РЕФЕРАТ По курсу «Патопсихология»




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ

РЕФЕРАТ По курсу «Патопсихология»

1а тему: «Виды нарушений памяти».

Выполнила:

Слушатель программы

Клиническая (медицинская)психология

Юрочкина С.Г.

Проверил:

Доцент кафедры

психофизиологии и клинической

психологии к.пен. ЮФУ

Труфанова O.K.

Ростов-на Дону 2017


Оглавление

Введение

!. Общая характеристика памяти

2. Виды нарушений памяти

2.1 Корсаковский синдром

3. Клиническая классификация нарушений памяти 3.1 11арушения памяти при деменциях

4. Методики используемые для исследования памяти

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

] 1роблема расстройства памяти всегда стояла в центре психиатрических и патопсихологических исследований. Во-первых, потому что проблема памяти наиболее разработана в классической психологической литературе и, во-вторых, потому что мнестические нарушения являются 'часто встречающимся синдромом.

И.М. Сеченов указывал на то, что память является краеугольным камнем психического развития. «Учение о коренных условиях памяти есть учение о силе, сплачивающей, склеивающей всякое предыдущее со всяким последующим. Таким образом, деятельность памяти охватывает собой все психические рефлексы». Главную особенность И.М.Сеченов видит в переработке воспринятого, в классификации и сортировке воспринятых образов, что является условием возможности психического развития. И.М. Сеченову принадлежат замечательные слова о том, что память является сложной обобщенной деятельностью: «Самые простые наблюдения убеждают нас в том, что знания в умственном складе у взрослого в самом деле распределены не зря, а в определенном порядке, как книги в библиотеке». Изучение памяти как мотивированной, направленной, опосредованной деятельности является конкретизацией подхода.

Исследования, посвященные патологии памяти, идут в разных направлениях:

- клиническое направление (С.С. Корсаков, Ю. Грюнталь, В.А. Гиляровский,
Р.Я. Голант, С.Г. Жислин, М.А. Марзага-нова). Его представители связывали
расстройства памяти с определенными синдромами, нозологическими
единицами и не ставили перед собой задачи раскрытия их психологических
механизмов;

- психофизиологическое и нейропсихологическое направления (В. Пенфилд,
В. Сковилл и Б. Милнер, Ж. Барбизе, Л.Т. Попова, М. Климковский, Д.


Талланд, А.Р. Лурия, Е.Н. Соколов, Л.П. Латаш, Н.К. Киящеико и др.). В работах представителей этого направления содержится анализ психофизиологических основ памяти, изучается природа мнестических нарушений при очаговых поражениях мозга;

- психологическое направление, которое в основном рассматривает вопросы организации памяти и ее нарушений. Теоретические и методологические позиции, на которых базируются представители этого направления, крайне неоднородны, а порой противоречивы. К этому направлению примыкают работы ряда современных зарубежных авторов, ограничивающихся констатацией наличия или отсутствия организации запоминания при -психических расстройствах (Г. Берксон и Г. Кантор, В. Осборн, В. Валлас и В. Андервуд и др.). К нему следует отнести исследования, синтезирующие основные понятия гештальт-психологии с теоретико-информационными идеями (Г. Спитз). В это же направление включаются и работы отечественных психологов, подвергающих анализу расстройства памяти с позиции теории о предметной деятельности (А.Н. Леонтьев, Г.В. Биренбаум, Р.И. Меерович, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, Б.И. Бежанишвили, Л.В. Бондарева и др.).

Исследования патологии памяти важны в теоретическом отношении, так как они позволяют выяснить, какие структуры, факторы участвуют в протекании мнестической деятельности, и сопоставить данные о нарушенных звеньях мнестической деятельности с разработанной отечественными психологами системой взглядов на формирование процессов памяти. Исследования расстройств памяти важны также для практических вопросов психиатрической клиники. Они важны еще в том отношении, что помогают согласованию понятий психиатрии и психологии. Результаты их изучения могут оказаться полезными при установлении диагноза, разграничении синдромов и в практике восстановительной работы с больными.


1. Общая характеристика памяти

Под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек способен накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов связанных друг с другом. Человеку память необходима, она позволяет накапливать, сохранять и в последствии использовать личный жизненный опыт. В памяти хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд вопросов и сложных задач о физиологических механизмах памяти, на которые необходимо дать ответ.

2. Виды нарушений памяти

Патопсихологическая классификация. Предложена Б.В. Зейгарник.

2.1 Корсаковский синдром

Нарушение неопосредованной памяти. Корсаковский синдром впервые описан С.С.Корсаковым в 1887 г., связанный с хроническим алкоголизмом - нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого. Низкое плато без наращивания. Конфабуляции, т.е. заполнение провалов памяти несуществующими событиями. Прогрессирующая амнезия. Расстройства памяти не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путаю его с настоящим; они смещают хронологию событий; выявляется дезориентировка во времени и пространстве. Исследование Зейгарник: 10 слов, воспроизведение рассказов, установление простых


аналогий, объяснение метафор и пословиц. Выявляется» недостаточная активность процесса запоминания. Опосредование не помогает. Низкое плато или зигзаг. Отвлекаемость. Низкая прочность запоминания. Корсаковский синдром развивается при патологии мамиллярных тел, гиппокампа и его связей с амигдалярным ядром. Помимо алкоголизма, причинами данного синдрома могут быть недостаточность тиамина другой этиологии (голодание, синдром мальабсорбции, неадекватное парентеральное питание), а также поражение структур гиппокампового круга в результате опухоли, травмы, нарушение мозгового кровообращения в бассейне задних мозговых артерий, острая гипоксическая энцефалопатия.

Нарушение опосредованной памяти. Важно, что у махровых эпилептиков опосредование обычно снижает продуктивность запоминания. Колебания работоспособности у симптоматических эпилептиков и чрезмерное погружение в деятельность рисования у тяжёлых эпилептиков.

Нарушение динамики мнестической деятельности. Характерно при ЧМТ, интоксикациях и проч. диффузных поражениях мозга. Колебания мнестической деятельности: методика 10 слов - первое предъявление 8 слов, второе — 3, третье — 7 (ломаная кривая запоминания). Такая лабильность и прерывистость характерна для всей психической деятельности (и интеллектуальной, и перцептивной, и эмоциональной и др.). Важно: опосредование улучшает воспроизведение! Но часто наблюдается следующий парадоксальный факт: больные так концентрируются собственно на рисовании (методика «Пиктограммы»), что задача запомнить уходит и потом; они не могут воспроизвести заданного слова. Эпилептик в пиктограмме не ограничивается лаконичным рисунком, он начинает рисовать картину, чтобы максимально запечатлеть понятие — чрезмерная опосредствованность.

Колебания мнестической деятельности - лабильность у сосудистых больных и больных с травмами головного мозга.


Нарушение мотивационного компонента памяти. Экспериментальная схема: «эффект Зейгарник». Известно, что у здоровых испытуемых незавершенные действия воспроизводятся на 90% лучше, чем завершенные (ВН / ВЗ = 1,9). Почему? У любого здорового испытуемого ситуация опыта вызывает какое-то личностное отношение: или он хочет в ситуации эксперимента проверить свои возможности, или они хотят «похвастаться» перед экспериментатором, или мотив экспертизы связан с чувством долга и ответственности. Если намерение остается неосуществленным, т.е. действие грубо прерывается, возникает некая аффективная активность («динамическая система», по К. Левину, «установка», по Д.Н. Узнадзе), которая проявляет себя именно в воспроизведении. У больных мы видим следующее: Шизофрения: ВН/ВЗ= 1,1, Астенический синдром: ВН/ВЗ= 1,2, Эпилепсия: ВН / ВЗ = 1,8. Вывод: разная патологии мотивационной сферы в мнестической деятельности больных разных категорий.

3. Клиническая классификация нарушений памяти Существует клиническая классификация нарушений памяти, созданная психиатрами. Критерии разделения видов нарушения памяти феноменологический и умозрительный. Дисмнезии - нарушение памяти частичного характера.

1. Гипермнезия. Это кратковременное усиление обострение памяти,
улучшается способность к запоминанию. При маниакальном синдроме,
при некоторых бредовых состояниях, наркомании.

2. Гипомнезия - это снижение памяти (удел всех людей в пожилом
возрасте). Наиболее частая причина - широкий круг органических
(особенно сосудистых) заболеваний мозг, в первую очередь
атеросклероз, утомление (астенический синдром).


Амнезия — расстройство памяти в виде нарушения способности запоминать, хранить и воспроизводить информацию, либо полное ее отсутствие.

Общая: распространяется на достаточно большой временной период. Частичная: касается лишь каких-то определенных воспоминаний.

Виды амнезии: I. Ретроградная амнезия - отсутствие памяти на период ДО начала

заболевания.

II. Антероградная амнезия - потеря памяти на период после возникновения заболевания.

III. Ретроантероградная амнезия - охватывает более-менее длительный
период выпадения памяти и до и после.

IV. Фиксационная амнезия - неспособность больного удержать и
зафиксировать поступающую информацию.

V. Прогрессирующая амнезия. Постепенное ослабление памяти. VI. Тотальная амнезия - выпадение из памяти всей информации, которая

только была у больного, включая даже сведения о себе. VII. Истерическая амнезия - провалы в памяти, касающиеся неприятных,

невыгодных для больного фактов и событий.

Парамнезия - это обман, провал памяти, который заполняется определенной информацией. Типы парамнезий:

1. Конфабуляции - это замещение провала памяти вымыслами
фантастического характера.

2. Псевдореминисценции - это замещение провалов памяти информацией
и реальными фактами из жизни больного, но значительно смещенными
во времени.


3. Криптомнезии — привалы памяти, заполняемые информацией, источник

которой больной забывает: он не помнит, наяву или во сне произошло то или иное событие, а вычитанное в книгах или услышанные от кого-то мысли считает своими собственными.

Нейропсихологическая классификация. Предложена А.Р. Лурия и Н.К. Корсаковой. В основе - концепция 3-х блоков мозга.

1. Модально-неспецифические формы памяти. Корсаковский
синдром: нарушение памяти на текущие события, при котором
относительно интактным остается память на события прошлого.

2. Модально-специфические формы памяти. Зрительная, слухоречевая,
музыкальная, тактильная, двигательная, эмоциональная

3. Нарушение памяти как мнестической деятельности. Псевдоамнезии:
поражение лобных долей. Непроизвольный уровень сохранен (есть
узнавание), но произвольный нарушен. Больной инертно повторяет все,
что есть.

Закон формирования мнестических расстройств Рибо: нарушение (потеря) памяти (как и ее восстановление) происходит в хронологическом порядке -сначала теряется память на наиболее сложные и недавние впечатления, затем - на старые Восстановление происходит в обратном порядке.

По Р.Коннери, нарушения памяти по причинам их возникновения делятся на: Не вызваны явными физиологическими причинами - диссоциативной:

-диссоциативной амнезии (неспособность вспомнить важные событие или информацию, связанные с личной жизнью, обычно неприятного характера, есть люди страдают ретроградной амнезией, антероградная амнезия у них бывает редко);


- диссоциативной фуга (человек не только забывает прошлое, но и
может отправиться в незнакомое место и представить себя новой
личностью), следует обычно за сильным стрессом, например, военными
действиями или стихийным бедствием, хотя ее можно же вызвать и
личностный стресс - финансовые или юридические трудности или
депрессивный эпизод Фуги влияют лишь на воспоминания о
собственном прошлом, а не на универсальные или абстрактные знания
Память у большинства и людей с диссоциативной фугой
восстанавливается полностью или почти полностью, и у них не бывает
рецидивов;

- органический диссоциативный расстройство личности (у человека
присутствуют две или более разных личностей, которые не всегда могут
вспомнить мысли, чувства и поступки друг друга)

Физиологические причины их возникновения очевидно органические Органическими причинами нарушения памяти могут быть: черепно-мозговые травмы, органические заболевания, неправильное применение лекарственных препаратов Нарушения памяти, вызванные физиологическими причинами -амнестические расстройства (затрагивают главным образом память) Люди с амнестического расстройствами иногда страдают ретроградной амнезией, но в них почти всегда отмечается антероградная амнезия.

Антероградная амнезия часто является следствием повреждения височных долей головного мозга или промежуточного мозга. При тяжелых формах антероградной амнезии новые знакомые забываются почти мгновенно, а за проблемы, решены сегодня, приходится браться уже на

следующий день

Корсаковский амнестический синдром - люди постоянно забывают только что почерпнутую информацию (антероградная амнезия), хотя их общие знания и интеллектуальные способности остаются неизменными Характерные


вызывается хроническим алкоголизмом в сочетании с плохим питанием и, как следствие - недостатком витамина В1 (тиаминау).

3.1 Нарушения памяти при деменциях

Нарушение памяти является обязательным признаком деменции. Последняя определяется как приобретенное в результате органического заболевания головного мозга диффузное нарушение высших мозговых функций, приводящее к существенным затруднениям в повседневной жизни. Распространенность деменций значительна, особенно в пожилом возрасте: от 5 до 10% лиц старше 65 лет имеют деменцию.

Традиционно принято разделять деменции на «корковые» и «подкорковые». По существу, деменции редко ограничиваются только этими образованиями.

Деменции (влияют и на память, и на другие когнитивные функции, например, абстрактное мышление или речи). Распространенной формой деменции является болезнь Альцгеймера - обычно поражает людей в возрасте старше 65 лет может впервые заявить о себе в среднем возрасте, но чаще на нее болеют после 65 лет, ее распространенность резко возрастает среди людей в возрасте 80 лет может длиться 20 лет и более Начинается с незначительных нарушений памяти, ослабление внимания, речевых и коммуникативных проблем С усилением симптомов человек начинает испытывать трудности выполнения сложных задач или забывать о важных встречах. В конце концов у больных возникают трудности и с выполнением простых задач, они забывают о событиях, более отдаленные во времени, у них часто становятся очень заметными изменения личности.

Люди с болезнью Альцгеймера могут сначала отрицать, что они чувствуют! какие-то трудности, но скоро становятся тревожными и подавленными в связи


со своим психическим состоянием. С развитием деменции они, меньше осознают свои недостатки. На поздних стадиях болезни они могут отказаться от общения с окружающими, плохо ориентироваться во времени и пространстве, часто бесцельно блуждать и терять здравомыслящий ость Постепенно больные становятся полностью зависимыми от окружающих людей Могут потерять почти все свои предыдущие знания и способность узнавать лица даже близких родственников Все хуже спят по ночам и дремают в течение дня Последняя фаза расстройства может длиться от двух до пяти лет, причем больные нуждаются в постоянном уходе. Жертвы болезни Альцгеймера обычно остаются в достаточно хорошем состоянии до поздних стадий болезни. Но с ослаблением их психических функций они становятся менее активными и проводят большую часть времени в сидячем положении или лежа в постели В результате у них возникает предрасположенность к различным заболеваниям, например, к пневмонии, которые могут закончиться смертностью.

Большинство органических расстройств памяти затрагивают в основном декларативную память (память на имена, даты, какие-то факты), чем процедурную (усвоенные приемы, которые человек выполняет, не испытывая необходимости и их обдумывать: ходьба, резки ножницами или письмо.


Методики, используемые для исследования памяти

Методики, исследующие функцию памяти, одновременно могут
выявлять и нарушения внимания, и нарушения мышления, и колебания
умственной работоспособности. Поэтому важно научиться выделять
собственно мнестические нарушения, не упуская из виду остальные.
Исследование памяти предполагает исследование следообразования,
воспроизведения и ретенции (отсроченного воспроизведения). В
патопсихологическом эксперименте исследуется чаще всею
непосредственная и опосредованная память.

