РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯВ СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ




Практически сразу после революции 1917 года началась интенсивная работа по обновлению образования, а также широкое, массовое просвещение в области культуры и искусства, которые опирались на опыт предреволюционных десятилетий. В резолюции I Всероссийского съезда по просвещению (1918) говорилось, что задачи «всестороннего развития личности настоятельно выдвигают вопрос о необходимости художественного развития народа»; в Наркомпросе были созданы специальные секции, занимавшиеся художественно-эстетическим воспитанием. Начиная с 1921 г., во всех губерниях создавались «художественные бюро», а позднее — «опорные пункты по художественному воспитанию», обеспечивавшие методическое руководство в области музыкальной, художественной, театральной, библиотечной и клубной работы в школе. С.Т. Шацкий, пропагандировавший эстетически ориентированную организацию образовательного процесса, и другие новаторы создавали «опытные станции» для апробации передовых педагогических идей. Повсюду, включая сферу профессионального художественного образования, возникали новые экспериментальные площадки, разрабатывались новые принципы дидактики, направленные на стимулирование творчества учащихся, на формирование у них установки на эстетическую организацию окружающей жизни. В разработку государственной программы развития художественного образования и системы эстетического воспитания были вовлечены выдающиеся композиторы, художники, режиссеры, музееведы, ученые — Б.В. Асафьев и Р.М. Глиэр, Е.Ф. Гнесина и В.Э. Мейерхольд, А.В.Бакушинский и И.Э. Грабарь и многие другие. С 1927 г. началось издание журнала «Искусство в школе» (издавался до 1932 г.). С осени 1917 г. начал свою деятельность Пролеткульт, просветительская и образо вательная деятельность которого была направленной на создание новой, «пролетарской интеллигенции». Расцвет художественно-образовательной работы Пролеткульта пришелся на 1919–1922 гг., его клубная работа предполагала обязательные лекции по истории искусства и литературы, студийная работа и обучение велись по четырем главным направлениям — театр, литература, изобразительное искусство, музыка. Доступ в театральные студии был открыт всем желающим; создавались так называемые «соседские театры», организовывавшие массовые представления и празднества. Вскоре после революции возникли профессиональные учебные заведения нового типа: в области медиаобразования это были Высший институт фотографии и фототехники (1918, ныне — Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения) и первая в мире Государственная киношкола (1919, сегодня это Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А.Герасимова — ВГИК); в области дизайна — Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС, 1920–1926) и Институт художественной культуры (ИНХУК, 1920–1924), превратившиеся в центры теории конструктивизма и «производственного искусства», и др. В 1920-е гг. просветительская работа, в том числе и в сфере искусства, приобрела особую актуальность, влияя на деятельность учреждений культуры и искусства, а также на формы работы этих учреждений с посетителями и зрителями. Была создана целая сеть учебных и детских музеев, профессионализировалось экскурсионное дело, музейные учреждения активно развивали контакты со школами, было введено право бесплатного посещения музеев. Тогда же возникли первые детские театры, строившие свою работу с учетом «обратной связи» с целевой аудиторией. В рамках «важнейшего из искусств» (кино) сформировалось культурно-просветительное направление, началось «художественное радиовещание», имевшее ярко выраженный образовательный характер. С конца 1920-х гг. началась переориентация системы образования на профессионализацию, и возможность получения художественного образования получили преимущественно одаренные дети и молодежь. Советская система многоуровневого художественного образования, ориентированная на раннюю профессионализацию, формировалась начиная с 1930-х гг. Развитие общего художественного образования испытало подъем уже в 1970-х гг., когда было принято решение о развитии программ эстетического воспитания школьников. Под руководством Д.Б. Кабалевского была разработана новая программа по музыке для общеобразовательной школы (утверждена в 1981 г.); при поддержке Союза художников СССР Б.М. Неменский создал программу «Изобразительное искусство и художественный труд»; для старшей школы была предложена программа «Мировая художественная культура» (Л.М. Предтеченская, Ленинград), и подготовка учителей по данному предмету началась в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена (ныне РГПУ). Временем обсуждения и разработки Общесоюзной комплексной программы эстетического воспитания стали 1980-е гг., тогда же появились новые авторские разработки в сфере общего художественного образования, стали создаваться центры эстетического воспитания и школы искусств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: