утвари. Лучшую керамику завозили из Рейнской области. Эти глиняные бутылки использовались в хозяйстве викинга. Сами викинги освоили гончарный круг только ближе к концу своей эпохи, о чем свидетельствую находки из Хайтабю. Женщины и мужчины пользовались одинаковым социальным положением, но их области деятельности были резко разделены. Повседневные обязанности женщин заключались в прядении, ткачестве, шитье, вышивке, варке пива и готовке пищи. В женских захоронениях археологи находят домашнюю утварь, веретена и другие предметы домашнего обихода, тогда как в мужских могилах находят боевое и охотничье оружие, рыболовные снасти и инструменты. Эта несущая тяжелую ношу молодая женщина убрала волосы под косынку. Ее простое платье не имеет каких-либо украшений. Вот вернется муж из удачного набега, будет в чем покрасоваться. Один арабский путешественник оставил свидетельство о том, что варяжские женщины красиво накладывают грим на глаза.

Рядом с Одином стоит Тор — бог крестьян. правитель ветров и дождей, громов и молний. В отличие от таинственного Одина. который готов на все. чтобы добиться своего. Тор честный, прямолинейный и бесстрашный, хотя иногда разрушительно неистовый. На него нельзя смотреть без улыбки и в то же время благоговения. Тор вооружен молотом под названием Мёлльнир, который позволяет ему выигрывать любое сражение.

Локи — стихия хаоса в нордических мифах. обманщик, постоянно плетущий заговоры с целью приблизить конец мира. Бальдур чистейший и самый любимый среди богов, умрет от рук девственницы, обманутой Локи. Локи — отец монстров, которые будут сражаться с богами в Рагнарёк: волка Фенрира, скованного до времени Тира-мечника, которого суждено убить Одину, змея Мидгарда, который падет под молотом Тора, но успеет ужалить своего убийцу. Хел — богиня смерти, полуженщина-полутруп.

Хлеб не составлял основу рациона викингов. Злаки ели в виде каши. Пресный хлеб викингов быстро черствел. Чаще всего выращивали ячмень. В Ringsthulа говорится, что пшеничный хлеб едят только в богатых домах. Бедняки мешали в муку горох и сосновую кору. Дома выпечка хлеба была обязанностью женщины, этот викинг печет себе лепешку сам, так как находится в походных условиях. Из саг мы знаем, что на берегу предводитель отряда спал в палатке, а его воины — вокруг походного костра. Это реконструкция роскошной палатки эпохи викингов. Кроме кровати в ней стоит табурет и рундук, а также висит гобелен. Пол устлан мехом. В путешествиях, во время рыбной ловли и в походах викинги использовали палатки. Вверху: концы рамы палатки украшены вырезанными головами животных. Такая палатка найдена вместе с кораблем из Озеберга. Внизу: резные вороны Хугин и Мунин бога Одина.

Среди всего этого ужаса особняком стоят брат и сестра Фрей и Фрея. Они относятся к Ваниру, это представители старого и более могущественного поколения богов, они не имеют отношения к удаче в бою, уму и успеху, но заведуют любовью и плодородием.

Мы мало знаем о языческих ритуалах викингов. Они не строили храмов, но почитали богов под открытым небом. Сохранились неясные н искаженные описания, оставленные в большинстве своем христианскими монахами-миссионерами. Адам Бременский описал около 1070 г. большое языческое святилище в районе нынешней Уппсалы. Каждые девять лет в день весеннего равноденствия здесь проводились крупные ритуалы. В течение девяти дней в жертву приносились девять самцов «всех живых существ», а их трупы развешивались на деревьях священной рощи. «Псы и кони висели рядом с людьми». К концу ритуала число жертв составляло 72.

Другие летописцы также упоминают о человеческих жертвоприношениях. Говорят, что такие жертвоприношения делались лишь по важным случаям в честь верховных богов. Также отмечают, что Фрей предпочитает, когда ему жертвуют жеребцов. По этой причине сразу после принятия христианства был введен запрет на конину. Обычно принесенных в жертву животных съедали на последующем пиру. Мясо жертвенного животного считалось подарком божества в обмен на полученную им жизнь.

 

Крещение викингов

 

Вполне вероятно, что эта девочка сама напряла пряжи, из которой пошили ее покрашенную в серый цвет рубаху. Прясть было делом детей. Она без сомнения уже умеет готовить и печь, а также уже освоила первые навыки ткачества. Ее родители наверняка уже присмотрели паренька из влиятельного семейства, за которого выдадут ее замуж, как только она чуть подрастет.

Скандинавия издавна контактировала с христианскими государствами, поэтому постоянно предпринимались попытки обратить викингов в христианство, как у них на родине, так и в местах их поселений на континенте.

Успех миссионеров был скромный, многих ожидали мученические венцы. Но викинги имели интерес торговать с христианами, тогда как христиане избегали вступать в торговые контакты с язычниками. Поэтому многие варяжские купцы называли себя христианами, хотя крещения нс принимали и у себя на родине следовали языческим обычаям.

Когда в Скандинавии возникли королевства. христианские миссионеры изменили тактику. Вместо попыток крестить простых викингов. они крестили королей. Например, Гаральд Синезуб, король Дании крестился в 965 г. Теперь уже не миссионеры-одиночки, а государство насаждало христианство. Попытки насильственного крещения часто приводили к мятежам. Но к 1000 г. Норвегия, Исландия, Гренландия, Оркнейские и Фарерские острова были номинально крещены.

Лишь в Исландии христианство утвердилось раз и навсегда мирным путем, по решению альтинга. От упорных язычников потребовали почитать своих богов в скрытых местах. Спустя несколько лет язычество в Исландии полностью запретили другим голосованием альтинга. Тем не менее, язычество местами удерживалось среди нордических племен до XII в. Финляндия стала районом, где дольше чем где бы то ни было почитали Тора и Одина.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: