Конвенция о защите прав человека и основных свобод подписана в Риме 5 ноября 1950 г. государствами — членами Совета Европы (ратифицирована и вступила в силу в 1954 г.). Ее действие распространяется на территорию всех государств, являющихся членами Совета Европы.
Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Гарантии основных прав, свобод и обязанностей - это условия и средства, обеспечивающие их реализацию, меры, позволяющие эффективно использовать принадлежащие личности правомочия.
Гражданство - это устойчивая правовая связь лица с государством выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности. Лицо является гражданином государства не в силу проживания на его территории, а вследствие существования между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства и основанных на юридическом оформлении отношений гражданства.
Избирательная система - это существующий порядок формирования органов власти, система конституционных правоотношений в процессе организации и проведения выборов.
Избирательное право - это система правовых норм, закрепляющих и регулирующих соответствующие правоотношения, т.е. избирательную систему.
Избирательный ценз – это установленный в законе условие для получения или осуществления избирательного права.
Индивидуальные субъекты – это граждане, иностранные лица и лица без гражданства, а так же граждане, обладающие специальным конституционно-правовым статусом (депутаты, судьи, должностные лица, Президент, глава исполнительной власти субъекта).
Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Коллективные субъекты – Российская Федерация, субъекты Федерации, государственные органы (федеральные и региональные), органы местного самоуправления, ассоциации граждан (общественные объединения, политические партии), общность людей (народ, нация, население субъекта).
Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные формально определенные правила поведения, установленные или санкционированные государством, регулирующие определенные общественные отношений посредством закрепления прав и обязанностей субъектов конституционного права.
Конституционно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права
Конституционные права и свободы - это основополагающие базовые правомочия личности, социально значимые как для отдельного человека так для общества. Это неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения, составляют основу его правового статуса.
Конституционный строй - это устройство общества и государства, закрепленное нормами Конституции, это определенный порядок при котором соблюдаются права человека, а государство действует в соответствии с Конституцией.
Конституция – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и взаимоотношений государства, общества, гражданина.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Орган государства - это персонифицированное лицо (например, Президент республики), или коллектив граждан, обладающий в установленном порядке государственно-властными полномочиями, участвующий в осуществлении задач и функций государства.
Правительство РФ - высший орган федеральной исполнительной власти, коллегиальный орган общей компетенции.
Президент РФ - гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ.
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Федеральное Собрание - высший представительный и законодательный орган (парламент) РФ. Оно состоит из двух палат - Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).
Люстрация (от лат. lustratio — очищение). В современном конституционном праве так называют узаконенный запрет занимать выборные и иные ответственные государственные должности лицам, которые принимали непосредственное участие в антидемократической, репрессивной деятельности властей при прежнем тоталитарном государственном режиме. Люстрация, таким образом, выступает как форма личной политической ответственности за участие в правонарушающей деятельности государственной власти.
Право на жизнь. Это неотъемлемое право человека, означающее, что никто не может быть произвольно лишен жизни. Такая норма закреплена всеми международно-правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями стран мира.
Право на жизнь прежде всего предполагает проведение государством миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты. Ряд государств (Япония и др.) провозгласили в своих конституциях отказ от войны, а также от применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Гарантии этого права не сводятся к запрещению убийства — это предусмотрено уголовным кодексом каждой страны.
Государство обязано организовать эффективную борьбу с преступностью, и особенно с террористическими акциями. В качестве гарантий права на жизнь рассматриваются системы здравоохранения, в частности предупреждения детской смертности; охраны от несчастных случаев на производстве; профилактики дорожно-транспортных происшествий; пожарной безопасности и др.
Во многих странах, особенно находящихся под влиянием католической церкви, право на жизнь рассматривается и как основание для запрещения абортов, а в отдельных государствах (например, в Словакии) конституции содержат норму об охране жизни уже до рождения человека.
Одним из важнейших аспектов права на жизнь является вопрос о смертной казни. Во многих странах она конституционно запрещена. Но конституции порой предусматривают, что смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена за особо тяжкие преступления против жизни (т. е. в отношении лиц, совершивших умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, за террористические акции и бандитизм, если они привели к гибели людей). При угрозе применения смертной казни обвиняемый во многих странах имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Эссе
Эссе – это творческая работа небольшого объема и свободной композиции, выражающая индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующая на исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает субъективно окрашенное изложение мысли, позиции и может иметь научный или публицистический характер. Эссеистический стиль отличает образность и установка на разговорную интонацию и лексику.
Жанр эссе предполагает не только написание текста, но и устное выступление с ним на семинарском занятии. При этом оценивается как содержание эссе, так и стиль его преподнесения.
В случае, если по каким-то причинам выступить на семинаре не удалось, эссе должно быть сдано в письменном виде преподавателю, ведущему семинарские занятия. В этом случае рекомендуемый объем эссе – 5-7 страниц.
Ниже предлагаются некоторые темы для эссе, однако, студент вправе выбрать тему для эссе самостоятельно, согласовав ее с преподавателем.
Примерные темы эссе:
Правовой и социологический смысл конституции.
«Акакий Акакиевич Башмачкин» и права человека.
Разделение властей – ненужное заимствование или объективная необходимость?
Христианские принципы в конституционном праве России.
Конституционное право через призму ислама.
Конституционное право через призму буддизма.
Конституционное право через призму иудаизма.
Конституция и конституционализм.
«Парламентарная республика» и «республика Советов»: принципиальные отличия.
Обязательно ли в демократии всеобщее избирательное право?
Природа института главы государства.
Преимущества и недостатки полупрезидентской формы правления.
Зачем России парламент?
Идея банкротства субъекта Федерации: «за» и против».
Парламентская дисциплина и парламентская ответственность депутатов.
Перспективы конституционной монархии в России.
Макроэкономика и Конституция России: взаимные ограничения.
Факторы нестабильности федерального законодательства.
Дисбаланс в российской системе сдержек и противовесов.
Правовой смысл высшей конституционной ценности (ст.2 Конституции РФ).
Государство социальное и государство социалистическое.
Светский характер государства и секуляризм.
Оптимальная модель федеративного устройства в России.
Способы обеспечения независимости судей.
Смысл идеи местного самоуправления.