Учебник
Томас Харди (1840—1928) — один из выдающихся английских романистов конца XIX в. С 1867 г., когда он начал работу над своим первым (неопубликованным) романом «Бедняк и леди», до 1895 г. (дата публикации его последнего романа «Джуд Незаметный») Харди написал около двадцати романов, множество рассказов и стихов. В последние тридцать три года жизни от романного творчества он отказался, так как ценил свое поэтическое призвание значительно выше (многие из его лучших лирических произведений написаны в 1910-е годы); но также очевидно, что его уязвляла и подавляла поздневикторианская критика: романы Харди расценивались как «аморальные» и «пессимистические» — эти оценки переросли во враждебное неприятие «Тэсс из рода Д'Эр- бервиллей» (1891) и «Джуда Незаметного». Однако позже, еще при жизни писателя, произошла переоценка его творчества. Ориентиры сместились: то, что викторианцам казалось «аморальным», перестало восприниматься таковым в 1910— 1920-е годы; то, что ранее казалось «пессимистическим», позже лишь подтвердилось. Еще более интересным представляется факт обращения именно к творчеству Харди в конце XX в. — прежде всего, в так называемом «постмодернистском» романе, где сюжеты и персонажи Харди составляют своего рода «пред-текст».
Сам Харди подразделял свои романы и рассказы на три группы. Самую многочисленную (наверное, можно запоминать только ее) составляли романы «характера и среды ». К ним Харди относил «Под деревом зеленым»), «Вдали от обезумевшей толпы» (1874), «Возвращение на родину» (1878), «Мэр Кес- тербриджа» (1886), «В краю лесов», а также «Тэсс » и «Джуда».
К «романтическим историям и фантазиям » (Romances and Fantasies) он причислял романы «Голубые глаза» (1873), «Штаб-трубач» (1880), «Двое на башне» (1882).
Романы типа «Отчаянные средства » (1871) — наименее известные — Харди определял как «романы изобретательности ».
Отец писателя был подрядчиком-каменщиком, и сам Харди, как и его герой Джуд, знал в этом ремесле толк. Он получил профессию архитектора — и мастерство архитектора свидетельствует о себе в романах этого писателя. Они отчетливо структурированы — каждое событие сюжета является частью целого. О «Джуде Незаметном» сам Харди говорил, что роман «построен почти геометрически».
Такое строение композиции — напоминающее архитектурный проект — разительно отличается от строения традиционного викторианского романа.
Лекция.
«Тэсс».
Черты викторианства. Протестантизм – должна раскаиваться всю жизнь.
В романе возникает вопрос:что такое истинный аристократизм?
Языческие симпатии Гарди объясняются тем, что он вырос в деревне, из простой семьи.
Эйнджел хотел чистую крестьянскую девушку, а Тэсс оказалась из древнего аристокр.рода.
Протестантизм – религия революции. Верят буквально, никакого символизма.
Эйнджел любит природу – в этом отпал от семьи.
Женитьба на Тэсс завершила психолог. И идеолог. Конфликт с отцом Клэр.
Трагический конфликт - Тэсс не была преступницей, но общество посчитало ее таковой, и она стала настоящей преступницей. В этом есть тенденция к натурализму – некий дух эпохи.
Не выдерживает такое кол-ва вины, постоянно сталкивается с Аликом.
В 19 в происходит жанровое изменение романа: драматизация романа (Достоевский, Золя). На рубеже веков роман становится концептуальным, линейность изложения нарушается.
Роман «Т из р.Д» закрывается в эту концепцию 3 героев. Такие произведения легко ставятся на сцене: герой не путешествует далеко, замкнутое пространтсво.
Хотят что-то исправить, но герои не могут остановить развитие трагедии.
След символизма: убийство Алика, женитьба Эйнджела, эротич.мотивы + языч.
В основе: природа центральной Англии; вопрос нац. Специфики. Напоминает англ.традбаллады, символизм, пейзажи Водсворта- сентимент. Жанра пейзажа – самодостаточен.
Образы типичной английскости – намеренно. (графство Уэльс)
Природа показывает другую сторону конфликта. Человеческую природу отменять нельзя. Бунт чел. Природы против ханжества.
Протестантская идеология предопределения. В конце конфликт пр-ва, христ.этики с философией жизни. Непрощение.
Языческие символы: хороводы, солнце – в нач и в конце, перенос через реку.
Проповедь кары художником, кот.делал надписи на поверхностях. Протестанты считают, что проповедовать может каждый, кто читал писание.
Алик – антагонист (непримиримый противник) Тэсс, узурпатор этой земли.
Эйнджел – фанат чистоты, стремится соовт.своим идеалам, воззрениям.
В драм.ситуации ведет себя именно так, как его родители – не прощает грешницу.
Сходство с «Кукольным домом» Ибсена: сходсвто главных героев-мужчин, которые не способны спасти свою женщину.
ЭЙнджел – фигура трагическая, жертва праведности.
Алик – жертва страстей.
«Джуд незаметный» - судьба мужчины, попавшего в колесо. Герои не могут уйти. (похож на тэсс, только мужик).