1. Десять слов. Испытуемому зачитывают десять одно-двухсложных слов, затем он их повторяет в любом порядке 5 раз. Данные вносят в таблицу. Спустя 20-30 минут просят воспроизвести слова для проверки ретенции. (Например: лес, хлеб, стол, окно, вода, брат, гриб, конь, игла, мед. Или: гора, роза, кошка, часы, вино, пальто, книга, окно, пила).

2. Пиктограммы. Этот метод предложен А. Р. Лурией. Испытуемый должен
запомнить 15 слов. Для облегчения воспроизведения он должен сделать
карандашом рисунок, имеющий смысловую связь со стимульным словом.
Никаких записей, пометок делать не разрешается. После окончания работы
можно попросить повторить слова, затем повторить их через 20-30 минут. При
анализе запоминания важно обратить внимание на то, сколько слов
воспроизведено точно, близко по смыслу, неверно, никак. Модификацией
этого же задания может служить тест А. Н. Леонтьева, который предлагает не
рисование, а выбор предмета, сюжета из предложенных готовых карч-инок. Эга
методика имеет несколько серий, которые отличаются по степени сложности.
Использовать методику можно для исследования памяти у детей, а также лиц
с невысоким интеллектом.


3. Воспроизведение рассказов. Испытуемому читают рассказ, он
воспринимает его на слух или читает рассказ сам. Затем он воспроизводит
рассказ устно или записывает. Психолог при анализе учитывает, все ли
смысловые звенья воспроизведены, что опущено, не отмечается ли
конфабуляций, интерферирующего эффекта. Для запоминания наиболее
предпочтительны рассказы: "Галка и голуби", "Муравей и голубка", "Логика",
"Колумбово яйцо", "Вечный король" и др.

4. Исследование зрительной ретенции (тест А. Л. Бентона). Используется
пять серий рисунков. В трех сериях предлагается по 10 карточек равной
сложности, в двух — по 15 карточек. Карточку в течение 10 секунд
предъявляют испытуемому, затем он должен воспроизвести увиденные
фигуры на бумаге. Качественный анализ данных проводится в сравнении со
специальными таблицами Бентона. с помощью этого теста можно получить
дополнительные данные, свидетельствующие об органическом заболевании
головного мозга.


Заключение

Таким образом, память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и в последствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся навыки и знания.

Знания особенностей различных расстройств памяти способствует улучшению точности диагностики заболеваний и выбору наиболее оптимальной стратегии и тактики лечения.


Литература

1. Биренбаум Г. В. К вопросу об образовании переносных и условных
значений слова при патологических изменениях мышления. //Новое в учении
об апраксии, агнозии, афазии. — М., 1984.

2. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. - Ташкент, 1976.

3. Блейхер В. М., Машек Ю. А. Опыт применения психометрических
исследований памяти при церебральном атеросклерозе. //Невропатология и
психиатрия. — 1974. — №2.

4. Бондарева Л. В. Нарушение взаимоотношений непосредственной и
опосредованной памяти у больных эпилепсией. //Психологические
исследования. - МГУ, 1971. - Вып. 3.

5. Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М., 1976.

6. Кононова М. П. Руководство по психологическому обследованию
психически больных детей. - М., 1963.

7. Логинова С. В., Рубинштейн С. Я. О применении метода "пиктограмм" для
экспериментального исследования мышления психических больных. - М.,
1972.

8. Мучник Л. С, Смирнов В. М. Двойной тест для исследования
кратковременной памяти. //Психологический эксперимент в невролог ичесч

и психиатрической клинике. /Под ред. И. М. Тонконогого. - Л., 1969.

9. Петренко Л. В. Нарушение высших форм памяти. — М., 1976.

10. Психология. Словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г.
Ярошевского. - М., 1990.
1 1. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М.,
1972.

12. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. — М., 1970.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: