Учебный план [14] отражает основные компоненты коррекционно-педагогической работы с детьми и реализует задачи
- укрепления здоровья, создания условий для полноценного физического развития и совершенствования двигательной сферы;
- формирования определенного запаса представлений об окружающем, фонда знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом дошкольного образования;
- формирования психологического базиса для развития ВПФ и предпосылок к школьному обучению;
- формирования нравственно-этической сферы, эмоционально-личностное становление, социальную адаптацию.
Названия занятий, указанные в учебном плане носят условный характер и могут быть видоизменены. Следует помнить о том, что на каждом занятии в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях специализированной группы и выраженности недостатков в развитии.
Рассмотрим содержание и особенности проведения занятий, включенных в учебный план.
1. Комплексное коррекционно-развивающее занятие (ККРЗ) проводится только с детьми младшей группы на 1-м году обучения [15]. В ходе ККРЗ решаются задачи
- формирования психологической базы для развития мышления и речи,
- развитие общей и мелкой моторики, сенсорное развитие,
- формирование представлений об окружающем мире.
Любое новое содержание отрабатывается сначала на ККРЗ учитель-дефектолог, подготавливая базу для занятий воспитателя.
ККРЗ проводятся в игровой форме, объединяются единой темой и сюжетной линией. В структуру занятия включаются дидактические игры, подвижные игры и упражнения, практическая работа с различными материалами и строительным конструктором, графические упражнения. Продолжительности каждого занятия от 10 до 20 минут в зависимости от сроков пребывания детей в специальном детском саду и периода обучения. В первой половине учебного года такие занятия проводятся малыми подгруппами (2 – 3 ребенка), а во второй половине учебного года формируются подгруппы из 5 – 6 детей.
Для удобства планирования следует ориентироваться на два ведущих компонента в содержании коррекционно-педагогической работы.
Развитие мыслительной деятельности и подготовка к усвоению элементарных математических представлений (сенсорное развитие, совершенствование моторных функций, формирование пространственных ориентировок, развитие наглядных форм мышления с опорой на предметно-практическую деятельность).
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (обогащение представлений о предметах и явлениях, расширение словарного запаса, стимуляция коммуникативной активности).
Учебным планом предусматривается пять комплексных коррекционно-развивающих занятий в неделю. На двух из них преобладает первый из выше рассмотренных компонентов, на трех – решаются преимущественно задачи второго компонента. И в первый и во второй тип занятия входят упражнения, способствующие развитию внимания, памяти, различных видов восприятия.
2. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Занятие проводит учитель-дефектолог. Его основная задача – расширение кругозора, уточнение представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности, ребенка знакомят с основами безопасности жизни (ОБЖ), проводят экологическое воспитание. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, главным образом обогащение словаря, уточнения значения слов в рамках изучаемых тем, а также развитие познавательных процессов.
3. Занятия по развитию речи имеют свою специфику и направлены на решение следующих задач.
· Совершенствование лексико-грамматического строя речи. Эта работа осуществляется во взаимосвязи с тематикой занятий по «Ознакомлению с окружающим миром». Отрабатываются модели словообразования, словоизменения, синтаксических конструкций.
· Развитие связной речи. Это направление речевого развития требует особого внимания, так как дети испытывают значительные трудности в программировании и построении развернутых речевых высказываний.
4 - 5. Занятие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте.Начальное обучение грамоте. Начинается эта работа еще в старшей группе. Первоначально упражнения на развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти, первичного фонемного и слогового анализа и синтеза, формирования графомоторных навыков входят в структуру занятия по развитию речи, а затем выделяются в специальное занятие (в подготовительной группе).
Дети знакомятся с явлениями языковой действительности – звуками, словами, предложениями. Их знакомят с печатными буквами, способами моделирования звуко-слогового состава слова и предложения. Формируют навыки послогового чтения.
Особое внимание уделяется подготовке ребенка к письму. Среди задач, реализующих подготовки ребенка к письму можно выделить такие как: формирование правильной посадки и захвата карандаша, развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации, развитие умения ориентироваться на листе и в клетке, овладение образами букв, графическая передача печатных букв и овладение элементами прописных букв.